Карагандинский технический университет имени Абылкас Сагинова
Эссе
Эпоха Абылай хана – эпоха мужества и гордости народа
Усенова Жания, Арх-22-3
Абылай именуется в русских летописях князем Сибири. На самом деле Абылай был ханом орта-сотни казахов, живших в 18 веке. Его фамилия происходит от младшего поколения ортахузских султанов и идет от третьего предка к Абильмамбет-хану. В 1739 году Абылай (по нашим источникам, племянник султан-хана Абылай) принес с ним присягу в Оринборе, что он будет навеки в составе России. Его дед, которого также звали Абылай, был правителем Туркестана. Он прославился своей отвагой и отвагой, за что получил свирепое и почетное звание убийцы. Однако его сын Вали не смог оправдать славы отца и был убит одним из соседних правителей, вторгшихся в Туркестан. Тринадцатилетний Абылай выжил только благодаря одному рабу, которого отдали без поплавка. Адал Тулунгит взял с собой выпускника в казахскую степь. Молодой Абылай, выгнанный братьями и сестрами, пришел на кыр и стал пастухом у богатого человека из рода Жаксылык. Бурный период, полный паники, создает условия для того, чтобы Абылай проявил свою находчивость и настойчивость, ум и мужество. Первое десятилетие 18 века было катастрофическим периодом в жизни казахского народа. Джунгары, волжские калмыки, жайыкские казаки и башкиры нападали на казахские роды со всех сторон, резали их, угоняли скот, связывали им жизни, брали в плен многие семьи. Суровая зима, последствия голода и голода сделали людей нищими и нищими.
У казахского клана в Орынборе есть поговорка, что участь их соотечественников сравнима с положением кролика, преследуемого стаей пугливых борзых. Особенно 1723 год неизгладимо запомнился казахам своим грозным характером. В ту страшную зиму, когда снег был густым и ледяным, джонгарский правитель Калдан-Серен беспощадной рукой вторгся на казахскую сторону и начал массово карать казахов и кыргызов за их былую жестокость и агрессию. Куда бы они ни пошли, кровожадные джонгарские казахи, не оставленные позади, неслись, как стадо испуганных оленей, разбрасывали свое имущество, детей, старушечьи шали, тощий скот, домашний инвентарь и уходили в аул. Средний лик - низ Самарканда, малый лик Хива и Букар укрываются. И спрятались кыргызы в нехоженых скалах Болора, и так испугались, что дошли до Гиссарской долины. Не найдя теплых пастбищ в песчаных поясах Средней Азии, казахи, поссорившись со своими новыми соседями, прижались лицом к границам могучей России, ища у них поддержки и помощи. Именно в эти два страшных кровопролитных периода внимание страны было обращено на султана Абылай. Потому что он принимал участие во всех походах как солдат первой линии, да и в том проявлял большую храбрость и отличался особыми приемами. Благодаря своим превосходным советам и острому уму он сразу получил имя провидца и гения. Действительно, Абылай пережил много борений и прошел много испытаний, прежде чем казахи стали считать его посланником Бога, обладателем духов, посланным самим Богом для великих дел. Дважды попадал в ловушку, один раз кыргызы, второй раз Калдан-Серен. Его побег из Калдана — настоящее чудо. За то, что он убил в бою Шарыша, любимого сына хана, и попал в плен по настоянию могущественного калмака из казахов. Однако в 1739 году мы признали его самым влиятельным и могущественным правителем Средней сотни. Российское правительство в основном общалось только с Абылаем и его братом Султанбеком. Ведь, по мнению русских, ушедших на границу и вернувшихся, настоящий хан не имел в тот момент никакого значения и власти. Тевкелев, хорошо знакомый с местностью, говорит, что этот султан самый хитрый и влиятельный среди киргизских правителей. В 1759 году Абылай отправил своего родственника Жолбарыс Султана в русский дворец и просил милостей. Позже ему была выслана доверенность, назначена зарплата в 300 сомов в год, а также должны были быть предоставлены 200 пудов муки. Тем временем в Средней Азии произошли события, создавшие условия для реализации карьерных мечтаний Абылая. Он даже поднял свою репутацию перед народом. В 1745 году умер Калдан-Серен, известный казахам как Азраил, и началась борьба за власть в Дзонгарии. Калмакские тайцы теперь ждут помощи от Абылай. Султан, который кипит свои старые обиды и скрежещет зубами на джонгаров, пользуется их слабостью как разъединяющая сторона, то он переходит на одну сторону, то на другую, и девушки видят красоту борьбы. Приход победоносной армии императора Цян-Луна, легко завоевавшего Джунгарию с невиданной в истории быстротой, оказал большое влияние на политику Абылая. Легко захватить Дзонгарию и область Киши Бухар, и это поднимет боевой дух китайцев и усилит их стремление к вторжению. Судя по всему, император Цяньлун хотел повторить времена династий Хань и Тан. В 1756, 1758 и 1760 годах китайские войска ступали на земли казахов Орта Юз. Казахские правители, хан Киши Юза Нуралы, хан Среднего Юза Абильмамбет и Абылай стремились заключить соглашение с Империей Аспанасты. В 1756 году Абылай признал себя вассалом Бехди-хана и получил титул Бекзаде и титул. И Нуралы отправляет посольство в Пекин. В 1758 году правитель Кокана Эрдэнэ би, а позднее его преемник Нарбота би Кок признали его подданство. Несмотря на это внешнее восхищение, среднеазиаты были очень растеряны. Падение могучего Дзонгария и пленение Бухара-младшего вызвали непередаваемый ужас. Более того, правоверные мусульмане свято верили в легенду о том, что до конца времен землю покроют черные китайцы. В 1762 году 130 китайских послов явились к Абил Мамбет-хану Орта-юза и Абылай-султану и объявили, что войско весной пойдет на Туркестан и Самарканд, и попросили помощи, лошадей и волов для транспорта, овец на убой. Они временно прекратили взаимную вражду, заключили союз и назначили его командующим Ахмета, главу команды Надир-шаха, правителя Кандагара и основателя династии Дурани. Хотя внешне казалось, что Абылай присоединился к альянсу, на самом деле он не порвал связей с китайским правительством и все больше сближался с ним. Он даже отправил своего сына Адиля в качестве залога в Пекин. Но Богдихан был очень доволен восхищением Абылая, дал Адилю грамоту и со многими дарами отправил обратно к отцу. А сам Абылай встретился с Илье Цзянцзуном (генерал-губернатором) на берегу Сайрамколя и заключил с ним торговый договор. По договору в Тарбагатае (Шауешек) и Иле (Кульжа) открывалась биржа, где казахи обменивали китайские товары на свой скот. Такая доброта Богдихана, особенно богатолюбивого, славолюбивого казаха, не осталась незамеченной. По мере того, как Абылай сближался с китайцами, он стал дистанцироваться от отношений с Россией. Даже когда хана избрали в 1771 году, он не пожелал идти к российской границе и приносить присягу. Итак, он сделал вид, что разыскивается народом и уже имеет право на это звание, что он сын Кока и имеет грамоту. Однако русское правительство специально прислало к киргизам своего слугу, заставило Абылай принять присягу и вручило знаки ханского титула (меч, плащ и берек). Это внутренний расчет, что казахи не должны думать о том, чтобы стать ханом, прежде чем они это одобрят. Абылай посоветовал своим детям сблизиться с Китаем и сохранить договор с Россией. По его мнению, китайцы никогда не были опасны для ханского правительства, а русское правительство — сильнейший конкурент местной власти. К тому же время показало, что казахи мало нуждаются в помощи России. Власть Абылай в регионе еще сильнее. Великая сотня (по имеющейся у нас бумаге, Палата представителей) признала его власть. Джунгары были уничтожены китайцами. Торгауты, за которых сражались казахи, особенно сам Абылай, дошли до дна, едва добрались до Иле, и попали в хитрые сети китайских политиков. Жайыкские казаки, судьба которых была теперь в руках правительства, были усугублены восстанием Пугачева и дошли до положения, когда они не могли вторгнуться самостоятельно. Нынешний враг казахов – это лишь часть хитрых киргизских и среднеазиатских правителей, пытавшихся удержать свои аулы от казахских султанов в Туркестане, Созаке, Сайраме, Шу и Ташкенте и других городах. Вера в необыкновенный дух, даровавший Абылаю видения, давала казахскому народу небывалый смысл. В 1770 году Абылай вышел за Шатский перевал и напал на кыргызов у реки Туро.
Гоняясь за горами, он отогнал их на равнину Шу. По рекам Кызылсу и Шамси, впадающим в Шу, кыргызы объединились против Абылая и столкнулись друг с другом. Об этом до сих пор ходит легенда под названием «Жайылская резня». Кыргызов перебили так много, что из деда рода Султу Талкана в живых осталось только сорок человек. После этого Абылай возвращается в Кокшетау, свой любимый поселок, близкий к Сибирской сети, с большим количеством добычи. Они даже привели много пленных, и теперь их потомки - это две отдельные страны, Новые и Бай Кыргызы. Война Абылая с Ташкентом и Ходжентом закончилась взятием Жизак. Среди них Азирет Султан, Сайрам, Шымкент, Созак и другие города. И Ташкенту пришлось отдать дань. В 1774 году по просьбе старейшин рода Абылай он послал своего сына Адиля управлять ими и построил для него город на реке Талас. Трудолюбивые каракалпаки поселились в Кенте. Среди других своих детей, которых было семьдесят один, он разделил кланы Средней и Великой Сотни. Как глава рода, он остался в Туркестане жить по обычаям своих родов. Затем он умер в 1781 году и его тело было погребено на площади мечети Ходжи Ахмеда Ясави. Это линия политической жизни великого казаха. Достигнув векового взлета славы своей личностью и широтой своего ума, он смог снискать уважение неугомонных и страстных людей. Это уважение в деревне носило чудесный и загадочный характер. После смерти Абиля Мамбета народ сразу же возвысил его как хана, сказав, что он самый достойный среди их султанов. По казахской традиции законные наследники найдутся среди детей Абиля Мамбета. Гражданин России, который был свидетелем этих выборов, пишет замечательный рассказ о том, как сговорившиеся старейшины вознесли его в белом войлоке под потолок, как они восхваляли его способности и плавность, его изящество и победу сверх всякой меры, а потом как рвали плащ, который он носил, заплел в косы и разрезал на куски. Это само по себе было прекрасным зрелищем, показывающим достоинство хана. Среди казахских ханов нет никого, кто обладал бы такой безграничной властью, как Абылай. Он превысил свои полномочия и впервые ввел смертную казнь. Раньше такое страшное решение реализовывалось только по решению народного собрания. Тем самым он предотвратил надменное засилье родов и султанов, ограничивавших власть хана через коллегиальные советы. Поначалу такое известие вызвало недовольство султанов и князей и восстание. В 1781 году Дайыр Султан подал жалобу губернатору Оринбора, изображая Абылай узурпатором власти, ему не принадлежавшей. Вожди, по старинному обычаю, собирались в поход против хана, совсем как война против короля в Польше. Однако подопечные Абылая уничтожили их, и всем им пришлось подчиниться железной власти хана. Кто знает, как этот хан узаконил свои действия подавлением утраченной с древних времен свободы выпаса скота, но поколения считают его святым и называют его имя лозунгом при нападении. А устное завещание, которое он оставил своим детям, указывает на то, что он был вовлечен в политику Аксак Темир. Своим детям он давал советы, чтобы никогда не улаживали межплеменные споры между казахскими племенами до конца, и чтобы конфликты и конфликты всегда были незаменимой опорой ханской власти. В сказаниях казахов Абылай считается святым с особыми качествами и обладателем великой силы. Его походы, отвага и героизм его героев легли в основу былин. Некоторые мелодии, исполняемые на домбре и кобызе, родились в ту эпоху и многие характеризуют этот период. Народная песня «Пыльный марш» прозвучала во время атаки, когда погиб Баян батыр, поглотивший сердце врага. А «Кипчак кагу» рождается из зимнего похода на волжских калмыков. В то время казахи семь дней голодали и еле добыли добычу. Все эти состояния до сих пор напоминают потомкам Абылая о славных временах.