1. Драматургический конфликт. Особенности построения конфликта в сценарии досугового массового мероприятия



Дата07.01.2022
өлшемі26,43 Kb.
#20661
Байланысты:
СРО 4


1. Драматургический конфликт. Особенности построения конфликта в сценарии досугового массового мероприятия

конфликт массовый кульминация



Конфликт драматургический - один из основных типов художественного конфликта. В отличие от столкновений людей, изображаемых в эпической литературе, К. д. имеет выраженные особенности. Драма показывает людей в поступках, действиях, в которых проявляется острая борьба противостоящих сил при наиболее концентрированном выражении характеров и всего духовного склада героев. Непременным свойством характера в драме является его конфликтность - потенциальная способность к выдвижению и отстаиванию в борьбе своей жизненной позиции, устремлений. Эта способность возникает не из психологических истоков (твердости, решительности, убежденности и т. д. - всем этим герой драмы может и не обладать), но именно из эстетических закономерностей драмы, где характер и конфликт предстают в единстве. Два основных источника К. д.: первый - борьба интересов, второй - борьба идей, нравственных норм, отношений к жизни (В. А. Сахновский-Панкеев, 1973)

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus -- столкновение), столкновение сторон, мнений, сил. КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (драматический) (коллизия художественная), противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения -- один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение. Например, в основе ДРАМАТИЧЕСКОЙ пьесы Островского Гроза лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества (Катерина и «темное царство»). Действие «Грозы» разворачивается на берегу Волг в старинном городе, где, как кажется, веками ничего не меняется и меняться не может, и именно в консервативной патриархальной семье этого города Островский видит проявления неодолимого обновления жизни, ее самоотверженно-бунтарского начала. Конфликт «вспыхивает» между двумя противоположными характерами, человеческими натурами. Две противоположные силы воплощены в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови -- Марфе Кабановой. Кабаниха -- убежденная и принципиальная хранительница старины, раз навсегда найденных и установленных норм и правил жизни. Катерина -- вечно ищущая, идущая на смелый риск ради живых потребностей своей души, творческая натура. Из диалогической природы драматургии возникает и еще одно основное понятие структуры пьесы - конфликт. Речь идет не о конкретном поводе для столкновения персонажей - во всяком случае, не только о нем. Понятие конфликта для драматургии всеобъемлюще, оно охватывает не только сюжетные коллизии, но и все остальные аспекты пьесы - социальные, мировоззренческие, философские. Так, к примеру, в Вишневом саде Чехова конфликт заключается не только в разности позиций Раневской и Лопахина, но в мировоззренческом конфликте нарождающегося класса буржуазии с уходящей, полной неизбывной прелести, но беспомощной и нежизнеспособной барской интеллигенции. В Грозе Островского конкретные сюжетные конфликты Катерины и Кабанихи, Катерины и Бориса, Катерины и Варвары перерастают в социальный конфликт между домостроевским укладом купеческой России и стремлением героини к свободному изъявлению личности. Более того, зачастую основной конфликт драматургического произведения может быть, так сказать, выведен за рамки сюжета. Особенно это свойственно сатирической драматургии: скажем, в Ревизоре Гоголя, среди персонажей которого вовсе нет положительных, основной конфликт заключается в противоречии изображаемой действительности и идеала. На протяжении всего исторического развития драматургии содержание конфликтов, характеры действующих лиц и даже принципы композиции имели свои особенности - в зависимости от актуального эстетического направления театрального искусства, жанра конкретной пьесы (трагедия, комедия, собственно драма и др.), господствующей идеологии, злободневности проблематики и т.д. Однако именно эти три аспекта являются основными особенностями драматургии как рода литературы.

2. Конфликтная драматургия

Готовя материалы к образовательному курсу по конфликтологии и основам медиации, обобщая данные литературы, опыт собственной жизни и работы с клиентами, я пришла к трехуровневой «драматургической» схеме межличностных конфликтов:

1. Уровень операциональных взаимодействий. «Производственный роман». Конфликты конструктивные. Служат прояснению ситуаций и достижению целей. Разрешаются сторонами путем переговоров самостоятельно или с привлечением медиатора. Обе стороны в процессе взаимодействия находятся в пространстве «здесь и сейчас».

2. Уровень системных взаимодействий. «Мелодрама». Конфликты самоценные. Служат способом обмена энергией, выражения отношений и их сохранения. Стабилизируют систему (семью, коллектив). В их основе - симбиозные биосоциальные схемы «родитель-ребенок», «паразит-хозяин», «эксплуататор-эксплуатируемый». Участники формируют особую реальность, собственное пространство-время, в котором и взаимодействуют. От Урсулы Франке (Германия) я услышала термин «семейный транс», четко определяющий эту категорию отношений. Конфликты этого уровня продвигаются к разрешению, когда участникам удается четко определить собственные границы и сферы интересов.

3. Уровень сценарных взаимодействий. «Трагедия». Конфликты фатальные. Служат способом проживания жизни у людей с трагическими/героическими элементами в жизненных сценариях. Разрушают проекты и отношения, которые эти люди пытаются строить. В их основе - антагонистические биосоциальные схемы «хищник/убийца-жертва», «захватчик-производитель», «морские и сухопутные цивилизации». При этом человек как бы исключается, «выпадает» из пространства-времени людей, с которыми он пытается контактировать. Чтобы выходить из подобных конфликтов, нужна серьезная работа по интеграции личности, терапии травм, осознанию и переработке биосоциальных штампов. На операциональном уровне люди интересуются конкретными технологиями и информацией. И активно не принимают попытки специалистов и окружения "поразмышлять и посочувствовать".

На системном уровне дополнительно требуется помощь в осознании границ ситуации и своих личных интересов. Поэтому клиентами весьма благосклонно принимаются размышления в тему и около нее. Они помогают клиенту лучше ощутить и вербализовать собственные потребности, чувства и ощущения. И тем самым обрести дистанцию, в которой конфликт становится решаемым. Третий, сценарный уровень конфликта формирует запрос на осознание границ своей личности, на отделение индивидуальной психики от коллективной. Первостепенными в этом процессе являются эмоциональная поддержка специалиста и уважение к человеческой судьбе. Это энергия, которая помогает клиенту "дойти до выключателя, чтобы включить свет". Часто необходимо медикаментозное лечение. И только на этой базе возможно полноценное осознание предмета конфликта и применений технологий разрешения конфликтов.

В этой связи мне представляется, что эффективное разрешение конфликтов возможно при соблюдении трех условий:

1) функциональная диагностика, т.е. определение жанра, в котором разыгрывается конкретный конфликт;

2) разграничение предмета конкретного конфликта и аспектов «мелодраматического» или «трагедийного» фона;

3) применение технологий и процедур, понимаемых и принимаемых обеими сторонами. В частности, процедуры медиации.

в продолжении этой публикации я планирую рассказать о конфликтных стратегиях, конфликтных личностях, предпосылках и предметах конфликтов с позиций моей авторской методики - "Театр архетипов".

Порядок проведения досуговых массовых мероприятий: на примере г.Люберцы.

I. Общие положения

1.1. Действие данного постановления распространяется на всех организаторов культурно-массовых, зрелищных мероприятий, исключая организации культуры, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории города Люберцы.

1.2. Основные понятия, используемые для настоящих Правил:

Досуговые учреждения - организации, предоставляющие населению услуги по организации и проведению активного отдыха, досуга и развлечений, в том числе культурно-массовых и зрелищных мероприятий.

Культурно-массовые, зрелищные мероприятия проводятся в целях организации отдыха и обеспечения пользования благами культуры.

Культурно-массовые, зрелищные мероприятия (дискотеки, шоу-программы, кинопоказы, конкурсы, концерты, фестивали и т.д.) - мероприятия досугово-увеселительного направления с использованием аудиовизуальных и других технических средств, предполагающие массовые скопления населения в закрытых помещениях и на открытых площадках, именуемые в дальнейшем мероприятия.

Объект проведения мероприятий - специально отведенные на период проведения мероприятий улицы, площади, парки, водоемы и другие территории, а также здания, сооружения, включая прилегающую территорию, временно предназначенные для проведения мероприятия.

1.3. Настоящий Порядок определяет порядок проведения мероприятий, проводимых досуговыми учреждениями.

1.4. Организовывать и проводить мероприятия могут следующие лица, именуемые в дальнейшем организаторы:

организатор - юридическое или физическое лицо, являющееся инициатором массового мероприятия и осуществляющее организационное, финансовое и иное обеспечение его поведения;

- юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, если в их Уставе предусмотрено осуществление данного вида деятельности;

- индивидуальные предприниматели, если этот вид деятельности указан в их свидетельстве о государственной регистрации в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

II. Правила подготовки и проведения культурно-массовых и зрелищных мероприятий

2.1. При обеспечении деятельности досуговых учреждений организаторы обязаны соблюдать следующие правила:

- проводить мероприятия в специально оборудованных помещениях, отвечающих назначению их использования: зрительных залах, диско-залах, кинозалах, фойе, а также на открытых площадках, временно предназначенных или подготовленных на период их проведения;

- эксплуатировать помещения для проведения мероприятий в соответствии с требованиями санитарных правил, предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиями пожарной безопасности, предусмотренными Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", сообщать о случившимся сотрудникам пожарной части (ПЧ), управления внутренних дел (УВД) по Люберецкому району, администрации города Люберцы;

- пресекать и не допускать случаев распространения наркотиков и других психотропных веществ в помещениях досуговых учреждений;

- не допускать случаев продажи и распития алкогольных напитков и пива лицами, не достигшими 18-летнего возраста;

- пресекать и не допускать случаев пропаганды насилия, национальной и религиозной нетерпимости, порнографии при проведении массовых развлекательных мероприятий, не допускать случаев участия лиц, не достигших 18-летнего возраста, в мероприятиях после 23.00 час.;

- не допускать нарушения тишины и покоя граждан в общественных местах и жилых домах после 23.00 час.;

- обеспечивать художественно-эстетическое оформление интерьеров помещений;

- обеспечивать доступность ознакомления с Правилами поведения посетителей мероприятий в данном учреждении;

- обеспечивать для курящих посетителей отдельное помещение.

2.2. Рекомендовать УВД по Люберецкому району в пределах своей компетенции:

- обеспечивать общественный порядок в местах проведения мероприятий и на прилегающих к ним территориях;

- совместно с организаторами мероприятия осуществлять пропускной режим во время проведения мероприятия, в том числе с целью исключения проноса огнестрельного оружия, колющих, режущих и крупногабаритных предметов, взрывчатых, радиоактивных, огнеопасных, ядовитых и сильно пахнущих веществ, напитков в стеклянной таре и иных предметов, мешающих проведению массовых мероприятий;

- проверять у частных охранных служб и их сотрудников, принимающих участие в обеспечении проведения мероприятия, наличие необходимых документов и лицензий, подтверждающих право на занятие охранной деятельностью;

- информировать об окончании мероприятия должностных лиц, уполномоченных обеспечивать проведение мероприятия.

2.3. Посетители, зрители и иные участники массового мероприятия имеют право:

- входить на объект проведения мероприятия, если оно проводится на платной основе, при наличии билетов или документов (аккредитации), дающих право на вход, и пользоваться услугами, предоставляемыми организаторами массового мероприятия и администрацией объекта его проведения.

2.4. Посетители, зрители и иные участники массового мероприятия обязаны:

- соблюдать и поддерживать общественный порядок и общепринятые нормы поведения;

- вести себя уважительно по отношению к другим посетителям и участникам мероприятия, обслуживающему персоналу, лицам, ответственным за соблюдение порядка на мероприятии;



- не допускать действий, создающих опасность для окружающих;

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет