A
ctA
S
lAvicA
i
AponicA
, T
omus
41,
pp
. 47–72
47
Кино советского Казахстана:
как работали советские идеологемы
Гульнара Абикеева, Алим Сабитов
Кино, существовавшее в СССР как инструмент идеологии, долгие
годы оставалось таковым и в Казахской ССР. Многие советские идеоло-
гемы были опробованы в казахском кино: «национальное по форме, со-
циалистическое по содержанию», «русский — старший брат», «Казахстан
—
кузница дружбы народов» и т.д., поэтому в пятидесятые годы практи-
чески не было возможностей для появления собственно национального
кино. На киностудии «Казахфильм» в основном снимались историко-ре-
волюционные фильмы и советские комедии. Только в шестидесятые
годы, с наступлением «оттепели» стало появляться по-настоящему на-
циональное кино. После короткого взлета в эпоху «оттепели» наступил
«застой», во время которого снимались преимущественно фильмы на
производственную тематику и о Целине. Новый расцвет национального
кино обеспечил приход «Казахской новой волны», ставшей своеобразной
предвестницей конца советской эпохи. В данной статье предпринята по-
пытка дать краткий обзор советского казахского кино, опираясь на визу-
ализируемые в фильмах советские идеологемы, так как именно они во
многом являлись причиной появления того или иного фильма, оформ-
ляющего идеологический заказ. Анализ соответствия или несоответствия
фильма той или иной идеологеме дает возможность проследить появле-
ние самобытных черт, позднее сложившихся в казахстанскую националь-
ную школу кино.
Само понятие «идеологема» — неоднозначно, и, прежде всего, по-
тому, что оно достаточно широко применяется во многих отраслях гу-
манитарного знания.
1
Это «многоуровневый концепт», несущий в себе
стереотипное и отчасти мифологизированное представление о власти,
государстве, нации, политических и идеологических институтах, о буду-
щей жизни общества, являющийся, мощным средством политического
влияния на социокультурную деятельность.
2
Часто термин «идеологема»
соотносится с другим, близким ему по значению, термином — «мифоло-
гема», который применяется для обозначения осознанно заимствованных
известных мифологических сюжетов и сюжетных мотивов применяемых в
произведениях современной художественной культуры. В произведениях
1 Например, в философии, политологии, социологии, лингвистики и, конечно, в
искусствоведении.
2 См.: Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и
классификация // Политическая лингвистика. 2009. Вып. 4 (30). С. 32–41.
Г
ульнара
а
бикеева
, а
лим
С
абитов
48
соцреализма мифологемы становятся идеологемами, когда применяются
при показе исторических событий, или же для создания соответствующей
атмосферы при показе современной действительности. Эта героизация
и мифологизация прошлого и настоящего являлась основным средством
распространения ценностей и мировоззренческих установок советской
идеологии в массах.
Переосмысление значения фильмов советской эпохи для культуры
современного Казахстана в настоящее время просто необходимо. Сегодня
мы понимаем, что какие-то картины были подняты по идеологическим
соображениям, а какие-то, наоборот, искусственно принижены и уведе-
ны в тень. Также понятно, что режиссеры той эпохи работали под боль-
шим давлением центра и советской цензуры. Тем важнее проследить, как
проходило формирование национальной киношколы.