ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ В РОМАНЕ
Е. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР»
© Калдыбекова Ж.А.
«Школа юного литературоведа»
Волгоградского государственного социально-педагогического университета,
г. Волгоград
В научной статье рассмотрены особенности изображения художест-
венного времени в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр». В ходе анализа
моделей и типов художественного времени, было выявлено, что ис-
пользование в романе всех его модификаций выполняет функцию соз-
дания идейно-художественной целостности произведения.
Ключевые слова: художественное время, роман, агиография, житие,
языковая игра.
Роман Евгения Германовича Водолазкина «Лавр» стал литературным
событием 2013 года и вызвал большой резонанс. Книга заставляет заду-
маться о важнейших вопросах человеческой жизни: в чѐм смысл пребыва-
ния человека на Земле? В чем суть русского национального характера? И на
один из главных вопросов романа – что такое время? Сам Е. Водолазкин в
одном из интервью прямо признал, что «Лавр» – это роман о времени, по-
этому анализ функций художественного времени представляется чрезвы-
чайно актуальным.
Безусловно, огромное влияние на Е. Водолазкина оказала личность и
научные работы его учителя, академика Д.С. Лихачева. Ученый не раз обра-
щался к исследованию художественного времени, доказал его связь с жан-
ром, методом и временем написания произведения. По Лихачеву, варианты
изображения времени очень разнообразны и напрямую зависят от замысла
писателя. Время каждым воспринимается очень субъективно и в литературе
есть свой принцип относительности. Время в художественном произведе-
нии может быть «закрытым» (замкнутым в себе, связанным только с сюже-
том, движущимся всегда в одном направлении), и «открытым» (связанным с
определенной исторической эпохой). Лихачев Д.С. неоднократно возвраща-
ется (в том числе и в своих дневниках) к категории «вневременности и все-
временности» [3, с. 209]. В литературоведении принято говорить о времен-
ных моделях, есть несколько вариантов таких моделей.
В книге «Константы. Словарь русской культуры» Ю. Степанов говорит
о «множественности понятий времени» и выделяет следующие его
модели» [5, с. 184-185]:
Кафедры литературы.
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2015
104
‒ «пульсирующее» – время античной мифологии;
‒ «круговое» или « циклическое» – время в древнегреческой и рим-
ской культурах;
‒ линейное время: ньютоновское, христианское, линейное время –
как линия, идущая вверх (прогресс) и линейное время как линия,
идущая вниз (регресс);
‒ время как последовательность точек в «культуре европейского
Средневековья, где оно переплетается с христианским линейным
временем»;
‒ «спиральное» – время, движущееся по спирали.
С точки зрения А.И. Николаева, модель может быть представлена сле-
дующим образом.
1. Циклическое (круговое) – время природного цикла смены времѐн
года. « В основе представление о том, что все возвращается на кру-
ги своя. Пространство и время там есть, но они условны, особенно
время, поскольку герой все равно придѐт туда, откуда ушѐл, и ниче-
го не изменится».
2. Линейное – время течѐт от прошлого к будущему, «время ассоции-
руется с направленной стрелой».
3. Нулевое время, его называют неподвижным, В этой модели время
«теряет смысл». Исторически эта наиболее архаичная модель, но
она и сегодня весьма актуальна. На этой модели строятся представ-
ления об аде и рае, она часто «включается», когда человек пытается
представить себе существование после смерти».
4. Параллельное время. «Смысл в том, что мы существуем по-разному
в зависимости от системы координат. Но в то же время эти миры не
совсем изолированы, у них есть точки пересечения» [4, с. 156-160].
В ходе исследования была выявлена зависимость художественного вре-
мени с жанровыми особенностями произведения. Роман, повествующий о
судьбе лекаря, жившего в XV веке, должен отражать эпоху Средневековой
Руси, однако Евгений Водолазкин неоднократно говорил о том, что «Лавр» –
роман «не исторический». Тогда, возможно, это агиография, изображающая
подвиг веры. История жизни русского средневекового врача, целителя, ко-
торый проживает четыре жизни, рассказанные в виде разных по жанру жи-
тий. Перед нами: святой, юродивый, странник, пустынник. Так, жизнь Ар-
сения во многом напоминает жизнь Ксении Петербуржской. Святая жила в
XVIII веке, после смерти мужа отдала все своѐ имущество церкви, надела
одежду супруга и отзывалась только на имя Андрей: «Андрей жив, а Ксения
умерла». То же самое происходит и с Арсением: он решает пройти земной
путь вместо погубленной им любимой и нарекает себя Устином.
Можно предположить, что время романа и время в житийной литерату-
ре течѐт одинаково.
Литература
105
Однако время в романе Е. Водолазкина течѐт совершенно иначе, чем в
агиографической литературе, внутреннее время которой подчинено не био-
графии героя, а направляет его путь к самому себе и к Богу. В романе сосу-
ществуют несколько моделей времени. Есть время «замкнутое», ориентиро-
ванное только на сюжет. «Открытое» же время позволяет и герою, и читате-
лю находиться в нескольких временных пластах и быстро перемещаться из
одного в другой, меняя хронологическую последовательность времени по-
вествования.
В романе существование времени вообще ставится под сомнение. Так
возникает идея вневременности, изучением которой и занимался академик
Д.С. Лихачѐв.
Художественное время по отношению к сюжету романа выполняет функ-
цию прямого и преднамеренного воздействия на читательское восприятие.
Для этого автор использует композиционные, жанровые, стилистические
приемы. Так, определив, что жанр романа можно назвать скорее агиографиче-
ским, чем историческим, отметим, что время в нем течет не по законам жи-
тийной литературы, – это не линейное, «замкнутое» или закрытое время.
В романе Е. Водолазкина четыре части: Книга познания, Книга отрече-
ния, Книга пути и Книга покоя. В каждой последующей части мы видим ге-
роя, отличающегося от того, который был в предыдущей. По сути, роман –
это жизненный путь Лавра со всеми трудностями, а «книги» – этапы его судь-
бы. Приступая к прочтению новой «книги», мы переходим на новую, более
совершенную ступень духовного и нравственного развития героя, но самое
главное – наблюдаем перемены в восприятии им времени и его связь с ним.
Таким образом, в четырѐх «книгах», описывающих жизненный путь Арсе-
ния, время ощущается совершенно по-разному. Характер героя динамично
развивается, и автор, чтобы показать это, использует все возможные вре-
менные модели.
Линейное время писатель использует, чтобы показать движение героя от
прошлого к будущему, это этапы становления праведника. Как правило,
чтобы обозначить именно эту модель времени, автор подкрепляет сюжет
точными историческими датами, которые подтверждают устремленность
времени вперед. Например, в самом начале «Книги познания» даѐтся точная
дата рождения Арсения, причѐм в разных временных переводах – «8 мая
6948 года от Сотворения мира, 1440-го от Рождества Спасителя нашего Ии-
суса Христа, в день памяти Арсения Великого» [2, с. 13].
Циклическое время используется автором, чтобы доказать свою мысль –
все идѐт по кругу. Герой романа возвращается в конце жизни в то место,
откуда начал свой жизненный путь – Рукину Слободу. Живя на кладбище
при Иоанно-Предтеченском девичьем монастыре, Устин наблюдает, как се-
стра Пульхерия, весной, облокотившись на метлу, расчѐсывает родинку,
умирает, а через некоторое время еѐ могилу заносит снегом. И вот уже ле-
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2015
106
том, «облокотясь на метлу, стоит сестра Агафья» [2, с. 208] с тянущейся к
родинке рукой. Он останавливает еѐ, осознавая цикличность происходящего
и свою возможность предотвратить последствия. Водолазкин Е. заставляет
Лавра опять пережить ту самую ситуацию, которая когда-то заставила героя
почувствовать себя виноватым в смерти Устины и сына. Как и в юности,
герой не готов к этому испытанию, однако с честью его выдерживает. Это
позволяет сделать вывод, что время в романе не столько циклическое (ниче-
го не меняется), сколько спиральное (жизненный путь пройден не зря, он
обогатил героя, сделав его более совершенным). Если рассматривать жизнь
главного героя в этом аспекте, то так и получается: с каждым новым именем
он приобретает новую жизнь.
Нулевое время используется тогда, когда писатель хочет показать, что
время остановилось, нет никакого движения: после смерти Устины и ребѐн-
ка, когда Арсений находится в доме вместе с трупами невенчанной жены и
сына, или когда герой ощущает себя между жизнью и смертью. Именно в
эти моменты он замечает странные особенности времени, его расхождение с
некоторыми событиями, которые, порой, от времени вообще не зависят, они
как бы «вынуты из него» [5, с. 205].
Параллельное время заставляет подумать о том, что миры не совсем
изолированы, все может быть всевременно и вневременно: и события, про-
изошедшие на Руси в XV веке, и в XX веке, и даже события далѐкого буду-
щего могут происходить одновременно. Так, читатель легко может перене-
стись из провинциального местечка Маньяно в Италии в 1977 год в Псков и
узнать историю жизни Юрия Строева, кандидата исторических наук. Или за
несколько минут до убийства Амброджо (итальянского провидца) увидеть
его глазами, как в Петербурге альпинист Альберт Михайлович Тюнккюнен,
спустившись на тросе с вертолѐта Ми-8, устанавливает на колокольню Пе-
тропавловского собора крест. Параллельное время предназначено показы-
вать, что у разных времѐн, сколь бы отличными друг от друга они ни были,
всегда есть точки пересечения. Этими точками является то, что принято от-
носить в разряду «вечного».
Создаѐтся ощущение, что время в романе – авторская мистификация, и
он использует все доступные средства для достижения своей цели: очевид-
ные неточности (пластиковая бутылка в XV веке), стилистические особен-
ности текста (использование цитат из произведений А.С. Пушкина, А. Эк-
зюпери). В романе древнерусский житийный язык смешивается с вполне
современным разговорным языком. Этот приѐм не оставляет ощущения
перенасыщенности, не усложняет понимание текста читателями, а наобо-
рот, придаѐт языку повествования особую пикантность. В романе есть не-
мало канцеляризмов, молодѐжного сленга, офисного стиля и анахронизмов.
Автор использует эту сложную языковую игру для того, чтобы избежать
однообразности повествования, а неожиданные вкрапления как раз способ-
Литература
107
ны держать читателя на протяжении всего романа в напряжении. Например,
юродивый Фома то изъясняется в соответствии в языком своего времени, то
восклицает: «Да не парься ты, ѐ-моѐ!» [2, с. 199], а преступник Жила ис-
пользует пару непечатных слов, что вполне соответствует его образу жизни.
Это не выглядит чем-то несоответствующим.
Интонация произведения остаѐтся лѐгкой, несмотря на то, что вмещает в
себя несколько временных и лексических пластов. Причудливо сплетая арха-
ичный древнерусский, старославянский и современный языки, автор создаѐт
тот язык, который свободен от традиционного изложения, но который поня-
тен любому даже самому неискушѐнному читателю. Стилистическая разно-
родность не создаѐт нагромождѐнной многослойности, а составляет гармо-
нично сплетѐнную ткань единства языка, из которого уже складывается един-
ство времени. Это был рискованный эксперимент, но автор смог соблюсти и
не нарушить тонкую грань между двумя мирами. «Задача была – добиться
того, чтобы происходящее, с одной стороны, было погружено в Древнюю
Русь, а с другой – в современность. И чтобы не было видно швов» [7].
Водолазкину Е. удалось погрузить своего читателя во все миры одно-
временно и доказать, что время – это то, что мы сами думаем о нем.
Список литературы:
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М.
Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 67-78.
2. Водолазкин Е.Г. Роман «Лавр». – М., 2012.
3. Лихачѐв Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художест-
венного пространства // Лихачѐв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. –
М., 1979. – С. 209-351.
4. Николаев А.И. Основы литературоведения. – Иваново, 2011. –
С. 156-160.
5. Ю. Степанов. Константы. Словарь русской культуры. – М., 1997.
7. Лавры Средневековья. Финалист «Большой книги» Евгений Водолаз-
кин – о древнерусских истоках своего романа [Электр. ресурс]. – Режим до-
ступа: http://www.rg.ru/2013/09/24/vodolazkin.html.
Достарыңызбен бөлісу: |