И.И. Блауберг
История философии и философия
истории в концепции Анри Гуйе
Анри Гуйе (1898–1994) – один из самых известных и автори
-
тетных французских историков философии. Его перу принадле
-
жат работы по философии X���–XX вв., давно вошедшие в раз-
XX вв., давно вошедшие в раз-
вв., давно вошедшие в раз
-
ряд классических, в том числе исследования об учениях Декарта,
Мальбранша, Паскаля, Руссо, Мен де Бирана, Конта, Бергсона. Он
родился в Осере, окончил Высшую нормальную школу в Париже.
Докторская диссертация Гуйе посвящена философии Мальбранша
(1926). В течение 15 лет он вел преподавательскую работу в про
-
винции – в Труа, Лилле и Бордо, а продолжил и завершил ее в
Сорбонне (1941–1945; 1948–1968). Насыщенной и плодотворной
была также деятельность Гуйе за рубежом: он читал курсы лекций
в университетах Монреаля и Квебека, во французских институтах
в Амстердаме, Барселоне, Мадриде, Лондоне и др., в
американ
-
ских, бельгийских, швейцарских и германских университетах.
В 1979 г. был избран членом Французской Академии.
Интересы А.Гуйе не ограничивались только сферой фило
-
софского знания, истории философии. Он был прекрасным зна
-
током театра, работал в области литературной и театральной
критики,
проблемам которой посвящен целый ряд его сочинений.
В собственно же историко-философской сфере он, как и неко
-
торые его собратья по перу, например Эмиль Брейе и Марсиаль
Геру, после ряда конкретных исследований обратился к пробле
-
матике
методологии и теории, занялся разработкой общетеорети
-
ческих установок.
64
История философии и философия истории в концепции Анри Гуйе
Эта сторона творчества Гуйе интересна для нас, кроме про
-
чего, и как конкретное свидетельство того, каким образом в
сфере историко-философской теории преломлялась концепция
А.Бергсона с ее центральным
понятием длительности. Известно,
что эта концепция сильно повлияла на развитие исторических ис
-
следований во Франции – здесь можно назвать имена таких выда
-
ющихся историков, как Марк Блок, Фернан Бродель, Анри-Ирене
Марру. Если говорить об истории философии, то можно с уверен
-
ностью утверждать, что для французских представителей этой дис
-
циплины, современников Бергсона, его идеи стали одним из важ
-
нейших ориентиров и стимулов. Мы отчасти касались этой темы в
предыдущих публикациях, посвященных теоретическим работам
Э.Брейе и М.Геру
1
. Анри Гуйе жил в ту же эпоху и является для нас
не менее ценным свидетелем. Как и для его коллеги Эмиля Брейе,
само представление об истории задается для Гуйе бергсоновской
идеей длительности. Не случайно имя Бергсона – мыслителя, чья
философия исследуется в двух монографиях Гуйе
2
, часто встреча
-
ется и в тех его трудах, к которым мы здесь обратимся.
Это
прежде всего две теоретических работы, идеи которых
перекликаются и дополняют друг друга: «Философия и ее исто
-
рия» (1943) и «История и ее философия» (1952). Помимо того,
Гуйе рассматривал вопросы теории и методологии истории фило
-
софии в ряде статей, затрагивал их и в основных своих историко-
философских сочинениях.
Понятия «история» и «философия истории» обозначают
для Гуйе две различные позиции, сопоставление которых стало
«осью», центральной идеей его размышлений о теории своей дис
-
циплины. Исследование возникающей здесь антиномии позволяет,
с его точки зрения, точнее определить суть деятельности истори
-
ка, в том числе историка философии, хотя последний, имея дело
с особым предметом, использует специфические подходы и мето
-
ды. В чем же состоит эта антиномия? Сразу уточним, что понятие
философии истории Гуйе толкует в особом смысле. Исходя из из
-
вестного разграничения истории как процесса, или реальности, и
истории-знания (во французском языке эти два значения сливаются
в одном понятии «l’histoire»), он задается вопросом: каково же от-
l’histoire»), он задается вопросом: каково же от-
’histoire»), он задается вопросом: каково же от-
histoire»), он задается вопросом: каково же от-
»), он задается вопросом: каково же от
-
ношение истории как знания, познания, теории к той реальности,
которая является ее предметом, – к самому историческому про
-