Урок литературы в 5 классе "…Крылатые крыловские слова" (М. В. Исаковский) по басням И. А. Крылова



Pdf көрінісі
Дата03.03.2017
өлшемі421,74 Kb.
#5792
түріУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Основная общеобразовательная школа № 14» 

 

 



 

 

 



 

Урок литературы в 5 классе 

 

"…Крылатые крыловские слова" 

(М. В. Исаковский) 

по басням И.А. Крылова 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Разработала: 

Наталья Викторовна Светикова, 

учитель русского языка и литературы, 

первая квалификационная категория 

 

 



 

 

 



 

г. Гусь-Хрустальный, 

2014-2015 уч. год 


 

Его басни переживут века! 

К.Н.Батюшков 

 

Цель  урока:  создать  условия  для  формирования  языковой  компетенции  уча-

щихся  (владение  языковыми  нормами,  обогащение  словарного  запаса  учащихся  ) 

посредством изучения творчества И. А. Крылова

Задачи: 

Личностные:   

 



создание  условий  для  формирования  интереса  к  басенному  творчеству 

И.А.Крылова; 

 

стремление к речевому самосовершенствованию; 



 

осознание эстетической ценности творчества И. А. Крылова. 



Метапредметные: 

 



формирование  умения  понимать  проблему,  подбирать  аргументы  для  под-

тверждения собственной позиции ; 

 

развитие способности  правильно излагать свои мысли в устной форме; 



 

развитие  навыка  лексикологического  и  стилистического  анализа  художе-



ственного  произведения  (на  примере  анализа  текста  басни  И.  А.  Крылова 

«Демьянова уха» ); 

 

осознание  роли  и  значения  слова  как  главного  средства  создания  художе-



ственного образа. 

Предметные:    

 



углубление знаний учащихся о жанре басни на языковом уровне; 

 



продолжить  формирование  умения  находить  в  тексте  изобразительно-

выразительные  средства  языка,  понимать  их  роль  в  раскрытии  идейно-

художественного содержания произведения; 

 



учить владеть литературоведческой терминологией при анализе литературно-

го произведения; 

 

знакомство с литературной игрой «центон». 



 

 

 

Сценарий урока 

 

I.  Организация начала занятия.  Мотивация. 

 

       



У:  На предыдущих уроках мы с вами познакомились с баснями И.А. Крылова. 

Этот писатель жил и творил в XIX веке. И уже тогда его современник, К.Н. Батюш-

ков, сказал о нѐм: «Его басни переживут века» 

- Прав ли был Батюшков? Возможно ли, что басни, написанные около 200 лет 

назад, живут до сих пор? 

Сегодня, на нашем уроке, мы должны опровергнуть или доказать эти слова Ба-

тюшкова, которые стали эпиграфом нашего урока.  

 (

Обращение к эпиграфу к уроку.)   



У: Что такое эпиграф, для чего он нужен? 

Р: Эпиграф – изречение или цитата, предпосланное произведению (уроку), со-

средотачивающее мысль на идее произведения (урока). 



У: И детям и взрослым интересно читать басни Крылова. Басни помогают нам в 

чужих недостатках узнавать свои, помогают стать лучше. 

 Мы  произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наря-

ду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда 

даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не при-

метил", "А ларчик просто открывался" и так далее. 

Ребята, а как называются такие выражения?  

Р: Афоризмы (крылатые выражения). 

У: А что такое афоризмы?  

Р: Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литера-

турного источника. 



У:  Вот об  этом  мы как  раз  сегодня и поговорим,  ведь, действительно,  многие 

выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами. 

 

 

II. Проверка выполнения домашнего задания. 



 

У: Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Что вам нужно было сде-

лать? 


Комментарий к домашнему заданию 

Класс был разбит на пять групп. 

I группа  «Театралы».  Они инсценировали басню «Демьянова уха» 

II, III и IV группы  «Исследователи». Получили задание

 

выписать из данных ба-

сен И.А.Крылова выражения, которые стали крылатыми, определить их значение, 

в какой ситуации их можно было бы использовать? 

V группа  «Языковеды».  Учащимся были предложены пары слов: ум - глупость, 

товарищество - равнодушие, смелость-трусость. Нужно было подобрать примеры 

из басен, которые могут проиллюстрировать те или иные качества и ответить на 

вопрос « Как называются такие слова?»  

По одному представителю от первой, второй и третьей группы  идут к доске.

 

 

 



В это время фронтальный опрос (те определения, которые нам понадобятся 

на уроке): жанр басни, жанровые признаки басни, композиция басни, аллегория, где 

мы  уже  встречались  с  использованием  аллегории?  К  какому  литературному  роду 

относятся басни? Тематика басен. 

 



Проверка работавших у доски; 

Вариант оформления работы: 



II группа   

1.

 



"А Васька слушает да ест" 

Ответ: Один говорит, а другой не обращает на него внимания, "Кот и повар" 

2.

 

"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь" 



Ответ: Каждый должен заниматься своим делом, "Квартет" 

3.

 



"А ларчик просто открывался" 

Ответ: Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить, "Ларчик" 

4. "Беда, коль пироги начнѐт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"  

Ответ: Каждый должен заниматься своим делом, "Щука и кот" 



III группа   

1.

 



"Великий зверь на малые дела" 

Ответ:  О  людях,  которые  прилагают  много  старания  и  изобретательности  для  вы-

полнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела 

не способны, "Воспитание льва" 



2.

 

"Ворона в павлиньих перьях" 



Ответ: О человеке, который присваивает себе чужие достоинства, "Ворона" 

3.

 



"Да только воз и ныне там" 

Ответ: Дело не двигается, стоит на месте, "Лебедь, Щука и Рак" 

4.

 

"Как белка в колесе" 



Ответ: Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов, "Белка" 

5."Слона-то я и не приметил" 

Ответ: Не заметить самого главного, важного, "Любопытный" 

IV группа   

1 "Как под каждым ей листком был готов и стол и дом" 

Ответ: Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности, 

"Стрекоза и муравей" 

2. "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку" 

Ответ: Взаимная лесть, "Кукушка и петух" 

3.

 

"Медвежья услуга" 



Ответ: Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность, 

"Пустынник и медведь" 

4.

 

"Огурец с гору" 



Ответ: Чрезмерное преувеличение, "Лжец" 

5.

 



"Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем" 

Ответ: Каждый должен заниматься своим делом, "Скворец" 

 

Проверка задания пятой группы. 



Антонимы - слова с противоположным лексическим значением. 

Учащиеся называют свои примеры. 



 

III. Закрепление знаний и способов действий. 

 

У: Ребята, а какое крылатое выражение вы вспомните, когда вы не хотите  есть, а 

вас очень просят испробовать какое-либо угощение? 



Р: "Демьянова уха". 

У: Ребята, вот на этой басне мы остановимся подробнее. Давайте еще раз обратимся 

к теме урока и подумаем, что необычного в этой басне.  



Р: Крылатым выражением стало заглавие басни. 

У: Обратимся к истории создания этой басни. 

(Сообщение учащегося). 

У:  А  чтобы  нам  интереснее  было  представить  саму  басню,  ребята  нам  сейчас  ее 

представят. 

( Инсценировка басни). 

У: Понравилась ли вам инсценировка басни?  

У: Как вы думаете, была ли эта басня популярна в 19 веке?  

У: Басня сразу стала очень популярной. В "Словаре церковно-славянского и русско-

го языка" (1847 г.) словарная статья на существительное уха иллюстрируется приме-

рами  из  этой  басни,  что  тогда  было  большой  редкостью.  Давайте,  подумаем  и  по-

смотрим, каким образом Крылов достиг того, что басня получила такое распростра-

нение, а ее заглавие стало крылатым выражением? Мы говорили, что часто в основе 

басен  И.А.Крылова  лежит  -  диалог  (как  композиционный  прием).  Многие  басни 

Крылова представляют собой сценки. А как строится эта басня? 

Р: В форме диалога, но только у второго героя почти только 2 фразы. Все внимание 

автора сосредоточено на хозяине. 



У: А как вы думаете, почему до середины басни автор не дает имен своим 

героям? О чем это свидетельствует?  



Р: Обобщенность образов. 

У:  Сама  басня  построена  на  фольклорном  материале.  Именно  в  ней  проявляются 

глубокие знания автором народного быта. Как русский народ скажет о гостеприим-

ном хозяине? 

РХлебосольный. 

У: У вас на парте и на слайде даны примеры русских пословиц и поговорок, в кото-

рых нашли отражение разные стороны жизни народа: 



 

Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет. 



 

Гость в доме - Бог в доме. 





 

Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай

 

В гостях воля не своя. 





 

Гость – невольник. 



 

У себя как хочешь, а в гостях - как велят

 

Гость - невольный человек: где посадят, тут и сядет. 



У: Какая пословица близка содержанию басни? Почему?  

У: Теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств автор до-

стигает яркости, выразительности образов? Обратите внимание на слова: соседушка, 



тарелочку, ушицу, кусочек, ложечку, лещик. Что в них особенного? 

Р: Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.  

У: Где мы уже встречались с такими примерами?  

Р: В былинах. 

У:  Для  чего  в  былинах  использовались  уменьшительно-ласкательные  суффиксы? 

Для чего здесь? 



Р:  В  былинах  использование  уменьшительно-ласкательных  суффиксов  помогало 

выразить  авторское  отношение  к  богатырю,  здесь  же  они  нужны,  чтобы  придать 

словам экспрессивную окраску. 

У:Прочитайте описание ухи. 

Р"Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она".  

У: Что использует автор? 

Р: Сравнение. 

У: Сравнение делает описание более ярким, выразительным. 

У: Объясните выражения: Сыт по горло ; Нужды нет  

РСыт по горло - "наелся до сыта". Нужды нет - "все равно, не имеет значения".  

У: «Нужда» встречается с ударением как на первом слоге, так и на втором. Норма-

тивными были оба ударения. 



У: А какие выражение создают в басне живые разговорные интонации?  

Р: Междометие "ей-же-ей". 

У: На чьей же стороне симпатии автора? Из каких слов это следует? 

Р: На стороне гостя, об этом свидетельствует эпитет "бедный"- "несчастный". 

У: Ребята, так о чем же предупреждал И.А.Крылов? О чем говорится в  морали бас-

ни? 


Р: Во всем надо знать меру, надо уметь вовремя остановиться.  

 


Игра "Центон" (самостоятельная работа в группах) 

Развитие  информативной  компетенции.  Аспект  –  планирование  информативного 

поиска. Первичный уровень 

У: Просмотрите текст, содержащий информацию о центоне, истории его возникно-

вения. Выпишите определение центона, правила, по которым  создавался центон. 

Еще  в  Древнем  Риме  поклонники  таланта  какого-нибудь  поэта, 

желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его 

стихотворений  новое  произведение,  в  котором  появлялся  новый 

смысл.  Такое  стихотворение  называлось  центон,  что  no-латыни 

означало  "одеяло  из  цветных  лоскутов".  Центон  строился  особым 

образом:  стихотворные  строки  из  разных  стихотворений  одного 

поэта рифмовались между собой, причём рифму и формы слов ме-

нять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк 

стихов стало литературной игрой.

 

  



Центон – это … 

 Правила создания центона  

1. … 

2. … 


3. … 

4. … 


(Проверка выполненного задания) 

Вариант, который должен получиться у учащихся: 

Центон – это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных 

стихотворений одного поэта, рифмованных между собой. 

Правила создания центона 

1.

 



Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать

2.

 



Выберите строчки с одинаковой рифмой. 

3.

 



Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать. 

4.

 



Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы. 

Развитие информативной компетенции. Аспект - извлечение вторичной 

информации. Первичный уровень. 

У: Внимательно прочитайте текст - центон, составленный по басням И.А.Крылова. 

Определите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки, выпишите строки и за-

пишите названия басен: 


Мартышка, в Зеркале увидя образ свой

Тихохонько Медведя толк ногой, 

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! 

Ты, сказывают, петь великий мастерице? 

Спой, светик, не стыдись! 

Не даром говорится, 

Что дело мастера боится". 

Медведь взревел - и подлинно запел; 

Да только лишь совсем особым складом: 

То он пищал, то он хрипел, 

То верещал козленком, 

То не путем мяукал он котенком. 

По счастью, близко тут Журавль случился. 

Он костью чуть не подавился. 

(Самостоятельная  работа  в  группах,  тексты  басен  даны.  После  выполнения  осу-

ществляется проверка) 

 

Вариант, который должен получиться у учащихся: 



 

 



"Зеркало и обезьяна" 

"Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой:" 

 



"Ворона и лисица" 

"Спой, светик, не стыдись!" 

 



"Осел и соловей" 

"И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастери-

ще? " 

 



"Щука и кот" 

"Не даром говорится, Что дело мастера боится" 

 



"Крестьянин и работник" 

"Медведь взревел:" 

 



"Волк и журавль" 

"По счастью, близко тут Журавль случился. 

 



"Скворец" 

"- и подлинно запел; 

Да только лишь совсем особым складом: 

То он пищал, то он хрипел, 

То верещал козленком, 

То не путем мяукал он котенком:" 

 

V. Подведение итогов занятия. 

У:  Ребята,  сегодня  мы  с  вами  посмотрели  немножко  с  другой  стороны  на  басни 

И.А.Крылова.  Мы  постарались  выявить  специфические  особенности  языка  басен 

И.А.Крылова, поработали с текстом басни "Демьянова уха", 

познакомились с литературной игрой центон. 



У: А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Справедливы ли слова К.Н. Батюш-

кова?  


(Высказывания учащихся). 

 

VI. Дифференцированное домашнее задание. 



 

 



Попробовать создать свой центон (4 строчки). 

 



Инсценировка понравившейся басни. 

 



Презентация по басням И.А.Крылова.  

 



Иллюстрация к басням. 

 

 

 



 

 

 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет