Тексты лекций. Кротов а. М. История стран азии и африки



Pdf көрінісі
бет1/34
Дата10.09.2023
өлшемі2,19 Mb.
#106824
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


История (отечественная и всеобщая) 
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ. КРОТОВ А.М. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
(СРЕДНИЕ ВЕКА) 
 
Тема 1 Введение
(специфика развития стран Азии и Африки в
средние века) 
1 Основные цивилизации Азии и Африки в средневековье. 
2 Особенности государственно-политического строя на Востоке и ―азиатского‖ 
способа производства в средние века.
3 Особенности восточных обществ и основные черты социального строя на 
Востоке в средние века.
Литература 
1 История стран Азии и Африки в средние века: в 2 т. / Под ред. Ф.М. Ацамба, М.С. Мейера, 
З.Г. Лапиной. – М.; МГУ, 1987; 
2 Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. Т.1. – М.; Высшая школа, 1994 и т.д.; 
3 История Востока: в 6 т. Т.2. – М.; Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1995; 
4 Хрестоматия по истории средних веков: в 2 т. / Под ред Сказкина. – М.: Соцэкгиз, 1961. – Т.1; 
1963. – Т.2. 
1 Основные цивилизации Азии и Африки в средневековье 
Средневековый Восток, как и Восток древний, не вписывается в стройную 
схему деления прошлого Европы на античность (рабовладение), средневековье 
(феодализм) и новое время (капитализм). Особенно это видно на примере 
древности и средневековья. В первом случае, несмотря на явное несоответствие 
восточной древности европейскому рабовладению, советская историческая наука, 
оставившая глубокий след и в постсоветской историографии, решала проблему 
просто – безосновательно провозглашалось существование на Востоке 
рабовладельческой формации, укреплялся расхожий стереотип исторического 
материализма о том, что в древности повсюду были рабы и на труде рабов 
держался тогда мир. Поиски феодализма шли по этому же сценарию.
Феодализм – это общественный строй, в основе которого лежит 
собственность феодалов на землю и другие средства производства, на крестьян-
земледельцев, находящихся в крепостной зависимости, а также право феодалов 
осуществлять государственную власть на своей территории. Отличительными 
чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической 
децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского 
города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных 
общественных структур, публичного частного права. 
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в 
классическом понимании) в других частях света. Советский и российский 
историк-медиевист, культуролог и литературовед А. Я. Гуревич, вклад которого в 
развитие исторической науки получил мировое признание, считал феодализм 
преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, 
сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные 


аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития 
общества заключаются в том, что в большинстве обществ Востока отсутствовали 
такие системно-важные элементы, как крупное частное землевладение, 
крепостное право, иммунитеты служилого сословия и т. п.
Использование ―феодальной‖ терминологии (феодальные отношения, 
феодальные пережитки и т. д.) стало внешним показателем того, сколь актуальна 
проблема приведения восточного средневековья к желанной модели 
всемирноисторического процесса, разработанной на примере истории Западной 
Европы. Всякий раз, правда, приходилось делать оговорки, что «восточный 
феодализм» отличался некоторыми существенными особенностями.
В мировой историографии термин «феодализм» употребляется довольно 
широко и в расширительном смысле. Здесь «феодализмом» именуют обычно не 
только 
периоды 
феодальной 
раздробленности, 
но 
и 
вообще 
весь 
докапиталистический этап истории.
При этом происходит терминологическая путаница: одним и тем же словом 
именовали разные системы отношений. В средневековой Европе господствующий 
класс частных собственников (феодалов) эксплуатировал зависимое крестьянство, 
а государство опиралось на этот класс и защищало его интересы. На Востоке же 
выполняющее функции господствующего класса государство во главе с 
правителем жило за счѐт ренты-налога с землевладельцев, прежде всего с 
производителей – крестьян. Феодалов, как отдельного от государства 
господствующего класса, не было, как не было феодальной частной 
собственности.
Ещѐ одной особенностью восточного «феодализма» было то, что его 
хронологические рамки не совпадали с европейскими. Поскольку феодализм, как 
социально-политический феномен и как система институтов, тесно связан с 
политической раздробленностью, как в Европе, так и вне еѐ, то именно 
раздробленность (феодализация) является индикатором, указывающим на его 
существование. На Западе цикл от феодализации до дефеодализации (т.е. до 
преодоления раздробленности) вписывался в период между античностью и 
капитализмом. На Востоке же раздробленность могла преодолеваться, а потом 
появляться вновь. При этом в каждой стране или регионе это происходило по-
своему.
Начальная грань средневековья (приблизительно 500 г.) для стран Востока 
является чистой условностью. Иначе и быть не может. Какие важные последствия 
падение Западной Римской империи имело, например, для Китая? Почему отсчѐт 
его средневековья следует связывать именно с эти событием? Ответов на эти 
вопросы нет и быть не может. Потому на практике, если уж и приходится в 
истории традиционного Китая выделять период средневековья, начинают его 
отсчѐт с 3 в., когда Китай, как единое государство, распался (эпоха Троецарствия). 
Сложно определить начальную грань средневековья и в истории Ирана. Период 
существования Сасанидской державы одни историки относят к древности, другие 
– к средневековью. При этом и те, и другие уходят от традиционной даты – 500 г.
К концу эпохи средневековья Восток жил традиционной жизнью. Никаких 
симптомов того, что он вступил в стадию кризиса, чреватого какими-то 


серьѐзными изменениями, не было. Потрясения, которые всколыхнули его, 
начались в конце XVIII в. и были связаны с промышленной революцией, 
развернувшейся в Великобритании. В первой половине XIX в. она приняла
всеобъемлющий характер, охватив другие страны Европы и всего мира. В этот 
период меняется сущность колониализма, его стратегия и тактика. В итоге это 
приводит к ломке традиционной структуры Востока и его переходу к структуре 
колониальной или полуколониальной, трансформирующейся в сторону 
капитализма.
Итак, в эпоху средневековья государства и общества Востока структурно 
оставались такими же, какими они были в древности. Тем не менее, они 
развивались. Свой завершѐнный облик, устойчивые нормы жизни и системы 
ценностей обрели индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. 
Возникла исламская цивилизация, быстро распространившая своѐ влияние на всю 
ближневосточную зону. Ислам, индо-буддизм и конфуцианство, в конечном 
счѐте, поделили между собой сферы религиозно-культурного, идейно-
мировоззренческого и политического воздействия. Это привело к формированию 
определѐнного образа жизни людей, их ментальности, хозяйственных и 
административных связей, государственности. 
Появление ислама стало знаковой вехой в истории ближневосточной 
религиозно-культурной традиции. Он обобщил предыдущий опыт общественного, 
государственно-политического и культурного развития стран региона, 
материализовав его в новой модели общественного устройства (уммы – общины 
мусульман) и государственности, стройной религиозной догматической доктрине 
с пятью символами веры (исповедание, молитва, пост, милостыня, хадж) и полной 
покорностью воле Аллаха, а также олицетворявшего его на земле пророка или его 
заместителя (халифа). 
Исламская государственность благодаря слитности религии и власти 
оказалась весьма успешной и сыграла решающую роль в объединении всего 
конгломерата стран и народов, различавшихся в древности в этническом
культурном, историческом и цивилизационном плане, в цельный, внутренне 
спаянный организм. Хотя Арабский халифат и оказался маложизнеспособным, 
исламская государственность не только устояла, но и дожила до наших дней, 
причѐм явно не собирается сдавать свои позиции. Созданное же в конце 
средневековья исламское государство – Османская империя – стало в глазах 
европейцев XVIII – XIX вв. своего рода эталоном классической восточной 
деспотии.
Развитию контактов между цивилизациями Востока содействовала торговля. 
По Великому шѐлковому пути или по пути пряностей шѐл не только обмен 
вещами и раритетами, но и обмен достижениями культуры, идеями, 
нововведениями, открытиями. Носители этих идей проникали в самые 
отдалѐнные регионы и страны, оказывая непосредственное влияние на племена и 
народы, находившиеся только на пороге цивилизации.
Именно транзитная торговля дала толчок развитию арабов и подготовила 
условия для возникновения ислама, преобразившего, как уже говорилось, весь 
Ближний Восток. 


С вопросом о путях торговли связана и проблема кочевников. Обладая 
пассионарностью – зарядом жизненной энергии, способностью к восприятию 
нового, кочевники сыграли немалую роль в обновлении мира. Так, внеся свой 
заряд, арабы вдохнули в древние ближневосточные цивилизации новые 
жизненные силы. Спустя полтысячелетия турки проделали почти то же самое с 
одряхлевшей арабо-исламской традицией. Даже монголы с их стремлением к 
разрушению и уничтожению того, что было создано другими, сыграли важную 
роль в судьбе стран, оказавшихся под их воздействием. Не будет преувеличением 
сказать, что большая часть Евразии – огромное пространство от берегов Тихого 
океана до Адриатического побережья, от Китая до Венгрии – было поглощено 
монголами на длительный или короткий период, в зависимости от силы 
монгольского захвата. Курс истории множества азиатских и европейских народов 
внезапно изменился, а итоги и последствия монгольского владычества ощущались 
столетиями в Китае, Иране и Руси. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет