I. Формирование толерантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема



бет1/8
Дата19.01.2023
өлшемі1,48 Mb.
#62009
  1   2   3   4   5   6   7   8
Байланысты:
formirovanie tolerantnogo povedeniya podrostkov v obshcheobrazovatelnoi - копия (2)


Глава I. Формирование толерантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
§ 1. Проблема формирования толерантности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Проблема толерантности в мире является достаточно очевидной не только для специалистов - исследователей, но признается государственными и даже международными оргаинизациями в качестве одной из ключевых [17,28,93,108,149,165,172 и др.]. При этом следует отметить универсальность понятия «толерантность», применение которого расширялось вместе с развитием общества и науки, в силу специализации последней привело к современному полипрагматическому характеру его использования. Проблема; толерантности, сформулированная педагогами-гуманистами, возникла как проблема веротерпимости, позже выросла в общую гуманитарную, многоуровневую проблему.
Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелем которого является человечество в начале XXI века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом. Так, по некоторым данным, в мире только в период с 1989 по 1994 годы насчитывалось 94 вооруженных конфликта [15].
С началом перестройки в СССР многие культурологи, этнопсихологи и политологи на Западе предупреждали научную общественность о негативных перспективах развития советского общества при утрате им идеологических догм. В СССР, напротив, возникла эйфория по поводу перспектив трансформации нашего общества, с надеждой на позитивные результаты демократизации. Эти надежды были подвергнуты жестокому испытанию. Вспыхнувшие региональные конфликты и взрывы враждебности между народами привели к распаду СССР и серьезным переменам в политической карте мира, просуществовавшего до этого без изменений около полувека. По территории Советского Союза прокатилась волна межгрупповых столкновений, религиозной вражды и этнических конфликтов. Многие застарелые конфликты, прежде не замечаемые, вдруг стали предметом всеобщего внимания.
Мировое сообщество в лице Организации Объединенных Наций, обеспокоенное подобными тенденциями в общественном развитии, объявило 1995 год Международным годом примирения и терпимости, целью было провозглашено предоставление возможности индивидам развивать в себе культуру мира в повседневной жизни и поведении, а институтам и организациям - руководствоваться ею в своей философии и действиях. Кроме того, с 1995 года началось предложенное ООН десятилетие знаний о правах человека, поскольку, как отметил Генеральный директор ЮНЕСКО, «толерантность является обязательным и ключевым условием для реализации прав человека и обеспечения мира» [15; с. 10]. Таким образом, очевидно, что проблемы толерантности воспринимаются во всем мире как чрезвычайно актуальные. В данном случае полиэтничная Россия, находящаяся в состоянии трансформации всех государствообразующих систем и институтов является своего рода лабораторией для изучения различного рода конфликтов, причем специфика конфликтного поля России состоит в одновременном развитии экономических, политических, ценностных конфликтов макроуровня, рождающих ситуацию всеобъемлющего кризиса общества. Одними из самых жестоких и опасных выступают межнациональные конфликты, которые являются таковыми по форме, но зачастую «вырастают» из накопленного в обществе конфликтного потенциала. В этом плане отметим, что значительная часть населения Российской Федерации проживает в городах, которые в той или иной степени являются полиэтничными по составу населения [См. 15, 127]. Как результат, полиэтничность неизбежно накладывает отпечаток на всю культуру и быт горожан. В связи с этим возникает проблема взаимной адаптации представителей разных национальностей, живущих в городе. Не случаен поэтому тот факт, что в подавляющем большинстве этнические конфликты в бывшем СССР происходили в городах, «поскольку вероятность непосредственного физического взаимодействия здесь выше, чем среди различных этнических групп в сельской местности» [127; с.26].
В результате активной деятельности ООН и ЮНЕСКО идея толерантности получила широкое распространение. Возросший интерес мировой общественности к педагогике толерантности способствовал развитию этого педагогического аспекта и в современной России. Сегодня в нашей стране можно наблюдать динамичный процесс разработки и внедрения программ и методик по воспитанию толерантности (А.Г. Асмолов, JI.M. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов и др.).
На государственном уровне произошло осознание необходимости развития толерантности на всех уровнях системы образования. 25 августа 2001г. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005гг. (Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества) [188; с.66-90].
Долгосрочной целью программы являлось «Формирование и внедрение социальных норм толерантности, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве» [188; с.69]. Федеральная программа была ориентированна на Личность, Семью, Государство, Общество.
Представленная программа являлась системой мер, которые были призваны обеспечить внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения. Основные направления реализации программы следующие: «научно-аналитическое (разработка основ государственной политики противодействия экстремизму и формирования толерантного поведения в гражданском обществе), пропаганда и контрпропаганда (разработка и реализация в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах), образовательно-методическое (создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей; разработка и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации), нормативно-методическое и организационное (разработка документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры).
Для нашего исследования важно, что отдельным разделом в программе выделена подпрограмма «Личность», ориентированная на «разработку и экспериментальное внедрение в систему образования всех уровней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества». Авторы программы считают, что создание подобных образовательных программ «обеспечат в образовательных учреждениях различных уровней благоприятную атмосферу, обеспечивающую воспитание миролюбия, терпимости, толерантности у воспитанников, вследствие чего произойдет снижение конфликтов и криминализации подростковой среды, повысит готовность выпускников школ к социализации в динамичном и многополярном мире, жизни в условиях гражданского общества» [188; с.72-74].
Один из отечественных исследователей толерантности А.Г. Асмолов пишет: «В историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности. В зависимости от точки зрения и системы координат толерантность может быть
рассмотрена в эволюционно-биологическом, этическом, политическом, психологическом и педагогическом контекстах.
В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа. («Термин «толерантность» впервые был введен в иммунологии в 1953 г. для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям»).
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчёркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как
г
условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличительность, непохожесть, инаковость.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве» [121; с.5-6].
Как мы видим, в зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» отличны. Если обратиться к семантике термина tolerantia (лат.), то он выражает три пересекающихся значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.
Понимание толерантности неоднозначно во многих культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английской культуре
толерантность - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Во французском языке толерантность есть «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным, значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [166; с. 12].
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает, в частности, отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [124; с.451], [46; т.З, с. 72].
Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина tolerance (англ.), встречающийся в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределённости; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. Подобное лингвистическое изыскание проделано прежде всего для того, чтобы, во-первых, передать наиболее емкое понимание толерантности как устойчивости к конфликтам и, во-вторых, чтобы избежать суженной и вызывающей ряд недоразумений интерпретации толерантности как терпимости [41].
Понятие «толерантность», как мы отметили ранее, имеет несколько определений, отличающихся по значению. Несмотря на то, что все значения имеют одно смысловое ядро, заметны разные акценты, которые во многом определяются характером тех явлений, по отношению к которым рассматривается толерантность - йнтолерантность. При этом различные дефиниции характерны для разных областей исследования и весьма точно отражают специфику проблем, решаемых в данной области науки и практики.
«В философском толковании толерантность человека основывается на его уверенности в своих позициях и проявляется в терпимости к иным взглядам, нравам, привычкам, при этом не боясь сравнения и конкуренции различных точек зрения, а также как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды» [121; с.6].
Вопрос о философских истоках толерантности по сей день продолжает оставаться дискуссионным. Разные исследователи относят возникновение потребности общества в усилении толерантных отношений между отдельными людьми и группами и начало философского осмысления значимости таких отношений к различным временам и эпохам.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой первые философские представления о толерантности следует отнести к эпохе Просвещения XVII-XVIII вв. В основу такого подхода закладывается связь исходного значения толерантности с идеалами либерализма и гражданского общества. Некоторые метрики относят возникновение этого понятия и к Реформации XVI-XVII в.в. В этот период обнаруживаются первые признаки толерантности в призывах к особого рода государственной веротерпимости, ставшей необходимостью в условиях ожесточения религиозных войн. Сегодня в основном утверждается, что понятие «толерантность» как веротерпимость возникло в эпоху Реформации, а современное содержательное наполнение приобрело в философии английского (Дж. Локк, Р. Уильяме, Дж. Милтон) и французского (Вольтер) Просвещения.
В то же время некоторые авторы [См. 14, 16, 39, 165] отмечают, что многие из высказанных позже философских идей были заложены еще в эпоху Античности. Высказывания и древнегреческих философов (Гераклита,
Аристотеля, Сенеки, Платона, Цицерона) и философов Древнего Китая (Конфуций) содержат мысли, имеющие отношение к проблематике толерантности.
Эпоха Возрождения - период культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы - резко осуждает социальные столкновения и вооруженные конфликты. Среди тех, кто считал подобные выступления делом своей жизни, были известные гуманисты: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Фрэнсис Бэкон. Эразм Роттердамский пишет: «Война сладка для тех, кто ее не знает» [147; с. 5].Он первым обращает внимание на сложность примирения конфликтующих сторон, даже при условии, что эти стороны стоят на одних идеологических платформах, например, принадлежат одной вере: «Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих враждебных лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу» [147; с. 5]. Английский философ Ф. Бэкон в своих работах в качестве причин конфликтов называет не только экономические и политические условия, но выделяет также ряд психологических факторов.
В XVI веке принципы толерантности в области религии и веры впервые изложил известный реформатор церкви, теолог Мартин Лютер в трактате «О светской власти и о том, и какой мере ей следует повиноваться». В XVII веке фундаментальную теоретическую разработку проблематики толерантности осуществил английский философ и политический деятель Джон Локк. Его концепция толерантности базируется на теории общественного договора. Согласно представлениям Локка, толерантность имеет двоякое основание: политическое и нравственное. Ее политическое основание заключается в разграничении роли государства и церкви, а нравственное - в идее, что принуждение в религиозной сфере противоречит цели спасения душ. К первостепеннейшим задачам государства относится обеспечение поддержки и защиты прав граждан, а также их собственности. Совсем другие задачи у церкви - она отвечает за спасение душ, а выбор религии - личное дело каждого. Толерантность, по мнению Локка, позволяет справедливо распределять жизненные блага и является гражданским долгом каждого человека. Она есть в определенном смысле «золотая» середина, позволяющая найти равновесие между крайними непримиримыми позициями.
Яркими защитниками толерантности в XVII веке были либеральные кальвинисты в Голландии, вольнодумцы в Англии, пионеры американских колоний, например, Уильям Пен и Роджер Уильяме. Ими был сформулирован ряд принципов толерантности. Однако конец XVII века ознаменовался кровопролитными столкновениями и преследованиями, поскольку созданные философами и теологами принципы не применялись на практике.
В XVIII веке наполнение толерантности смыслами, приближающими его к современному звучанию, происходило по мере актуализации в европейской жизни таких факторов, как укрепление гражданского мира и защита от несправедливости, предотвращение религиозного фанатизма и расового угнетения. Английские демократы и французские просветители XVIII века Д. Пристли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Вольтер выступали с критикой вооруженных конфликтов, рассматривая их как пережиток «варварской эпохи». Устранению проявлений интолерантности, согласно их взглядам, могут способствовать новые формы организации общественной жизни.
Мыслители XVIII века попытались осознать логику целостного мирового развития, рассмотреть общественную жизнь в рамках всемирной истории.
Одним из самых последовательных критиков фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В его «Трактате о веротерпимости» (1763) терпимость, как практическая добродетель, выступает посредником и своего рода «смягчителем» отношений между государством, социальными группами и отдельной личностью. Позиция Вольтера может быть выражена следующей мыслью: «Верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах» [147; с. 7-8].
В 1789 году Учредительным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, в которой была провозглашена свобода мысли и свобода слова. Эта декларация, за которую боролся Вольтер, стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе принятой в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека. В XIX веке развитие идеи толерантности увязывается со становлением либерального демократического общества. Одна из теоретических разработок данного положения была предложена английским мыслителем Дж. Стюартом Миллем. В трактате «О свободе» Милль рассматривает толерантность как важную составляющую индивидуальной свободы. В отличие от своих предшественников, он утверждал, что человек должен обладать не только свободой вероисповедания, но и свободой выбора образа жизни в целом. Милль основывается на утверждении, что человеческая природа по сути своей не является единообразной, и каждый человек может найти свой путь самовыражения. В этом смысле жесткое следование привычкам, традициям, обычаям, которые Милль называет «тиранией большинства», ограничивает и тормозит прогресс всего человечества. Таким образом, он полагает, что прогресс человечества невозможен без индивидуализма, а значит неизбежно связан с толерантностью, которая необходима при столкновении различных взглядов, мнений, образов жизни и т.д. Индивидуальная свобода человека, по мнению Милля, может быть ограничена лишь принципом ненанесения вреда другим людям: «единственной целью, ради которой власть может по праву употребляться к другому члену цивилизованного сообщества против его воли, является предотвращение вреда для других его членов» [147; с. 8].
В русской философии вопрос о веротерпимости решался неоднозначно. Наиболее последовательно принцип веротерпимости выражала русская религиозно-философская мысль, берущая начало с философии всеединства B.C. Соловьева. Соловьев выдвинул экуменическую идею объединения всех христианских церквей, ставящей своей целью усиление влияния религии, ограничение роста атеизма, выработку общехристианской социальной про­граммы, пригодной для верующих, живущих в странах с разным социальным строем. Он же предупреждал, что, притесняя мусульман Поволжья, униатов Украины и ограничивая местопребывание российских евреев, нельзя прикрываться лозунгом свободы [См.171].
Для философии XX века проблема толерантности с каждым десятилетием становилась все актуальнее. Важное значение имеет фундаментальный труд Дж. Ролза [153], в котором анализ толерантности проводится через такие понятия как «справедливость», «общий интерес», «свобода» и др. Схожим образом рассматривает эту проблему и другой автор - И. Берлин [147], который относит толерантность к необходимым основам либерализма. Работы Дж. Ролза и И. Берлина являют собой наиболее выдающиеся достижения современной либеральной мысли XX века, они замыкают круг классического рационального разрешения таких проблем, как либеральная политика, либеральное законодательство и либеральные отношения в обществе.
Предложенная немецким философом нашего времени Юргеном Хабермасом теория коммуникативного действия позволяет рассматривать толерантность вне каких бы то ни было форм интеллектуального насилия [См. 198]. Открытость коммуникативного действия, его доступность для всех участников, их равноправие - все это можно отнести к развитию основопола­гающих принципов европейского либерализма. Конфликтная ситуация, погруженная в коммуникативное действие при соблюдении определенных условий (открытость, доступность для всех и т.д.), по мнению Ю. Хабермаса, с неизбежностью перестраивается в иные структуры порядка, когда согласие становится возможным. Таким образом, теория Ю. Хабермаса находится в поле современного гуманизма и либеральной политики.
В философской литературе выделяют различные модели толерантности. На наш взгляд, наиболее полно модели толерантности рассмотрены в трудах В.А. Лекторского [См.92,93], в которых он выделяет «толерантность как безразличие», «толерантность как невозможность взаимопонимания», «толерантность как снисхождение», «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог».
Из вышеперечисленных моделей толерантности лишь последняя представляется плодотворной в современной ситуации. «Толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем-то не похожее на собственное восприятие действительности» [93; с. 54].
Наиболее подробный анализ сущности толерантности находим в Лондонской философской энциклопедии. «...Толерантность следует отличать от свободы и независимости, так как она предполагает существование вещей, относительно которых есть уверенность, что с ними нельзя согласиться. Свобода не предполагает критицизма свободных людей и их действий. Элемент осуждения встроен в значение терпимости. Быть терпимым - значить осуждать, и только после этого, примиряться. Толерантность - это всегда только толерантность, это менее, чем равенство, также как это отличается от свободы, и это также очень резко отличается от братства. Необходимо отличать толерантность и от индифферентности, так как нет необходимости примиряться с тем, что нас никак не беспокоит. Альтернативой толерантности часто признают преследованиеа хотя это не совсем правильная дихотомия, так как преследование, по определению, всегда нечто неправое, а толерантность также не всегда предполагает отсутствие преследования, например, проституции, торговли наркотиками и т.п» [217; т.8, с.143-146].
Для толерантности на уровне общества, институтов и групп необходимо выделить основные сферы этого феномена и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения.
Опираясь на стандартный перечень социально-демографических переменных, М.С. Мацковский выделил следующие сферы толерантности.
Тендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим.
Возрастная толерантность - непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.
Образовательная толерантность - терпимое отношение к
/
высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и к «яйцеголовым» у людей с низким образованием.
Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности». Крайние проявления межнациональной интолерантности: этноцентризм, ксенофобия, агрессивный национализм.
/
Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм - дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.
Религиозная толерантность - отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины, и что все люди должны следовать ее принципам.
Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
Межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым. Формирование данного вида толерантности крайне важно для стран с опытом социальных революций и особенно «диктатуры пролетариата».
Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т.д.
Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика репрессий. В принципе возможно рассмотрение и внешнеполитической толерантности - отношение к странам и народам на основе принципов, утвержденных ООН и другими международными организациями. Крайним проявлением внешнеполитической интолерантности является империализм - подчинение одних народов другими для контроля над их богатством и ресурсами.
Сексуально-ориентационная толерантность - непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) - отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д. Данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета.
Не все типы интолерантности равнозначны с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе, на возникающие в нем конфликты. Особую опасность представляет собой межнациональная, межконфессиональная, политическая нетерпимость» [108; с. 149-151].
В психологии существует множество трактовок понятия «толерантность». Так, А.Ф. Филатова относит толерантность к свойствам личности - «непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в том числе противоречивыми чертами» [190; с. 42-43]. Толерантность характеризуется способностью отмечать положительные и отрицательные черты, соотнося свои взгляды со всей информацией, не отдавая предпочтения собственному отношению.
В последнее время проблема толерантности всё чаще рассматривается в связи с межнациональными отношениями. Характерно, что даже внутри указанных областей существуют различия в понимании сущности явления толерантности. По всей видимости, толерантность может иметь различную природу и по-разному проявляться.
H.H. Мельниковой [149] выделены следующие формы толерантности, такие как:

  1. нечувствительность к воздействию или некоторому проявлению другого человека. H.H. Мельникова пишет о том, что «Толерантность- нечувствительность сочетается с нейтральным отношением к объекту, безразличием, равнодушием, когда человек как бы не замечает некоторого явления, не реагирует на него. А такая форма толерантности, как внешняя терпимость, часто характеризуется негативным отношением к объекту, но при этом сопровождается признанием его права на существование. В этом случае именно момент легитимизации требует сдерживания негативных импульсов по отношению к объекту, допуская его проявления до известных пределов» [149, с.356-359].

  2. внешнее выражение терпимого поведения (сдерживание негативных импульсов), суть которой наиболее близко связана с семантическим значением понятия «терпимость». В русском языке «терпеть» - значит «мириться с наличием чего-то, поневоле допускать что-нибудь, безропотно и стойко переносить что-нибудь неприятное». Здесь внешние проявления терпимого поведения могут сопровождаться внутренним непринятием явления. В этом случае толерантность чаще всего достигается сознательными волевыми усилиями, в качестве составляющих толерантного поведения нередко выделяют волевые компоненты, такие, как выдержка, самообладание и другие.

3) принятие как признание ценности «Другого». Третья форма толерантности - принятие - неизменно эмоциональная категория, сопровождающаяся переживанием ценности «Другого» человека, мнения, убеждения. Толерантность - принятие - базируется на идее взаимодействия, как «диалога», и опирается на модель «человека понимающего», человека, заинтересованного в «Другом», в его уникальности, как в необходимом звене самопознания и становления собственного «Я». Корни трактовки толерантности в таком контексте мы находим в диалогическом направлении философии и психологии.
Три вышеперечисленные формы толерантности имеют принципиальные различия в основе, на которой формируется толерантное поведение.
На наш взгляд, прежде всего, следует рассмотреть толерантность как целостный акт, включающий не только отношение к объекту, но и конкретные действия, направленные на него. Как правило, следствием нетерпимости являются пресечение непринимаемого явления, иногда посредством уничтожения его носителя или же, в более мягкой форме, - отказ от контакта с ним (избегание, отторжение) [15, 89,166 и др.].
В проведенных ранее исследованиях, направленных на изучение влияния внешних и внутренних факторов на структуру и содержания этнической толерантности, удалось выявить и описать особенности зависимости этнической толерантности личности от политических настроений в обществе, обнаружить трансформации этнической толерантности у мигрантов [165], определить влияние диаспоральности статуса субъекта на его этническую толерантность [89], показать взаимосвязь этнической толерантности личности с ее характерологическими чертами [29] и так далее.
Полученные результаты исследований И.М. Карлинской, Е.И. Шлягиной, А.Б. Щербаковой [69] показали существование поуровневой структуры этнической толерантности (наличие неосознаваемого и осознаваемого уровней). В большинстве случаев эти два уровня находятся в противоречивых отношениях, например, на осознаваемом уровне проявляется этническая толерантность личности, а диагностика неосознаваемого уровня свидетельствует об ее отсутствии (интолерантность личности). В этом случае этническая толерантность называется внешней, мнимой, декларируемой. Причем сам испытуемый иногда может не подозревать о таком рассогласовании, но именно эта неосознаваемая иррациональная интолерантность личности становится ее смысловой установкой в ситуации межэтнического взаимодействия.
При единстве содержания осознаваемого и неосознаваемого уровней можно говорить о гармоничной толерантности. Эмпирически удалось выявить, что гармоничная толерантность может существовать в двух видах. Первый вид - это активная этническая толерантность, характеризующаяся готовностью оказать помощь, конструктивно действовать и идти на сотрудничество в конфликтной ситуации с представителями другого этноса. Этот вид толерантности условно называется конструктивным, созидающим. Такая толерантность является основной позитивного межличностного взаимодействия, и базовой ориентацией личности в данном случае является ориентация на других. Второй вид толерантности - это пассивный, «терпимо- равнодушный», характеризующийся корректным отношением к представителям другого этноса и при этом отсутствием готовности к совместному разрешению конфликта, желанием дистанцироваться, деликатно прервать контакт и вежливо выйти из ситуации. Но за пассивной толерантностью может стоять как невротическая защитная реакция человека, стремящегося избежать конфликтных ситуаций.
М.С. Мацковский выделил пять уровней на шкале толерантность- интолерантность.

  1. Протекционистская толерантность. Суть отношения к объекту толерантности состоит в том, что субъект толерантности (институт, организация или индивид) не только абсолютно непредвзято относится к объекту, но и делает все возможное, чтобы помогать тем организациям или группам людей, которые, по его мнению, подвергаются интолерантному отношению со стороны общества в целом или его отдельных сегментов. Если субъектом данного типа толерантности выступает индивид, то можно говорить о его высоких моральных качествах, высших проявлениях эмпатии, сострадания и т.д. Если же субъектом протекционистской толерантности является государство или отдельные его институты, прежде всего те, которые распределяют материальные блага, то здесь могут возникнуть серьезные дискуссии, связанные с противоречием между принципами толерантности и социальной справедливости.

  2. Ценностная толерантность. Система ценностей и образцов поведения, связанная с неукоснительно жестким следованием принципам толерантности. Как уже выше неоднократно говорилось, система ценностей должна включать непредвзятое отношение к представителям других социально-демографических групп и готовность принятия (в указанном выше смысле данного термина) высказываний и поведенческих актов, отличных от собственных. В рамках конструкции идеальных типов предполагается, что субъект не подвергает сомнению принципы толерантности ни во внутреннем диалоге, ни в коммуникациях, носящих непубличный характер.

  3. Скрытая интолерантность. Субъект понимает важность принципов толерантности и опасность или моральную неадекватность декларации идей интолерантности или интолерантных действий, но в силу внутренних симпатий и антипатий, собственных установок и взглядов относится предвзято к представителям различных социально-демографических групп, может думать о нетерпимом отношении или даже действии по отношению к этим группам. В то же время его отношение и высказывания носят явно непубличный характер и не могут влиять на общественные настроения и дей­ствия.

  4. Вербальная интолерантность. Субъект считает возможными и иногда даже необходимыми публичные высказывания по отношению к представителям тех или иных социально-демографических групп. Он считает невозможным для себя какие-либо публичные действия - насилие, запреты и т.д., но не считает необходимым скрывать свои взгляды.

  5. Агрессивная поведенческая интолерантность. Субъект считает оправданными подготовку и совершение определенных действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие по отношению к объекту интолерантности. Эти действия объясняются его пониманием социальной справедливости, сильной степенью отчуждения от объекта, низким уровнем правовой культуры. Нередко такое поведение связано с определенным уровнем социализации или даже установками на девиантное или криминальное поведение. В том случае, если субъектом является институт, это связано с определенной государственной политикой тоталитарного общества.

«Каждый индивид может иметь различный уровень толерантности в разных сферах (например, человек может испытывать высокий уровень сопереживания и стараться избегать конфликтов в своих отношениях с людьми старшего поколения и другого пола и быть крайне нетерпимым к представителям некоторых национальностей)» [108; с. 152-154].
В.В. Бойко выделил коммуникативную толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Негативная коммуникативная установка включает в себя пять компонентов: завуалированная жестокость; открытая жестокость, обоснованный негативизм, брюзжание, личный опыт негативного общения. По мнению
В.В. Бойко, общая коммуникативная толерантность проявляется в ситуативной, типологической и профессиональной формах [55,174].
Являясь предметом коммуникативной лингвистики, коммуникативная толерантность, по мнению И.А. Стернина это - «коммуникативное поведение ' личности, в котором соблюдается принцип вежливости, доминируют недирективные речевые акты, отражающие внимательное, тактичное отношение к собеседнику, а также преобладают речевые стратегии и тактики, характерные для бесконфликтного общения» [174; с.34-35].
Характеристикой, детерминирующей толерантность в межличностном общении, являются психические состояния. Н.Д. Левитов основными признаками низкой толерантности называет «эмоциональные реакции, выражаемые словами: «меня раздражает...», «меня возмущает...», наоборот, выражения типа: «я спокойно отношусь к нашим разногласиям» могут сигнализировать о высокой толерантности автора этих слов. Этимологическое значение толерантности заключается в том, что этот термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого человека. Необходимость в коммуникативной толерантности обусловлена несовпадением личностных подструктур партнеров по общению» [91; с.72].
Соответствующие толерантности-интолерантности в межличностном общении психические состояния могут быть как типичными, характерными для человека, так и ситуативными. Например, интолерантному отношению к собеседнику у грубого, несдержанного человека чаще всего будет соответствовать агрессивное состояние, а у неуверенного в себе человека - депрессивное. Однако и высокотолерантный человек в отдельных случаях может испытывать злость, дискомфорт.
Особое место в изучении толерантности занимает проблема соотношения между состояниями, соответствующими толерантности, и другими психическими состояниями, проявляющимися в процессе
/
взаимодействия людей. Например, «...в утомленном состоянии человек, по всей вероятности, более остро переживает противоречия, фрустрацию, существование индивидуальных различий со своим собеседником и менее склонен к толерантности, чем в бодром состоянии» [55; с.264-254].Отсюда, толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной социальной, нравственной, культурной среды. Так, JI.A. Дикая заявляет о том, что «толерантность распространяется на людей, стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не причиняющих вред другим при реализации собственных свобод. Вероятно, понимание коммуникативной толерантности требует подхода к нему как к системе отношений, рассматриваемых как установка с ее трехкомпонентной структурой (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты)» [55; с.265-266].
Когнитивный компонент проявляется в гибкости мышления, открытости
t
новому, способности структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации. Поведенческий компонент проявляется в усилении контроля за собственным поведением, за ситуацией и вовлеченными в нее людьми. Аффективный компонент проявляется в таких эмоциональных состояниях как спокойствие, воодушевление, эмоциональный подъем, наслаждение.
Мысли о том, что толерантность как личностная установка не присуща человеку изначально, придерживаются Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, E.H. Холод, Е.В. Магомедова, H.H. Мельникова и др. По мнению
/
вышеназванных авторов человеку органично присуща противоположная тенденция - настороженность, иногда враждебность по отношению к тем, кто от него отличается, не похож на него.
Е.Г. Луковицкой экспериментально доказано, что «люди с более высокой толерантностью имеют высокую самооценку, высоко оцениваются другими, воспринимают ситуацию как стимулирующую и менее
эмоционально насыщенную. Подлинная толерантность присуща достаточно развитой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение другого человека» [101; с.64].
E.H. Холодом выявлена взаимосвязь толерантности со способностью личности к прогнозированию и внутренним локусом контроля. «Снижение чувствительности или повышение порога реагирования, снижение уровня эмоционального напряжения, ведущие к развитию толерантности, выступают следствием адаптации, то есть приспособления к постоянно действующим или периодически повторяющимся стимулам. Динамика функционального состояния взаимосвязана с толерантностью. Поэтому оптимизация функционального состояния может стать предпосылкой формирования и развития толерантности. Механизмами этого могут быть биологические предпосылки (свойства нервной системы, особенности межполушарной асимметрии и т.п.); изменение социальных установок на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях; саморегуляция эмоционального состояния» [55; с.265].
Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко были выявлены социально- психологические факторы этнической толерантности-интолерантности в поликультурных регионах России, на основе чего были построены типологические модели межэтнического взаимодействия в кросс-культурной перспективе. Основной метод исследования - кросс-культурный анализ результатов анкетирования, проведенного в поликультурных регионах России. Этнический состав выборки: русские, казаки, украинцы, армяне, чеченцы, турки-месхетинцы, башкиры, татары, удмурты, чуваши, черкесы, абазины, карачаевцы, ногайцы.
Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко характеризуя модели межэтнического взаимодействия, делают следующие выводы:
«1. Такие характеристики этнической идентичности, как валентность (позитивность-негативность) и четкость (определенность-неопреде­ленность), связаны с показателями этнической толерантности-интоле- рантности. Было установлено, что позитивность этнической идентичности (этнических автостереотипов и чувств, относящихся к собственной этнической принадлежности) связана с этнической толерантностью, а негативность - с интолерантностью. Однако большую диагностическую ценность представляет не степень четкости этнической идентичности сама по себе, а ее сочетание с валентностью этнической идентичности: так, сочетание позитивности и четкости этнической идентичности с большой долей вероятности способствует проявлению этнической толерантности в межкультурном взаимодействии. Сочетание же негативности этнической идентичности с ее четкостью будет вести к этнической интолерантности. Неопределенность этнической идентичности вкупе с ее позитивностью допускает как наличие этнической толерантности, так и этнической интолерантности.

  1. Установлено, что на проявление этнической интолерантности оказывают влияние следующие факторы: уровень воспринимаемой дискриминации и уровень религиозности. Чем выше уровень воспринимаемой дискриминации, тем в большей мере выражена этническая интолерантность. Высокий уровень религиозности может способствовать проявлению общей этнической интолерантности.

  2. В зависимости от характеристик этнической идентичности (валентности и четкости) разные группы выбирают следующие варианты стратегий межкультурного взаимодействия:

а) группы с позитивной и четкой этнической идентичностью склонны выбирать стратегию сохранения своей культуры и принятия «чужих». Позитивность и четкость этнической идентичности сочетаются с позитивным восприятием низкостатусных групп, уменьшением социальной дистанции с другими этническими группами, отсутствием установки на разделение людей по этническому и религиозному признакам, общей этнической толерантностью;
б) группы с позитивной и неопределенной этнической идентичностью выбирают стратегию поиска и защиты своей культурной определенности. Сочетание позитивности и амбивалентности идентичности предполагает как можно более четкое позиционирование себя в этнокультурном пространстве посредством манипуляции социальной дистанцией, активизацией установок на поддержание своей культуры и на дифференциацию по этническому и конфессиональному признакам;
в) группы с негативной и четкой этнической идентичностью используют стратегию разделения по этническому и конфессиональному признакам. Для данной стратегии характерны: стремление к сближению с высокостатусными группами в регионе; установка на разделение по этническому и конфессиональному признакам; высокий уровень религиозности и общая этническая интолерантность;
г) группы с негативной и неопределенной этнической идентичностью демонстрируют стратегию поиска социального включения, для которой характерны: позитивное восприятие «неагрессивных» народов, уменьшение социальной дистанции со всеми группами; установка на поддержание своей культуры; невысокий уровень религиозности» [89; с.61-63].
Рассматривая вопрос о формировании толерантного поведения у подростков, мы обратились к анализу научных исследований по проблеме межкультурного взаимодействия, в частности тех его аспектов, которые помогают ответить на вопрос: что должен знать, проявлять в своем поведении субъект, чтобы взаимодействие с другими людьми было успешным, какие методы и приемы способствуют развитию толерантности.
Г.У. Солдатова и другие исследователи считают, что в целях развития гражданского общества необходимо развивать «педагогику толерантности». В этом контексте наибольшее значение приобретают: а) учебно- воспитательный процесс, позволяющий обеспечить формирование толерантного сознания; б) исторические знания о ценности других культур и вкладе каждого народа в общецивилизационный и природоохранный
процесс; в) программы межкультурного общения детей в различном возрасте» [147; с.22].
С того момента, как начала реализовываться федеральная программа по формированию толерантности, эта проблема стала чрезвычайно популярна среди ученых и практиков. Реализации Программы осуществляется силами множества людей и организаций. Например, начиная с 2001 года - научно- практический центр «Гратис» под руководством Г.У. Солдатовой, принимает активное участие в этой работе. Одна из важных целей деятельности центра - это разработка, апробация и внедрение психолого-педагогических технологий по формированию установок толерантного сознания. Данные технологии разрабатываются по следующим направлениям:

  • тренинги толерантности для детей и взрослых (тренинг по профилактике социально опасных форм ксенофобии, тренинг социокультурной адаптации для мигрантов, тренинг развития межкультурной компетентности, тренинги по разрешению конфликтов и снижению агрессивности, тренинги по конструктивному ведению пе­реговоров);

  • социально-психологические игры и мероприятия в группах большого , формата - от 20 до 100 и более человек [167; с.68].

По всей стране (в Москве, Томске, Карелии, Ростове, в Удмуртии и т.д.) созданы центры толерантности, которые занимаются адаптацией мигрантов, подростков, представителей различных этнических групп с целью формирования у них толерантного отношения к другим.
В сфере образования также появилось множество исследователей- практиков, реализующих на практике принципы толерантности на разных возрастных этапах обучения. Созданы программы развития толерантности в условиях общеобразовательной школы: в начальном звене школы ' (исследования С.А. Герасимова, Е.В. Муссалитиной, О.Ф. Рыбакиной и др.), в среднем и старшем звене школы (работы A.M. Байбакова, Н.П. Едыговой, E.JI. Пастуховой, П.В. Степанова, И.В. Миротворской, Н.В. Мольденгауэр и др.), в системе дополнительного образования (A.B. Грищенко, О.О. Кащенко, Г.Е. Контров и др.). Нами рассмотрен ряд работ, посвященных формированию толерантности у студентов средних специальных и высших учебных заведений (исследования Д.В. Зиновьева, О.В. Исаевой, П.Ф. Комогорова, Н.В. Кукушкина, Н.Я. Макаровой, М.А. Перепелициной, Г.М. Шеламовой).
П.В. Степанов отмечает, что для формирования толерантности подростков необходимо создавать педагогические условия, к которым он относит организацию встреч школьников с представителями иных культур в среде, привлекательной и ценной для подростков. «Это могут быть непосредственные встречи подростков с представителями иных культур, организуемые во время туристско-краеведческих экспедиций. Такие ' непосредственные контакты «лицом к лицу» способствуют преодолению школьниками многих культурных стереотипов, а возникающие в таких экспедициях ситуации повышенной сложности способствуют актуализации сущностных духовных качеств подростка и сглаживанию многих негативных проявлений этого возраста. Это могут быть встречи, смоделированные в игровых ситуациях, организуемых в рамках обычных школьных занятий, где сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и вступают в «межкультурный» диалог. Они позволяют подростку научиться понимать представителей иных культурных групп; принимать различие их ' взглядов на одну и ту же проблему; признавать свободу выражения этих взглядов нормой, свойственной современному обществу.
Проблематизация отношений подростков к представителям иных культур, позволяющая им выявить и преодолеть свои собственные предрассудки, культуроцентризм, ксенофобию, расистские установки.
Организация специальных дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур, способствующих коррекции этих отношений и дальнейшему их развитию.
Организация рефлексии подростками собственных отношений к представителям иных культур, позволяющей им занять в полной мере осмысленную, а потому и ответственную позицию по многим проблемам поликультурного общества.
Оказание помощи школьникам в овладении ими умения вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения, без которых , трудно представить реализацию всех описанных выше педагогических шагов» [173; с. 18-21].
В настоящее время в педагогической теории и практике все чаще появляются разработки курсов, программ, тренингов по воспитанию толерантности. Разработанная Л.П. Шустовой программа по формированию у старшеклассников «установки на тендерную толерантность основывается на осознании и коррекции в сознании воспитанников на пороге выбора жизненного пути наиболее жестких тендерных стереотипов и установок, изучении потенциала партнерских взаимоотношений между юношами и , девушками, вариативности в овладении полоролевым репертуаром. Она призвана способствовать снятию противоречий между провозглашением толерантности и тендерного равенства в обществе и недостаточным культивированием этих идей в практике школьного образования; между реальными изменениями тендерных отношений в современном российском обществе и воспроизводимыми школой жесткими стандартами мужественности и женственности; между возрастной переоценкой взглядов и установок в раннем юношеском возрасте, актуализацией потребности учащихся в жизненном самоопределении и недостаточной возможностью ' удовлетворения этой потребности в практике школьного воспитания».
Целью программы является формирование тендерного самосознания и установки на тендерную толерантность старшеклассников. Программа включает в себя 6 разделов («Феномен тендерной толерантности»; «Гендер и межличностное общение юношей и девушек»; «Гендер и увлечения»; «Гендер и семья»; «Гендер и профессиональная деятельность»; «Гендер и общественная жизнь». На занятиях применяются разнообразные методы, формы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся: элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, беседы в кругу, индивидуальная и групповая рефлексия, использование материалов СМИ, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций, психотехнические игры и упражнения.
Таким образом, разработанная Л.П. Шустовой программа призвана содействовать воспитанию личности, толерантной и адаптивной к различным культурам, с приоритетами демократии во всех сферах жизни [208; с.561- ' 564].
Результаты, полученные И.А. Стерниным и K.M. Шилихиной позволяют утверждать, что «основой формирования установок толерантного сознания является формирование коммуникативной толерантности членов общества, через которое можно выйти на поведенческую толерантность и сформировать собственно ментальную категорию толерантности» [174; с.64].
По мнению Н.Ю. Синягиной «основную роль в воспитании толерантности, формировании толерантного отношения у детям играют родители и педагоги... Эта задача решается путём психологического ' просвещения и тренинговой работы: тематические семинары с учителями, родительские собрания, по развитию навыков позитивной коммуникации, ознакомление с эффективными технологиями говорения и слушания, семинары по психологическим особенностям подготовки и проведения собраний и совещаний для администрации.
Для учащихся может быть предложен спецкурс «Психология конструктивных взаимоотношений», тренинги по формированию навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми. Продуктивны и индивидуальные консультации всех участников образовательного процесса ' по широкому кругу проблем, связанных с навыками конструктивного общения» [162; с.211-213].
Е.В. Конькина, подводя итоги работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся кадетского корпуса, делает вывод о возможности воспитания этнической толерантности у подростков-кадетов с помощью , преподавания спецкурсов «Военное краеведение», «История религии», и других факультативных занятий. Конькина Е.В. считает, что «знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о наро­дах, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию» [77; с.33-34].
Анализ установок толерантности старшеклассников, выполненный - О.В. Черновой в школах Пензы, Санкт-Петербурга и Казани, позволил автору сделать следующие выводы: «Во-первых, нивелирование этнокультурного компонента образования (пример «обычных» школ) не способствует формированию этнической толерантности. Во-вторых, актуализация этнокультурного компонента школьного образования порождает разные эффекты в этническом сознании и самосознании учащихся, например: а) углублённое изучение западноевропейских культур способствует формированию этнической толерантности по отношению к этим культурам; б) углублённое изучение западноевропейских культур в сочетании с ' формированием общероссийской идентичности способствует воспитанию толерантности по отношению к разным культурам; в) всестороннее изучение своей этнической культуры, совмещённое с формированием гражданской (российской) идентичности, коррелирует с толерантностью по отношению к различным этническим группам; изучение национальной культуры без опоры на общероссийскую идентичность коррелирует с интолерантностью; г) сочетание двух этнокультурных компонентов (собственно национального и западноевропейского) без опоры на общероссийскую идентичность приводит к этнической интолерантности» [200; с.359-360].
С.П. Мохова пришла к выводу, что целью общеобразовательных учреждений в местах компактного проживания малочисленных народов Хабаровского края может стать формирование этнической идентичности как основы саморазвития личности, при этом С.П. Мохова исходили из тезиса, что понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа. Следовательно, - задачей образования стало определение педагогических условий, способствующих формированию этнической идентичности школьников.
В процессе проведения эксперимента были определены и апробированы педагогические условия для формирования этнической идентичности школьников: преподавание родного языка и предметов национальной культуры; создание языковой среды в образовательных учреждениях и селе; разработка и издание учебно-методических материалов по родному языку. О результативности проделанной работы говорят и позитивные изменения, произошедшие в детях (повысился интерес к ' изучению факультативных курсов, к самобытности народа и др.) [61; с,37].
Исследование A.B. Грищенко, проведенное в учреждении дополнительного образования («Дворец творчества»), позволило выявить влияние уровня организованности учебной группы на формирование установок толерантного поведения. Так, у детей A.B. Грищенко выявила позитивную тенденцию гуманного отношения к «непохожим другим», готовность вступить с ними в отношения сотрудничества. «40% детей видят многообразие окружающего мира вокруг себя и считают, что это украшает жизнь, для 51% детей непохожесть и ' разнообразие людей вокруг не препятствуют сотрудничеству. И только для 10% - затрудняет сотрудничество. Отвергается мнение, что разнообразие окружающих людей раздражает других... A.B. Грищенко объясняет данные результаты наряду с такими факторами, как доброта, творческая атмосфера в кружках Дворца, эмоциональная близость педагога и воспитанников, открытость Дворца творчества семье, высокая мотивация детей, прежде всего
более высоким уровнем организованности учебных групп, разнообразием видов деятельности» [43; с.490-492].
Н.В. Кукушкиным на базе Борисоглебского техникума информатики и вычислительной техники была разработана и реализована новационная модель педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, включающая в себя целевой, субъектный, организационный, диагностический и результативный компоненты [См.84].
В.А. Панина считает, что «если «толерантность» как ценность ' присутствует в ментальное™ вуза, она может транслироваться по двум направлениям, первое из которых - учебное: через качественно новые (в отличие от опыта средней школы) личностные взаимодействия с преподавателями, однокурсниками и представителями администрации в условиях учебного процесса. Второе - внеучебное: трансляция ценности через различные направления внеучебной деятельности. Важную роль в этом процессе играют проводимые в качестве эксперимента в некоторых российских вузах неформальные мероприятия, направленные на адаптацию и педагогическую поддержку студентов. В частности, примером такого рода деятельности является ежегодно проводимый в г. Краснодаре факультетом управления и психологии Кубанского государственного университета четырехдневный психологический тренинг для первокурсников «Старт».
Получив знания о толерантности, студент не может ее реализовывать в поведении, не имея психологического инструментария - определенного уровня развития способностей, личностных качеств, а также владения моделями и способами толерантных взаимодействий. Вузовское образовательное пространство при наличии соответствующей концепции, способно предоставить широкие возможности для тренировки важных навыков и поддержки ценных личностных черт студента» [132; с.64-65].
Л.М. Кроль пишет о том, что одним «из своеобразных «тренажеров» толерантности, где она нарабатывается как побочный, но ценный продукт, - «тренинг командообразования». В некоторых случаях командообразование - это и есть декларируемая цель, в других - необходимая составляющая тренинга с иными задачами, но при этом любой тренинг командообразования вырабатывает навыки толерантности и преображает отношения между участниками группы» [79; с.69]. Большое количество проведенных Л.М. Кролем тренингов командообразования позволило ему не только рассмотреть явление толерантности в команде и ее целенаправленные изменения в ходе групповой работы, но и использовать этот тренинг и тренинги близкой тематики как уникальную возможность формирования толерантности.
Л.М. Кролем были выявлены изменения степени толерантности на разных уровнях происходящих в группе процессов [См. 79].
М.Г. Леонтьев, решая задачу снижения межэтнической напряженности, предлагает использовать обучающие программы по подготовке студентов - будущих специалистов к межкультурному взаимодействию. М.Г. Леонтьевым, разработана и внедрена в практику программа учебной дисциплины «Психология и педагогика» в технических вузах, с помощью которой реализуются некоторые методы, в частности техника повышения межкультурной сензитивности (культурный ассимилятор). М.Г. Леонтьевым отмечается, что наиболее простым способом подготовки толерантного студента является просвещение, которое предполагает приобретение знаний о культуре других страны, о той или иной этнической общности. Близко к просвещению стоит ориентирование - это ознакомление иностранцев с новыми культурными нормами, ценностями, убеждениями и окружением с помощью специальных пособий и инструктаж, который охватывает наиболее распространенные проблемы межкультурного взаимодействия и фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению. Эти методы предполагают теоретическую подготовку.
Получение практических навыков межкультурного взаимодействия призван обеспечить тренинг, программа которого предусматривает практическое обучение, ориентированное на непосредственный контакт с
43
представителями других этнических групп. Целью межкультурного тренинга является ознакомление обучающихся с наиболее характерными особенностями «иной» для них культуры и с межкультурными различиями в межличностных отношениях. Для этого проигрываются ситуации, в которых что-то протекает по-разному в двух культурах и становится возможным перенос полученных знаний на новые ситуации взаимодействия.
Одна из основных проблем при взаимодействии представителей разных национальностей состоит в том, что они по-разному интерпретируют причины поведения друг друга и результаты деятельности. Эту проблему во многом позволяет разрешить атрибутивный тренинг, в котором акцент делается на обучении тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Атрибутивный тренинг позволяет сделать более точными ожидания индивида о возможном поведении представителя другой культуры.
Подготовкой к межкультурному взаимодействию, а значит, и профилак­тикой межэтнических конфликтов можно заниматься как на уровне групп, так и на уровне индивидов, проводя соответствующие обучение и консуль­тации. Накопленный опыт позволяет говорить о высокой эффективности этих подходов» [94; с.46-53].
Специалисты Дагестанского государственного университета, в том числе Н.М. Вагабова и У.Б. Гаджиева, большое внимание уделяют воспитанию толерантности в программе поликультурного образования. Так, университетом был выигран проект всероссийского конкурса «Толерантность как феномен массового сознания», в рамках которого проводились круглые столы, конференции, ежемесячные встречи и диспуты по проблемам миростительства в республике, создание студенческого клуба «Дагестан - центр миротворчества».
Важнейшей задачей деятельности клуба является привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии иной самобытности способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах, что способствует личностному росту студентов, их саморазвитию и самоактуализации.
На подготовительном этапе, в ходе обсуждения целей и задач становления клуба в качестве приоритетных была выдвинута задача создания и упрочения толерантных установок у членов клуба. Особую роль в процессе формирования сыграл тренинг толерантности, разработанный специалистами кафедры психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой), материалы которого были взяты за основу работы со студентами.
Работа клуба показала необходимость формирования и повышения психологической грамотности, развития навыков коммуникативной компетентности студентов, воспитания толерантности в студенческой среде [См. 42].
З.И. Айгумова решение проблемы межкультурного взаимодействия будущих педагогов-психологов видит через развитие этнической толерантности - «искусства жить в мире непохожих людей и идей». Причем, этническая толерантность как явление социальной перцепции понимается З.И. Айгумовой «как отсутствие негативного отношения к иному этносу, а точнее - наличие позитивного образа иного этноса при сохранении позитивного восприятия своей собственной. По мнению З.И. Айгумовой вместе с изучением основных подходов этнопсихологии у студентов, будущих педагогов-психологов развивается позитивная этническая идентичность.
Для развития и поддержания этнической толерантности З.И. Айгумова использует следующие формы и методы: научно-исследовательская работа со студентами, включающая специальные этнопсихологические исследования, главная цель которых - выявить особенности межэтнических взаимодействий, представить реальную картину культурного своеобразия этносов; практические занятия, в ходе которых через групповую работу студенты обращаются к личному опыту, истории, этническим традициям. Знакомство с традиционными ценностями и культурами помогает самоидентификации, осознанию позитивных правил взаимодействия в собственной семье. Уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности является основанием для уважения других этносов и выражением готовности обмена идеями, установками или участия в совместной деятельности; имитационно-деловые игры, с помощью которых группа учится осознать и пережить «здесь и сейчас» как функционирует культура, осознать собственные этнические стереотипы и предубеждения. Игры дают возможность «пережить» ситуацию; коллоквиумы, состоящие из 2-х этапов. Первый этап - выполнение работы на заданную тему (Например: «Моя биография в культурном аспекте», «Предубеждение к человеку другой религиозной веры строится на мифах или слухах», «Отрефлексируйте свой жизненный опыт и опишите причины, а также людей или случаи, способствовавшие возникновению и формированию негативного отношения к другим этносам или представителям других этносов». Второй этап - развенчание мифов [3; с.261-263].
Выделенные З.И. Айгумовой формы и методы развития толерантности ориентированы на активное исследование «многообразия» как возможности расширения кругозора и приобретение нового жизненного опыта. Конечная цель технологии развития этнической толерантности - «развитие модели «человека понимающего», то есть человека, который, сохраняя свое «личностное ядро», обогащает и дополняет его экзистенциональным опытом «другого» [3].
Л.В. Коновалова отмечает, «что в условиях многонационального региона одной из задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов общения, отражающих специфику социально-исторического опыта жизни народов... прививать навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать конфликтные ситуации, развивать интерес к историко-культурному наследию народов. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. Хорошо образованный специалист - это не только «человек профессиональный», а прежде всего «человек культурный», в том смысле, что он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, оценки, умеет в диалоге с людьми разных национальностей выслушать и высказать свою точку зрения, участвуя в обсуждении национально-этнических проблем, проявляя при этом такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций и т.д.
Поэтому для того, чтобы специалисты, работающие в поликультурном полиэтничном регионе, могли управлять национальной сферой своего поведения, в процессе образования они должны овладеть элементарной этнографической грамотностью, разбираться в вопросах этнопедагогики и этнопсихологии. Формированию толерантности, гуманизма, коллективизма, интернационализма, приобретению опыта взаимоотношений у студентов разных национальностей способствует работа сотрудников кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. При рассмотрении вышеназванных вопросов сотрудниками кафедры учитывается непрерывность и преемственность образовательного процесса.
Овладение этнографической грамотностью, комплексное изучение национальной проблематики, формирование этнокультурной компетентности, развитие толерантности у студентов направлены курсы по выбору «Этнология. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения», «Социализация в многонациональном регионе» и «Педагогика межнационального общения».
В процессе поэтапного непрерывного расширения и углубления знаний по этнологии, этнопсихологии, этнопедагогике при изучении вышеобозначенных курсов создаются хорошие предпосылки для формирования умений и навыков, развития личностных качеств и
способностей, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях многонационального региона» [76].
Н.Ю. Кудзиева, занимаясь исследованием формирования толерантности у субъектов высшего профессионального образования, отмечает, что «формирование толерантности целесообразно рассматривать как органичную составную часть системы подготовки и повышения квалификации преподавателей вуза на уровне подсистемы, элементы которой присутствуют во всех традиционно выделяемых фрагментах профессиональной компетентности вузовского педагога; система формирования толерантности вузовского педагога и начинающего исследователя вузовского учебного процесса сочетает теоретическую подготовку, содержательной основой которой могут служить специальные курсы, сопровождаемые такими , формами работы, которые предусматривают разрешение преподавателями вузов и исследователями вузовского учебного процесса специальных задачных ситуаций, связанных с конкретными образовательными технологиями, формами и приемами работы со студентами вуза и предполагающих разрешение разнообразных противоречий, а также связанных со спецификой методологии педагогического исследования; развитие толерантности у студентов высших учебных заведений предполагает специальную теоретическую подготовку, а также включение в содержание вузовского образования специальных фрагментов, , иллюстрирующих изучаемые объекты, процессы, явления в логике закона единства и борьбы противоположностей, примеры противоречий различной масштабности и способы их разрешения; при этом основной акцент делается на включение студентов в активные формы работы. Также развитие толерантных качеств у студентов вузов предполагает создание толерантной образовательно-воспитательной среды, реализующей идеи педагогики сотрудничества и ненасилия» [83].
Исследовательские работы Н.А. Трдатяна в работе со студентами и преподавателями вузов г. Москвы дает положительные результаты развития ,
толерантности и психологической устойчивости средствами музыкотерапии. Н.А. Трдатян отмечает, что важная роль принадлежит «...практике психокоррекции средствами музыки. Для решения этих задач предусматривается психокоррекция средствами музыкальной психотерапии с обратной связью и использованием методик, тренингов для занятий с группами. Здесь тщательный подбор музыкального материала должен точно , соответствовать комментариям ведущего занятия. Психокоррекция средствами музыки - действенное средство в формировании установок психологической устойчивости толерантного сознания и толерантного поведения на индивидуальном и коллективном уровнях» [183; с.211].
В последнее время проблеме формирования толерантного поведения будущих педагогов посвящен целый ряд работ ведущих российских
педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, Б.С.Гершунский, Л.Г Ионин и мн. др.).
Н.Я. Макарова в своем диссертационном исследовании, предприняла - попытку формирования толерантности у будущих педагогов с помощью театрализации. Так, «на основе анализа различных методов воздействия на личность, в качестве инструмента для формирования толерантного поведения у будущих педагогов мы избрали театрализацию. Плодотворное воздействие искусства на формирование установок толерантности не подлежит сомнению. Именно в искусстве, в частности в театре, общечеловеческие ценности воплощаются наиболее полно, ярко и доступно. Разработанная Н.Я. Макаровой модель театрализации представляет намеренное, в рамках психодраматических упражнений, произвольное воспроизведение ' определенного сценария. В основе каждого сценария лежат кульминационные сцены из ранее просмотренного спектакля. Жесткость сценария может быть различной - от полного и точного воспроизведения сюжетной линии до свободного развития драматургического материала. Во время непосредственного разыгрывания и его дальнейшего обсуждения студент-протагонист вместе с другими членами группы усваивают модели
толерантного поведения, которые становятся значимыми в их реальной жизни. Ключевое значение в театрализации приобретает катарсический механизм, реализация которого позволяет спонтанно снять эмоциональное напряжение, что приводит к совершенствованию личности, преодолению отчуждения, эгоистической обособленности и эгоцентризма, обусловленных социальными причинами, формированию способности к сопереживанию и сочувствию, к преодолению, общественных, национальных и иных барьеров, воздвигаемых между людьми, способствует утверждению добра и высоких нравственных качеств. Театрализация допускает множество вариантов, оставляет огромное пространство для творчества, позволяет участникам пожить в вымышленных ситуациях и попробовать себя в решении актуальных вопросов.
Достоинством театрализации является возможность в игровой ситуации испытать то, как ведут себя в неизвестных ранее условиях люди, не связанные стандартными предрассудками и стереотипами» [104; с.34-35].
Исследование О.В. Исаевой позволяет утверждать, что «воспитание толерантности студентов обеспечивает структурно-функциональная модель, принципами которой являются: гуманизм, диалог культур, сотворчество субъектов взаимодействия. «Эффективность воспитания толерантности студентов в образовательном процессе вуза обеспечивается педагогическими требованиями: - проектированием педагогической деятельности с учетом структуры и содержания толерантности, возможностей образовательного процесса в вузе; - реализацией задач воспитания толерантности, основывающихся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса» [66; с.48].
Д.В. Зиновьев [60] в качестве педагогических условий формирования социокультурной толерантности у будущих педагогов выделяет следующие: внедрение в образовательный процесс специального курса, направленного на преодоление избирательной установки личности по отношению к различным социальным и культурным группам, либо к их представителям; организация
и проведение специальной деятельностно-ролевой игры в рамках данного курса.
Е.Г. Чирковская, говоря о том, что в настоящее время существует , дефицит толерантности у определенной части государственных служащих, об отсутствии или недостаточном проявлении психологической готовности к толерантному поведению, что проявляется в самых разных формах, предлагает решить данную проблему путём подготовки и переподготовки государственных служащих, которые должны базироваться на психолого- акмеологическом образовании государственных служащих, направленном на переориентацию с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности обучаемых, развивать их волевые и профессиональные качества, , обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность. Поэтому одним из перспективных направлений такой работы в системе последипломного образования являются психолого-педагогические образовательной технологии подготовки специалистов переговорного процесса, например, в форме «тренинга переговорщиков» [14].
Таким образом, обобщая результаты исследований, посвященных возможности формирования толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания на различных возрастных этапах, мы отмечаем наличие в сфере образования практических разработок, реализующих , принципы толерантности на разных этапах обучения.
На наш взгляд, в работах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, Д.В. Зиновьева, О.В. Исаевой, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко Б. Риэрдон, Г.У. Солдатовой, П.В. Степанова, И.В. Миротворской наиболее корректно толерантность рассматривается как интегративная характеристика личности и предлагаются наиболее действенные механизмы формирования толерантного поведения. Однако, до настоящего времени не разработана оптимальная модель формирования толерантного поведение у подростков в общеобразовательной школе.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет