8 к тыпкт§ Нак еотелвх ое воыо



Pdf көрінісі
бет1/13
Дата27.01.2017
өлшемі4,32 Mb.
#2853
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

8 к ТЫпкт§ Нак
ЕОтеЛВХ) ОЕ воыо
РЕМСШ Ы  В О О К З

[ЦЕ^ТЬ
д
ЕНИЯ
СаХ1  .  М * * 0® 
ЬЛос*5*  
У
597

Эдвард де Боно 
ШЕСТЬ ШЛЯП  МЫШЛЕНИЯ
С ерия  «Тренировка  у м а »
Перевел  с  английского А.  Захарченко
Главный  редактор 
В.  Усманов
Заведующий  редакцией 
М .  Чураков
Литературный  редактор 
Н.  Акихиева
Художественные  редакторы 
П .  Кудряшов,  С.  Лебедев
Художник 
С.  Лебедев
Корректор 
Л.  Комарова
Оригинал-макет  подготовил 
С.  Арефьев
ББК 88.5 
УДК  159.9 
де 
Боно 
Э.
Д26  Шесть шляп мышления.  — СПб.:  Питер  Паблишинг,  1997.
— 256  с.  —  (Серия  «Тренировка ума»).
18ВЫ  5-88782-227-9
Издательство  «Питер»  представляет  книгу  Эдварда  де  Боно,  одного 
из  известнейших  исследователей  механизмов  творчества.  Автор  разработал 
метод,  обучающий  эффективно  мыслить  и  детей  и  взрослых.  Ш есть  шляп 
—  шесть  разных  способов  мышления.  Красная  ш ляпа  означает  эмоцио­
нальное  мышление,  черная 
—  критическое,  желтая 
—  оптимистичное, 
зеленая  шляпа  —  это  творчество,  синяя  ш ляпа  отвечает  за  управление 
мышлением,  а  белая  ш ляпа  —  за  факты  и  цифры.  Де  Боно  предлагает 
«примерить»  каждый  головной  убор  и  научиться  думать  разными  способа­
ми.  Автор  объясняет  читателю,  когда  следует  надеть  какую  шляпу,  чтобы  с 
честью  выйти  из  любого  интеллектуального  испытания.
©  Мюа  МападетеМ  Незоигсез  !пс.,  1985
© Перевод на русский язык, А. Захарченко,  1997
© Серия, оформление, издательство «Питер Паблишинг»,  1997
Права  на  издание  получены  по  соглашению  с  Мюа  Мапа§етеп(  Кезошсез  и  РопГапка  ЬНегагу 
Адепсу.  Все  права  защищены.  Никакая  часть  данной  книги  не  может  быть  воспроизведена  в 
какой  бы то  ни было форме  без  письменного разрешения  владельцев авторских  прав.
15ВМ 5-88782-227-9 
15ВМ 0-14-013784-Х (англ.)
И з д а т е л ь с т в о   «П и т ер   «П а б л и ш и н г» .  196105,  С .-П е т е р б у р г ,  Б л а г о д а т н а я   ул.,  67.
Л и ц е н з и я   Л Р   № 0 6 4 8 6 8   от  0 9 .1 2 .9 6 .
П о д п и с а н о   к  печати  2 0 .0 4 .9 7 .  Ф ор м ат   8 4 Х   108'/з2-  Уел.  п. 
л. 
13,44.  Т и р а ж   20  000.
З а к а з   №   763.
О т п еч а т а н о   с  готовых  ди а п о зи т и во в   в  типографии  им.  В о л о д а р с к о г о   Л е н и з д а т а . 
191023,  С .-П е т е р б у р г ,  наб.  р.  Фонтанки,  57.

О ГЛ А В Л ЕН И Е
Без долгих  прешкловпй:
короткое  прешкловпе  перевоачпка
..............................................  
8
Знакомство  с  автором  .....................................................  
10
В  мире  шляп  —  в  потоке  мыслен 
.......................................................  
12
Глава 1
Магля перевоплощения
В  позе  мыслителя  и  думать  сподручней.......................................................... 
16
Глава 2
Напеньте шляпу —  дайте Ф
орму
 мыслям
Поступок,  достойный  м уж чины ............................................................................ 
19
Глава 3
Намерения п свершения
Чего  нам  пожелать  и  как  того  добиться  ....................................................... 
32
Глава 4
Вхождение в 
роль
Отпустите  свое  «Я*  отдохнуть  от  ваших  проблем 
..................................... 
39
Глава 5
«Черная  желчь»  п  прочая  нечисть,
таяшаяся  в  недрах  нашего  организма...........................  
46
Глава 6
Назначение шести шляп мышления
«...И  как  нам  быть  —  надеть  их  или  воздержаться?» 
..........................  
52
Глава 7
Шесть шляп — шесть масок, шесть расиветок
Какую  шляпу  на  себя  наденем,
такую  мысль  в  ней  и  п ор о д и м ........................................................................  
55
Глава 8
Шляпа — белая как снег
Языком  холодных  цифр,  опираясь  на  голые  ф а к т ы .................................. 
58
Глава 9
Образ мыслей в белой шляпе
Факты  и  суждения:  по  разные  стороны  б а р ь е р а ....................................... 
65
Решим  вопрос  в  «японском  с т и л е » ................................................................  
69
В  мире  фактов,  истин  и  «философических»  воззрений   
................ 
73
Наденем  шляпы,  господа;  кто  п е р в ы й ? ......................................................... 
78

Глава 10
Итак — шляпа белая
Короткие  выводы  из  долгих  р ассуж д ен и й ....................................................... 
81
Глава 11 
Красная шляпа
В  океане  страстей  и  эмоций  ........................................................................... 
83
Глава 12
М
и р
 
наших чувств пол сенью шляпы красной
Где  место  чувств  в  рассудочности  нашей?  .................................................  
85
В  таинственном  мире  предчувствий  и  и н т у и ц и и ....................................... 
89
«Давайте  волю  распирающим  вас  чувствам
в  строго  назначенных  для  этого  местах»  ...................................................  
94
Инструкция  к  использованию  своих  чувств  ..............................................  
97
Язык  эмоций  —  сладкозвучный  или  дерзкий? 
............................................ 
102
Глава 13
М
п р
 
наших  чувств
и  выводы  из  размышлений 
................................................................... 
106
Глава 14
Шляпа ивета мрачных настроений
«А  что  у  нас  здесь  должно  получиться  не  так?»  ......................................  
108
Глава 15
Критический настрой, рожденный шляпой черной
«Как  оно  все  должно  было  быть,  чтобы  не  быть  так,
как  оно  не  должно  было  быть»  ........................................................................  
115
Из  прошлого  в  будущее  —  с  грузом  прежних  сомнений  .......................  
121
«Индульгенция  на  право  сомневаться»  ...........................................................  
131
«Принять  или  отвергнуть?  —  вот  в  чем  вопрос»  ....................................... 
136
Глава 16
Что нам дает критический настрой?
Какая  польза  в  шляпе  черной? 
........................................................................ 
141
Глава 17
Шляпа — желтая как солние
Источник  позитивных  ожиданий 
.....................................................................  
144
Глава 18
В шляпе ивета солнечного света
Палитра  радужных  надежд 
......................................................................... 
 
149
Поиск  причин  для  хорошего  настроения
и  логическое  обоснование  их  существования  ..............................................  
152
Конструктивное  м ы ш лен и е..................................................................................  
154
Гипотезы  и  предположения  —  основа  будущих  т в о р е н и й .......................  
160
Полет  фантазии  и  творчество  «чистейшей  воды»  ....................................... 
165

Глава 19
М
ир
  наших  раоужных  надежа
и  выводы  из  размышлений 
................................................................  
169
Глава 20
Зеленая шляпа творческого вдохновения
Творческое  и  латеральное  мышление  ...........................................................  
171
Глава 21
В зеленой шляпе вдохновения
Латеральное  мышление  .....................................................  
 
177
Движение  вперед  вместо  унылого  топтания  на  м е с т е ............................  
179
Потребность  в  мотиве,  пробуждающем  м ы с л ь ............................................ 
185
Чарующее  изобилие  альтернатив  ...................................................................  
191
Способности,  дарованные  от  рождения,
и  навыки  благоприобретенные  ........................................................................  
198
Идеи:  как  нам  с  ними  поступать?  ................................................................   202
Глава 22
Плоды творческого  вдохновения
в  Форме  выводов  из  размышлений 
..........  
 
 
 
 
207
Глава 23
Под небосводом шляпы синей
Держать  мысли  в  узде 
.....................................................................................  209
В  эпицентре  разм ы ш лений................................................................................  215
Программа  оперативных  действий 
................................................................   219
В  потоке  выводов  и  заключений  ...................................................................  225
Да  здравствует  руководящая  и  направляющая
роль  нашей  шляпы!  ............................................................................................   227
Глава 24
Итоги  наших  размышлений
под  небосводом  шляпы  синей 
...........................................................   233
Часть  заключительная  и  все  обобщающая
Метод  шести  мыслеварптельных шляп 
.......................................  237
Книги  Эдварда  де  Боно 
...........................................................................  241
7

Без  долгих  предисловии: 
короткое  предисловие 
переводчика
Если  наше  дело  —  в  ш ляпе,
Если  наше  тело  —  в  шляпе,
Если  даже  мысли  —  в  ш ляпе, 
Значит,  в  иыяпе-то  —  вся  суть!
Помните,  у  Антуана  де  Сент-Экзюпери:  еще  ребенком 
он нарисовал огромного удава,  проглотившего слона и мирно 
отдыхающего  после  столь  сытного  обеда?  Мальчик  пока­
зывал свой  рисунок каждому новому знакомому,  и взрослым 
и  детям,  чтобы  отыскать  среди  них  человека,  способного 
его  понять,  родственную  душу.
Отыскать  такого  человека  среди  взрослых  ему  так  и  не 
удалось.  И  это  неудивительно.  Хотя  очень  грустно.
Нарисованный  Сент-Экзюпери  удав,  в  утробе  которого 
мирно  почивал  «съеденный»  слон,  внешне  очень  напоминал 
лежащую  на  столе  шляпу,  что  и  приводило  людей  взрослых 
к  неверным  умозаключениям.
Этот  образ  шляпы,  которая  на  самом  деле  вовсе  не 
шляпа,  а  нечто  такое,  под  чем  таятся  слоны  и  вообще 
происходят  самые  удивительные  вещи,  остающиеся  неза­
метными  для  окружающих,  преследовал  меня  на  протяже­
8

Без  долгих  предисловий:  короткое  предисловие  переводчика
нии  всего  периода  работы  над  книгой  Эдварда  де  Боно 
«Шесть  шляп  мышления».
Эти  шляпы,  огромные,  как  шкафы,  и  совершенно  неви­
димые  никому,  кроме  нас  самих,  напоминали  мне  прочную 
оболочку,  внутри  которой  в  тайниках  нашего  сознания 
кипят-варятся  наши  мысли-суждения-убеждения.  Мне  так 
и  видится,  как  та  или  иная  «мыслеварительная»  шляпа 
закрывает  каждого  из  нас  целиком,  превращая  в  нового 
человека,  с новыми чертами характера и новым  восприятием 
окружающего.
Не  знаю,  насколько  мне  удалось  передать  вам  свои 
образные  впечатления,  но  то,  что  книга  сделает  это  не­
сравненно  лучше  меня  и  надолго  оставит  след  в  вашем 
сознании,  —  не  вызывает  никаких  сомнений.  Она  дейст­
вительно  заслуживает  того,  чтобы  примерить  предлагаемые 
ею  мысле-шляпы  каждому  из  нас.
А.  Захарченко

Знакомство  с  автором
Эдвард  де  Боно  родился  на  Мальте,  начал  свое  обра­
зование  с  обучения  в  колледже  Св.  Эдварда,  продолжил 
его  в  Королевском  университете  Мальты  и  блестяще  за­
вершил  в  качестве  именного  стипендиата  Оксфордского 
университета,  который  он  закончил  с  отличием  по  специ­
альности  «психология  и  физиология»,  получив  почетную 
степень  доктора  медицинских  наук.  Сейчас  он,  кроме  того, 
является доктором философии  Кембриджского университета 
и  регулярно  получает  приглашения  прочесть  курсы  лекций 
в  университетах  Оксфорда,  Лондона  й  Гарварда.
Доктор  Эдвард  де  Боно  широко  известен  как  ведущий 
специалист  в  области  развития  практических  навыков  мыш­
ления.  Он  ввел  в  науку  понятие  «латеральное  мышление», 
которое  впоследствии было занесено в Оксфордский словарь 
современного  английского  языка,  и  разработал  систему 
научных  методов  по  развитию  в  человеке  способностей  к 
активному  творческому  поиску  —  к  «взвешенному  мыш­
лению»,  как  он  его  называл.
Им  написано  сорок  пять  книг,  переведенных  на двадцать 
семь  языков,  сняты  две  научные  киноленты  для  телевизи­
онных  программ.  Он  читал  лекции  в  сорока  пяти  странах 
мира  и  выступал  на  крупнейших  международных  симпози­
умах,  а  в  1989  году  ему  было  предложено  занять  место 
председателя  Комитета  лауреатов  Нобелевской  премии.  К 
разработанной  им  методике  по  развитию  взвешенного  мыш­
10

Знакомство  с  автором
ления  обращались  ведущие  промышленные  корпорации, 
такие  как  1ВМ,  № Т   (Япония),  Пи  Роп1,  Ргидеп^Ы,  ЗЬе11, 
Епкззоп,  МсЮпзеуз,  С1Ьа-Ое1^у,  Роге!  и  многие  другие.
В  настоящее  время  доктор  де  Боно  руководит  проведе­
нием  в  жизнь  обширной  специальной  учебной  программ, 
разработанной  им  для  общеобразовательных  учебных  заве­
дений  и  призванной  способствовать  развитию  у  детей  на­
выков  творческого  мышления.  Эта  программа  давно  полу­
чила  признание  в  официальных  кругах  и  нашла  самое 
широкое  применение  во  многих  странах  мира.
Доктор  де  Боно  является  основателем  Института  иссле­
довательских  разработок  по  проблемам  творчества  и  спо­
собностей  к  познанию  (начал  свою  работу  в  1969  году)  и 
Международного  форума  творческих  работников,  объеди­
нившего  в  своих  рядах  представителей  многих  профессий 
и  руководителей  ведущих  предприятий  мировой  индустрии. 
Помимо  того,  он  учредил  в  Нью-Йорке  Международное 
сообщество  творческих  работников,  призванное  помогать 
странам-членам  ООН  в  разработке  новых  идей.
Предлагаемая  вашему  вниманию  очередная  работа  до­
ктора  де  Боно  основывается  на  том,  что  сознание  —  это 
прежде  всего  система  самоорганизующейся  информации.

В  мире  шляп  — 
в  потоке  мыслен
Можно ли  повысить результативность своего  мышления?
В  январе  1985  года  журнал  «Таймс»  назвал  Человеком 
года  Питера  Юберроута,  благодаря  которому  Олимпийские 
игры  в  Лос-Анджелесе  прошли  с  колоссальным  успехом. 
Как  правило,  проведение  мероприятий  такого  масштаба 
обходится  их  организаторам  в  сотни  миллионов  долларов. 
Но  муниципальному  фонду  Лос-Анджелеса  не  пришлось 
вовсе  «потратиться»  на  их  организацию.  Нйоборот,  Олим­
пиада-84  принесла  городу  более  250  миллионов  долларов 
чистой  прибыли!  Необычайный  успех  Олимпийских  игр  во 
многом  зависел  от  новых  концепций  и  творческих  идей, 
блестяще  осуществленных  на  практике  Питером  Юберро- 
утом.
Каким  же  образом  оказалось  возможным  добиться  этого 
удивительного  результата?  Как  нужно  подходить  к  рассмот­
рению  подобных  вопросов?
В  интервью  газете  «Вашингтон  Пост»  30  сентября  1984 
года  Питер  Юберроут  признался,  что  при  выработке  нового 
подхода  к  решению  поставленной  задачи  он  применял  ла­
теральное  мышление.
Латеральное  мышление  —  это  метод,  который  я  разра­
ботал  много  лет назад специально для  разрешения  сложных 
проблем  на  основе  нетрадиционного  подхода  к  рассматри­
ваемому  вопросу,  с  мобилизацией  скрытых  в  человеке  твор­
12

В мире  ш ляп  —  в  потоке мыслей
ческих  возможностей.  Я  написал  об  этом  уже  немало  книг. 
Одна  из  них  оказалась  в  руках  Питера  Юберроута,  а  за 
девять  лет  до  проведения  упомянутых  Олимпийских  игр 
Юберроут  побывал  на  встрече,  организованной  Советом 
молодых руководителей,  который  пригласил  меня  поделить­
ся  со  слушателями  основами  моей  методики.  Результат 
вам  уже  известен.
Можно  привести  сотни  других  примеров,  демонстриру­
ющих  результативность  метода  взвешенного  мышления. 
Мне  бы  не  хотелось  тратить  время  на  их  подробное  рас­
смотрение.  Я  вижу  свою  задачу  вовсе  не  в  этом.  Моя 
задача  —  разрабатывать  подобные  методики  и  предлагать 
их  вниманию  своих  будущих  последователей.  А  осваивать 
их  и  выбирать  область  их  применения  должны  такие  люди, 
как  мистер  Юберроут.  Они  и  пополняют  собой  ряды  та­
лантливых предпринимателей,  обеспечивая  методу взвешен­
ного  мышления  самое  широкое  распространение.
В  способности  думать  заключена  основа  человеческой 
деятельности.  Независимо  от  того,  хорошо  или  плохо  эта 
способность  развита  в  каждом  из  нас,  все  мы  регулярно 
испытываем  неудовольствие  достигнутыми  нами  в  этой  об­
ласти результатами.  Наверное,  это общее свойство человека 
нормального  уровня  развития:  каким  бы  он  ни  был,  ему 
всегда  хочется  стать  еще  лучше.  Как правило,  только  люди, 
полностью  удовлетворенные  своими  мыслительными  спо­
собностями, убеждены в том, что предназначение  мышления 
заключается  в  доказательстве  собственной  правоты,  что 
дает  им  лишний  повод  потешить  свое  самолюбие.  Если  мы 
склонны  считать,  что  возможности  мышления  только  этим 
и  ограничиваются,  значит,  мы  просто  тешим  себя  иллюзи­
ями  о  своем  превосходстве  в  этой  области.  Мы  искренне 
заблуждаемся,  и  не  более  того.  Границы  предназначения 
этого  «подарка  эволюции»  простираются  значительно  шире, 
и  понимание  данного  обстоятельства  представляет  собой 
одну  из  обязательных  задач  каждого  человека.

Шесть  ш ляп мышления
Главная  трудность,  связанная  с  процессом  мышления, 
состоит  в  преодолении  беспорядочного,  стихийного  течения 
наших  мыслей.  Мы  пытаемся  охватить  мыслями  одновре­
менно  очень  многое,  если  не  все,  —  стараемся  «объять 
необъятное».  В каждую  минуту  в  нашем  сознании  теснятся 
сомнения  и  переживания,  логические  построения  и  твор­
ческие  замыслы,  планы  на  будущее  и  воспоминания  о 
минувшем.  В  этой  круговерти  скачущих  мыслей  нам  так 
же  сложно  ориентироваться,  как  циркачу  жонглировать 
мелькающими  у  него  перед глазами  разноцветными  шарами 
и  обручами.  Но  научиться  и  тому  и  другому  —  можно.
Усвоение  простой  идеи,  которую  я  предлагаю  вашему 
вниманию,  позволит вам  навести  порядок в  «кладовой своих 
мыслей»,  поможет  «разложить  их  по  полочкам»  и  предо­
ставит  возможность  все  делать  размеренно,  своевременно 
и  в  порядке  строгой  очередности.  Только  так  можно  отде­
лить  логику  от  эмоций,  желаемое  от  действительного,  фан­
тазии  «чистейшей  воды»  от  «голых»  фактов  и  реальных 
планов  на  будущее.  В  умении  выбрать  нужный  подход  к 
делу  и  состоит  предлагаемая  мной  идея  шести  «мыслева- 
рительных»  шляп.
Я  специально  использую  этот  термин,  при  одном  упо­
минании  о  котором  у меня  перед  глазами  тут  же  возникает 
образ  походного  котелка,  в  котором  что-то  кипит  и  варится 
и  в  котором  точно  так  же  «варились»  бы  и  нужные  нам 
мысли,  как  только  мы  надели  бы  его  себе  на  голову.  Но 
кто  же  решится  надеть  на  голову  походный  котелок?  Это 
было  бы  уж  слишком!  Нет,  наши  мысли  должны  вариться 
только  в  шляпе!  Надевая  одну  из  таких  шляп,  мы  выбираем 
себе определенный  тип мышления.  И это  понятно:  в каждом 
котелке1  «варятся»  свои  мысли.  Как  это  происходит,  мы 
непременно  узнаем  из  соответствующих  глав  нашей  книги.
1  Подумайте,  кстати,  в  этой  связи  над  тем,  почему  человеку  пришло  в 
голову,  пусть даже  в  шутку,  называть  эту  голову  «котелком»?  (Здесь  и  далее 
примечания  переводчика.)
14

В мире  ш ляп  —  в  потоке мыслей
Мы  очень  подробно  ознакомимся  с  природой  каждого  типа 
мышления  и  научимся  обеспечивать  ему  достойное  приме­
нение.
Шесть  мыслеварительных  шляп  позволят  нам  умело  ди­
рижировать  оркестром  своих  мыслей,  пока  еще  демонст­
рирующим  неслаженную  игру,  дадут  нам  возможность  уп­
равлять  своим  мышлением.  Меняя  шляпу,  мы  сможем  при­
давать  своим  мыслям  тот  облик,  который  нам  нужен.  И 
наличие  коллекции  мыслеварительных  шляп  окажет  нам 
при  этом  еще  одну  немаловажную  помощь:  при  обсуждении 
любой  темы  весьма  полезно  суметь  отвлечь  людей  от  их 
привычного  способа  «варить  свои  мысли»,  или  попросту  — 
думать.  Так  они  получают  возможность  по-иному  взглянуть 
на  обсуждаемую  проблему.
Это  очевидное  удобство  использования  шести  мыслева­
рительных  шляп  и  составляет  основную  ценность  моей 
идеи.
Эдвард  де  Боно



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет