Литературный обзор Понятие «медиаграмотность»



Дата24.01.2023
өлшемі199,05 Kb.
#62689

Литературный обзор
Понятие «медиаграмотность» может интерпретироваться по разному. Ниже будет приведена таблица с различными определениями данного термина основываясь на разнообразные источники.

Медиаграмотность в Казахстане
Медиаграмотность в Казахстане весьма новое понятие. Несмотря на то, что термину уже много лет, работа по изучению данному профилю в нашей стране началась только к 2019 году. Всего несколько лет назад отечественные специалисты завершили работу над первым казахстанским учебником по медиаграмотности. Учебное пособие ранее было апробировано и обновлено с учётом пожеланий педагогов, а также согласно требованиям Министерства образования.
Данное обучающее пособие дало сильный толчок для обучения тинейджеров безопасному и корректному поведению в сети Интернет, социальных сетях и мессенджерах, а также повысило уровень критического мышления, формальной логики и знаний о базовом факт-чекинге и кибербезопасности.
Зарубежные исследования, связанные с медиаграмотностью
Опираясь на работы казахстанских ученых касательно зарубежного опыта по определению термина медиаграмотности, можно выделить, что в различных странах по разному подходят к определению данных терминов и где-то медиаграмотность и медиакомпетентность имеют весьма близкие по смыслу значения. Связывает этот спектр терминов такое умение, как критическая оценка или критический анализ, так как большинство специалистов в данной сфере приходят к одному мнению, что именно его можно расположить во главе угла. Ещё, также, весьма примечателен факт, что от ниши науки, на которой основывается специалист очень сильно зависит степень определения медиаграмотности, которую мы получим в результате. Все же, в данном исследовании мы не ставили главной целью охватыватить все зарубежные упоминания о медиаграмотности, мы сосредоточились непосредственно на наших отечественных исследованиях, чтобы, возможно, вскрыть всевозможные практические и теоретические противоречия. Важную роль в данном исследовании принимает понимание медиаграмотности как отдельного феномена. В зарубежной литературе имеется целый список различных определений, сформулированных экспертами в различных сферах деятельности. Мы начнём, определенно, с наиболее обобщенных понятий, и далее мы будем переходить к наиболее конкретизированным и частным. Весьма популярным является определение данного термина, представленное в труде [1], где феномен медиаграмотности формулирует как обширное понятие, которое связанно с доступом к материалам СМИ и их объективной оценкой. В общем установалено довольно расширенно и не особенно конкретизированно. Но здесь уже подчёркивается базовый элемент, который в будущем будет иметь место во всех понятиях медиаграмотности – это объективная оценка. Но это не единственное определение медийной грамотности. Также существуют довольно модернизированные трактовки феномена, которые на первый план ставят не столько какие-то конкретные позиции, будь то критическая оценка информации или способы её подачи, а аспекты, которые накладывает на эволюцию медийной грамотности окружающий мир, в частности диджитал сфера. Интересно в этом плане уточнение исследователя Е. Перович, которая в своих работах говорит о том, что понимание медиаграмотности сильно зависит от развития цифровых технологий в современном мире [10]. Также, рассматривая медиаграмотность в Черногории, она отмечает тот факт, что таким странам Европейского союза, как Черногория, необходимо более последовательно подходить к формированию медийной грамотности и нужна конкретная стратегия, которая бы учитывала специфику государства и была консолидирована со спецификой медиаграмотности в ЕС. Однако она довольно мало говорит об явлении цифрового неравенства в Черногории и в целом о специфическом историческом наследии данной страны и ряде других факторов, которые дают значительный отпечаток на специфике формирования медиаграмотности. В противовес данному определению можно отчасти представить определение медиаграмотности, представленное британскими исследователями Ричардом Уолесом и Дэвидом Бакингемом. Они в своих работах отмечают тот факт, что на данный момент понятие медиаграмотности, конечно, довольно важное в Великобритании, отчасти считается элементом культурной политики – в связи с тем, что власти не достаточно занимаются его проработкой и недостаточно финансируют такого рода исследования. Также они говорят о том, что медиаграмотность неверно понимать исключительно лишь как своеобразное критическое мышление, так как данный феномен значительно шире указанных рамок [12]. Также стоит сказать пару слов о развитии медиаграмотности или медиакомпетентности в Германии, здесь законодателем в данной области можно считать Дитера Баака. Его работы с 1990-х гг. (собственно, после падения Берлинской стены) становятся популярными. И он в них говорит именно о развитии медиакомпетентности (именно так звучит «медиаграмотность» в немецком языке). Он делит термин как бы на четыре важные составляющие – критическое мышление, медиаориентирование, медиапотребление и медиадизайн (Medienkritik, Medienkunde, Mediennutzung und Mediengestaltung)1 . В разрезе его представлений можно говорить о том, что медиаманипуляция общественным сознанием или мнением достигается за счёт воздействий на наше восприятие через зрение (это медиадизайн); через возможность ориентироваться в информационных потоках, зачастую у рядового потребителя их очень много, а времени на фактическое ориентирование мало; через большие объемы контента, которые сыплются на каждого человека (например, мало кто может из рядовых граждан описать всю хроноло-гию событий Сирийского конфликта, хотя уже длительный период все СМИ только про него и сообщают), также через невозможность критически воспринимать информацию ввиду доверия, например, конкретным СМИ. В целом можно довольно долго рассматривать представления европейских учёных о медиаграмотности и медиакомпетентности, при этом в каждой стране они будут иметь определенный оттенок. Общим для всех них является параметр критического мышления, в целом, как и российские исследователи, они сходятся в том, что это ключевой навык для ориентирования в современных медиапотоках, для обеспечения личной информационной безопасности и отчасти – государственной, ведь в нашем веке довольно важно не попасться на фейк-ньюз и не дать себя обмануть.
https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/13583

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет