По Положению об управлении Туркестанского края 1892 года Туркестанский край образуют три области: Сыр-Дарьинская, Ферганская и Самаркандская. Семиреченская область была включена в состав Туркестанского Генерал-Губернаторства и передана в ведение Военного Министерства. Для освещения основных направлений религиозной политики Российской империи в регионе, необходимо показать общую картину исторических событий осуществляемых колониальной политикой, исходящих из политических и экономических целей метрополии. В ходе присоединения новых земель царское правительство стремилось закрепить положение путём организации казачьих поселений. К концу XIX века началось переселение на туркестанские земли крестьян из российских и украинских губерний. По «Положению об управлении Туркестанского края», к переселению допускались лишь «русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей». Согласно переписи 1897 года, русское население Туркестана составляло около 700 тысяч человек из 8 миллионов общего населения (без учёта Уральской области и Букеевской орды). Более половины его проживало в Семиреченской и Сырдарьинской областях. В Туркестанском крае наибольшее число переселенцев были выходцами из Воронежской, Самарской и Саратовской губерний, черноземных районов с самой высокой стоимостью земли в России. Сыр-Дарьинская и Семиреченская области были объявлены переселенческими районами. Задача изыскания свободных земель в этих областях была возложена на чиновников Переселенческого управления, находившегося в подчинении министерства земледелия и государственных имуществ. В декабре 1910 г. правительство предоставило Переселенческому управлению право отчуждать земли кочевников под переселенческие участки. Переселенческие чиновники, пользуясь этим правом, отнимали у казахов не только пастбищные земли, но и места зимовок с обрабатываемыми землями. Конфискации вынуждали казахов официально переходить к оседлому образу жизни и таким образом закреплять за собой родовые земли. Вместе с основными направлениями решалось множество второстепенных задач, весь смысл которых был направлен на одно - полное слияние казахского этнополитического социума с имперским и, в конечном итоге, ликвидацию его самобытности. «Активная колонизация Средней Азии в конце XIX - начале ХХ веков не вела к ее интеграции в общеимперское здание. В Российской империи каждая зависимая территория подвергалась как бы "интериоризации" и не только путем того, что на ней по мере возможности устанавливались общероссийские порядки, но и благодаря тому, что устанавливались более-менее прочные отношения между местным населением и русскими крестьянами-колонистами, что в большинстве случаев вело к постепенной, обычно очень медленной, ассимиляции местного населения, прежде всего ассимиляции религиозной» [1]. С включением южно-казахстанских земель в состав Российской империи здесь, как и в соседних районах Средней Азии, стала применяться политика «игнорирования» ислама. Одной из важных условий осуществления задачи царской власти в регионах, населенных мусульманами, было установление определенных отношений правительствующей власти с многочисленными духовными лицами, которые играли значительную роль, как в духовной, так и в гражданской жизни мусульман. С одной стороны, администрация стремилась ослабить его влияние на мусульманское население, а с другой, опасалась, что ограничительные меры против духовенства подымут его на борьбу с Россией. Лишив духовенство государственной поддержки, русская власть первоначально не вмешивалась в религиозную жизнь местного населения. Администрация, с некоторыми изменениями, сохранила для мусульманского населения суд биев и казиев. Эти должности замещались духовенством, но уже не по назначению, а по представительным выборам. Духовенство после завоевания было полностью освобождено от подушных налогов, но права вакуфов были ограничены. Они облагались поземельными податями и другими налогами, от которых раньше были освобождены. Часть вакуфных земель была конфискована в государственный земельный фонд. Должность верховного судьи - кази-калона была упразднена. Под предлогом эпидемий в Аравии, царская власть до 1900 года запрещала паломничество, приносившее большие доходы местному духовенству[2]. Борьба с неофициальным мусульманством, особенно из среднеазиатских пределов, всегда носила ожесточенный характер, так в 1898 г., когда прошло Андижанское восстание, по всему Семиречью были даны инструкции о том, чтобы тщательно наблюдать, т.е. по сути надзирать за каждым мусульманином, и постоянно об этом докладывать уездному начальнику. При этом вполне официально, от имени военного губернатора области, предписывалось натравливать казахов на пропагандистов мусульманства. Во всеподданнейшем докладе «Ислам в Туркестане» Туркестанский генерал – губернатор Духовский отмечая особенности Туркестанского края, сравнивает его с другими мусульманскими окраинами и замечает «что, в виду его исторического прошлого, а равно и в виду его современных этнографических и иных особенностей, он требует особого, исключительного внимания». Он выделяет две особенности края, причем первая особенность заключается в том, что «течение последних семи веков центр мусульманской схоластической науки…в Средней Азии. При Тимуре и его преемниках таким центром был Самарканд. После падения громадного царства… возвышается соседняя с ним Бухара. Со времени вступления на Кокандский престол Омар – хана… возник новый мусульманский центр, хотя и второстепенный вообще, но, тем не менее, соперничающий с Бухарой зданиями некоторых своих мадраса, ученостью их мударрисов (преподавателей) и числом учащихся в них мулл.…Без преувеличения можно сказать, что Средняя Азия дала мусульманскому миру последнюю редакцию шариата. Политика правительства вместе с тем была направлена на внедрение христианства в среде казахов. При этом учитывалась любая, малейшая возможность. Необходимо отметить, несмотря на то, что в середине XIX столетия царизм не только отходит от политики поддержки распространения ислама в Казахстане, но и принимает меры к его ограничению, исламизация казахов только усиливалась. Для внутренней политики России второй половины XIX века стержнем взаимоотношений с ее окраинами характерна политика русификации. Методы осуществления русификации были как насильственные и ненасильственные. Термин «русификация» подразумевала ограничение культурной самобытности на какой – либо территории Российской империи и активное распространение там русского языка и литературы, замену местных органов власти и управления на общеимперские, интенсивное распространение православия и русской культуры. Русификация включает в себя политическую, экономическую, кадровую, правовую, культурную, бытовую составляющие. Но главная роль принадлежит образованию. Если программа обрусительной политики имперской власти в первый период присоединения Туркестана к России была такова: 1) совместное обучение русских детей и детей коренного населения; 2) преподавание в этих школах на русском языке, по русским программам и учебникам. Во второй половине 1880-х годов при генерал – губернаторе Розенбахе (1884 - 1889) туземные религиозные школы больше не «игнорировались», было устранение ислама и программы обучения, ориентация на кочевое население и привлечение его в русские школы. От двухклассных училищ перешли к одноклассным приходским школам, к созданию отдельно для оседлого и кочевого населения русских начальных школ грамотности без интернатов и с кратким курсом обучения. Такие школы стали называться русско – туземная школа, которая соединила в себе мектеб и русскую школу грамотности. Обучение велось народном языке с применением русской транскрипции: тексты переводились сначала с родного языка на русский, затем – в обратном порядке. Новый этап русификаторской деятельности туркестанских властей связан с именем С. М. Граменицкого, ставшего в 1892 г. инспектором народных училищ Сырдарьинской области. Его предложение заключалось в том, чтобы перевести язык обучения полностью на русский язык, тем самым вовсе исключить родной язык из учебной программы. В 1897 г. все школы Сырдарьинской области перешли русский язык обучения. Таким образом, Туркестанская администрация конца 19 – начала 20 вв. воздерживаясь от реформы старометодных мектебов и медресе тем самым были препятствием стремлению местной интеллигенции к созданию мусульманской школы нового типа. А последствие породило предпосылок к развитию пантюркизма, связанного с панисламизмом [3,c.171-174]. Для политики российского правительства в отношении ислама в Казахстане были характерны свои особенности и своя динамика. Они были связаны с тактическими и стратегическими задачами, которые решало государство в это время во внутренней и внешней политике. В свете изучения архивных материалов конфессиональная политика правительства в Семиреченской и Сырдарьинской областях видится гораздо более неоднозначной. Казахскую степь затронуло и движение по созданию мусульманских просветительских обществ, что очевидно можно связывать с ростом мусульманской культуры в городах Казахстана, связанного с притоком татарского населения. Усиливается издательская деятельность по выпуску мусульманской литературы. Примерно половину изданий составляли религиозно-мистические поэмы и книги, разъяснявшие основы мусульманской веры. ______________________ http:// www.tourkestan.ucos.ru/publ/1