Занятие модуль История отечественной культуры Тема Культура номадов Казахстана Вопросы и задания



бет1/6
Дата05.03.2023
өлшемі36,23 Kb.
#71681
түріЗанятие
  1   2   3   4   5   6
Байланысты:
Семинар 5 Культура номадов Казахстана



Практическое занятие 5


Модуль 3 История отечественной культуры


Тема 1 Культура номадов Казахстана


Вопросы и задания

1.Изучите историю культуры номадов Великой степи (мифы, религиозные верования, искусство, археологические памятники, изобретения)


Подготовка презентации, рефератов.


Казахстан - степная колыбель цивилизации
«Сформировавшуюся на земле Казахстана древнюю и самобытную цивилизацию мы начали открывать для себя с чувством гордости и неподдельного восхищения», — эти слова принадлежат Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который в своей масштабной работе «В потоке истории» особо подчеркнул величайшее историческое значение цивилизации кочевников, прямыми потомками которой являются современные казахи.
Издревле пульсация Великой степи рождала пассионарные волны, которые распространялись по всему евразийскому пространству, определяя этнический и политический облик величайших империй древности и средневековья от Дальнего Востока до Западной Европы и от Сибири до Индостана. Эти исторические сдвиги известны под разными названиями «Великое переселение народов», завоевательные походы «Сотрясателя Вселенной» Чингисхана. Мобильные кочевые народы выполняли также важнейшую роль связующего зве- на между цивилизациями Востока и Запада. Они распространяли научные знания, новые изобретения, мировоззренческие и религиозные концепции. Именно на номадов была возложена функция хранителей Великого шелкового пути — важнейшей торговой магистрали древности и средневековья.
«Ошибается тот, кто считает, что Казахстан находился вдали от столбовой дороги истории…
В свое время именно эти прокаленные солнцем и с виду неброские казахские степи задавали жизненный ритм всему Евразийскому континенту. Застывшие у кромки горизонта курганы и кладбища — безмолвные свидетели масштабных событий всемирно-исторического значения. Известно и то, что наши предки, отправлявшиеся из этой степи в далекие военные или мирные походы, донесли до многих народов и передали им немало полезных знаний, умений и изобретений, что в дальнейшем подготовило почву и для многих других ярчайших открытий», — пишет Лидер нации Нурсултан Назарбаев в своей книге «Времена и думы».
Великое прошлое кочевой цивилизации служит вдохновением для современного Казахстана. Народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира, возрождает сегодня идею «Мәңгілік Ел» — «Вечного Народа», «Вечного Государства». Она пришла к нам из седой древности, высеченная на оказавшихся неподвластным векам каменных стелах тюркских каганов. Это завещание собирателей тюркских племен пронизано идеей построения сильной государственности и сплоченности как залога процветания и единства нации. Сегодня эта фундаментальная для мировоззрения тюрков концепция служит основой гражданской консолидации казахстанского общества, символом Нации Единого Будущего. Глубоко символично, что идея «Мәңгілік Ел» возрождается именно в Казахстане, перед которым Президент Нурсултан Назарбаев поставил цель — войти в число 30 самых развитых стран мира до 2050 г. Выдающиеся деяния наших великих предков свидетельствуют — лидерство вписано в генетическую и историческую память нашего народа. Ведь как гласит одна из известных цитат Первого Президента Казахстана — Лидера нации Нурсултана Назарбаева в книге «Времена и думы»: «Продолжая славные дела старшего поколения, мы проложим дорогу, по которой уверенно зашагают будущие поколения. Это будет путь развития, роста и процветания независимого Казахстана».


Религия
Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, культур и религий. Кочевые народы, населявшие бескрайние степи Евразии, отличавшиеся гибкостью мышления и веротерпимостью, в течение тысячелетий заимствовали и творчески переосмысливали философские и религиозные учения, стекавшиеся сюда со всех концов света. На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства — одного из раннехристианских религиозных течений. Древние тюрки, обожествляли небо и исповедовали культ Тенгри. Тенгрианство основано на принципах признания безличного Бога как Тенгри, уважения к матери природе Умай, сформировавших экологическую этику кочевников, веру в жизненную силу Кут, служащей основой для сакрализации власти, почитание умерших предков — аруахов, которое обязывало казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Характерно, что ислам проник в степи Казахстана не путем завоеваний. Ислам на территорию Казахстана пришел со странствующими мусульманскими проповедниками. Главная особенность ветви ислама, прижившейся в Казахстане, заключалась в его гармоничном взаимодействии с местными верованиями и традициями, он слился с тенгрианством и национальной культурой. Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличали веротерпимость и философско-медитативный взгляд на мир. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане, провозгласившем себя светским государством, проживают представители 17 конфессий. Конституция и законы страны гарантируют свободу совести, равноправие, а также уважение к религиозным убеждениям. В то же время в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подчеркивается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа. Важным событием духовной жизни страны является Съезд лидеров мировых и традиционных религий, инициатива по созыву которого принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Начиная с 2003 г. состоялось пять съездов, в которых приняли участие лидеры и выдающиеся представители ислама, христианства, иудаизма, индуизма, буддизма и других религий. Сегодня Съезд лидеров мировых и традиционных религий работает как крупнейшая международная площадка для дальнейшего продвижения межконфессионального диалога. Съезд стал уникальным институтом укрепления межрелигиозного и межкультурного сотрудничества мирового масштаба. 


Ремесла
На протяжении тысячелетий мифология, религия, быт, ремесла, обычаи и традиции казахов подчинялись ритму Великой кочевой цивилизации. Одним из выдающихся ее изобретений является юрта — походное жилище степняков. Ее легкая универсальная конструкция — настоящее чудо инженерной мысли. Юрта — отражение космогонических представлений кочевников, где шанырак — это солнце, которое катится по небу, сменяя день и ночь. Купол юрты — небо, разделенное уыками, купольными жердями, на части света. Кереге, раздвижные решетчатые стены, — дольний человеческий мир. Юрта у казахов строго ориентирована по сторонам света, причем с входом на восточную сторону. Украшением юрты служат декоративные ленты — бау, соединяющие деревянные и войлочные части юрты. Ремесла казахов также тесно взаимосвязаны с кочевым хозяйством. Скотоводство служило основным поставщиком сырья — кожи, шерсти, рогов крупного рогатого скота. Активное развитие скотоводства послужило толчком к развитию таких традиционных казахских ремесел, как валяние войлока, выделка и теснение кожи, резьба по кости.
Войлок — прочный, практичный, универсальный материал, из которого степные мастера создавали настоящие шедевры прикладного творчества. Остов юрты накрывался богато орнаментированным войлоком, согревающим в зимнюю стужу и дающим прохладу в летний зной, а полы устилались кошмами — киизом, текеметом, сырмаком, сырдаком и тускиизом. Из войлока изготавливалась домашняя утварь, одежда, головные уборы, обувь. Виртуозно владели своим ремеслом казахские кожевенники, которые изготавливали из кожи не только одежду, обувь, конскую сбрую и ремни, но и посуду — саба, суйретпе, мес, торсык, конек. Ювелирное искусство степных мастеровзергеров занимает особое место в национальной культуре. В отличие от других видов казахских ремесел, которые были больше домашним промыслом, оно было профессиональным мастерством. Его истоки восходят к эпохе бронзы, когда, как показывают данные археологии, на территории Казахстана разрабатывались месторождения меди, олова, золота и других драгоценных и цветных металлов. Именно тогда возник скифский звериный стиль, пленяющий художественной выразительностью, филигранным мастерством, неповторимой пластикой и отточенностью форм. Золотые изделия в зверином стиле из Иссыкского могильника, Чиликтинских и Бесшатырских курганов, полихромные золотые украшения усуней из Каргалинского клада, золотые изделия гуннского периода из могильников близ озера Боровое — это настоящие шедевры ювелирного искусства. Казахское ювелирное искусство впитало в себя древние самобытные традиции и испытало влияние культур сопредельных народов. Изделия народных мастеров-зергеров окружали казахов повсюду. Седла, конские сбруи, мужские и женские пояса богато инкрустировались серебром. Особенно пленителен мир казахских женских серебряных украшений. Изготовленные с филигранным мастерством серьги, билезик (браслеты), шолпы, шашбау (украшения для волос), жузик (перстни), сакина (кольца), алка (нагрудные украшения) являются квинтэссенцией эстетических представлений кочевников.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет