В развитии мировой просветительской шко лы в ряду таких выдающихся мыслителей, как



Pdf көрінісі
Дата03.01.2017
өлшемі312,64 Kb.
#1078

В развитии мировой просветительской шко-

лы в ряду таких выдающихся мыслителей, как 

Шекспир,  Тагор,  Гёте,  Кашгари,  Навои,  Ло-

моносов, Пушкин, Толстой, Маяковский, своё 

значимое место занимает восточный просвети-

тель Абу Наср Аль-Фараби.

Аль-Фараби  (псевдоним,  полное  имя  Абу 

Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлаг ат-

Тюрки,  родился  в  873  году  в  городе  Фороб, 

скончался в 950 году в Дамаске, похоронен на 

кладбище  «Боб  ас-саъир»  в  Дамаске)  –  мыс-

литель,  внёсший  весомый  вклад  в  мировую 

культуру,  известный  среднеазиатский  фило-

соф, учёный-энциклопедист, знавший более 70 

языков мира. С его именем связано не только 

определённое  число  научных  открытий  сред-

невековья, но и развитие просветительской со-

циально-философской  мысли  стран  Ближнего 

и  Среднего  Востока  вообще.  В  совершенстве 

изучивший  все  науки  своего  времени  и  внёс-

ший свой вклад в их развитие, комментариями 

к трудам греческих философов способствовав-

ший их широкому распространению в восточ-

ных  странах,  аль-Фараби  был  высоко  оценён 

на Востоке, где его называли «Ал Муаллим ас-

соний» («Второй учитель», после Аристотеля) 

или «Аристотель Востока». 

Об Абу Насре аль-Фараби и его научных за-

слугах в развитии восточной философии, логи-

ки,  медицины,  математики,  этики  и  эстетики, 

литературоведения  и  языкознания  и  других 

отраслей  естественных  и  общественных  наук 

имеются  значительные  работы  европейских, 

восточных  исследователей,  в  том  числе  и  уз-

бекских ученых

1

. Особый интерес к творчеству 



аль-Фараби вызван тем, что его научные труды 

посвящены  культуре,  социально-этическим  и 

эстетическим проблемам

2



Творчество  Абу  Насра  Аль-Фараби  и  его 

научные труды были высоко оценены его со-

временниками  и  исследователями.  Среди  них 

известные ученые Востока, великие мыслите-

ли Абу Али ибн Сина (980–1037), Захуруддин 

ал-Байхакий (умер 1169), Жалолуддин ибн ал-

Кифтий (1172–1248), Ибн Абу Усайба (1203–

1270), Ибн Халликон (1211–1282) и др.

Высказывания  вышеуказанных  ученых 

об  Абу  Насре  Аль-Фараби  и  его  научном  на-

следии  были  тщательно  проанализированы 

проф. М. М. Хайруллаевым и А. Ирисовым

3

.

Имеющей  и  теоретическое,  и  практиче-



ское  значение  проблемой  современного  язы-

кознания  является  проблема  культуры  речи. 

Культура  речи  является  важнейшим  орудием 

изучения  и  усвоения  неиссякаемых  богатств 

языка, эффективного и целенаправленного ис-

пользования их, средством совершенствования 

культуры  и  духовности  человека,  воспитания 

всесторонне развитой личности. Однако отно-

шение людей к языку не только как к средству 

общения,  но  и  как  к  важнейшему  фактору  в 

деле  воспитания  человека,  его  совершенство-

вания  в  разные  исторические  периоды  было 

разным. 

Эти закономерности ярко отражены и в тру-

дах одного из мыслителей Востока – Абу Наср 

аль-Фараби.  В  частности,  отдельные  взгляды 

Аль-Фараби на проблемы культуры речи, ора-

торское  искусство,  особенности  поэтической 

речи, своеобразие речи произведений различ-

ных жанров нашли своё отражение в его тру-

де  «Шеър  санъати»

(«Искусство  стихосложе-



ния»).

Высказывания Абу Насра аль-Фараби о сти-

хосложении, поэтике и поэтическом искусстве, 

о предъявляемых занимающимся поэтическим 



Э. А. Бегматов, У. Х. Исламов

АЛЬ-ФАРАБИ О ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Статья посвящена творчеству одного из выдающихся мировых мыслителей – Абу Наср Аль-

Фараби, с чьим именем связано не только определённое число научных открытий средневеко-

вья, но и развитие просветительской социально-философской мысли стран Ближнего Востока. 

В своих работах Аль-Фараби касается одной из проблем современного языкознания – культуры 

речи, в частности ораторских качеств поэтов, культуры речи правителей, имамов. В статье 

рассматриваются  требования,  связанные  с  речью,  культурой  речи,  ораторским  искусством, 

которым должен соответствовать нравственный человек, с точки зрения Аль-Фараби.

Ключевые слова: Аль-Фараби, культура речи, философская мыcль Востока, языкознание, 

ораторское искусство.



Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 110–113.

111

Аль-Фараби о языке и культуре речи

творчеством требованиях требуют внимания и 

небесполезны в исследованиях лексики и сти-

ля  художественных  произведений  и  лингвоэ-

тики в целом.

Абу Наср аль-Фараби подчёркивает необхо-

димость отличать поэта, обладающего прирож-

дённым поэтическим даром, от поэтов другого 

рода, при этом он отдельно останавливается на 

отношении поэтов к языку, лексическому бо-

гатству языка, различиях в использовании ху-

дожественных стилистических средств.

Автор делил поэтов на три категории:

1)  не  овладевшие  искусством  стихосложе-

ния,  методами  художественного  искусства

опирающиеся на природный дар поэты;

2) поэты, овладевшие искусством стихосло-

жения и имеющие врождённый дар;

3) подражающие вышеприведённым катего-

риям, не имеющие достаточного врождённого 

дара поэты.

Абу  Наср  аль-Фараби  так  оценивает  дей-

ствительно  одарённых  поэтов:  «Такие  люди 

действительно овладевают поэтическим искус-

ством, ни одна особенность стихосложения, к 

какому виду поэзии бы не принадлежала, всё 

равно не избежит сей закономерности. Очень 

искусно использующие все применяемые в по-

эзии  метафоры  и  сравнения,  такие  поэты  до-

стойны называться талантливыми поэтами

5

.

«Однако  самыми  лучшими  поэтами  счита-



ются имеющие врождённый дар» – таким вы-

водом  завершает  свои  рассуждения  учёный

6



Абу  Наср  Аль-Фараби  говорит,  что  иногда, 



бывает,  самый  несведущий  в  искусстве  сти-

хосложения  поэт  создаёт  замечательное  сти-

хотворение  высшего  класса.  Это,  по  мнению 

учёного, связано с темой произведения; или же 

и с поэтическим даром автора

7



Безусловно,  вышеприведённые  суждения 

Абу  Насра  Аль-Фараби  помогут  при  иссле-

довании  языка  поэтических  произведений.  В 

особенности сейчас, когда уделяется большое 

внимание  изучению  лингвостилистики,  линг-

вопоэтики, художественности и художествен-

ного мастерства, такие суждения ученого, не-

сомненно, принесут большую пользу в иссле-

дованиях.

Отдельные  высказывания  Абу  Насра  Аль-

Фараби  о  языке,  речи,  культуре  речи  встре-

чаются  в  его  книгах:  «Китоб  ал-алфоз  ва  ал-

хуруфт»  (Книга  о  словах  и  буквах),  «Калом 

лахлу  фи  маъно  исм  ал-фалсафа»  (О  смысле 

слова «философия»), «Абу Наср Аль-Фарабий 

сўзи»  (Книга  высказываний  Абу  Насра  Аль-

Фараби), «Китоб фи синлат ал-китоби» (Кни-

га об искусстве письма), «Китоб фи ал-лугат» 

(Книга о языках), «Об искусстве стихосложе-

ния», «О правилах искусства стихосложения», 

«Город достойных».

В своей книге «Взгляды жителей города до-

стойных» Абу Наср Аль-Фараби высказывает 

такую мысль: «Нет ни одного живого существа 

совершеннее того, кто владеет речью и поня-

тием»


8

. По мнению Аль-Фараби, кто ценит это 

благо,  стремится  им  владеть,  тот  должен  об-

ладать рядом достоинств. В частности, он дол-

жен «быть оратором, уважать знания и мудрых 

людей»


9

.

Говоря  о  том,  каким  требованиям  долж-



ны  отвечать  правитель,  имам,  письмоводи-

тель города достойных, Аль-Фараби отдельно 

останавливается  на  их  отношении  к  языку, 

ораторских  качествах.  Например,  правитель 

города  достойных  должен  «быть  от  природы 

тонкого ума, быстро вникать в слова собесед-

ника, улавливать его мысли», «с целью наибо-

лее точно донести до собеседника свои мысли 

уметь выражать их с использованием красивых 

слов»


10

. Говоря о шести качествах, необходи-

мых городскому имаму, Аль-Фараби отмечает 

такое  качество:  «Пятое  качество  –  имам  дол-

жен  обладать  даром  оратора,  чтобы  пламен-

ным словом побуждать народ следовать зако-

нам, установленным предыдущими имамами, а 

также созданным им самим по примеру пред-

шественников»

11

.



Говоря  о  различных  ремёслах,  учёный  от-

дельное внимание уделяет искусству каллигра-

фии  и  выделяет  несколько  уровней  владения 

каллиграфией.  «Чтобы  хорошо  владеть  этим 

ремеслом (каллиграфией), писец должен осно-

вательно знать язык, искусство речи, письмо и 

счёт, естественные науки. Например, один вла-

делец данного ремесла умеет красиво писать и 

хорошо знает естественные науки, другой зна-

ет  язык,  искусство  красноречия  и  отдельные 

аспекты  каллиграфии,  третий  же  мастерски 

владеет всеми этими науками»

12

.

Выражая  свои  мысли  по  поводу  проис-



хождения  наук,  Абу  Наср  Аль-Фараби  счита-

ет, что первичная и самая первая наука – это 

язык, наука дать название понятиям предмета

объекта, события-явления: «Говоря о том, как 

учить  и  учиться,  как  выразить  мысль,  выска-

зать, как говорить и отвечать, я утверждаю, что 

первейшей из этих наук является наука давать 

названия предметам, то есть субстанциям и ак-

циденциям»

13

. Речь здесь идёт о единице языка 



112

Э. А. Бегматов, У. Х. Исламов

– слове, которое именует, составляет лексиче-

ское богатство языка. Явление речи возникает 

лишь при использовании слов. Но, кроме того, 

есть нечто, что обеспечивает взаимосвязь слов 

в речи, порядок их расположения, то, что Аль-

Фараби именует второй наукой: «Вторая наука 

есть  грамматика,  она  учит  правильно  распо-

лагать  данные  предметам  названия,  субстан-

цию  и  акциденцию  а  также  правильному  со-

ставлению исходящих из этого поучительных 

предложений и речей»

13

. Третьей наукой Аль-



Фараби называет логику.

Говоря о философии, логике, познании, раз-

уме,  нравственности,  духовности  и  др.,  Аль-

Фараби заостряет внимание на значении и месте 

в данной сфере языка. Он, обозначая 12 требо-

ваний и условий, которым должен соответство-

вать нравственный человек, приводит следую-

щие требования, связанные с речью, культурой 

речи,  ораторским  искусством:  «(Во-вторых), 

должен быстро и правильно понимать суждения 

по любым обсуждаемым вопросам, вникать в их 

смысл, должен уметь распознавать истинность 

или ложность сказанного собеседником, его ис-

тинную цель; (в пятых), слова его должны быть 

точными, он должен уметь ясно и ровно выра-

зить своё мнение; (в седьмых), должен любить 

истину и сторонников истины, должен ненави-

деть ложь и сторонников лжи»

14

.

В  вышеприведённых  отрывках  нашли  от-



ражение почти все требования культуры речи 

нашего времени: полностью и точно понимать 

мысль  говорящего  (собеседника),  основную 

цель сказанного; использовать в речи слова с 

точным значением, говорить ясно и ровно, без 

задержек; речь должна содержать истину; по-

рицать использующих речь для распростране-

ния сплетен, неуместных известий, быть прав-

дивым и так далее. 

Аль-Фараби  так  оценивает  ложь:  «Как 

фальшивые деньги не считаются деньгами, так 

и ложь никогда не заменит истины»

15



Как мы видим, наши предки, великие мыс-



лители  Востока  оставили  нам  в  культурное 

и  духовное  наследство  язык,  речь,  культуру 

речи,  языковые  и  неязыковые  требования  к 

ней, нравственные нормы использования язы-

ка и многое другое. Одной из важнейших задач 

языкознания и педагогики является использо-

вание сего неоценимого наследства для воспи-

тания человека нашего времени в духе внима-

ния и уважения к языку. 

Бережное, уважительное отношение к язы-

ку,  целевое  и  уместное  его  использование, 

а  также  оценка  его  как  средства  воспитания 

и  совершенствования  человека  имеет  очень 

долгую  историю.  Издавна  наши  предки  со-

знавали пользу языка, речи для жизни людей, 

воспринимали  его  как  средство,  положитель-

но  влияющее  на  человека,  направляющего  в 

социальном  потоке,  могущего  даже  изменить 

его  жизнь.  Поклонение  языку,  культ  языка 

есть  древнее  явление,  наши  предки  считали, 

что язык, речь человека способны сделать его 

счастливым или несчастным, потому были раз-

работаны особые правила, определённые нор-

мы бережного и целевого пользования языком. 

Следование  этим  правилам  заложило  основы 

культуры речи. 

1.  Относящиеся  к  культуре  речи  обычаи, 

нормы,  которые  унаследовали  наши  предки, 

сохранились  на  страницах  произведений  уст-

ного  народного  творчества,  в  языке  древних 

письменных  памятников,  в  народном  устном 

языке – диалектах и говорах.

2.  Издревле  народ  считал  язык,  речевую 

деятельность  фактором,  демонстрирующим 

культуру, духовность и нравственные качества 

человека. 

3.  Сохранившиеся  в  веках  и  дошедшие  до 

нас  сведения  из  сохранившихся  памятников 

письменности, произведений устного народно-

го творчества говорят о том, что наши предки 

считали язык человека, культуру его речи ос-

новным мерилом и условием хорошего челове-

ка,  который,  уважая  язык,  для  использования 

его  в  благих  целях  должен  соответствовать 

следующим требованиям:

речь должна быть содержательной;



речь должна быть простой и понятной;

во  время  речевой  деятельности  необхо-



димо учитывать личность и состояние слуша-

теля;


речь должна быть выразительной и впе-

чатляющей;

содержание речи должно быть логичным 



и собранным;

и по содержанию и по форме речь долж-



на быть изящной и красивой;

речь должна быть краткой и ясной;



во время речи должно следовать требо-

ваниям данного условия, нормам этики;

речь должна быть свободной от грубых 



слов, звучной, логически выразительной, соот-

ветствовать цели и др.

И в наши дни, когда перед нами стоит важ-

нейшая задача – воспитание духовно богатого 

человека, вопросы эстетики речи, уважения к 


113

Аль-Фараби о языке и культуре речи

языку, этики общения актуальны всегда и для 

всех.  И  в  решении  этой  проблемы  весомую 

роль играет наследие наших мудрых предков, 

в частности, труды Абу Насра Аль-Фараби. 

Примечания

1

 См.: Хайруллаев, М. М. Мировозрение Аль-

Фараби и его значение в истории философии. 

Ташкент  :  Фан,  1967;  Его  же.  Аль-Фараби. 

Эпоха и учение. Ташкент : Узбекистан, 1975; 

Казибеков, А. Л. Абу Наср ал – Аль-Фараби : 

исследование  и  переводы  /  А.  Л.  Казибеков, 

С.  А.  Муталлибов.  Ташкент  :  Фан,  1986;  Ал-

Аль-Фараби. Научное творчество : сб. ст. М. : 

Наука, 1975.

2

 См.: Гафуров, Б. Г. Ал-Аль-Фараби в разви-



тии культуры / Б. Г. Гафуров, А. Х. Касымжа-

нов. М. : Наука, 1975; Ал-Аль-Фараби. О раз-

уме и науке. Алма-Ата : Наука КазССР, 1975; 

Касымжанов,  А.  Х.  Эстетические  взгляды 

Аль-Фараби. Душанбе : Ирфон, 1990; Ал-Аль-

Фараби.  Социально-этические  трактаты.  Ал-

ма-Ата : Наука КазССР, 1973.

3

  См.:  Хайруллаев,  М.  Уйғониш  даври  Шарқ 



мутафаккирлари. Тошкент : Ўзбекистон, 1971. 

С. 141– 146; 150–151; 173–176; Ирисов, А. Аль-

Фарабий адиб. Тошкент : Фан, 1975.

Абу Наср Аль-Фараби. Шеър санъати / пер. с 



араб., предисл. и коммент. Абдусодика Ирисо-

ва. Ташкент : Изд-во лит. и искусства им. Г. Гу-

ляма, 1979. С. 53

Там же. С. 36.



Там же. С. 37.

Там же. С. 38.



Абу Наср Аль-Фараби. Фозил одамлар шахри. 

Ташкент : Изд-во Народ. наследия им. А. Ка-

дыри, 1993. С. 144.

Там же. С. 182.



10 

Там же. С. 154–160.

11 

Там же. С. 161.



12 

Там же. С. 165–166.

13 

Там же. С. 179.



14 

Там же. С. 186–187.



15

 Там же. С. 196.




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет