Midterm control №2
3. Transfer of private international law in the first place and from the state private fund of private law. Essay, comparative table with the legislation of other countries.
Перевод ниже
Рассмотрим коллизионно-правовые нормы международного частного права Республики Казахстан, имеющие общий характер. Следует учесть, что при правовой регламентации отдельных видов правоотношений, имеющих международный частноправовой характер (в отдельных институтах МЧП), применяются коллизионные нормы, которые можно назвать специальными, поскольку они дополняют или корректируют действие общих коллизионных норм МЧП.
В соответствии со ст. 1084 Гражданского кодекса РК право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и признаваемых международных обычаев.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что, если в соответствии с п. 1 этой статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностранным элементом.
В соответствии с п. 3 данной статьи правила разд. VII ГК РК об определении права, подлежащего применению судом, соответственно применяются и другими органами, наделенными полномочиями решать вопрос о подлежащем применению праве.
Нормы ст. 1078 ГК РК в целом ориентированы на признание и в определенной степени обеспечение возможности субъекта любой национальной правовой системы руководствоваться собственным национальным правом. Это обеспечивается и допускается в той мере, насколько это соответствует его интересам, устоям той правовой системы, в условиях которой реализуются международные частноправовые отношения и интересам другого участника таких правоотношений.
Речь идет о различных уровнях правового воздействия: это и нормы самого ГК РК, и нормы других законодательных актов, в отдельных случаях это коллизионные нормы международных договоров РК.
Сами коллизионные нормы состоят из двух частей. Строение коллизионной нормы связано с особенностью коллизионного метода регулирования. Система коллизионных норм, будучи распределенной по институтам международного частного права, позволяет разрешить вопрос о том, какие именно правоотношения должны регулироваться правом того или иного государства.
«Коллизионные нормы с юридико-технической стороны - это наиболее сложные нормы, применяемые в международном частном праве, что делает необходимым рассмотреть определенные правила установления содержания коллизионных норм»[1].
Строение коллизионной нормы отличается от строения иных правовых норм. В то же время можно заметить, что традиционные элементы правовой нормы - гипотеза и диспозиция - также могут быть усмотрены в составе коллизионных норм. Всегда можно установить, какое конкретное правило регулирования будет применено к тому или иному правоотношению, носящему международный частноправовой характер, можно установить и условия действия материальных норм права на основе указаний коллизионной нормы.
Коллизионная норма действует в связке с материальной нормой. На наш взгляд, коллизионная норма вместе с материальной нормой выступает сложным регулятором международного частноправового отношения. Специфические части коллизионной нормы при этом не совпадают полностью с элементами обычных норм права.
Коллизионные нормы не являются хаотичными, и число возможных отсылок к праву того или иного государства не является безграничным. На протяжении всего периода развития частного права выработаны определенные критерии применения иностранного права.
В целом все государства придерживаются единых правил отсылки к иностранному праву. Это позволяет существенно снизить конфликты правовых систем. Важно, чтобы регулирование частноправовых отношений с иностранным элементом, скажем в праве РК, по возможности не вызывало отторжения и неприятия в условиях другой правовой системы (будь то внутреннее право или международное частное право другого государства).
В значительной мере решению этой задачи способствует тот факт, что имеются единые корни и традиции романо-германской семьи права, наработки которой в большой степени используются в современном международном частном праве многих государств. Принадлежность к другой семье права при применении коллизионного метода регулирования международного частного права также не порождает значительных проблем.
Всегда существуют механизмы, которые позволят иностранному праву взаимодействовать и применяться совместно с правом государства, в котором реализуются международные частноправовые отношения в соответствии с правом этого государства только в определенной допустимой степени. Важнейшим из них для международного частного права является соблюдение публичного порядка в государстве.
На протяжении столетий выработаны критерии применения права, связанные с применением закона в соответствии с местожительством лица, местом заключения договора, местом нахождения вещи и др.
Некоторые критерии применения права, первоначально зародившись во внутреннем праве Рима и средневековых европейских государств, постепенно стали использоваться в международном частном праве, в связи с этим упомянем про ius gentium в римском праве.
В упомянутых государствах узко национальный характер права не был преодолен в одночасье, а продолжался значительный период времени. Трансформация внутреннего права в международное частное право, на наш взгляд, относится к недостаточно изученным проблемам и требует анализа большого массива материала.
Сейчас, если рассматривать обобщенно, участники правоотношений в международном частном праве - субъекты различных национальных правовых систем - получают возможность руководствоваться правом одного из участников, либо правом государства, субъектами которого участники правоотношения являются, либо правом того или иного государства, исходя из особенностей субъектов и других элементов международного частноправового отношения.
Приведем пример дополнительного к ГК РК законодательного разрешения вопросов коллизии права. Согласно п.1 ст. 26 Закона РК «О международном коммерческом арбитраже» «арбитраж разрешает спор в соответствии с нормами права, которое стороны избрали в качестве применимого при рассмотрении спора.
Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. Заметим, что в данном случае также применяется правило, ограничивающее обратную отсылку (об этом будет сказано ниже).
Согласно п. 2 ст. 26 «при отсутствии соглашения сторон о применимом праве арбитраж определяет применимое право в соответствии с законодательством Республики Казахстан». То есть в данном случае норма Закона РК «О международном коммерческом арбитраже» отсылает в первую очередь к нормам разд. VII ГК РК.
В дальнейшем нами будут приведены также и международные договоры РК, содержащие коллизионные нормы.
Рассмотрим иные коллизионные нормы. Нормы ст. 1085 ГК РК предусматривают разрешение вопросов определения применимого права при квалификации юридических понятий. В этом случае речь не всегда идет о полноценном применении иностранного права.
Может возникнуть ситуация, когда субъекты лишь оперируют отдельными понятиями права иностранного государства. Не исключается, что в рамках правоотношения стороны будут определять как применимое право того или иного государства не ко всему объему правоотношения, а к его отдельным частям. Наконец, когда право иностранного государства применяется в полном объеме в соответствии с коллизионными нормами, то в этом случае также может иметь место необходимость толкования (квалификации) правовых понятий, использованных в формулировках документов.
В соответствии с п. 1 ст. 1078 ГК РК квалификация юридических понятий (правовая квалификация) судом основывается на их толковании в соответствии с правом страны суда, если иное не предусмотрено законодательными актами.
В соответствии с п. 2 ст. 1078 ГК РК в случае, когда юридические понятия не известны праву страны суда или известны под другим названием или с другим содержанием и не могут быть определены путем толкования по праву страны суда, то при квалификации юридических понятий (правовой квалификации) может также применяться право иностранного государства.
Особенность коллизионного метода регулирования заключается в том, что любая отсылка к иностранному праву в соответствии с правилами разд. VII ГК РК должна рассматриваться, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1087 ГК РК, как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны.
Это вполне логично, поскольку допущение так называемой
Достарыңызбен бөлісу: |