Лекция№11 изучение лирики в школе план



бет1/3
Дата05.11.2022
өлшемі82 Kb.
#47669
түріЛекция
  1   2   3

ЛЕКЦИЯ№ 11 ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В ШКОЛЕ
План:
1. Специфика лирики как рода литературы.
2. Эмоциональный характер восприятия лирики учащимися различных возрастов.
3. Методические пути и приемы подготовки учащихся к восприятию лирических произведений.
4. Пути вовлечения учащихся в процесс сопереживания.
5. Сохранение эмоционально-образного воздействия лирических произведений при их анализе.
6. Анализ лирических произведений.
7. Использование других видов искусства при изучении лирических произведений.
 
Ключевые слова: родовая и жанровая специфика, образность поэтической речи, поэтический синтаксис, ритмические особенности стиха, ритмичность, выразительность и многозначность слова, законы художественной структуры произведения, родовые границы, переживание, лирика,.
 
Цели изучения лирики. Лирика отличается от эпоса и драмы, как своей художественной природой, так и характером эмоционального воздействия на читателя. Она открыто ведет разговор с читателем «об основах человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает». Поэтому она способна активно влиять на формирование личности. Специфике лирики посвящены многие книги и статьи. Для школьной методики существенно то, что в лирике действительность, жизнь, воссоздается в форме непосредственного переживания. Человеческое переживание - это объект (предмет) лирической поэзии, и в каждом стихотворении оно не просто «выражается автором», но как бы созидается на наших глазах, становится художественным образом-переживанием. Личность поэта в лирике, писал В.Г. Белинский, «является на первом плане, и мы не иначе как через нее все принимаем и понимаем». Открытость выражения авторского сознания - одно из характерных свойств лирики; им значительной степени определяется тот эмоциональный резонанс, который возникает в душе читателя при соприкосновении с поэзией. Душевные движения и эмоциональные состояния человека передаются в лирике с определенной степенью сгущенности («лирической концентрации»), которую создает присущий ей особый строй речи, а именно, стих. Важнейшей же особенностью стиха является ритм. Ритмичность, выразительность и многозначность слова в стихе, особая поэтическая интонация являются не просто элементами формы в лирике, но создают ее содержание. Все они взаимодействуют, и нельзя вполне понять смысл стихотворения, не проникнув в его образную структуру. Содержательность формы, присущая любому роду литературы, единство переживания и речи особенно заметны и наглядны именно в лирике. Поэтому так трудно ее анализировать в школе, где школьники приучаются несколько прислушиваться к поэзии, сколько рассуждать о ней. Между тем, чтобы человеку открылся поэтический мир автора, нужно углубленно вчитываться в его стихотворения, прежде чем судить о них. В. Кожинов, размышляя о свойствах лирики, пишет, что если «произведения других искусств живет в душах людей как впечатления, как память о встречах с этими произведениями», «лирические стихи сами по себе врастают в души каждого и всех», и каждый читатель может припомнить минуты, когда чувство выраженной в стихотворении, вдруг совпало с его собственным. Однако совпадение авторских и читательских чувств происходит не всегда. Да и вообще одному человеку никогда не удается переживать того многообразия эмоциональных состояний, которые ему открывает поэзия. Но взрослый читатель все же обладает немалым эмоциональным опытом. У школьников же этого опыта нет. И, встретившись в стихах с «чужими», не пережитыми лично чувствами, он проходит мимо них; тогда ни о каком эстетическом воздействии поэзии говорить не приходится. Отсутствие у подростков, а иногда и у юношей дара сопереживания, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становится препятствием при работе с поэтическими произведениями. Следовательно, важнейшая задача здесь - стремиться развить у школьников способность к сопереживанию. Если ученик привыкнет с доверием относиться к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются в лирических произведениях, то поэзия сначала расширит его эмоциональный личный опыт, а затем приобщить к миру высоких эстетических чувств. Все это будет способствовать выработке нравственных идеалов, развитию духовности. Как же привить ученикам потребность сопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов? Это достигается постепенно. От учителя требуется терпение и душевный такт, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, активного познания самой поэзии в жизни, отразившейся в ней. Лирика – самый тонкий род поэтического творчества и самый трудный для художественного воспроизведения. По словам Пушкина, лирика – это «союз волшебных звуков, чувств и дум», но чтобы постичь этот «союз», нужна особая культура восприятия поэтического слова. Для читателя-школьника преимущественно характерен интерес к сюжетным произведениям, а художественный вкус еще только формируется. Но зато в этом возрасте есть прекрасные качества, необходимые для постижения поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к условности (игре), богатое воображение. И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту.
Дети продолжают знакомиться с лирикой как особым родом литературы, отличающимся ассоциативностью, метафоричностью, предельной эмоциональностью, максимальной концентрированностью мысли. Ученики должны понять, что для каждого художника слова характерно свое, оригинальное видение мира, определить, чем этот поэт не похож на других, чем он обогатил наше представление о жизни.
Какова должна быть форма уроков, посвященных изучению лирики? В книге Е.Карсаловой «Стихи живые сами говорят…» звучит мысль о том, что преподавание предметов, вводящих учеников в мир искусства, желательно вести по законам и в формах самого искусства. Методист пишет: «Сама образная природа искусства основана на эмоциональном восприятии жизни. Впечатления действительности должны взволновать художника, пройти через его душу и сердце, чтобы затем воплотиться в слове. Личностен, эмоционален акт создания произведений искусства, таким же должен быть процесс его восприятия, постижения».
Карсалова обосновывает необходимость особых, эмоционально-образных форм урока по изучению лирики, к которым она относит урок-концерт, урок-композицию, урок-монтаж, урок-сказку, урок-новеллу, урок-воображаемое путешествие в мир поэта. Учитель может прислушаться к ее совету и выбрать на каких-то уроках любую из предложенных форм.
Учитель поможет учащимся усвоить теоретическое понятие «лирическое произведение», повторить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, олицетворении, метафоре, эпитете, звукописи и др. При этом важно помнить, что не стихотворение изучается ради освоения понятий, а, наоборот, теоретические понятия должны помочь проникнуть в смысл стихотворения. Работать над словом надо постоянно, в каждой теме, помня, что изобразительные средства языка помогают создать художественный образ. Внимание к художественному слову, умение видеть его роль в тексте – одно из важных умений при изучении лирики. Формирование этого умения приучает школьников внимательно вчитываться в текст, замечать в нем поэтические приемы, «расшифровывать» их. Учитель учит пятиклассников не только ярче представить себе с их помощью пейзаж, но и видеть внутреннее состояние лирического героя, настроение автора.
При исполнении эпических произведений в воображении читающего последовательно развертывается «кинолента» логически связанных картин жизни. При исполнении лирики – лишь отдельные образы. Эти образы могут быть зрительными и слуховыми. Надо уметь найти те «бисеринки» эмоциональной памяти, как их называл К.Станиславский, которые помогут создать нужную настроенность.
Каждый учитель сталкивается с определенными трудностями, когда детям предлагается выучить наизусть стихотворный текст. Учитель Денисенко И.В. предлагает свой оригинальный метод тренировки памяти и развития образного мышления. Условно она называет такую работу «построчным рисованием стихотворения». Строго «рисованием» это назвать нельзя, так как получается не собственно рисунок, а изображение того образа, который складывается в голове ученика.
Сначала ученики прослушивают выразительное чтение стихотворения. Например, это будет стихотворение К.Бальмонта «Осень», предложенное в учебнике. Это стихотворение поэт поместил в книжке «Фейные сказки», которую он посвятил своей маленькой дочери. В этом цикле он выбирает своей музой Фею. Она навевает поэту прекрасные поэтические сны, воздушные творческие фантазии.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают


Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,


Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.

После чтения стихотворения начинается работа-игра. Вместе с пятиклассниками учитель выясняет, сколько в стихотворении строф и сколько строчек в каждой строфе. Затем лист альбома делится по количеству строф на 3 части. Составляем подобие таблицы, в каждую клеточку заносится изображение главного образа строки: прочитывается строка – заполняется клеточка.


Ученики наносят на бумагу любой рисунок, элемент или значок, который ассоциируется у них с прочитанным и поможет потом восстановить в памяти необходимую строчку из стихотворения. При этом обязательна словарная работа.
По окончании рисования проводится эксперимент: несколько человек пробуют дословно восстановить текст стихотворения по собственным рисункам. Практика показала, что более половины учащихся заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом рисуют его.
Что дает такая работа? Память у школьников становится цепкой, развивается образное и ассоциативное мышление, дети учатся видеть «внутренним взором» картину, нарисованную художником слова.
Самым трудным этапом изучения лирики является анализ поэтического текста. У С.Я.Маршака есть замечательные слова: «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к изучению и анализу художественного произведения без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». Не потерять поэтическое наслаждение… Как же этого добиться?
В.П.Медведев в книге «Изучение лирики в школе» пишет: «Художественное произведение неисчерпаемо, и задача анализа состоит не в том, чтобы сказать о нем все, а в том, чтобы дать относительно законченное, целостное представление о произведении на том уровне, который доступен ученикам данного класса. В ходе анализа нет необходимости останавливаться на всех элементах художественной структуры. Следует искать тот ключ, который поможет войти в образный мир стихотворения. В одних случаях через раскрытие специфики лирического образа, в других – через рассмотрение композиции, в третьих – через анализ языка» [ 3, 67].
Но некоторые стихотворения, текстуально изучаемые в классе, нуждаются в освещении с разных сторон. Задача учителя – организовать наблюдения над произведением, сделать их целенаправленными.
Примером такого анализа может служить работа над стихотворением И.Бунина «Детство», предложенная Капшай Н.П. ( Литература в школе, 2006, № 11). Учитель считает возможным начать подготовку к изучению стихотворения с небольшого рассказа о детских годах И.Бунина, которые прошли в имении отца. Здесь впервые открылась будущему писателю скромная красота русской природы. Бунин вспоминал о своем детстве: «И вот я расту, познаю мир и жизнь в том глухом и все же прекрасном краю, в долгие летние дни его, и вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, то теплый, то совсем горячий, несущий солнечный жар и аромат нагретых хлебов и трав, а там, в поле …там зной, блеск, роскошь света».
Каким можно представить мальчика Бунина по этим воспоминаниям?
Он умеет внимательно вглядываться во все, что видит вокруг себя, он любит природу, чувствует ее запахи, видит разнообразие красок. Все эти яркие детские впечатления не раз будут вдохновлять его потом, когда он станет мастером слова.
Завязкой проблемной ситуации на уроке может стать вопрос: «Почему столь дороги поэту И.Бунину, уже взрослому человеку, воспоминания о детстве?»
Прежде чем прочитать стихотворение, попросим детей вспомнить об их собственных впечатлениях, которые им запомнились после пребывания в летнем лесу. Затем звучит стихотворение Бунина.
Настроение стихотворения радостное, приподнятое, рождается оно солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и обещает новые открытия. Вместе с автором перенесемся в то далекое утро детства и мы:
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Какие картины, образы навсегда запечатлелись в памяти лирического героя? Как поэту удалось передать читателю его переживания?
Сосновый бор похож «на солнечные палаты». Слово «палаты» употребляется в книжной речи, придавая ей торжественность звучания. В детском представлении это слово ассоциируется с прекрасным дворцом, украшенным золотом. И если мы соотнесем этот сказочный образ с описанием пейзажа, картина природы приобретет еще большее великолепие, таинственность, величественность.
Героя в то далекое утро поразила огромность и необъятность окружающего его мира. Он раскинулся повсюду. Недаром слово «повсюду» повторяется дважды. В контексте произведения оно противопоставлено слову «палаты» (значение замкнутости) и передает ощущение бескрайности пространства.
Как чувствует себя мальчик в этом прекрасном уголке природы?
Восторг, ликование переполняют его, что передается словами «весело», «блеск», «яркий свет». Мальчик вдруг обнаруживает, что песок, до которого он дотрагивается, как шелк. Мы видим цветовую палитру песка, слышим его шуршание.
Далее автор ставит многоточие, и оно оказывается очень значимым. Пауза делит стихотворение на две равные части, проводя грань в его смысловом содержании. Происходит важная перемена во внутреннем ощущении главного действующего лица. Мальчик совершает для себя настоящие открытия.
Раньше сосна казалась ему обычным деревом, даже некрасивым: «прильну к сосне корявой». Но сейчас она как будто преобразилась, за «корявостью» угадывается скрытое величие:
И ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Прильнув к сосне, мальчик почувствовал что-то близкое и родное: «Кора груба, морщиниста, красна…» Слово «морщиниста» вызывает и зрительные, и осязательные представления о предмете. Оно напоминает руки родных людей – бабушки, мамы. Вместе с сосной столь же близким, домашним предстает огромный мир природы.
Однако мальчик открывает новое не только вокруг, но и в самом себе: «И чувствую: мне только десять лет…» Ребенок впервые осознал свое «я», он почувствовал быстротечность и вечность времени. Он впервые так пристально вгляделся в мир и сделал еще одно открытие:
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Это дано не каждому испытать – почувствовать запах не какого-то предмета, а «солнечного света».
Почему герою стихотворения удалось сделать так много для себя открытий?
Он умеет замечать прекрасное возле себя, восхищаться красотой. И природа как бы благодарит его за внимание, за понимание, заряжая его энергией. Познание мира начинается с восхищения природой.
Есть ли еще персонажи в стихотворении, кроме мальчика, незримо присутствующие в стихотворении?
Конечно, это солнце, сопричастное всему свершившемуся. Весь лексический состав текста говорит о всеобъятности солнца: жарче, сухим, солнечным, блеск, яркий свет, красна, тепла, прогрета, зной, сухость.
Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока. Это стихотворение Бунин адресовал детям. Обращаясь к ним, он как будто объясняет ценность того возраста, в котором они находятся, помогает понять самих себя. Именно в детские годы сформировались в нем «чувство родной земли», «огромное чутье природы».


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет