Глагольный вид в русском языке является предметом нескончаемых споров. Не будет преувеличением сказать, что едва ли не по всем основным вопросам, касающимся русского вида, среди аспектологов возникают разногласия. Однако с одним утверждением согласны, по-видимому, все: вид в русском языке является грамматической категорией.
Принадлежность глаголов к тому или иному виду существенна для функционирования целого ряда правил русской грамматики. При помощи категории вида в русском языке выражаются такие семантические при-знаки, как временная локализация, динамичность/статичность, кратность, длительность, моментальность, узуальность, начинательность, результативность
Глагольный вид является семантически наполненной категорией, так как выбор вида может нести определенную семантическую нагрузку. Однако те же значения, которые выражаются в русском языке видом (такие, как многократность, начинательность, результативность и др.), могут выражаться и другими средствами, в частности словообразовательными. Речь идет о категории способа глагольного действия, которая иначе называется «совершаемостью» (термин А. В. Исаченко)
Способ действия не является грамматической категорией, так как его выражение в русском языке не обязательно. Именно этим он отличается от грамматической категории вида.
Хаживать – многократный способ действия, обозначаемого глаголомходить Зашуметь - начинательный способ действия, обозначаемого глаголом шуметь Он ко мне частенько захаживал (многократный способ действия) — если мы хотим специально выразить в глаголе идею многократности.
Он ко мне часто заходил— оставить эту идею в глаголе невыраженной.
ВИДОВАЯ ПАРА:ФОРМЫ ОДНОГО СЛОВА ИЛИ РАЗНЫЕ СЛОВА?
Грамматические категории
Словоизменительные (носители – формы одного слова)
категория числа у существительных: существительное изменяется по числам, т.е. имеет формы единственного и множественного числа.
Словоклассифицирующие (носители – разные слова)
род у существительных: каждое существительное имеет определенное значение рода (в отличие, например, от прилагательных, которые, наоборот, изменяются по родам)
Является ли вид в русском языке словоклассифицирующей или словоизменительной категорией?
Словоизменительная категория вида
Бывают глаголы сов. и несов. вида, имеющие практически тождественное лексическое значение (такие глаголы называют соотносительными). Отдать имеет точно то же самое лексическое значение, что отдавать; различаются они лишь грамматическим значением (видом); (А.В.Исаченко)
Ни глаголы сов. вида, ни глаголы несов. вида сами по себе не обладают полным набором грамматических форм: у глаголов сов. вида отсутствует форма настоящего времени, у глаголов несов. вида — форма простого будущего.
Одним из основополагающих принципов морфологического описания является принцип унификации парадигм, который при признании вида словоклассифицирующей категорией оказывается нарушен. Этот принцип состоит в том, что слова одного грамматического класса (одной части речи) должны иметь одинаково устроенные парадигмы. Та или иная форма может оказаться неупотребительной по фонетическим, семантическим или еще каким-то причинам
Словоклассифицирующая категория вида
Морфологическим средством образования видов являются суффиксы и приставки — а не флексии, как это обычно бывает при формообразовании. Суффиксы и приставки, как правило, служат для образования новых слов, а не для словоизменения.
Для многих глаголов несов. вида нельзя указать соответствующих форм сов. вида: (знать, находиться, стоить, соответствовать, противоречить и т. д.). С другой стороны, существуют глаголы сов. вида, не имеющие соотносительных форм несов. вида (очнуться, хлынуть, состояться и некоторые). Тем самым, признавая вид словоизменительной категорией, мы должны были бы допустить слишком большое количество дефектных парадигм.
В основе понятия словоизменения лежит идея, что результат формообразования определяется однозначно (с точностью до морфологической дублетности типа стеной — стеною). Между тем многим глаголам несов. вида можно сопоставить целый ряд глаголов сов. вида, образованных присоединением различных приставок, детализирующих более широкое значение исходного глагола (резать = отрезать, порезать, разрезать; рвать — порвать, разорвать, со-рвать, оторвать)
Имеются достаточно веские аргументы в пользу как словоизменительной, так и словоклассифицирующей трактовки вида. По-видимому, этот вопрос вообще не имеет однозначного решения (в том смысле, что ни то, ни другое решение не может быть проведено последовательно) — что отражает реально двойственную природу категории вида в русском языке. Впрочем, вопрос об отнесении вида к словоизменительным или словообразовательным категориям для современной аспектологии не имеет принципиального значения.