Шокан родился в ноябре 1835 года на станции Кушмурун в ныне Кушмурунском районе Аулиекольского района Костанайской области в семье известного старшего султана Чингиза Уалиханова. Судя по воспоминаниям близких родственников Шокана, он с детства был склонен и увлечен знаниями. Шокан с ранних лет увлекался историческими легендами. С юных лет он с большим удовольствием слушал рассказы мудрецов, стихи поэтов. До 12 лет Чокан учился в школе в Кусмуре, где познакомился с мусульманским вероучением. Учась в сельской начальной школе, Чокан изучил основы арабского, персидского, Чагатайского языков.
.
Предки Шокана принадлежали к знаменитой династии Султанов. Его предок Абылай хан был одним из великих казахских правителей XVII века. А дед Уали хан был последним казахским ханом, официально утвержденным царским правительством. В 1847 году 12-летний Шокан был помещен отцом для обучения в Сибирский кадетский корпус, который в то время считался лучшим учебным заведением. Уже в последние годы обучения Чокан проявил сознательность, глубокомысленность, всестороннее знание, сформированную самобытность, способность осмыслять и понимать потребности родного народа, быть готовым служить ему с максимальной пользой. Из первых научных работ Шокана "письмо профессору И. Н.Березину", "рецензия на книгу профессора И. И. Березина "ханские походы" и др., видно, что он является перспективным ученым, исследователем.
.
Окончив кадетский корпус в 1853 году в возрасте семнадцати лет, Шокан был оставлен на службу в канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири.
В 1855 году вместе с Западно-Сибирским генерал-губернатором он прибыл в Алма-Ату через Семипалатинск, Аягоз, капал. В этой поездке он собирает образцы казахской, Кыргызской и устной литературы, материалы истории и этнографии. На основе этих материалов он пишет произведения» Тенгри (Бог)», "остаток шаманства у казахов". После этой поездки его военная должность была повышена на одну ступень и он получил звание поручика.
В 1858-1859 годах Шокан совершил знаменитую поездку в Кашгарию. Шокан, рискуя своей жизнью в особо сложных тайных условиях, собрал особо ценные данные об истории, этнографии, культуре и геологии, географическом положении Кашгарского края, которые до этого были совершенно неизвестны. На его основе он написал знаменитый труд» О положении шести городов на востоке Алтышара или китайской провинции Нань-Цзий (Малая Бухара)". Труд был высоко оценен учеными-исследователями Востока как в России, так и за ее пределами.
Наследие.
За свою недолгую жизнь Шокан доказал невероятные возможности человеческих способностей, возвышенность гуманизма, непревзойденный пример национализма, поразительную нравственность научных способностей и изобретательности.
Одним из наследий, оставшихся от Чокана, являются произведения изобразительного искусства. Они доказывают, что Шокан был первым казахским профессиональным художником в этой области искусства. Ученый в основном занимался портретом, пейзажем и изображением образа жизни народа. От него осталось около 150 рисунков.
.
В предисловии к произведениям Шокана, изданным Русским географическим обществом, академик Николай Иванович Веселовский говорил:"Когда Чокан Уалиханов появился в мире востоковедения, русские ученые-востоковеды признали его уникальным явлением и ожидали великих открытий о судьбе тюркского народа. Но безвременная смерть Шокана лишила нас этой надежды!",- написал он. Шокан оставил после себя большое научное наследие. Своим творчеством Шокан Уалиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии. Кроме того, Шокан Уалиханов был первым казахским художником в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники.
.
В конце хочется сказать что наследие, оставленное казахским народом, потерявшим независимость и подчиненным России, деятелями, сиявшими на горизонте общества в последние дни, войдет в число лучших мировых памятников 19 века с точки зрения широты темы, глубины анализа, высоты мысли.
Шокан Уалиханов оставил после себя большое научное наследие: «Аблай», «Казахское родословие», «Мусульманство в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочёвках казахов» и другие послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа.