В ходе политических событий начала ХХ века, в годы двух революций, потрясших страну, были лидеры Алаш, хорошо знавшие нацию, точно определявшие направление своего народа



бет1/5
Дата14.03.2023
өлшемі37,12 Kb.
#74302
  1   2   3   4   5

В ходе политических событий начала ХХ века, в годы двух революций, потрясших страну, были лидеры Алаш, хорошо знавшие нацию, точно определявшие направление своего народа. Один из них – великий деятель казахского народа Ахмет Байтурсынулы, поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель, боровшийся за независимость своего народа.

  1. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в селе Тургай в крестьянской семье. Первое образование получил в родном селе, затем учился в Тургайской русско-казахской школе (1886-1891), Оренбургской учительской семинарии (1891-1895). Педагогическую деятельность начал в 1895 году школьным учителем. В 1909 году работал директором двухклассной русско-казахской школы.

В мае 1909 г., по сведениям тайных лазутчиков, помощника начальника Солотицкого уезда и жительницы Каркаралинска Т. Чингизовой, губернатор Тройницкого отправился в дом Байтурсынова и арестовал его. В феврале 1910 г. каркаралинская интеллигенция была рассмотрена Особым советом Министерства внутренних дел. В Канцелярию генерал-губернатора в Омске поступил приказ министра о том, что А. Байтурсынову запрещается проживать в Степной области, Семиреченской и Тургайской областях в течение двух лет. На основании этой информации министр принял решение, что вышеупомянутые семеро граждан Каркаралинского района Смахан Букейханов, Ибрай Акбаев, Хасен Акаев, Ахмет Раимбеков, Бодаубек Раимбеков, Асылбек Сулейменов и Смаил Байтенов будут депортированы в Барнаул на два года. А. Байтурсынов, по приказу министра избирает город Оренбург для жизни на два года. Политическая борьба колониальной администрации и каркаралинской интеллигенции, начавшаяся в 1905 г., закончилась карательными мерами в отношении последней.
Однако в Каркаралы А. Байтурсынов был арестован в Оренбурге и затем перешел в оппозицию, он написал статью «Образовательное государство» в № 11 казахской газеты за 1913 г., связав необходимость образования с экономическими и бытовыми условиями население. «Никто не спорит, что в этот день нужно учиться. Мы видим, что причиной того, что мы задерживаемся позже, является плохая учеба. Казах выкупит то, что продал в этом году за 5 копеек, в следующем году за 10 копеек. Правительство не хочет даже изучать казахский язык, поэтому наша обязанность — распространять казахский язык среди населения». Однако А.Байтурсынов отмечал, что «национальность людей, говоривших на своем языке и писавших на своем языке, никогда не исчезнет, ​​не создав человека. Самое сильное, что вызывает сохранение и утрату нации, — это язык». Кроме того, в статье Ахмета Байтурсынова в № 48 газеты «Казах» за 1914 г.: «Самый острый вопрос современной казахской проблемы является земельный вопрос. Этого мало, чтобы понять, что мы неправы, мы поставили казахстанцев на негативный путь 5 миллионов человек на свои плечи. Поэтому с казахом лучше говорить разумно, узнавать и говорить открыто». Таким образом, место А.Байтурсынова и его духовных соратников в жизни газеты видно из следующих свидетельств: Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, М.Дулатов написали 299 статей из 422 статей, вошедших в газету «Казак». Общественно-политическая деятельность газеты «Казак» до Февральской революции раскрывается событиями, происходившими в казахском обществе того периода. Национальное издание, вступившее в борьбу в период усиления колониальной политики Российской империи, принимало активное участие в решении экономических, экономических, политических и культурных вопросов казахского общества в начале ХХ века.
Тургайский областной казахский съезд, начавшийся 2 апреля 1917 года в Оренбурге под председательством Ахмета Байтурсынова, стал первым значительным событием алашистского движения в партии Алаш, уласарского периода в правительстве Алашорды. В начале организации и проведения Конгресса вместе с Ахметом Байтурсыновым присутствовали такие отечественные интеллектуалы, как Алпысбай Калменов, Уалитхан Танашев, Сейдазим Кадырбаев, Омар Алмасов, Шафкат Бекмухамедов. Этот съезд был оценен в газете «Казак» как «первый казахский съезд».
Однако создание партии «Алаш» было событием в разряде важных исторических страниц в общественно-политической деятельности Национальной интеллигенции. В начале XX века Алашарыс раскрыл главную цель работы партии казахскому народу, далекому от мира политики: «партия относится к бедным как к товарищам, к эксплуататорам — как к врагам». Жизнь и целенаправленная деятельность алаш-арыцев полностью соответствует этому направлению. Самой острой проблемой казахского народа в начале XX века был земельный вопрос, и кампания по переселению русских крестьян в казахские степи достигла своего апогея. Тема публикуемых в издании статей по земельным вопросам – честь страны, достоинство казахской нации, отношение к ней.
В то же время А. Байтурсынов цитирует мнение российского ученого Н. Ильминского: «Казахская религия не очерствела, это бедный мусульманский народ. Учитывая, что это легко превратить из мусульманской религии в христианскую религию, царские власти хотели разделить их, создав связь между казахами и ногайцами. С этой целью проводилась политика, при которой казахские богачи не читали ногайцев, а читали по-русски, а для казахских детей открывались русские школы, постепенно издавались книги на русском языке. Его также называют одним из проявлений политики русификации царского правительства». В начале ХХ века, полного неожиданностей, интеллигенция нации стояла у истоков газеты «Казах», журнала «Айкап», которые поднимали самые актуальные вопросы своей эпохи, пропагандировали просветительские идеи, что внесло значительный вклад в пробуждение национального самосознания казахского народа. Отмена царского строя и демократизация общественно-политической жизни в стране создали условия для организационного становления движения Алаш. В июле 1917 года на Всеказахском съезде в Оренбурге была образована партия «Алаш». Основной целью партии было создание казахской автономии в составе Российской Федерации. Принципы, предложенные лидерами партии «Алаш», остаются актуальными и по сей день. Необходимость учета степени развития общества, традиций и образа жизни сочеталась с либеральными принципами, преследовавшими модернизацию.
Однако, если обратить внимание на русский вариант тех же вопросов: Одним из последних достижений советской власти с 1918 г. стало развитие системы народного образования и осуществление расширенной грамотности. В 1918 г. была принята «Декларация о единой трудовой школе», в которой были закреплены основные принципы советской системы образования — бесплатное, совместное обучение мальчиков и девочек, отстранение от преподавания богослужебных дисциплин, все взгляды на обучение, школьное самоуправление. -управление.
В апреле 1924 года в КазССР открылось общество «Долина тьмы». В 1921-1927 годах в республике прошли обучение около 200 человек. Казахская письменность была переведена с арабского на латиницу, а 40 букв переведены с латиницы на кириллицу. В мае 1926 года СНК республики принял «Единую трудовую школу казахских асар», по которой открывались школы для казахских девушек. Помощь была и в формате: расширение сети интернатов и общежитий, выдача стипендий, бесплатное обучение учебниками, помещениями, транспортом, а также активное участие в создании учебников на родном языке: Байтурсынов, Аймаутов, Сатпаев, Букейханов. В начале ХХ века более 100 человек из числа казахов имели среднее или профессиональное образование. В 1930 г. около 20 тыс. человек прошли обучение в вузах и техникумах различных регионов СССР. тот человек. Да, как мы видим, основной упор делается на российское образование.
Поэтому наша национальная интеллигенция не обошла стороной вопрос образования. В номере казахстанской газеты № 62 от 17 мая А.Байтурсынов в статье «Школьные нужды» писал: «Душа школы – учитель. Если учитель образован, если он способен преподавать знания, которые он выучил, он хочет получить больше знаний от школы.
Инструменты, необходимые для повторного обучения, должны быть удобными и удобными, без инструментов дело не сделать, а инструмент будет тем же, чем и делается. Нужно, чтобы все было в порядке, чтобы все было в порядке, чтобы все было в порядке, чтобы все было в порядке, чтобы все было в порядке.
В-третьих, программа, выделенная школе… …Чтобы учить ненужным вещам, не тратить чужие жизни, не тащить детей слишком далеко, на что у них нет сил, должен быть урезанный формат тому, чему учат в начальной школе. Этот формат называется программой.» В то же время А.Байтурсынов отмечал трудности и недостатки того времени в области образования: многие школы не были обеспечены жильем, а те, которые были обеспечены, имели много собственных недостатков, например, из-за Дома, отопление, система, отсутствие учебников и т. д. Хорошие школьные дома отдавались военным учреждениям повсеместно, при условии, что освободившиеся сами по себе не могли быть использованы. Положение работников школы тяжелое, материальной поддержки они не обеспечивают. — Не знаю, — сказал он. Из-за нехватки финансовых средств учителей школы были закрыты. Он привлекал интеллигенцию страны к деятельности Наркомата просвещения. Например, Э. Омаровичу, Т. Шонановичу и др. поручили заведовать секторами наркомата.

  1. Байтурсынов создал специальную комиссию по сбору образцов народной поэзии, музыки и этнографической информации при Академическом центре, который был создан в 1921 году. Большой вклад в это внесло Общество изучения Казахстана. К этим работам привлекались известные историки республики того времени, знатоки музыки и фольклора — А. Диваев, А. П. Чулошников, А. В. Затаевич, А. Д. Кастальский, Н. Н. Миронов, А. Л. Мельков, Н. В. Мелькова, А. А. Четыркина, а также другие образованные интеллигенты. случаи. Немалую роль в организации этих дел сыграл и А. Байтурсынов.

Один из виднейших представителей казахской литературы С. Муканов в 1932 году говорил, что «Ахмет Байтурсынович, первый человек, написавший книгу казахским языком, создавший основы казахского языка и основавший казахскую школу, не будет недооценен.» Поэтому известно, что А. Байтурсынов, наряду с написанием многих научных работ и учебных пособий, готовил и методические работы («учебник», «Азбука»). В них будут освещены такие актуальные вопросы, как процесс обучения, организация обучения, принципы обучения, содержание знаний и способы их отбора, эффективные методы и способы овладения знаниями.

  1. Ауэзов отмечал благородную черту поэзии Ахмета Байтурсынова: «Первое слово, услышанное казахским народом в духе революции, было «сорок примеров». Потом титул Ахана распространился, и одному из двоих стало известно, что он настоящая забота страны… «Не знаю, — сказал он, — но уверен, что вы правы». Второй девиз посольства, который услышал студент-казах, был «Маса», — написали они.

Кроме того, С. Сейфуллин говорит об Ахмете Байтурсыновиче: «другие образованные господа, в поисках Шэня, терпели унижения, отдавались в рабство, рвали честь казахского народа, оплакивали Народную Честь, во времена Царя был единственный Ахмет… в то время как другие ученые современники искали только выгоды для своей головы и продали свою совесть, Ахмет искал совести народа и положил голову на коня ради себя. Ахмет Байтурсынович – националист, искренне любящий свой народ». Алашский ученый К. Нурпеисов в своей работе «Алаш и Алашорда» отмечает: «В 1920-е годы лицам давались особые указания писать работы, обличающие «суть контрреволюционного национализма» Алашорды…», — отмечает он. Галым К.Атабаев издавал газету «Казах», издававшуюся Ахметом Байтурсыновичем: «Казах» не только сторонний наблюдатель аласурганских времен, бурных событий. Он был в эпицентре таких же бурных событий. — Не знаю, — сказал он. Информация о них была напечатана на камне и напечатана на их страницах. Таким образом, «Казак» стал летописью одного из самых тяжелых периодов казахской жизни, бесценным источником». По мнению исследователя-алашоведа М. Койгельдиева, «изучение общественно-политической деятельности казахской демократической интеллигенции проводилось в партийно-идеологических работах в 20-30-е гг. В 1937-1938 годах политика политических репрессий, направленная против казахской интеллигенции, запрещала изучение движения Алаш… «Не знаю, — сказал он. Поэтому публикация газеты «Казак» на страницах газеты, его националистическая направленность — от пробуждения к объединению народа. Это общенациональное издание показало лицо и направление всего движения Алаш. «Казах», в каком состоянии сейчас находится нация, по какому пути идти, как быть, публиковал самые актуальные мысли интеллигенции. Самое главное, что газета разбудила нацию, охватив все регионы казахской земли.
В конце 1920-х гг. те, кто выступал против советской власти, столкнулись с тоталитарными репрессиями. Левая политика Сталина оказывала идеологическое давление на казахстанское общество. Ф.И. Голощекин, приехавший в Казахстан в качестве лидера, считал «националистами» таких передовых интеллектуалов, как А. Байтурсынов, М. Ауэзов, М. Дулатов, К. Кеменгеров, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин, под ложным предлогом участия Сталина в контрреволюционной подпольной организации были привлечены к уголовной ответственности и арестованы Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймаутов. В результате по приговору Судебной коллегии ОГПУ от 4 апреля 1930 года казахская интеллигенция была подвергнута длительным срокам лишения свободы и высылке. Такие граждане, как А.Байтурсынов, М.Дулатов, Х.Габбасов, Ж.Аймаутов, М. Эсболова сначала приговорили к смертной казни, а затем перевели в лагерь сроком на десять лет. Вина была очень тяжела на них. В свое время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, ему не хватило более полувека памяти, его имя не заняло достойного места в истории Казахстана. Только сейчас, когда исчезли и изменились «белые» пятна в истории, память об Ахмете Байтурсынове возродилась.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет