Тамара в. Матвеева



Pdf көрінісі
бет1/7
Дата04.05.2023
өлшемі0,54 Mb.
#89704
  1   2   3   4   5   6   7
Байланысты:
Тональность разговорного текста три



Тональность разговорного текста: 
три способа описания
ТАМАРА В. МАТВЕЕВА
(Екатеринбург)
Современный категориальный подход в лингвистике предполагает 
понимание текстовой категории как объективного свойства системного 
речевого объекта и деятельностно значимого качества этого объекта (Сидоров 
1986). Категория - отвлеченная от действительности и зафиксированная в 
языке определенность, которая служит средством членения и синтезирования 
объекта или аспекта действительности (Категории философии... 1983), — 
представляет собой объект лингвистического внимания, содержательно 
единый при многоуровневом и сложно структурированном оформлении. В 
области коммуникативной лингвистики содержательное единство речи 
связывается с целью речевого общения (Бондарко 1976). Если перенести 
акценты исследования на специфику общения с различными целями, 
категориальная лингвистика неизбежно становится категориальной 
стилистикой.
В категориально-текстовой стилистике остро стоит вопрос о наборе 
категорий, в совокупности моделирующих текст в целом. Одна из концепций 
определения такого набора основывается на соотнесении текста и 
отражаемого им коммуникативного акта. Текстовая категория предстает 
отражением одного из компонентов коммуникативного акта, в число которых 
прежде всего входят субъект и адресат текста, предмет речи и способ его 
представления адресату, текстовое пространство и время. Большинство 
соответствующих текстовых категорий (субъектности, или авторизации, 
адресатности, темы, композиции, текстового пространства и времени) уже 
получили стилистическую интерпретацию (например: Тураева 1979, Лапп 
1988, Науменко 1990). При этом не снимается вопрос об уровне абстракции
210


Тональность разговорного текста: три способа описания
Т.В. МАТВЕЕВА
при выделении и описании той или иной категории, в частности, категории 
субьектности. Текст создается как результат речетворческого процесса по 
замыслу его автора (авторов), и роль автора по отношению к тексту -
всепроникающая и всеобъемлющая. В то же время субъективная модальность 
текста может найти и отдельное, самостоятельное свое выражение в 
суждениях Q ценности излагаемых фактов, о чувствах и волеизъявлениях, 
связываемых с фактами речи (Балли 1955: 43-45). Эта единая сфера 
семантики - субъективная - неоднородна в более конкретном плане, в 
частности, относительно рационального или эмоционального содержания.
Разграничение рациональных и эмоциональных, оценочных и не­
оценочных, нейтральных и волю нтативных проявлений в области 
субъективных смыслов существенно при определении частных категорий 
субъективной^модальности. С учетом первичности эмоций в человеческой 
психике, а также пересекаемости названных выше дихотомий выделим все, 
что связано в тексте с эмоциональным отношением, параметрическими 
оценками, волеизъявлением автора, в отдельную текстовую категорию
Обозначим ее термином тональность, подчеркнув тем самым значимость 
эмоциональной составляющей. Данный термин, имеющий хождение в 
литературоведческих и лингвистических исследованиях, чащ е всего 
используется нестрого - как образная терминологическая параллель, вольное 
заимствование из музыкальной сферы или же обобщенно связывается с 
прагматическим эффектом речи, см., например:
„Термин тональность соотносится с уровнем речи и служит для обозначения 
стилистического эффекта, возникающего вследствие функционирования в 
тексте стилистически окрашенных единиц языка, тональность - категория 
функционально-стилистического плана, которая характеризуется опорой на 
конкретную коммуникативную цель” (Горшкова 1989: 52).


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет