Этика – это философская наука



бет1/17
Дата27.11.2023
өлшемі163 Kb.
#129082
түріУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Байланысты:
УМП


Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет


ЭТИКА
Учебно-методическое пособие
для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения

Красноярск


СФУ
2011
УДК 17(07)
ББК 87.7я73
Э901

Составители Жижко, Е.В., Мыльникова, Н.В.




Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.В. Жижко, Н.В. Мыльникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. 25 с.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист)

© Сибирский
федеральный
университет, 2011

Введение


В сознании современного человека все большее распространение получает мысль о том, что есть науки «нужные» и «ненужные». Статус «нужных» наук определяется тем, что они оказываются востребованными в дальнейшей профессиональной деятельности, что знания, полученные при изучении этих наук будут непосредственно применены в практической деятельности: на производстве, в бизнесе, в юриспруденции и т.п. А что же с науками «ненужными»? И что это за науки?


Как правило, «ненужными» науками в настоящее время называют науки, содержание которых не имеет прямой практической, прагматической (греч. Pragma – дело, действие) направленности. Люди, рассуждающие подобным образом, к таким наукам относят философию, этику, эстетику, историю культуры, мировую художественную культуру и т.п. (если, конечно, эти науки не являются необходимыми и стержневыми составляющими профессиональной подготовки). Естественное логическое заключение, вытекающее из исходной (изначально ошибочной!) посылки о том, что эти науки «ненужные» «бесполезные» - изучать их не стоит. Не стоит лишний раз утруждать себя чтением очередного учебного пособия, тратить время на осмысление непростых философских текстов, напрягать свой ум, будоражить душу, решая вечные человеческие проблемы о добре и зле, счастье и смысле жизни.
Попробуем разобраться с проблемой «нужности» и «ненужности », «полезности» и «бесполезности» такой науки, как этика. Есть науки, которые действительно нужны лишь для людей определенной формы профессиональной деятельности. Вряд ли человеку, получающему историческое или филологическое образование нужны (в профессиональном смысле) знания из области почвоведения, микробиологии, атомной физики и т.д. Но есть науки, которые обращаются к общечеловеческим проблемам, и в этом смысле они нужны всем. Это история, литература, философия, история культуры, искусства, антропология, эстетика, история религии. К таким наукам относится и этика.
На протяжении всей истории этической науки ее место в системе научного знания и ее роль в духовном становлении и развитии человека оценивались очень высоко. Так, например, немецкий писатель, публицист Томас Манн (1875-1955) утверждал, что «Этика – опора жизни», а итальянский мыслитель Возрождения Леонардо Бруни (1370-1440), отвечая на вопрос «Что обещает наука о нравах ее последователям?», писал: «Этот предмет – не пустяк, но величайший и превосходнейший дар: он делает людей благоденствующими, чтобы они не вредили сами себе, но, действуя и созидая, следовали бы требованиям и предначертаниям этой науки» (Леонардо Бруни Аретино. Введение в науку о морали // Сочинение итальянских гуманистов эпохи возрождения (ХV век). Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. С. 50).
Все без исключения мыслители, в то или иное время обращавшие свой взор к такой науке, как этика, считали, что она способна помочь человеку стать ЧЕЛОВЕКОМ, раскрыть в человеке его ПОДЛИННУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ, ВОЗВЫСИТЬ ЕГО ДУХ и направить его жизнь в сферу ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Безусловно, это не означает, что этика дает человеку готовые рецепты мудрой нравственной жизни. Великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), называвший этику нравственной философией и посвятивший ее анализу свой фундаментальный труд «Оправдание добра», считал, что «… нравственная философия есть не более, как систематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов»; «… нравственная философия решительно отказывается от всякого руководства частными лицами через установление каких-нибудь внешних и безусловно определенных правил поведения». (Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1988. С. 79, 82).
Этика помогает любому человеку обрести смысл жизни, предваряет путь служения добру, помогает идти по этому пути служения «Добру чистому, всестороннему и всесильному» (В.С. Соловьев). Истинный смысл человеческой жизни, считал Владимир Соловьев, - служить Добру, и помочь в этом человеку может та наука, которая называется этика или нравственная философия. «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему, всесильному. Такое служение, чтобы быть достойным своего предмета и самого человека должно стать добровольным, а для этого ему надо пройти через человеческое сознание. Помогать ему в этом процессе, а отчасти предварять то, к чему он должен придти есть дело нравственной философии». (Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1988. С. 97).
Таким образом, если человек хочет прожить свою жизнь достойно, если ему небезразлично осмысленно или бездумно он проживает свою жизнь, если он хочет приобщится к нравственной мудрости человечества, он непременно обратится к постижению тех философско-этических глубин, которые таит и которые готова приоткрыть для каждого задумывающегося о смысле своего существования человека этическая наука.





  1. Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет