8
МЕНТАЛЬНОСТЬ
В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
DOI: 10.22363/2224-7580-2021-1-8-30
МЕНТАЛЬНОСТЬ
КАК ГЛУБИННАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
И ПУТИ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
(ОПЫТ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ)
В.И. Постовалова
Институт языкознания РАН
Российская Федерация, 125009, Москва, Большой Кисловский пер. 1, стр. 1
Аннотация.
Работа посвящена эпистемологическому
анализу становления идеи
ментальности в современном гуманитарном познании. Рассматриваются истоки, подходы и
основные направления в осмыслении ментальности в науке ХХ–ХХI вв. Развивается мысль
о том, что динамический путь учения о ментальности в современной культуре может быть
представлен как восхождение от полидисциплинарности в изучении ментальности к созда-
нию ментологии как интегративной дисциплины. Подчеркнута мысль о том, что для понима-
ния процессов становления идеи ментальности в гуманитарном познании необходимо
учитывать, помимо имманентного ракурса представления данной темы в составе отдельных
дисциплин, также общий контекст формирования гуманитарного знания. Обсуждается
вопрос об эвристической ценности идей и принципов учений о целостности для разработки
интегративных концепций ментальности. Выдвигается предположение о том, что в качестве
онтологического основания для разработки ментологии может быть избрана «антропология
цельности», а в качестве методологического инструментария для конструирования данной
дисциплины – «философия цельности» в ее различных вариантах, основывающихся на прин-
ципах холизма и в особенности всеединства.
Ключевые слова:
гуманитарное
познание, полидисциплинарность, интегративная
дисциплина, менталистика и ментология, ментальность, категория, концепт, картина мира,
цельность,
принцип холизма, всеединство.
Постовалова В.И.
Ментальность как глубинная антропологическая реальность…
9
Душу человеческую можно уподобить океану. Мы в
состоянии исследовать и измерить ее только у берегов,
т.е. на ее перифериях – в области т[ак] наз[ываемой]
психофизической жизни. Но чем более мы отходим
отсюда к ее сокровенным глубинам, тем труднее под-
ходить к ней с какой-либо определенной мерой и чис-
лом. Творческая жизнь <…> не может быть взвешена
на весах точной науки. Здесь исследователь должен
невольно положить печать на уста свои <…> ибо огра-
ниченное здесь соприкасается уже с
Абсолютным.
Напрасно мы хотим проникнуть в
духовную утробу
человека и видеть, как зарождается и зреет здесь вели-
кая мысль. Эта тайна <…> которая также мало
понятна нам, как и самому творцу. Последний явля-
ется загадкой для самого себя.
Как земледелец,
он <…> не знает, как растет в нем великое зерно,
заложенное высшею Творческою рукою.
Митрополит Анастасий (Грибановский).
Беседы с собственным сердцем