Памятники тюркских народов, представленные в различных типах и формах источников.
Ранние формы рунического письма, представленные знаковым письмом и характерные для номадов Жетысу, изучены в междуречье Или и ШуЛаласского региона. В районах локализации памятников рунической письменности на одном пространстве, включая территорию Прииссыкулья, расположены памятники тюркского монументального искусства, петроглифы и родовые тамги.
Описанные типы памятников расположены на землях народа он ок будун, которые создали государство Западный Тюркский каганат (VI-VIII вв)
В 1692 г. Амстердамский бургомистр Николай Вид-зен сообщил о первых находках изображений и надписей недалеко от Верхотурья.
В 1692 г. Амстердамский бургомистр Николай Вид-зен сообщил о первых находках изображений и надписей недалеко от Верхотурья.
В 1697 г. Семен Ремезов писал о надписях по верхнему течению реки Талас, где в 1896-1897 гг В. Каллаур и Г, Гейкель открыли камни с руническим надписями.
В 1719-1722 экспедиция Д. Мессершмидта сообщает о рунических письменах вдоль р. Енисей.
Были найдены таинственные «рунические» письмена, высеченные на камнях Енисея и внешне похожие на скандинавские руны. Однако оказалось, что языком енисейских надписей был древнетюркский
Были найдены таинственные «рунические» письмена, высеченные на камнях Енисея и внешне похожие на скандинавские руны. Однако оказалось, что языком енисейских надписей был древнетюркский
В 1889 г. русский этнограф Н.М. Ядринцев открыл в Монголии в бассейне р. Орхон два больших мраморных обелиска с двуязычными надписями – памятники в честь Бильгекагана (735 г.) и его младшего брата Кюльтегина (732 г.)
В 1891 г. Н.М. Ядринцев, будучи участником российской научной экспедиции под руководством В.В. Радлова, обнаружил третий, скрываемый монгольскими властями орхонский обелиск с руническими письменами – Онгинский памятник (начало VIII в.).
В 1912 г. В. Котвич открыл памятник Кули Чору (создан в 731 г.) в местности Ихе-Хушоту Улан-Баторского аймака.
В 1912 г. В. Котвич открыл памятник Кули Чору (создан в 731 г.) в местности Ихе-Хушоту Улан-Баторского аймака.
Надпись состоит из 29 строк. В 1913 г изданы тексты из Суд-жи и Селенгинский камень, высеченные и посвященные первому хану уйгурской династии Моюн-чуру.
Упомянуть нужно также известный всем памятникк:
Упомянуть нужно также известный всем памятникк:
Мавзолей Бабаджи Хатун — достопримечательность, расположенная в селе Айша-биби Жамбылского района Жамбылской области Казахстана.
Был исследован в 1897 году Василием Каллауром, в 1938-1939 годах – Александром Бернштамом, в 1953 году –
Толеу Басеновым. В 1982 году памятник был включён в
список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану
государства.
Мавзолей Жошы-хана
Мавзолей Жошы-хана
Это усыпальница Жошы хана (Джучи) возведена на месте захоронения старшего сына великого Чингисхана
Начало изучению мавзолея Жошы хана было положено Ш. Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.).
В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется описание этого древнего строения.
Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулпытасы.
Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулпытасы.
В Актюбинской области проводил исследования ведущий ученый Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Серик Ажигали. Им было обследовано по Западному региону более 50 кулпытасов. Эпитафические надписи на них дают много сведений об усопшем – когда родился, кем он был, какого рода.
Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э.
Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э.
В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов.
Обследования мечети впервые проведены комплексной экспедицией института геологии им. К. Сатпаева АН Каз ССР в 1965-1968 гг.