«Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народов»



Дата08.01.2023
өлшемі4,93 Kb.
#60647

Эссе на тему: «Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народов».


Несмотря на то, что территория Казахстана, который занимает весомое
пространство Евразийского степного региона, частично входит в соседние
ареалы – Среднюю Азию и Южную Сибирь, в историческом аспекте это
древняя земля с четко сформированными природными, этнополитическими и
культурными особенностями, нашедшими отражение в культуре и менталитете
казахского народа.
Насколько мне известно, на протяжении 30 лет автономии одним из
главных приоритетов руководства Казахстана является возвращение
культурного наследия страны, так как оно бесценно для любого
народа. Значимым компонентом культурного наследия казахского народа
является культура номадов. Концепция номадизма исторически предполагает,
что местами обитания номадов (кочевников) являются степи, полупустыни и
высокогорные районы. Этнокультурные особенности номадов находили свое
отражение в одежде (например, художественная вышивка «кесте» или
хуннское изобретение - штаны), а также в духовной культуре (мемориально
культовая архитектура - купольные мавзолеи, камнерезные стелы) и народном творчестве (к примеру, эпос «Кобланды»).
Я считаю, что одной из характерных особенностей кочевой цивилизации
номадов является высокая степень ее адаптированности к условиям
окружающей среды, бережное обращение с природой, выработка достаточно
оптимальных методов регуляции взаимоотношений человека и природы,
одушевление и сакрализация природных объектов и явлений. В то же время
кочевые народы оказали огромное влияние на развитие цивилизованных
процессов на протяжении всего евразийского пространства. Например, своими
передвижениями и миграциями кочевники склеивали разрозненные и
сегментированные пространства, создавали их частью единого мирового
цивилизованного пространства.
На мой взгляд, в целом, культура номадов Казахстана развивалась под
влиянием универсальных технологических изменений, под воздействием
общих норм степного права и этики. Вместе с тем цивилизация номадов
развивалась во взаимодействии с оседло-земледельческими цивилизациями
юга, а также культурами севера Евразии. Однако главную роль в становлении и
трансляции многообразной культуры намадов Казахстана сыграл язык,
находившийся в постоянном развитии относительно культуры кочевников и
изменениями в культурной, исторической и геополитической ситуации.
По моему мнению, при всех сложностях культура намадов сохранила
важнейшие свои качества – динамичность и мобильность, восприимчивость к
новациям. Она несла в себе значительный творческий потенциал, в
последствии выразившийся в противоречивую эпоху перемен.
В заключении отмечу, что роль культуры намадов в истории развития
казахского народа значительна. Номады способствовали освоению
малопригодных к проживанию территорий, создавали и укрепляли торговые
связи между народами, распространяли технические новшества и культуру
разных государств. Неоценим вклад номадов в мировую, этническую культуру.
Однако не стоит забывать и о разрушительной деятельности кочевых народов:
обладая сильной военной мощью, они в определенный период времени
уничтожили множество культурных ценностей. Тем не менее, как считают
многие специалисты, именно богатое наследие номадов должно стать
отправной точкой для создания произведений искусства Казахстана, что будет
способствовать укреплению национального единства.
Выполнил: Гребенников Сергей

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет