8 часть. Социально-экономическое положение Казахстана в xvi–xvii вв. Государственно- административное устройство Казахстана Политическая система управления



Pdf көрінісі
Дата11.06.2023
өлшемі40,15 Kb.
#100570
Байланысты:
8 cast socialno ekonomiceskoe polozenie kazaxstana v xvi xvii vv gosudarstvenno administrativnoe ustroistvo kazaxstana 395



8 часть. Социально-экономическое положение
Казахстана в XVI–XVII вв. Государственно-
административное устройство Казахстана
Политическая система управления.
В Казахском ханстве сформировалась своя система управления с сохранением прочных
родоплеменных традиций. Общественный строй Казахского ханства состоял из 7 ступеней:
1. Первой общественной ячейкой казахского народа являлся аул. В аул входили
родственники, близкие по крови люди или несколько семей. Главу аула называли
аулбасы.
2. Несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения,
называли ата-аймак (отцовский край). Ата-аймаком управлял аксакал (старейшина).
3. Род состоял из 10-15 аймаков. Родом руководил рубасы (глава рода).
4. Несколько родов составляли арыс. Им руководил бий. Сложилась поговорка: «У
справедливого бия нет ближних, а от бия, имеющего ближних, не дождешься
справедливости».
5. В улус входили несколько арысов. Правителем улуса был султан. Все султаны
происходили из рода Чингизхана.
6. Из нескольких улусов состоял жуз. В XV–XVl веках основу казахских жузов составляли
племенные объединения. Правителем жуза был хан, избиравшийся из числа султанов-
чингизидов.
7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем ханства был великий хан.
Система государственного управления ханством была основана на гражданском
праве, которое называлось адат. Наряду с адатом действовали нормы мусульманского
права – шариат.
Казахский хан.
По традиции ханская власть не всегда передавалась по наследству, хан мог избираться
султанами из их числа. На выборы приглашались знатные представители всех родов. Рубасы
сажали избранного ханом на белую кошму, затем кусочки этой кошмы раздавали всем
участвовавшим в выборе хана. Существовала традиция «ханталапай» («ханская дележка»),
когда делили между собой весь скот избранного хана. Хан, у которого весь скот подвергся
«ханской дележке», отныне имел право жить за счет народа. Ханом могли избрать не того
султана, кто имел большие земельные владения, а того, кто имел много скота. Потомки
Чингизхана избирались ханами в зависимости от их возраста и родственной близости. От
имени хана собирались налоги: дары, согым, байгазы, ежегодный налог (жылу), штрафы. У
хана были свои небольшие вооруженные отряды, членов которых называли толенгутами или
караша. Толенгуты вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в
домашнем хозяйстве.
У казахских ханов не было регулярного войска. При необходимости собирали родоплеменные
народные ополчения, которыми командовал сам хан, батыры и бии. Ханы устанавливали
маршруты сезонных перекочевок. В случае военной угрозы роды сами меняли места зимовок
и жайлау. В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешилось.
Социальное устройство.
Казахское феодальное общество делилось на представителей «белой» и «черной» кости.
«Белая кость» (ак суйек) – аристократическое сословие казахского общества, в него
входили торе – чингизиды по линии Жошы (Джучи), от рождения носившие титул султана или
ходжи (кожа) – потомки проповедников ислама в Степи, считавшие себя потомками пророка
Мухаммеда. Они не относились ни к каким племенами и родам казахского общества. Все
остальные казахи, в том числе родоплеменная аристократия, батыры и баи относились к
«черной кости» («кара суек»). Никакого уничижительного оттенка это название не имело и
означало автохтонное происхождение (т. е. местное, коренное), принадлежность к
казахскому народу, к казахской земле. Термин «бай» применялся ко всякому лицу,


обладавшему богатством. Слово «бий» происходит от древнего тюркского слова «бек» и
равно по значению монгольскому «нойон» и арабскому «эмир».


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет