Основные этапы становления и развития политической науки



Дата17.10.2022
өлшемі17,39 Kb.
#43692

Основные этапы становления и развития политической науки.


Политология или политическая наука (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др. – греч.  λόγος — учение, слово) — наука о политике, в том числе о политической деятельности, политических процессах и политических системах, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Как учебная дисциплина, политика стала включаться в учебные программы европейских университетов с конца XIV века. Первоначально её преподавание сводилось к изучению «Политики » Аристотеля.
Качественное изменение преподавания политики произошло во второй половине XIX века во многом благодаря развитию социологии и методологии позитивизма. В европейских и северо-американских университетах появились кафедры и даже факультеты политических наук. Первой в 1857 году была открыта кафедра истории и политической науки в Колумбийском университете (США, 1857); затем были открыты Академия нравственных и политических наук в Мадриде (Испания, 1861), Свободная школа политических наук в Париже (Франция, 1871), Школа политической науки в Колумбии (США, 1880), Общество государствоведения в Берлине (Германия, 1883), Лондонская школа экономических и политических наук (Великобритания, 1895).
Значительную роль в развитии политологического образования сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.
Политические идеи мыслителей античности.Первые идеи о политике и власти были высказаны мыслителями Древнего мира, к которому принято относить период от Hill тыс. до н.э. по V в. н.э. На политические представления людей того времени сильное влияние оказывало религиозномифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Политические взгляды мыслителей древности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями.
К числу наиболее оформившихся в концептуальном отношении политических учений мыслителей Древнего Востока следует отнести взгляды Конфуция. Его идеи дошли до нас в виде книги «Изречения» (по-китайски Луньюй), которая представляет собой запись высказываний мыслителя, сделанную его последователями после смерти учителя. Согласно Конфуцию, главой государства может быть только благородный муж - «сын Неба». Таковым является тот, кто умен, справедлив, любит учиться, отличается скромностью и не стыдится спрашивать у нижестоящих о том, чего не знает. Конфуций отстаивает незыблемость установленных Небом, т.е. отождествляемой с Небом высшей божественной силы, общественных порядков, социального неравенства, требует выполнения обрядов. Учение Конфуция и поныне является важным фактором социально-политической и духовной жизни китайского общества.
Своего наивысшего развития политическая мысль европейской античности достигла в учениях древнегреческих мыслителей Платона (427-347 до. н. э.) и Аристотеля. Их литературное наследие огромно. Основными произведениями Платона о политике являются диалоги «Государство», «Законы», «Политик» и отчасти «Критий». Политическое учение Аристотеля изложено главным образом в уже упоминающейся работе «Политика», а также в «Афинской политии», «Никомаховой этике» и других сочинениях. Свои рассуждения о политике Платон и Аристотель строили на основе познания жизнедеятельности полиса, служившего для них и образцом, и естественной формой организации сообщества людей. Они ввели ряд относящихся к политике и власти понятий, разработали важные подходы к пониманию данных явлений, выдвинули немало идей и концепций, оказавших огромное влияние на все последующее развитие политической мысли. Отметим наиболее важные из них.
Платон, например, снискал себе непреходящую славу учением об идеальном государстве.Государство, как он считал, станет идеальным, если будет полностью соответствовать идее государства, которая сама по себе вечна, неизменна и абсолютно совершенна. В таком государстве свободные граждане должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Править в нем должны философы, поскольку только они способны своим внутренним взором познать сущность идеи государства и внести ее свойства в «частный и общественный быт людей»
Аристотель, ученик Платона, подверг критике его учение об идеальном государстве. Его интересует не заранее заданная «абсолютно наилучшая» форма государства, а такое политическое устройство, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель подверг анализу государственное устройство 158 древнегреческих полисов. Результатом стало его учение о правильных и неправильных государственных формах, которое не утратило своего значения и по сей день. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит ли один, немногие или большинство; неправильным - такой, при котором преследуются частные цели правителей.
Политические идеи мыслителей Средневековья.На протяжении всей истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно в центре внимания мыслителей той эпохи оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Конечно же, этот вопрос мыслителями Средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция, творцами которой стали отцы церкви Аврелий Августин (354-430), который известен также под именем Августин Блаженный, и ученый-богослов Фома Аквинский (1225/26-1274). Первый свое учение изложил в книге «О граде Божием» (420- 426), второй - в работах «О правлении властителей» (1265— 1266), «Сумма теологии» (1266-1274) и др.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет