А. М. Маликов ходжи южного казахстана: история и идентичность



Pdf көрінісі
бет1/9
Дата04.02.2023
өлшемі294,51 Kb.
#65141
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


See discussions, stats, and author profiles for this publication at: 
https://www.researchgate.net/publication/325105859
Ходжи
 южного Казахстана: история и идентичность
Article
· June 2014
CITATIONS
0
READS
4,086
1 author:
Some of the authors of this publication are also working on these related projects:
History of ethnography and ethnology in Central Asia
 
View project
Uzbeks: ethnic history and culture
 
View project
Azim Malikov
Palacký University Olomouc
37
PUBLICATIONS
24
CITATIONS
SEE PROFILE
All content following this page was uploaded by 
Azim Malikov
 on 12 May 2018.
The user has requested enhancement of the downloaded file.


35 
А.М. Маликов 
 
ХОДЖИ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА: ИСТОРИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ
1
 
 
Ключевые слова: Ходжа, святые, символы идентичности, генеалогии, святилища ислама 
 
Введение. Мусульманские десцентные религиозные элиты в прошлом играли значительную 
роль в общественной жизни народов Центральной Азии. В советский период в связи с политикой 
интенсивной модернизации, социальными, экономическими и политическими изменениями 
произошла трансформация бывших сословий; вместе с тем, какой-то части религиозной элиты 
удалось успешно найти свое место в новой общественной структуре. Потеряв свой высокий 
религиозный статус, они сохранили некоторые элементы морального, социального статуса и 
символический капитал в форме святилищ, генеалогий и др. В своем исследовании я ставил 
следующие задачи: проследить как происходила трансформация этой группы на примере ходжей 
различных языковых аффилиаций за последние 100 лет, включая досоветский, советский и пост-
советские периоды, выявить роль политических и экономических факторов в изменении их 
идентичности, исследовать трансэтнические связи этих групп, выявить стратегию браков в плане 
понимания общего принципа включения и исключения на примере ходжей.
В настоящей статье я проанализирую некоторые данные об истории и идентичности ходжей 
Туркестанского региона Южного Казахстана, полученные при этнографическом исследовании 
населения, в сочетании с историческими материалами. (1) В данной статье под термином ходжа 
понимаются десцентные группы, ведущие свое происхождение от пророка Мухаммада, первых 
халифов или просто суфийских святых. Ввиду многочисленности и разнообразности групп 
ходжей, в статье приводятся данные по трем группам ходжей: Хорасан (2) ходжей, Кылышты (3) 
ходжей и узбекоязычных ходжей. Для лучшего понимания современной ситуации в качестве 
критерия дифференциации групп ходжей я также использую лингвистический критерий. 
Параллельно для сравнительного анализа привлекаются данные по другим соседним группам 
ходжей. 
История ходжей интересна, в том числе, тем, что эта группа разнообразна в 
лингвистическом отношении, у них
существуют различные
генеалогические предания. В ХХ 
веке произошла социальная и этническая трансформация ходжей, вызвавшая изменение их 
идентичности. 
Источниками данного исследования стали: семейные истории, системы браков и стратегии, 
генеалогии, исторические источники, символы групп ходжей и манипуляция ими для 
обозначения схожести или различия. Состав респондентов по профессиям был представлен: 
учителями, работниками торговли, учеными, смотрителями святилищ и т.д. Исследование 
основано на комбинации основных двух методов исследования: исторического и 
антропологического.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет