46-ғылыми-әдiстемелiк конференция материалдары



Pdf көрінісі
бет1/44
Дата22.12.2016
өлшемі8,28 Mb.
#220
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

 
ӘЛ-ФАРАБИ атындағы ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ 
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени АЛЬ-ФАРАБИ 
__________________________________________________________________________________ 
 
 
 
«БІЛІМ БЕРУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫН ЖАҢҒЫРТУ:  
АККРЕДИТАЦИЯ ЖӘНЕ КАДРЛАР 
ДАЙЫНДАУ САПАСЫНЫҢ КЕПІЛІ» 
 
46-ғылыми-әдiстемелiк конференция 
МАТЕРИАЛДАРЫ 
 
14-15 қаңтар 2016 жыл 
 
2-кітап 
 
 
 
 
 
 
 
 
МАТЕРИАЛЫ 
46-й научно-методической конференции 
 
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: 
АККРЕДИТАЦИЯ И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА  
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ» 
 
14-15 января 2016 года 
 
Книга 2 
 
 
 
 
 
 
Алматы 
«Қазақ университеті» 
2016 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Білім  беру  бағдарламаларын  жаңғырту:  аккредитация  және  кадрлар  дайындау  сапа- 
сының  кепілі»: 46-ғылыми-әдiстемелiк  конференция  материалдары. 14-15 қаңтар 2016 жыл.  
2-кітап. – Алматы: Қазақ университеті, 2016.  – 316 б. 
ISBN 978-601-04-1709-0 
 
Жинақта  әл-Фараби  атындағы  Қазақ  ұлттық  университетінде  өткен  «Білім  беру  бағдарламаларын  жаңғырту: 
аккре-диттеу  және  кадрлар  дайындау  сапасының  кепілі»  атты 46-ғылыми-әдiстемелiк  конференция  материалдары 
ұсынылған, конференцияда білім беру бағдарламаларын құрастыру, тәжірибеге бағытталған оқыту, білімді бақылау 
және бағалау, профессор-оқытушы құрамының біліктілігін арттыруға байланысты мәселелер талқыланды. 
Материалдар автордың редакциясымен шығарылады. 
 
В сборнике представлены материалы 46-й научно-методической конференции КазНУ имени аль-Фараби на тему 
«Мо-дернизация  образовательных  программ:  аккредитация  и  гарантия  качества  подготовки  кадров»,  на  которой 
были  обсуж-дены  вопросы,  связанные  с  формированием  образовательных  программ,  внедрением  практико-
ориентированного обучения, реализацией контроля и оценки знаний и повышением квалификации ППС. 
Материалы издаются в авторской редакции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ISBN 978-601-04-1709-0                                                                                       
         © Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ, 2016
 


 
БІРІНШІ СЕКЦИЯ 
ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ 
 
КАДРЛАР ДАЯРЛАУ САПАСЫНЫҢ КЕПІЛІ ҮШІН  
БІЛІМ БЕРУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫН ЖАҢАРТУ 
 
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ  
ДЛЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ 
 
 
 
 
 
Мусинова А.А. 
 
DIGITALSTORYTELLING – ИННОВАЦИЯ В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ 
ОБРАЗОВАНИЯ 
 
С  развитием  информационных  технологий  учебный  процесс  становится  по-настоящему 
увлекательным.  Тем  более,  что  на  современном  этапе  высшее  образование  получают 
миллениалы  или  поколение  Y  –  молодые  люди  от 18 до 33 лет,  чье  медиаповедение 
значительно отличается от способов поиска информации аудитории старше 40-50 лет.  
Миллениалы  родились  в  эпоху  глобализации,  индустриализации  и  доступности 
цифровых технологий. Они с детства окружены техникой и, соответственно, хорошо умеют ею 
пользоваться.  Благодаря  компьютерам,  планшетам  или  смартфонам  миллениалы  привыкли 
общаться и взаимодействовать с окружающим миром в режиме 24/7. 
На  первый  взгляд  картина  кажется  вполне  оптимистичной – в  учебные  заведения 
приходит  поколение,  которому  не  нужно  объяснять,  что  такое  цифровые  технологии.  Но,  с 
другой  стороны,  перед  преподавателем  встает  вопрос  о  новых  способах  подачи  учебного 
материала,  так  как  традиционные  подходы  в  виде  работы  с  доской  и  мелом,  офф-лайновыми 
вариантами  заданий  студентам,  особенно  обучающихся  по  гуманитарным  направлениям,  все 
менее неинтересны. Конечно, речь идет не о полном переходе на цифровые технологии, но об 
обогащении  методических  инструментов,  мотивации  студента  к  творческому  мышлению 
посредством использования технологических новинок. 
Одним  из  инновационных  подходов  образовательной  практикиявляется  цифровое 
повествование – digitalstorytelling– новая практика использования цифровых инструментов для 
краткого изложения своей «истории» любым желающим в ярком, зрелищном формате.  
Цифровой  мультимедийный  рассказ  сочетает  в  себе  помимо  текста  все  современные 
цифровые  инструменты:  фотографии,  озвученный  видеоряд  или  только  аудио,  анимацию – 
любые формы нефизических медиа, которые существуют только в виде электронных файлов. В 
отличие от фактической картины или фотографии на бумаге, звука, хранящегося на магнитной 
ленте или диске, фильма, хранящегося на аналоговой пленке, цифровые инструменты помогают 
рассказчику сделать свою историю очень наглядной и убедительной. 
Историясоздания формата 
Новая форма повествования стала возможной с появлением доступных цифровых фото и 
видеокамер,  диктофонов,  а  также  программного  обеспечения,  такого  как IMOVIE, Windows 
Movie Maker, Final Cut Express и  многого  другого,  с  помощью  которого  любой  пользователь 
может снять и смонтировать свою историю, подложить звуковой ряд и т.д. Новые технологии 
позволяют  делиться  своим  нелинейным  и  интерактивным  повествованием  в  Интернете  на 
YouTube, Vimeo, компакт-дисках, подкастах и на других платформах [1]. 
Одним  из  первых  данный  формат  использовал  американский  продюсер  и  режиссер 
документальных фильмов Кеннет Лорин Бёрнс в фильмах о войне. Свой особый стиль он начал 
вырабатывать  при  создании  документального  фильма The Civil War (1990), посвященном 
гражданской  войне  в  США,  который All  Media  Guide  был  тогда назван  шедевром.  В  картине 
Бёрнс  ведя  рассказ  от  лица  героев  войны,  передал  всю  глубину  и  трагизм  событий 
американской  истории [2]. В  кадре  он  «оживлял»  архивные  фотографии, плавно  перемещаясь 
объективом  вдоль  снимка,  и  выхватывая  лица  людей,  о  которых  шла  речь  за  кадром.  После 


 
перехода  от  одного  снимка  к  другому  Бёрнс  вводил  видеоряд,  основанный  на  современных 
исследованиях  или  излагаемый  популярным  актёром,  что  придавало  повествованию 
необходимую динамику. 
С  внедрением  компьютерных  технологий,  эффекты,  использованные  Бёрнсом  в  первых 
фильмах,  устарели.  Однако  режиссер  использовал  прежние  методы  уже  на  новом,  цифровом 
уровне,  придав  им  актуальный  вид  и  дополнив  сложным  текстовым  оформлением  в  таком 
фильме о Второй мировой войнеThe War (2007)  [3]. 
Данная  технология  сегодня  воспроизводится  во  множестве  любительских  и  профес-
сиональных видеоредакторов,  в  программах iPhoto, iMovie и Final Cut Pro X компании Apple  и 
носит название «Ken Burns effect» - «эффект Кена Бёрнса». 
 Среди  других  творцов-создателей digital storytelling, профессор  Калифорнийского 
колледжа  искусств  и  дизайна  Бренда  Лорел;  мексиканский  фотограф  Педро  Мейер,  а  также 
соучредитель  Центра Digital Storytelling (CDS), некоммерческой,  общественной  творческой 
организации в Беркли (Калифорния), Джо Ламберт. С начала 1990-х годов данная организация 
оказывает  помощь  молодым  людям  и взрослым  в создании  и распространении  их  цифровых 
рассказов, сочетая вдумчивую письменную форму и цифровые средства [4]. 
Еще  один  пионер  цифровых  повествований  британский  фотограф,  автор  и педагог 
Даниэл  Мидоуз.  Он  определяет  цифровые  истории,  как  «короткие  личные  мультимедийные 
сказки, рассказанные от сердца». Красота данной формы цифрового выражения, утверждает он, 
в том,  что  эти  истории  могут  быть  созданы  людьми  по  всему  миру,  на  любую  тему,  и ими 
можно поделиться через цифровые средства коммуникации со всем миром. Даниэл говорит, что 
цифровые  рассказы – это  «мультимедийные  сонеты  народа»,  в которых  «фотографии 
раскрывают рассказчика, а истории собираются, как кусочки головоломки, череды невидимых 
исторических  событий,  которые,  если  рассматривать  их  вместе,  расскажут  историю  нашего 
времени, историю, которая показывает, кто мы есть» [5]. 
В  конце 2012 года,  когда  поклонники  гаджетов  по  достоинству  оценили  возможности 
iPad,  редакции  стали  задумываться  над  образом  своего  будущего  читателя.  Постепенно 
сформировались новые стандарты подачи информации, объединенные общим названием digital 
storytelling. Многие  дизайнеры  и  издатели  стали  внедрять  специальные  версии  своих  изданий 
для планшетов. 
И  в  этот  момент  фурор  произвела  интерактивная  история Snowfall редакции New York 
Times. Лонгрид совершил революцию в интернет-паблишинге и создал новый стандарт подачи 
контента [6]. 
Сегодня  вместе  с Snowfall хрестоматийными  стали  такие  работыNewYorkTimes  как 
TomatoCanBlues,TheWomenofWestPoint  и  другие [7], [8]. Среди  российских  работ  в  качестве 
ярких  примеров  можно  привести  «День,  когда  началась  война» - история,  посвященная 70-
летию  Великой  Победы  в  Великой  Отечественной  войне  на  сайте  газеты  «Коммерсантъ»  или 
хронику  наводнения 2013 года  на  Дальнем  Востоке  «Всем  миром:  год  спустя»  на  сайте 
Первого канала [9], [10].  
Digital storytelling в практике преподавания 
В  качестве  нового  выразительного  средства digital storytelling осваивается  не  только 
информационными медиа, рекламой,издательской и киноиндустрией. 
Инновационный  формат  с  большим  энтузиазмом  воспринят  мировой  системой 
образования  как  эффективный  способ  интегрировать  в  подобные  истории,  во-первых, 
лекционный  материал,  во-вторых, знания  и  навыки  учащихся, полученные  во  время освоения 
отдельной  дисциплины.  Студенты,  индивидуально  или  совместно  создают  собственные 
цифровые истории и загружают их в Интернет, что делает их digital storytelling, в зависимости 
от темы и цели проекта, доступным для международной аудитории [11]. 
В  связи  с  техническими  и  креативными  характеристиками  особенно  актуален  данный 
формат для подачи материала либо выполнения заданий студентами факультета журналистики. 
Тем более, что конвергентная журналистика требует владения не только словом, как таковым, 
но  и  новыми  цифровыми  технологиями  для  подачи  текста:  мультимедийный  или 
конвергентный  журналист  должен  уметьпроизводить  видео  и  фотосъемку,  записывать 
аудиофайлы,  обрабатывать  публиковать  полученные  данные  в  он-лайн  режиме  на  различных 
ресурсах. 
С  целью  ознакомить  студентов  с  новым  способом  подачи  материала,  а  также 
заинтересовать креативным подходом к созданию текстав первом семестре 2015-2016 учебного 


 
года  данный  формат  выполнения  задания  был  апробирован  мною  на  занятиях  по  дисциплине 
«Язык и стиль массовых коммуникаций». 
Если начало цикла лекционных и лабораторных занятий было посвящено теории вопроса 
и практике создания и анализа текстов различных функциональных стилей офф-лайн, то вторая 
половина цикла была мотивирована реализацией и защитой собственного проекта – лонгрида, 
посвященного теме по выбору студента («Моя семья», «Мои увлечения» и т.д.) 
Лонгрид (от англ. “long read” – длинное чтение) – это синонимdigital storytelling, то есть 
комплекс,  состоящий  из  текста,  сопровождаемого  видеороликами,  инфографикой,  презен-
тацией,  фоновой  музыкой,  иллюстрациями  (в  том  числе  интерактивными),  гиперссылками, 
встроенными цитатами и т. д. [12] 
Гулим  Амирханова,  магистрант  факультета  коммуникаций,  медиа  и  дизайна  НИУ 
«Высшая школа экономики»; эксперт в области новых медиа, мультимедийной журналистики, 
создатель  блога Bestapp.menu,  определила  круг  основных  темdigital storytelling: спортивные 
драмы,  исторические  или  биографические  рассказы,  годовщины  громких  событий,  путе-
шествия,  мода,  арт-проекты,  перфомансы,  неизведанные,  забытые,  труднодоступные  места, 
социальные, коммерческие, спонсорские проекты [13]. 
В  связи  с  этим  выделяют  три  основных  типа  цифровых  историй  или  лонгридов,  с 
помощью которых автор может эффектно преподнести аудитории свою информацию: 
  репортаж  –  родственен  жанру  традиционной  журналистики.  Задача – создать  «эф-
фект присутствия» – целостное впечатление о реальном эпизоде жизниПри этом колоритность 
репортажного  описания  зависит  от  удачно  подмеченных  деталей,  пейзажных  и  портретных 
зарисовок, диалогов и т.п. Лонгрид дает возможность не только описать, но и показать в фото 
или видеоформате увиденные автором пейзажи, сцены описываемого события; выложить аудио 
либо  видеофайл  своего  диалога  с  героем  или  его  монолог.  Это  делает  репортаж  глубоким  и 
достоверным; 
  реконструктор–  материал  является  восстановлением  цепи  определенных  событий, 
попыткой  проанализировать  их,  выяснить  причины  и  последствия.  В  таком  типе  лонгрида 
крайне  важную  роль  играют  дополнительные  эффекты:  фоновая  музыка,  видеовставки – 
именно  они  задают  нужное  настроение  при  прочтении.  На  мой  взгляд  данный  тип  лонгрида 
может  быть  особенно  интересен  студентам  исторического,  географического,  биологического 
факультетов и т.д.; 
  портреты или peoplestories–к этому типу относятся портретные интервью, очерки, 
биографические  зарисовки.  Задача – раскрыть  личность  героя,  его  жизненные  принципы, 
взгляды.  В  общем,  все  то,  что  отличает  его  от  других.  Важным  аспектом  такого  лонгрида 
является наличие высококачественного и продуманного иллюстративного ряда [12]. 
Дисциплина  «Язык  и  стиль  массовых  коммуникаций»  преподается  студентам 1 курса, 
которые  получают  базовые  навыкиработы  над  журналистским  произведением,  поэтому 
основным  требованием  задания  была  оригинальность  текста  с  применением  тропов  и 
стилистических  фигур.  В  связи  с  этимбольшинство  студентов  выбрали  для  работы 
типpeoplestories: во-первых, рассказ о себе достоверен, глубок, информативен, его невозможно 
скачать  из  интернета;  во-вторых,  самый  большой  объем  оригинального  иллюстративного 
материала первокурсник оперативно может собрать именно о себе и своей семье. 
Для  создания  лонгридов  существует  большой  выбор  сервисов.  Студентам  были 
предложены Atavist, TildaPublishing, Stampsy и другие. Большинство выбрало TildaPublishingот 
российских разработчиков – простой в использовании и богатый на возможности оформления 
сервис. 
Результат  работы  оказался  крайне  положительным:  рассказ  о  себе  и  своей  семье  помог 
многим создать содержательные, эмоционально насыщенные тексты с использованием палитры 
изученных  стилистических  приемов.  Семейные  фотографии  и  видеозаписи  будили  воспо-
минания и чувства ребят, вдохновляя на творчество [14]. 
Повествование  о  себе  выводило  рассказы  многих  на  описание  родных  мест:  студенты 
знакомили  друг  друга  со  своими  любимыми  городами,  поселками,  местами  отдыха.  Богатый 
иллюстративный  материал  оживлял  создаваемые  в  текстах  образы[15].  Были  работы,  осно-
ванные на интересах и увлечениях обучающихся[16], [17]. 


 
Преподавателям  можно  рекомендовать  осваивать  данный  формат  самостоятельно, 
проходя  обучение  на  он-лайн  курсах,  таких  как  «Мощные  инструменты  для  преподавания  и 
обучения:  цифровой  рассказ»  от  коллег  из  Хьюстонского  университета  на  сайте Coursera (на 
английском языке), либо используя советы Гулим Амирхановой на ее исследовательском сайте 
Bestapp.menu,  либоопираясь  на  иные  источники,  которые  сегодня  находятся  в  открытом 
доступе в Интернете [18], [19]. 
В завершении  приведухарактеристику  поколениямиллениалов, которую дал  в 2013 году 
журналист Time Джозеф  Стейн: «Это  самое  пугающее  и  одновременно  самое  интересное 
поколение  со  времён  бэби-бумеров…  Информационная  революция  сделала  молодежь  ещё 
более  самодостаточной,  предоставив  ей  технологии,  позволяющие  соревноваться  с  большими 
организациями:  хакеры  выступают  против  корпораций,  блогеры  сражаются  с  газетами, 
террористы – с  государствами,  пользователи YouTube – с  киностудиями,  производители 
приложений – с  целыми  индустриями.  Миллениалы  не  нуждаются  в  нас.  Поэтому-то  мы  и 
боимся» [20]. 
В этой агрессивной характеристике поколенияY слышится предостережение в том числе 
адресованное  представителям  сферы  образования,  о  котором  в  публикации  «Гранит  науки  по 
сети»  заявил  проректор по  академическим  и  информационным  технологиям  КБТУ  профессор 
Булат  Абдрахманов: «Одной  из  проблем,  мешающих  быстрому  и  легкому  внедрению 
современных  технологий  в  образовательных  учреждениях,  являются,  как  ни  странно,  сами 
преподаватели. Не секрет, что большинство из них – люди в возрасте, которым чуждо активное 
использование  он-лайн  сервисов  и  соцсетей.  Соответственно  образовательная  средав  вузах  и 
образовательный процесс очень консервативны» [21]. 
Решить  данную  проблему  возможно  путемповышения  квалификации  профессорско-
преподавательского  состава  в  области  освоения  и  применения  новых  цифровых  технологий 
посредством  регулярного  проведения  методологических  семинаров,  тренингов  и,  конечно, 
неустанного самообразования. 
Итак, новый формат подачи информацииdigitalstorytelling сегодня активно внедряется не 
только участниками глобального рынка медиа индустрии, но и мировой системы образования. 
Возможность  яркой,  достоверной,  эмоциональной  подачи  информации  мотивирует  студентов 
на  креативный  подход  к  выполнению  заданий,  а  преподавателей – к  осваиванию  иннова-
ционных эффективных методов обучения, без которых нам будет все сложнее находить общий 
язык с новым поколением студентов. 
 
Список источников: 
1.  Moursund D. (2007) Information Age Education. - http://i-a-e.org/articles/46-feature-articles/50-
digital-storytelling.html. (Датаобращения 10 октября 2015 года). 
2.  Erickson H. Ken Burns biography. - All Media Guide – Baseline: The New York Times - 
http://www.nytimes.com/movies/person/83608/Ken-Burns/biography.(Датаобращения 10 октября 2015 года). 
3.  Edgerton G. (2013) Burns, Ken: U.S. Documentary Film Maker.- 
http://web.archive.org/web/
 
20110629014442/http://www.museum.tv/eotvsection.php?entrycode=burnsken.(Датаобращения 10 октября 
2015 года). 
4.  Digitalstorytelling - https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_storytelling. (Дата  обращения 10 ок-
тября 2015 года).  
5.  Логинова  А.  В. (2015) Цифровое  повествование  как  способ  обучения  коммуникации  на 
иностранном языке [Текст] - Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 805-809. 
6.  Герман И., Карелина С.10 правил сторителлинга-http://special.theoryandpractice.ru/storytelling. 
(Дата обращения 10 октября 2015 года). 
7.  Pilon M, Futaki A. Tomato Can Blues (2013) - New York Times - 
http://www.nytimes.com/
 
projects/2013/tomato-can-blues/(Датаобращения 10 октября 2015 года). 
8.  Cahillane K., Winter D.The Women of West Point (2014) - New York Times - 
http://www

nytimes.com/interactive/2014/09/04/magazine/women-of-west-point.html?ref=multimedia&_r=0 (Дата обраще-
ния 10 октября 2015 года). 
9.  Мишанина Т., Галустян А. (2015) - «День, когда началась война» - Коммерсантъ -http://www. 
kommersant.ru/projects/june22 (Дата обращения 10 октября 2015 года). 
10.  Ярыгина  Д.,  Гендина  Ю. (2014). Всем  миром:  год  спустя -  Первый  канал - http://vsem-
mirom.1tv.ru/(Дата обращения 10 октября 2015 года). 
11.  Roland, Craig (March 2006). Digital Stories in the Classroom. School Art. 7 105 (7): 26. 
12.  Что  такое  лонгриды  и  с  чем  их  едят? – Ваш  редактор - http://vashredaktor.com/chto-takoe-
longrid(Дата обращения 20 декабря 2015 года). 


 
13.  Амирханова Г. (2014) Расскажи историю красиво - http://slides.com/gulimamirkhanova/311668/
embed.(Дата снятия данных 10 октября 2015 года).  
14.  Курсарина А. (2015) Littlepieceofmylife - TildaPublishing - 
http://project22437.tilda.ws/page70475.html.(Дата обращения 20 декабря 2015 года). 
15.  Бисенгалиева  Л. (2015) Лучшее  место  на  Земле - TildaPublishing - http://project24275.tilda.ws 
(Дата обращения 20 декабря 2015 года). 
16.  Алтынбек  Н.(2015).  Мы  к  вам  приедем - TildaPublishing - http://project24188.tilda.ws/(Дата 
обращения 20 декабря 2015 года). 
17.  Ажиев  А. (2015) Вселенная  юного  фантаста - TildaPublishing - http://fakepoet.tilda.ws/(Дата 
обращения 20 декабря 2015 года). 
18.  RobinB., McNeilG.Мощные  инструменты  для  преподавания  и  обучения:  цифровой    рассказ.  
– Coursera -https://www.coursera.org/course/digitalstorytelling- (Дата обращения 20 декабря 2015 года). 
19.  Амирханова Г. (2015) Хотите лонгрид? Сначала нарисуйте его! – Bestappmenu–
http://bestapp. 
menu/xotite-lingrid-snachala-narisujte-ego
(Дата обращения 20 декабря 2015 года). 
20.  Stein J. (2013). Millennials: The Me Me Me Generation – http://time.com/247/millennials-the-me-
me-me-generation/(Датаобращения 10 октября 2015 года). 
21.  Федорченко К. Гранит науки по сети. - Бизнес&Власть - 4 декабря 2015 года.-С.9. 
 
 
 
Мурадов А. Д., Ташкеева Г. К. 
 
МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
 
Существование  знания  в  любой  из  его  форм – гипотез,  версий,  теорий,  кодексов – 
предполагает три уровня: 
уровень рациональной интерпретации опыта, 
уровень его передачи и распространения, 
уровень конкретного использования. 
Эти  творческий,  информационный  и  прикладной  аспекты  отражают  социальную 
специфику  различных  сторон  научной  деятельности.  Традиционно  уровень  производства  и 
уровень  распространения  знания  являются  прерогативой  научных  и  образовательных  инсти-
тутов. 
Чтобы  овладеть  методологией  диссертационного  исследования,  необходимо  ознако-
миться с понятийным тезаурусом методологии науки.  
Методология – наука  о  методе  в  самом  широком  смысле,  а  конкретизация  собира-
тельного  понятия  метод  раскрывается  в  концептуальном  аппарате,  в  понятиях  научного 
сообщества,  научной  картины  мира,  научных  подходов  и  концепций,  научных  технологий, 
методов, исследовательских программ, стандартов, методик, нормативов. 
Общенаучная  методология  представлена  направлениями,  концепциями  и  системами 
научного  знания,  которые  в  силу  универсальности  используются  как  средства  исследова-
тельской  деятельности  в  различных  отраслях  науки:  возможности  использования  математи-
ческого аппарата для количественных оценок, системность рассмотрения объектов исследова-
ния.  При  этом  роль  системности  анализа  объектов  науки  проецируется  и  на  диссертационное 
исследование, и  это  существенно  отражается  на  структуре  диссертационной  работы,  качество 
которой  возрастает  с  увеличением  использованных  теоретических,  эмпирических  методов 
исследования,  различных  аспектов  объекта  как  системы,  а  также  с  учетом  методологии  в 
анализе факторов модели объекта. 
Принципиальный  момент  уточнения  содержательного  существа  научной  методологии 
заключается в том, что любая научно обоснованная теория может выступать в качестве метода 
в  процессах  экстраполяции  на  другие  теоретические  области  знания.  Поэтому  разграничение 
метода  и  теории  носит  функциональный  характер.  Теория  исследования  выполняет  обычные 
задачи  объяснения,  прогнозирования,  но  для  построения  других  концепций  она  фигурирует  в 
качестве метода. Необходимо принять во внимание выполняемые функции и точки приложения 
методологии  в  научном  исследовании.  В  принципе  невозможно  выделить  разделы  диссерта-
ционного  исследования,  которые  оказались  бы  свободными  от  влияния  методологии,  все  они 
будут соответствовать избранному нами методу. 


 
Обязательными  приложениями  методологии  в  научном  диссертационном  исследовании 
являются: 
программа теоретического и эмпирического исследования, 
постановка проблемы; 
цель и задачи исследования; 
объект и предмет исследования; 
разработка гипотезы и формирование теории; 
интерпретация результатов. 
На  любой  вопрос  в  процессе  исследования  можно  ответить  в  зависимости  от  выбора 
методологии,  например,  исходя  из  внутренней  теории  рациональности  либо  из  теории 
внешних, природных или социальных обстоятельств. 
Методология  научного  исследования – это  форма  организации  научного  знания  и 
научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания 
задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию. 
Многоплановость  и  неоднозначность  дефиниций,  избираемых  зарубежными  и  оте-
чественными  учеными,  создают  логико-семантическую  проблему  синтеза  теории  и  мето-
дологии. 
Часто диссертант именно в вопросах методологии не чувствует себя уверенно, хотя готов 
спорить  по  конкретным  этапам  своего  исследования  с  кем  угодно.  В  то  же  время  общая 
методология  и  концептуальные  соображения,  философские  размышления  не  обязывают 
строить  исчерпывающую  абсолютную  систему,  а  лишь  пунктирно  обозначают  путь  иссле-
довательского  поиска.  Понятие  принцип  обозначает  предельно  общую,  основную  страте-
гическую идею, ориентирующую деятельность, структурирующую систему основных подходов 
и  методов,  создающую  логическую  сетку,  понятийный  каркас  и  методологическое  основание 
для построения теоретической концепции. 
Диссертационное исследование составляет несколько методологических уровней: 
1) выбор и синтез методологий, 
2) теория, 
3) семантико-лингвистический анализ, 
4) анализ данных специальных наук. 
В то же время каждая отрасль знания накапливает арсенал средств научного анализа, что 
составляет методологию конкретной отрасли науки. 
Метод  исследования  связан  с  подходом  к  обоснованию  и  интерпретации  научного 
знания,  в  диссертационном  исследовании  полезны  подходы,  учитывающие  специфику 
предмета  и  объекта  анализа.  Это  системный  подход  к  многообразию  проявлений  объекта; 
междисциплинарный  подход  к  предмету  диссертационного  исследования;  проектирующий 
метод,  определяющий  этапы  и  порядок  разработки;  общенаучные  формы  теории:  анализ  и 
синтез,  аналогия,  гипотезы;  моделирование  взаимодействия  объекта  со  средой;  эмпирический 
метод  в  разработке  программы,  инструментария  и  проведения  прикладных  исследований
статистический и вероятностный методы в реализации количественного подхода; качественный 
анализ; биографический метод. 
Так  как  наука  выступает  феноменом  техногенной  цивилизации  и  участвует  в 
конструировании  своего  метода  и  картины  мира  в  качестве  глубинной  программы 
жизнедеятельности,  она  формирует  новые  методологические  подходы  к  модели  субъект–
объектных  диспозиций,  детерминирует  новые  типы  личности,  в  том  числе – тип  ученого-
исследователя. 
Задача  современной  науки – дать  целостный  образ  человеческого  мира  сквозь  призму 
концептуального  аппарата,  систему  категорий  и  научных  понятий.  Эта  общая  задача 
конкретизируется и в отдельных диссертационных исследованиях. 
Перевод  формализации  содержательного  знания  на  искусственный  язык  дополняется 
обратным  процессом – интерпретацией,  содержательным  истолкованием  формальных 
результатов.  Диспозиции  науки  не  даны  в  чистом  виде:  наряду  с  артикуляцией  общего, 
инвариантного они пропускаются через категории повседневности, погружаются в конкретно-
историческую  ткань  культуры.  Методология  как  ядро  теории  анализируемой  проблемы 
содержит  универсальные  образы,  схематизмы,  целостные  представления  о  социальном  мире. 
То  есть  одновременно – универсалии  культуры  и  личностный  ответ,  схемы  переживания. 


 
Философские  рационализированные  программы  непрерывно  представлены  в  методологии 
науки и отдельных научных методологиях. 
Проблематика  науки  опирается  на  междисциплинарные  исследования,  философская 
методология осуществляет задачу их интеграции. Поменять очки, оптический прицел – значит 
поменять методологию, подходы к обсуждаемой проблеме. 
Социокультурные  потребности  универсализации  и  синтеза  научных  знаний,  психо-
логические  различия  в  культуре  непосредственным  образом  влияют  на  жизненный  путь 
ученого,  уходя  в  тайну  этничности  и  темпоральности.  Привычная  дефиниция  категорий  как 
фундаментальных  понятий,  отражающих  существенные  связи  и  отношения  реальности, 
дополняется формами жизни, социализации, результатами индивидуальной рефлексии. 
Методология  погружена  в  культуру,  соответствует  эпохе,  одновременно  заглядывая  в 
будущее, действуя не только в настоящем, а распространяясь на все этапы времени. Наука есть 
ценность культуры, результат институциальной конструирующей деятельности, она не только 
совокупность знаний в понятийной форме, концепций, но и материнское лоно методологии как 
системы принципов и совокупности методов. 
Научная картина мира от классической механики перешла с оформлением естествознания 
к  процессу  мутаций,  а  затем  с  возникновением  научного  сообщества  наука  стала  товаром, 
подошла к научной революции. Мутации мировоззрения означают, что образ мира вытесняется 
на  суд  научной  методологии,  которая  либо  адаптируется  к  новой  картине,  либо  резко  ее 
пересматривает. Т.Кун рассматривает науку как продукт множества подходов многочисленных 
групп  и  школ  без  единой  совокупности  процедур  или  четких  критериев,  позволяющих 
разграничить  науки.  В  куновской  методологии  научная  парадигма  есть  универсально 
признанное научное достижение, обеспечивающее сообществу ученых в течение значительного 
времени  образцы  проблем  и  решений.  Более  распространенным  стало  представление  о  науке, 
как  чистой  форме  знания,  социальном  институте,  профессиональной  деятельности  без 
унификации  научного  метода  и  жесткого  различия  между  наукой  и  другими  формами  знания 
(идеология, магия, искусство, религия) [1]. 
В процессе перехода к неклассической форме наука становится одним из основных видов 
деятельности,  сама  предметность  сплавляется  со  средствами  и  операциональными  схемами 
получения 
знания. 
Глубинные 
нравственные 
принципы, 
надындивидуальные 
общечеловеческие правила поведения и матрицы культуры являются бесспорным регулятором 
социализации личности и экзистенциальным каналом трансляции культурной парадигмы.  
Проблематика  науки  опирается  на  междисциплинарные  исследования,  методология 
осуществляет  задачу  их  интеграции,  содержит  систему  основных  принципов,  определяющих 
метод  и  концептуальный  аппарат  теории,  субъектно-объектное  содержание,  задачи  и 
направления.  В  центре  внимания  методологии  находятся  вопросы  выбора  научных  фактов  в 
качестве предмета исследования, подхода к их интерпретации. При этом диспозиции науки не 
даны  в  чистом  виде:  наряду  с  артикуляцией  общего,  инвариантного  они  пропускаются  через 
категории человека и оказываются погруженными в конкретно-историческую ткань культуры. 
Контекст понятия парадигмы значительно расширился, оно стало рассматриваться не как 
когнитивная,  а,  наоборот,  как  социальная  характеристика,  обозначающая  согласие  ученых.  В 
основе  научного  знания  лежит  не  всегда  артикулированное  мировоззрение,  миф,  в 
соответствии  с  которым  формируются  теоретические  постулаты,  определяющие  темы 
исследования, корпус гипотез и подтверждающих примеров. 
Различие методологии влечет за собой дифференциацию концепций, объясняющих один 
и  тот  же  феномен.  Методологические  предпосылки  оформления  научной  теории  человека  и 
общества,  социальных  процессов  во  многом  формируются  в  русле  феноменологии  и 
философии экзистенциализма, понимающей социологии. Привычная дефиниция категорий как 
фундаментальных  понятий,  отражающих  отношения  реальности,  дополняется  формами 
социализации,  индивидуальной  рефлексии.  Нас  в  основном  интересуют  происхождение  и 
трансформирующая  роль  духовной  жизни.  В  этом  отличие  современной  позиции  от 
принципиальной ограниченности функционалистского типа объяснения. 
Предельные  смысловые  основания  культурного  хронотопа  в  контексте  стратегии 
спасения  образуют  концептуальное  ядро  науки,  вокруг  которого  разрастается  экзистен-
циальная,  вселенская  программа,  семантически  обогащающая  наследие  языков  культур. 
Нащупать это ядро возможно при радикальном отказе, отречении от прокрустовых принципов 
радикального  функционализма.  Качественно  обогащенная  жизненная  социология  противо-

10 
 
поставляется  стандартной  современной  журнальной  социологии,  в  итоге  методология 
формирует  не  только  новые  стратегии  научного  исследования,  но  участвует  в  социальном 
конструировании. В этом смысле теория социальной работы выступает как новая методология, 
идеология, островок нового образа жизни, движения, типа отношения к человеку. Социальная 
работа  не  ограничена  локальной  коррекцией,  это  нечто  тотальное,  ключевая  парадигма, 
духовный камертон демократической трансформации общества.  
Даже  беглый  взгляд  на  широкую  палитру  методологических  рефлексий  обнаруживает 
большую свободу размышлений, разрывающих паутину авторитетов, различие мнений, вкусов, 
персонификацию  концепций.  Методология  отечественной  науки  реализует  принцип  синтеза 
глобального  и  регионального  в  контексте  развития  цивилизации,  трансляции  мировой 
культуры  в  особенностях  России.  В  модернизации  функций  науки  работает  уже  не  личный 
опыт  распознавания  и  предвидения,  а  безличная  процедура  обоснования  общезначимых 
положений, которые могут воспроизводиться при соблюдении определенных условий. 
Тип  научной  методологии  оказывается  связанным  с  исторической  эпохой  и 
национальной  культурой,  конкретной  персоналией,  а  новая  роль  науки  меняет  ее  облик  как 
социального института и как академической системы методологий. 
Методология–  это  наука  о  методе  и  смыслах  времени,  без  присутствия  которых  о 
методологии  рассуждать  невозможно. Любая  научно  обоснованная  теория  может  выступать в 
функции  метода  в  процессах  экстраполяции  на  другие  теоретические  области  знания, 
разграничение метода и теории носит функциональный характер. 
Методология  диссертационного  исследования  тесно  связана  с  методологией  науки, 
отдельные  парадигмы  которой  прозрачно  отражают  концепции  времени.  Диссертант 
закладывает методологию и программу работы во введении, это– исток, зародыш диссертации, 
историческое  в  логическом,  подобно  времени  мифа,  которое  еще  не  развернуто. 
Методологические 
стратегии 
диссертации 
создают 
представление 
об 
авторской 
систематизации,  непротиворечивости,  научной  добросовестности,  известности  в  научных 
кругах.  Неофициальное  признание  соискателя  осуществляется  по  трудам,  выступлениям, 
официальное–по итогам защиты. Научная новизна находится в пересеченном проблемном поле, 
где  видны  новые  точки  роста.  Новизна  может  быть  в  любом  элементе  работы–  методологии, 
полученных данных, интерпретации, Положениях на защиту, рекомендациях. Понятие новизны 
может  использоваться  в  соответствии  с  двумя  типами  научной  прогностики:  интенсивный 
(качественно  новый)  и  экстенсивный  (количественно  новый).  Автореферат  конструирует 
сжатую темпоральность, квинтэссенцию диссертации, в академическом стиле и определенном 
жанре  для  научного  сообщества.  Его  нельзя  представлять  вне  формата  рамки  автореферата. 
Достойный  путь  становления  ученого  в  том,  что  признанию  де-юре  предшествует  признание 
де-факто.  Публичная  процедура  защиты  становится  временем  превращения,  академическим 
ритуалом  посвящения  в  когорту  ученых,  профессионалов.  Защитив  диссертацию,  соискатель 
сконструирует  свой  дальнейший  жизненный  путь,  изменит  идентификацию,  осуществив 
переход в когорту ученых, новое качество академической темпоральности [2].  


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет