История Казахстана иа-2023 (по обновленной учебной программе)



бет1/24
Дата11.09.2023
өлшемі2,43 Mb.
#106892
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

История Казахстана
ИА-2023
(по обновленной учебной программе)


«Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Да, я согласна. Официальная цель структуры — способствовать развитию и реализации государственной политики по укреплению согласия и единства в обществе. Она должна создавать условия для укрепления согласия и единства в Казахстане, сохранять языки, традиции и культуру этнических групп, вести образовательную и издательскую деятельность в этой области, помогать этнокультурным объединениям.

Круглый год Ассамблея проводит конференции, собрания, концерты, конкурсы и другие культурные мероприятия. Структура объединяет представителей 367 национальностей. Подобная духовно-культурная программа помогает укрепить межэтническое согласие.


Практически в каждом областном центре активно работают Дома дружбы, где размещаются национально-культурные центры и проводят свою работу местные подразделения АНК.


Возрос и международный авторитет Ассамблеи. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира».




«В 20-30-е годы ХХ века произошли положительные изменения в системе образования Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Я согласна с данным утверждением. Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения, начатая после прихода к власти большевиков. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации неграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммуны, школы-инернаты, рабфаки.

В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, а в 1931 – обязательное всеобщее семилетнее образование. Всего за 1926-1936 гг. Грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25% до 83%.


Важную роль сыграла национальная интеллигенция. Она принимала активное участие в создании учебников и учебных поссобий на родном языке. (А. Бокейханов, А. Байурсынов, Ж. Аймаауытов. С. Сейфуллин, М. Жумабаев)

Большое внимание уделялось подготовке кадров, особенно педагогов. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. В 1928 году был открыт первый казахстанский вуз Казахский государственный педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая.






«В первые годы независимости Казахстан совершил успешный переход от плановой к рыночной экономике». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
За 30 лет суверенного развития Казахстан совершил впечатляющий переход от плановой к преимущественно рыночной экономике.

В 1990 году в Казахстане начинается разработка концепции перехода к рыночному хозяйству с учетом особенностей республики. Главной целью экономической реформы являлось формирование эффективного рыночного хозяйства с широкой интеграцией в мировое экономическое пространство.


Первым шагом в этом направлении явилось начало либерализации цен с января 1992 года. Отныне цена не подвергалась государственному регулированию. В январе 1993 года в первой Конституции РК легитимизирована частная собственность, возникла юридическая основа для развития частного предпринимательства. В апреле вступила в действие Национальная программа разгосударствления и приватизации. Первоначально происходила продажа объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других видов сервиса. Приватизация способствовала развитию бизнеса в стране. В добывающих отраслях Казахстана происходит увеличение объемов производства. Особенно с конца 1994 года, когда правительство приступило к передаче предприятий в управление отечественным и иностранным компаниям. В 1996 году РК подала заявку на членство во Всемирной торговой организации (ВТО).


После экономического спада в начале 1990-х годов экономика Казахстана резко выросла в 2000-х годах. Ежегодный экономический рост в период с 2000 по 2006 год составлял от 9 до 13 процентов, что сделало экономику страны одной из самых быстрорастущих в мире.


С момента обретения независимости в 1991 году Казахстан продемонстрировал значительные экономические показатели. За эти 30 лет независимости быстрый рост, подкрепленный структурными реформами, богатыми углеводородными ресурсами, высоким внутренним спросом и прямыми иностранными инвестициями, помог сократить бедность и превратить Казахстан в прогрессивное и экономически конкурентоспособное государство.


Казахстан показал пример успешного перехода от плановой экономики к рыночной, сформировал все механизмы и законодательную основу рыночной экономики. Динамичное развитие экономики позволяет государству проводить дальнейшее реформирование всех сфер жизни.






«В 20-80-е годы ХХ века учёные Казахстана внесли большой вклад в развитие технических и естественных наук». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
В эти годы все научные учреждения Казахстана делились на две группы: казахстанские и центрального подчинения. Последние подчинялись оборонному ведомству СССР. В Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая, медицинская, сельскохозяйственная науки. Например, в 1956 году Институту геологических наук удалось создать уникальную прогнозно-металлогеническую карту Центрального Казахстана. Казахстанские ученые приняли участие в изучении и освоении крупных месторождений нефти и газа на территории Западного Казахстана. Благодаря ученым Казахстана удалось построить водоканал Иртыш–Караганда. Ученые-агрономы вывели новые сорта пшеницы и т.д. Заметных успехов достигли и в области общественных наук. В 1945 году Постановлением Совета Министров КазССР был образован Институт истории, археологии и этнографии АН КазССР, впоследствии ему было присвоено имя Ч.Ч. Валиханова. Здесь работали такие известные ученые, как А. Нусупбеков, А. Маргулан, Х. Аргынбаев, Е. Бекмаханов, Б. Сулейменов, Г. Дахшлейгер и др. В 1957–1959 годах была опубликована «История Казахской ССР» в двух томах. Позднее коллективом научного учреждения был издан фундаментальный труд «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в пяти томах, собрания сочинений Ч.Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. В 1958 году был создан Институт философии и права, в 1961 году – Институт литературы и искусства и Институт языкознания, которому впоследствии было присвоено имя А. Байтурсынова. К концу 50-х годов ХХ века в структуре АН КазССР действовало 50 научно-исследовательских учреждений. К 1985 году Казахская ССР имела более 40 тыс. научных сотрудников. 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 году был создан Институт философии и нрава АН КазССР, а в 1961 году - Институт языкознания, литературы и искусства. В конце 1960-х годов Казахстан стал крупным научным центром страны. В 1970-е годы происходили важные изменения в системе школьного образования. В этот период успешно развивалась система высшего и среднего специального образования, а также интенсивный процесс становления казахстанской науки. Казахская многожанровая литература достигла быстрого роста и от первых робких шагов поднялась до современного уровня. Также изобразительное искусство, театр оперы и балета, творческие коллективы художественной самодеятельности, кинематография, музеи, книги, библиотеки, архитектура достигли высокого профессионализма.




«Взаимоотношения между кочевыми и оседлыми народами в средние века способствовали развитию городской культуры в Сырдарьинском оазисе». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Культурное и хозяйственное взаимодействие и взаимовлияние кочевников и оседлых жителей. Город и Степь, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных контактов и взаимовлияний. Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей, и наоборот. Заимствованиям подвергались также язык, обычаи, повседневный быт, искусство, религии, ремесла и даже хозяйственные занятия. 1 аргумент: Так, переселившиеся в Степь ирано-язычные согдийцы вскоре освоили тюркский язык, заимствовали некоторые элементы одежды и обычаи тюрков. Махмуд Кашгари писал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке. Постепенно согдийцы смешивались с тюркским населением, поскольку среди тюрков происходил процесс оседания в городах или около городских поселений, где проживали согдийцы. На территории городов, кроме тюрков и согдийцев, небольшими группами проживали сирийцы, персы, китайцы, арабы, индийцы. 1 факт: В IX–XIII веках оседлая культура переживала расцвет, выросло количество городов. Это было связано с тем, что обедневшая часть тюрков вынуждена была перейти к оседлому образу жизни и заниматься ремеслами, торговлей, земледелием. Таких людей в кочевом обществе называли жатаками. Кочевники научились у оседлых жителей строить ирригационные сооружения, о чем свидетельствуют остатки русел арыков, каналов, дамб и водохранилищ в Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе и Центральном Казахстане, поскольку здесь земледелие носило преимущественно поливной характер. Кроме того, кочевники переняли у оседлых жителей приемы строительства жилых и культовых сооружений, элементы декора, строительные материалы, секреты изготовления растворов и красок. Так, широкое распространение получает возведение памятников Дын на месте захоронения правителей и представителей знати, а также искусство возведения мавзолеев, например, построенных в честь Жошы-хана, Алаша-хана, Айша-биби и др. 2 аргумент: Другим важным аспектом культурных взаимовлияний между кочевниками и оседлыми жителями является проникновение и распространение в Степи религий и религиозно-философских систем, таких как ислам, несторианство, буддизм, манихейство и зороастризм. 2 факт: Так, например, Суяб в течение некоторого времени являлся центром буддизма в Жетысу. В Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе находили прибежище последователи несторианства и манихейства, которые подвергались преследованиям в Византии и Персии. Переселившиеся несториане и манихейцы создавали в городах Казахстана свои общины, строили храмы. Так, хорошо известны несторианские церковь и кладбище в Таразе. Утверждение ислама привело к появлению в городах мечетей, а также медресе и мектебов, где обучали основам религии, арабской грамоте, чтению, философии, математике и другим наукам. Благодаря этому из городов Присырдарьинского региона и Жетысу вышло немало ученых и мыслителей, прославившихся во всем мусульманском мире и в Западной Европе, это Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи и мн. др.


«Долгосрочные стратегии Казахстана привели к качественному экономическому развитию». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
На сегодняшний момент экономика Казахстана является второй по мощности среди стран постсоветского пространства. Так же она является крупнейшей хозяйственной системой Средней Азии. Отличительной особенностью страны является самообеспеченность всеми необходимыми природными ресурсами. И хотя, экономика государства переживала негативное воздействие внешних и внутренних факторов, однако, на сегодняшний день она развивается достаточно быстрыми темпами. Основой экономики Казахстана является промышленность. В данной сфере трудится около 20% населения страны. Экспорт Казахстана в большей мере направлен не только на соседние страны, но и во многие страны мировой экономики. Так же имеется план развития экономики в дальнейшем. Он выполняется своевременно и с каждым годом экономика прогрессирует. Основные положения развития показаны в стратегии «Казахстан-2050». Там описываются планы, которые помогут экономике развиваться с минимальными затратами и потерями. Так же в стратегии «Казахстан-2030» имеется положение о экономическом росте, базирующемся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций, именно эта стратегия имеет место быть сейчас, в данное время она успешно выполняется и экономический рост успешно прогрессирует.




«Достижения народов Центральной Азии в материальной и духовной культуре свидетельствуют об их высоком уровне цивилизационного развития». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.

Многие казахские деятели стали мечтать о реформировании традиционного общества и создании современного национального государства. Более ста казахов с высшим образованием составили целую плеяду юристов, врачей, инженеров и публицистов, охваченных идеями автономии и прогресса. Среди них появились джадиды– сторонники реформ в рамках ислама. Им противостояли традиционалисты, выступавшие против любых реформ. Западники, джадиды вели просветительскую работу, пропагандируя единство казахского этноса и казахскую идентичность, защищали интересы своего народа в органах управления России. Центральная Азия с давних времён является одним из очагов науки, культуры, духовности и просвещения, вырастившая тысычи всемирно прославленных великих учёных, художников, философов, писателей и других великих людей. Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. Например, в Центральной Азии родились и выросли такой великий человек, как Мухаммад Муса аль Хорезми Мухаммад Муса аль Хорезми, написавший огромное количество работ по астрономии, геодезии, географии и геометрии.






«За годы независимости в системе образования произошли масштабные изменения». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями. В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в результате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н. Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение. Основной целью образовательной политики в области дошкольного образования является обеспечение населения доступным и качественным образованием. В 1991 году в республике действовали 8 тысяч детских учреждений; в 1999 году более тысячи. Кардинально ситуация стала меняться в 2010 году с принятием программы «Балапан». В ближайшие годы было введено в действие более 4 тысяч детских садов и мини-центров; в 2018 году действовало уже более 10 тыс. дошкольных учреждений. При поддержке государства получают развитие частные дошкольные учреждения. Среднее образование. (Общеобразовательные школы) В 1997 году была принята программа информатизации, предусматривалось обеспечение школ Республики компьютерными классами. В 1999 г. парламент республики принял в новой редакции «Закон об образовании». Этот документ несколько отличался от прежнего закона, принятого в 1992 г. По новому закону основная школа заканчивается в 9 классе, а 10—11 — являются профильными классами. К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.
С 2003/2004 года выпускники школ стали проходить ЕНТ. Значительно увеличилось количество школ с казахским языком обучения, около 75% выпускников оканчивают школу и сдают ЕНТ на государственном языке. По всей республике стали открываться НИШ, где обучение ведётся по зарубежным аналогам. Открыты казахско-турецкие лицеи, школы для одарённых детей «Зерде». В рамках государственной программы «Дарын» образован республиканский НПЦ «Дарын», имеющий во многих областях республики специальные школы и школы-интернаты для одарённых детей. Среднее профессиональное образование.
В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.
Важное место имеет дуальное обучение – один из видов обучения на рабочем месте. В Казахстане внедрено с 2012 года.
В 2015 году созданы центры подготовки кадров совместно с Германией, Сингапуром, Канадой, Австрией.
В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»
В 2019 году около 490 тыс. учащихся проходили обучение в колледжах и техникумах страны.
Высшее образование
Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования.
Основная задача – создание сети ВУЗов, обеспечивающих независимость в подготовке кадров, обеспечивающих потребности рынка.
1993 год принят «Закон о высшем образовании», 1994 год- утверждён Государственный Стандарт высшего образования.
В 1996 году создан Университет евразийского типа – ЕНУ им. Л. Гумилёва.
Основан МКТУ им. Яссауи в Туркестане, первый ВУЗ в Казахстане, получивший международный статус.
После присоединения Казахстана в 2010 году к Болонскому процессу отечественное высшее образование приблизилось к европейским стандартам; осуществлён переход на трёхуровневую подготовку специалистов – бакалавр – магистр – доктор.
Расширилась сеть военных учебных заведений.
В 1993 году учреждена международная стипендия «Болашак».
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществляемые программы реформирования образования нацелены на улучшение качества образования в стране, поднятие престижа образования, соответствия его международным стандартам. На это нацелена «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 гг»




«Завоевание монголами Средней Азии внесло большие изменения в военно-административную систему кочевников». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. У кочевников существовала своя структура войска, которое состояло из разведчиков, конного войска, пешего войска и тяжеловооруженного войска. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Конные и пешие войска действовали сообща. Воин должен был иметь пять видов оружия . Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение , продовольствие, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной тактике и стратегии боя. Процесс формирования казахской государственности протекал на фоне сложных процессов смешения кочевников степи с пришлыми этническими компонентами. Политико-государственная история Казахстана, можно сказать, начинается с эпохи ранних кочевников. Монголы внесли в жизни кочевников дисятичную систему строения армии, метательные машины, тараны для взятия города. Велась жесткая дисциплина, кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств, часто использовались военный опыт и орудия завоеванных народов.




«Казахская интеллигенция первой половины ХХ века сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Казахская интеллигенция предприняла попытку создания автономии — новой формы казахской государственности. Ее лидеры отошли от кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу, созвали обшеказахский съезд и создали в июле 1917 г. Национальную партию “Алаш” во главе с А. Букейхановым. Они выступили за немедленный созыв Учредительного собрания и утверждение федеративного демократического — устройства новой России. Второй съезд, состоявшийся в Оренбурге уже после Октябрьской революци, 5-13 декабря 1917 г. провозгласил территориально-национальную автономию Алаш в составе областей с преимущественно казахским населением. Вся исполнительная власть была передана Временному народному совету Алаш Орда в составе 25 человек, председателем автономии был избран А. Букейханов. Конституцию автономии должно было утвердить Всероссийское Учредительное собрание. Проект программы партии “Аллаш“ был опубликован 21 ноября 1917 г. в газете `'Казах“. Составителями были А. Букейханов, М. Дулатов и А. Беремжанов. В программе провозглашались либерально-демократические ценности: право частной собственности, равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Национальным меньшинствам гарантировались права и представительство в органах власти. Алаш Орда располагалась в Семипалатинске, позже было образовано Западное отделение. Лидеры Алаш Орды отрицательно отнеслись к Октябрьской революции. На национальных окраинах революция носила колониальный характер: она делалась людьми, зараженными шовинизмом и, как правило, игнорировавшими существование мусульманского населения. С начала гражданской войны Алаш Орла встала на сторону белого движения, создав свои военные формирования. Они сражались с Красной Армией, в том числе с ее казахскими частями (А. Иманов. ,А. Джангильдин). Весной 1919 г, во время наступления армии Колчака, алашордынцы подняли восстание в Тургайской степи. Поражение Колчака, раскол в казахском обществе на “белых” и “красных” и наступление Красной Армии вынудили Алаш Орду вступить в переговоры с Советской властью. Алашордынцы получили амнистии, но автономия Алаш была ликвидирована.




«Казахстанская модель межэтнического согласия основана на принципе единства через многообразие». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами. Интересы всех этносов строго учитываются и защищаются. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство - через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.
Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности:
Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа.
Третий этап (с 2002 по 2007 годы). Включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов - Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 г., Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
Четвертый этап начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.




«Кипчакское ханство повлияло на кардинальные изменения в геополитической карте Евразии в XI–XIII вв.». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Согласно историческим данным, Кыпчакское ханство в XI-XIII веках действительно оказало значительное влияние на геополитическую карту Евразии. Вот несколько аргументов подтверждающих это утверждение:
1. Территориальное распространение: Кыпчакское ханство на протяжении своего существования охватывало обширные территории, простирающиеся от Волги до Дона, а также восточнее Каспийского моря и на запад от Арала. Это привело к значительному расширению границ региона и перераспределению власти.
2. Военные завоевания: Кыпчакские ханы осуществляли активные военные походы, в результате которых они подчинили себе множество соседних народов и государств. Их армии проникли на территории Руси, Болгарии, Крыма, а также современной Казахстана и Узбекистана. Это привело к изменению границ и сформированию новых политических и военных союзов.
3. Экономическое влияние: Кыпчаки контролировали крупные торговые пути, включая Шелковый путь, через которые проходили товары и культурные влияния между Востоком и Западом. Это способствовало развитию торговли, расширению экономических связей и повышению важности региона.
4. Культурные и религиозные последствия: Кыпчакское ханство стало местом взаимодействия различных культур и религий. Кыпчаки были тесно связаны с исламским миром, однако они также принимали в свои ряды представителей других религий, включая христианство. Это привнесло элементы разных культур и способствовало обмену знаниями и идеями.
5. Политические последствия: Влияние Кыпчакского ханства на геополитическую карту Евразии привело к формированию новых государств и государственных образований. Например, Золотая Орда, основанная Монгком-ханом.




«Культурно-генетический код – залог сохранения наших национальных особенностей в эпоху глобализации». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Возникшая глобальная система очень сложна и многообразна. В нее вовлечены народы и государства, стоящие на разных уровнях развития, имеющие свои национальные культуры и традиции, свои религиозные представления и убеждения. Все это ставит много новых проблем, которые человечество еще не осознало и не научилось решать в соответствии с новыми реалиями. С исторической памятью связан патриотизм. Если в эпоху глобализации исчезают национальные границы, национальные государства, то нужен ли патриотизм, то есть любовь к Родине, к своим традициям, обычаям, к своей культуре? На мой взгляд, сторонники патриотизма правы. Чтобы сохранить свою этническую идентичность, надо защищать и приумножать свою культуру. Патриотизм немыслим без национальной идентичности. Надо сказать, что хотя предпринимались в последние годы самые активные меры по дискредитации патриотизма, обвинения в шовинизме и национализме, патриотизм сохранился благодаря сильному консерватизму нашего общества. И в этом плане мы должны говорить о здоровом консерватизме, который был направлен на выживание нации, на сохранение лучших идеалов, на решение наиболее актуальных вопросов не только для нашей страны, но и для международного сообщества. Внедрять высокие гуманитарные ценности и жизненные идеалы, а не идеалы разрушения, уничтожения и принуждения других народов – вот что необходимо современному миру. Этого и придерживается Казахстан уже много десятков лет. В условиях глобализации, когда по различным причинам, в той или иной степени, стираются грани идентичности, возникает необходимость сохранения культурно-этнического кода своей нации. Для этого, считаю, необходимо сохранение культурного наследия. Первое - развитие и укрепление национального самосознания через богатство культурного наследия народа. Второе – открытие миру богатства национальной духовной сокровищницы. Третье – создание системы изучения национального культурного наследия: истории, философии, этнографии, языка, литературы, живописи, музыки и т.д.




«Достижения материальной культуры андроновских племён занимают особое место в развитии мировой культуры». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Культурные памятники Бронзовой эпохи (II тыс. до н. э.), найденные в начале ХХ века в деревне Андроново Красноярского края, повлекли за собой цепь археологических открытий, объединенных под названием Андроновская культура. Эти находки позднее были разделены на три группы согласно историческим периодам: федоровская, алакульская, синташтинская. Основная часть культуры приходится на Центральный Казахстан. Это был самый густонаселенный регион племен бронзового века. Здесь добывались медь и олово, из которых изготовлялись различные украшения, орудия труда и оружие (серпы, наконечники, кинжалы, копья). Были найдены также и глиняные изделия. В основном это были горшки и сосуды, украшенные своеобразными узорами. Согласно археологическим исследованиям Андроновской культуры, в эпоху бронзы царил патриархат, формировались сословия, например, военная знать и жрецы, богатые и бедные. Племена занимались скотоводством, земледелием, добычей металла, производством и даже экспортом металлических изделий. Памятники Андроновской культуры были найдены и на территориях Западной Сибири, Южного Урала и Средней Азии. Находки каждой местности были по-своему уникальны, несмотря на общий период происхождения. Это еще раз доказывает факт наличия обычаев и особенностей культур племен Бронзовой эпохи.




«Материальная культура народов Центральной Азии развивались в тесной связи с кочевой цивилизацией». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Материальная культура народов Центральной Азии заключается в её тесной связи с кочевой: совершался торговый обмен, а особенно трансконтинентальный (великий шелковый путь), влияние культур земледельческой и кочевой друг на друга. Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось. В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством. В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами.




«Монгольское нашествие внесло кардинальные изменения в этногенез казахского народа». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Монгольские завоевания сопровождались разрушением производительных сил, массовым истреблением людей. Были разрушены города и селения, дворцы и мечети, уничтожены ирригационные системы, заброшены обработанные поля. Тысячи мастеров-ремесленников были угнаны в рабство. Население голодало. Установились более жесткие, чем раньше, формы эксплуатации. Добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного насе­ления. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание территории Ка­захстана привело к усилению монголоидных черт в антропологичес­ком типе местного тюркского населения, но сами монгольские этни­ческие группы в виду их относительной немногочисленности и распы­ленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой. В целом монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоциальных общностей.




«Культура Казахстана становится узнаваемой во всём мире благодаря развитию международного сотрудничества». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Также возраждаются и народные ремесла, обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык. В потоке истории Казахстан уверенно заявил о себе как о динамично развивающемся современном государстве, обладающим многовековой историей богатым и многообразным культурным наследием. По линии международного сотрудничества Казахстан является участником конвенций в сфере культуры: Конвенции об охране всемирного культуного и природного наследия, Конвенции о международных выставках, Европейской культурной конвенции и др. За период Независимости республика стала участником авторитетных и влиятельных международных организаций. Среди них ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, ЕЭП, ОДКБ, ОЭСР. Казахстан стал первой страной Центрально-Азиатского региона, где прошел саммит ОБСЕ после десятилетнего перерыва. Его проведение укрепило авторитет страны и Первого Президента на международной арене. Также в столице Казахстана ежегодно проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий. В 2012 году Казахстан вошел в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. За период Независимости Казахстан привлек более 300 миллиардов долларов иностранных инвестиций. Наиболее крупными инвесторами являются Нидерланды, США, Швейцария, Франция, Великобритания, Россия, Италия, Япония, Бельгия и Канада. Более 100 стран являются потребителями казахстанской продукции. За последние годы освоено производство более 500 видов изделий, экспортировано около 50 новых товаров. В 2018 году по инициативе Первого Президента начал свою работу Международный финансовый центр "Астана". На его территории действует английское право. Центр создан с целью привлечения в страну инвестиций.




«Образовательные проекты в Казахстане повысили конкурентоспособность страны». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Компания АО «Центр международных программ» была открыта благодаря Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву пятого ноября 1993 года. Целью данной организации является подготовка высококвалифицированных специалистов узкого профиля для разного сектора экономики страны в целом. Организация создало особую стипендию называемую «Болашак». Для получения которой необходимо пройти академическое обучение и научно-производственные стажировки в различных компаниях и университетах мира. Стипендия «Болашак» — гарант успешного карьерного роста и профессиональной самореализации её выпускников. В основу данной инициативы легла идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом. Перечень стран для обучения за рубежом по программе Болашак включает такие страны, как США, Великобритания, Германия, Россия, Австралия, Австрия, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Канада, Китай, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Япония и др. Основными принципами программы «Болашак» являются:
• высокий уровень подготовки претендентов;
• сохранение положительного имиджа программы в стране и за рубежом;
• проведение конкурсного отбора по принципу открытости и справедливости;
• направление обладателей стипендии на обучение в лучшие университеты мира.
Этот проект стал эффективным механизмом формирования новой национальной интеллектуальной элиты Казахстана.




«Обретение независимости способствовало продвижению казахстанской культуры на международном уровне». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
С момента обретения независимости основными приоритетами деятельности государства в культурной сфере были объявлены: сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республику Казахстан; сохранение историко-культурного наследия; проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана; расширение и углубление международного культурного сотрудничества как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья; формирование отечественного рынка культурной продукции и услуг. В этих целях были разработаны Государственная программа поддержки культуры на 1998-2000 гг., Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан, Программа развития культурной инфраструктуры гор. Алматы до 2005 г. Годы самостоятельного существования ознаменовались как безусловными достижениями в области культуры. Презентации казахстанской культуры на мировой арене способствовали Международные фестивали традиционной музыки, театрального искусства, балета. Возродилась традиция проведения Дней культуры. Казахстанцам заполнились яркие выступления творческих коллективов из Индии и России. Прошли ответные выступления казахстанских коллективов в Индии. Широкий международный резонанс получило празднование юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения М. Ауэзова. В рамках юбилейных мероприятий лучшие творческие коллективы и исполнители с большим успехом выступили во Франции, Турции, России, Беларуси, Кыргызстане. Большой интерес вызвали выступления казахстанских деятелей культуры в Литве в рамках юбилейных мероприятий М. Ауэзова. 2000 год Указом Президента был определен как Год поддержки культуры. В соответствии с Указом Президента были проведены мероприятия, направленные на сохранение, развитие и приумножение историко-культурных ценностей страны, возрождение славных традиций и имен, выявление новых талантов и укрепление материальной базы духовной сферы. Для обеспечения потребностей юных зрителей в видеопродукции на казахском языке в 2000 году переведено 100 лучших зарубежных мультипликационных фильмов производства Чехии, Японии, Франции, США, России, Австралии и других стран. В Казахстане проводятся многие фестивали, получившие признание в стране и за ее пределами.




«Овладение технологией кочевого скотоводства стало важным вкладом центральноазиатских народов в развитие материальной культуры мира». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Казахский народ имеет богатое историческое прошлое, которое неразрывно связано с историей Центральной Азии, территория которой является одной из древнейших центров цивилизации. Сведения о культуре полученные в результате археологических раскопок могут описать быт того времени. Овладение технологией кочевого скотоводства стало важным вкладом в развитие духовной и материальной культуры. До наших дней дошли различные предметы, которые использовались в быту. Это их оружие, одежда, боевые колесницы и т.д. Находки солярных знаков, золы в могильниках, и петроглифов свидетельствует о богатой духовной культуре людей того времени. Из-за того, что Центральная Азия находилась в центре материка, это способствовало преемственности и влиянию на мировую культуру. Люди перемещались, и в древние времена мобильность означала способность к выживанию, а также обретению знаний. Согласно заложенному в нас природному стремлению к поиску, была мотивация искать новое — более глубокую и великую мудрость. Вначале люди передвигались на своих ногах, позже стали использовать лошадь и других животных. Приручив животных, люди жили с ними, помогая друг другу, передвигаться стало легче и горизонты мобильности расширились.




«Партия «Алаш» – одна из тех партий, которые стремились восстановить казахскую государственность». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Движение Алаш – национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после 1-й русской революции. Программным документом Алашского движения стала Каркаралинская петиция 1905 года. В конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда. В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов. Главными программными задачами партии провозглашались: освобождение страны от колониального порабощения; выведение казахского общества из средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран; осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества. Программа партии «Алаш» придерживалась объединения казахского общества не по классовому принципу, а на основе общенационального единства. Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность. (Алаш 1917-1920) ( Лидер: коллективная должность) (Идеология: либерализм, антикоммунизм, антисоветизм, казахский национализм) (Союзники и блоки: Кадетская партия) (Партийная печать: газета казах) (Председатель: А. Букейханов) (Штаб-квартира: Семипалатинск).




«Поэты-жырау сыграли важнейшую роль в формировании общественно-политической мысли Казахского ханства». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Акыны и жырау оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействуя на слушателей художественным словом. В своих произведениях жырау затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, выступали по вопросам морали, играли значимую роль в истории культуры казахского народа. В статье феномен жырау рассматривается как важнейший источник сохранности исторической памяти казахского народа. Доспамбет жырау был также широко известен среди народа. В своих песнях-сказаниях жырау призывал сохранять лучшие черты характера кочевников, акцентировал внимание на таких вечных ценностях, как долг, честь и особенно храбрость: «Быть храбрецом главной целью считал». В самые трудные времена жырау становились людьми, которые сплачивали народ воедино. Так, в эпоху тяжелых испытаний, в «Годы Великого бедствия», Актамберды жырау призывал своих соотечественников быть мужественными и отважными. Он лично участвовал в сражениях, защищая родину. Бухар жырау был идеологом, формировавшим общественно-политические взгляды Казахского государства. В своих произведениях он призывал народ к сплочению перед угрозой внешней опасности. Основная идея произведений жырау – сохранить единство народа и территориальную целостность государства. Он предостерегал народ от предстоящей военной и земельной колонизации царизма, призывал своих современников и будущие поколения не допускать чужаков на свою землю.




«Депортация в первой половине ХХ века привела к масштабным демографическим изменениям в Казахстане». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Депортация - принудительное перемещение лица или группы лиц или народа за пределы государства, высылка, изгнание. Причины депортации: шпионаж, освоение новых территорий, коллаборационизм(сотрудничество).
Первые жертвы советских депортаций стали казаки Терской области, в 1920 г. они были выселены из своих домов и отправлены в другие местности Северного Кавказа, в Донбасс а так же на Крайний Север, а их земля была передана чеченцам и ингушам. В 1921 г. жертвами советской национальной политики стали русские из Семиречья, выселенные из Туркестанского края.
Особенности депортаций: внесудебный характер, контингентность, перемещение больших масс людей в географически отдаленную местность.
Корейцы - 1937-1938 - 172 000
Поляки - 1940-1941 - 102 000
Немцы - 1941-1942 - всего 905 000
Финны, румыны - 1941-1942 - 400 000
Калмыки - 1943-1944 - 101 000
Карачаевцы - 1943 - 70 000
Чеченцы - 1944 - 485 000
Ингуши - 1944 - 37 000
Балкарцы - 1944 - 191 000
Крымские татары, турки, Закавказье - 1944 - 100 000
Итого: 2 461 000
В 1948 году был принят указ, запрещавший немцам, а также другим депортированным народам покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет.
14 ноября 1989 г. Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все реперссированые народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного пререселения. В 1991 г. был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов политикой клеветы и геноцида.
31 мая день памяти жертв политических репрессий в Казахстане.




«Преодолев трудности при переходе к рыночной экономике, Казахстан стал активным участником мировой экономической системы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
В первые годы перехода к новой экономической системе в Казахстане начался процесс разгосударствления и приватизации общенародной и колхозно-кооперативной собственности. Несмотря на огромные трудности переходного периода, республика, начиная с начала 1997 года вышла на орбиту устойчивого стабильного развития. Позитивному процессу в экономике республики способствовали наличие богатейших запасов минерального сырья, использование потенциала зернового хозяйства, а также определенные положительные сдвиги в других сферах экономики. Вместе с тем многие казахстанцы, преодолевая трудности переходного периода, начали адаптироваться и познавать объективные законы рыночной экономики. Все позитивные сдвиги в Казахстане стали возможными благодаря политической воле Елбасы, в ходе реализации Стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050», других инициированных им правительственных программ, в частности, индустриально-инновационной, агропромышленной, жилищной и др. Во всех названных документах, получили освещение конкретные меры социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования и науки, а также пенсионного обеспечения граждан. Либерализация экономики – процесс освобождения экономики от чрезвычайного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы. развитие предпринимательства (создание условий для получения дохода и для осуществления свободной экономической деятельности), (предпринимательство – самостоятельная экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли); привлечение иностранных инвестиций; создание развитой инфраструктуры;




«Создание Казахского ханства – закономерный результат исключительно этнических процессов на территории Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
В 1465 году Керей и Жанибек оснавали Казахское ханство. Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и ханством Абулхаира шейбанида. Жанибек и Керей -авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочёвка из Восточного Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Жанибек и Керей возглавили племена, уходившие из ханства Абулхаира на запад Могулистана (200тысяч человек). В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в 1312-1342 гг. в Золотой Орде. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно название "казахи" стало этническим названием казахского народа. Мы убедились в том, что если процесс этногенеза казахского народа рассматривать в соответствии с историческими этапами, то можно прийти к итоговому заключению о влиянии событий истории, в том числе и этнических взаимовлияниях, на формирование казахского этноса. Казахское ханство было создано, государственность появилась, этнос образован.






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет