Тема 1.1 – СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Какие условия способствовали возникновению социологии как науки?
Можно выделить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политологии, науки права, политической экономии), достижения в естествознании, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой французской революции, возникновение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.
Что следует понимать под объектом и предметом исследования социологии?
Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками. Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.
Какие разделы включает в себя социология?
В ней выделяют три раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); исследование социальных общностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т.д.)
Какие функции выполняет социология?
Социология, как и подавляющее большинство прочих наук, исполняет самые различные функции в обществе:
- Познавательную - состоит в изучении явлений общественного характера, а также в приобретении научных данных о специфике и содержании социальных явлений. Такого рода изучение происходит вместе с другими явлениями. В рамках данной функции происходит концентрация знаний относительно социальной жизни, ее законах и тенденциях формирования. На данной основе происходит разработка научных прогнозов развития иных областей жизни общества.
– Функция социального контроля - состоит в том, что данные, полученные социологией применяются иных областях общества, к примеру, в политике, демографии.
- Прогностическая - основывается на выявлении диапазона возможностей и вероятностей будущих сценариев, о возможных потерях каждого варианта, в выявлении роста общественной напряженности, на основе чего происходит разработка рекомендаций.
– Идеологическая - базируется на том, что итоги полученных исследований необходимо активно применять в интересах групп людей. Это связано с тем, что они предоставляют возможность осуществлять процессы манипуляции поведения людей, выявляют совершенно иные общественное ценности и предпочтения. При этом они предоставляют возможность защищать собственные интересы.
- Планирования - состоит в выявлении процессов жизнедеятельности государства, регионов, а также трудовых коллективов и самой семьи.
- Практическую - состоит в том, что на основании анализа эмпирической и теоретической направленности, происходит разработка практических рекомендаций. Они имеют своей целью совершенствование механизма общественного управления, увеличения уровня его эффективности на каждому уровне.
В чем заключается сущность социального факта?
Социальный факт - это понятие, связанное с объективным существованием мира, отражающее результат взаимодействия индивидов, социальных групп, общностей, классов и других социальных образований.
Социальным фактом является единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.
Каким образом социология взаимодействует с другими социально-гуманитарными дисциплинами?
По своему происхождению, согласно кантовскому замыслу, суть которого заключалась в том, чтобы создать позитивное (в противоположность метафизическому) научное знание об обществе, социология является социальной наукой. Однако современная социология уже не может быть ограничена данным форматом. В течение XX столетия, особенно во второй его половине, в социологии проявилась тенденция гуманитаризации социологического знания. Это позволяет утверждать, что сегодня социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам, т.е. является социально-гуманитарной наукой.
Будучи социальной наукой, социология находится в ряду с такими областями научного знания, как экономика, политология, демография, этнография, психология (социальная психология) и др. Она исследует поведение людей как представителей социальных групп, объективные закономерности функционирования социальных структур, институтов общества. В их изучении социология опирается на статистические данные, результаты эмпирических исследований, те или иные количественные методы. Направление в социологии, ориентирующееся на количественную методологию, количественные измерения, операционализацию понятий, эмпирическую проверку гипотез, называется сциентизмом. Как гуманитарная наука социология сближается с философией, историей, культурологией, языкознанием, искусствоведением. В этом случае подчеркивается роль культурных ценностей, смысловых значений в социальной системе, а человек изучается как социокультурное существо, поведение которого обусловлено отнюдь не только его генетикой, физиологией, психическими особенностями, объективными показателями социального статуса, но и культурными символами, ценностями, нормами, идеалами. В гуманитарном плане социология при изучении социального мира оперирует нестрогими моделями, оценочными суждениями, качественными методами. Направление в социологии, признающее неустранимость человеческого воздействия на процесс познания, важную роль ценностей, экзистенциальности бытия человека, принято называть гуманизмом.
Тема 1.2 – ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.
Назовите этапы развития социологии и определите их особенности?
Первым этапом в развитии социологии является этап формирования научных основ социологии, который включает в себя идеи ряда блестящих мыслителей, развивших, дополнивших и обогативших социологическое знание новыми подходами и поиском новых методов познания и достижения истины. Созданная О. Контом (1798—1857) социологическая теория состояла из «социальной статики» и «социальной динамики» и была связана с анализом социальной жизни, основным фактором которой он считал умственное и духовное развитие. Он уподоблял науку об обществе «социальной физике», чтобы ученый мог оперировать конкретными фактами, данными и взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель.
Другое направление — социобиологическая концепция английского философа Герберта Спенсера (1820—1903), открывшего основной закон социального развития, рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом, как нечто целое, несводимое к совокупности отдельных элементов. Он находился под влиянием идей Ч. Дарвина и поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше приспособлен к превратностям судьбы. Критика концепции Г. Спенсера со стороны представителей психологической школы Л. Гумпло- вича (1838-1909), Г. Гарда (1843-1904), Г. Лебона (1841-1931), а также известного экономиста Дж. С. Милля (1806—1873) привела к созданию социально-психологической концепции социологии. Эти ученые отказались от биологизации общества и пытались преодолеть ограниченность эволюционизма путем анализа социально- психологических явлений и попыток объяснить роль личности в историческом процессе. Географическое направление в социологии представлено Э. Реккю (1830—1905) и Ф. Ратцамм (1844—1904), преувеличивавшими воздействие природно-географической среды на политическую жизнь общества. Однако им удалось проследить закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано в геополитике. Второй этап в развитии социологии — первая половина XX в., когда изменились представления о том, что предметом и объектом социологии является общество в целостности. Это этап развития классической зарубежной социологии. Важный вклад на этом этапе внес Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — основоположник французской социологической школы. Он считал, что предметом интереса социологии должны быть только социальные факты, которые отражают социальную реальность. Он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения) как объективную, не зависящую от человека. Кроме этого он рассматривал поведение социальных групп, высоко оценивая роль группового сознания, называемого коллективным. Учение об обществе Дюрк- гейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего структурно-функционального анализа. Третьим этапом явилось развитие современной зарубежной социологии, т.е. социологии XX в. Во-первых, социология пошла «вширь» и «вглубь», постепенно охватывая страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, и на сегодняшний день нет ни одной страны, в которой в той или иной мере не была бы представлена социологическая наука. В то же время она охватывала все новые и новые области знания (здоровье, демография, урбанизация) и придавала новый социологический смысл тем областям, которые были разработаны другими науками (общение, конфликты, инфраструктура). Одновременно с этим происходила институционализация социологического знания в виде открытия и организации специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и институтов. Появилась профессия «социолог», на которую возник спрос на рынке труда.
Назовите представителей классического этапа развития социологии, определите их вклад в развитие социологической науки?
С именем французского мыслителя Огюста Конта (1798- 1857), его учеников и последователей связан так называемый классический период развития социологии, когда она институционализировалась как наука; возникли ее основные школы, направления. О. Конт не только предложил термин «социология» для обозначения новой науки об обществе, но и доказывал необходимость его изучения как на теоретическом уровне, так и эмпирически, опираясь на практические исследования, на строгий отбор социальных фактов. Исходя из этого, О. Конт предложил и основные методы исследования - наблюдение и эксперимент. Для развития социологии как науки, для более глубокого и научного познания общества большое значение имело предложение О. Конта рассматривать его как организм (систему) со своей структурой. Он же исследовал и отдельные его элементы - государство, семью, церковь. Эту часть своей социологии он называл социальной статикой. Но О. Конт также считал, что в обществе постоянно происходят и социальные изменения; отдельные элементы общества взаимодействуют между собой, порождают социальные действия и изменяются сами. Эту часть социологии О. Конт определял как социальную динамику. Он считал, что социология должна быть позитивной, т.е. добытые наукой знания обязаны служить благосостоянию общества. Как ученый, О. Конт при изучении общества исходил из единства людей и общественных явлений. Вместе с тем в изучаемом обществе он видел и разнообразие процессов, происходящих в нем и более того, обосновывал это разнообразие; он делал вывод о том, что случайности революций или насилие не обеспечивают порядка в обществе. Классический период становления социологии как науки связан и с рядом имен крупных ученых (Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.), которые заложили теоретические основы изучения социальных явлений; разработали основные концепции новой науки; ввели в научный оборот новые понятия, категории, дефиниции. Один из самых влиятельных социальных мыслителей XIX в. - немецкий ученый К. Маркс (1818-1883) рассматривал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся по своим законам социальную систему. К. Маркс считал главным видом общественных отношений экономические и которые, в первую очередь, определяют социальную структуру общества. Ее основа - те или иные классы, формирование которых связано с их отношением к средствам производства. Владение или невладение ими определяют социальный статус класса, его отношение (доступ) к власти и т.д. По Марксу, все изменения в обществе обусловлены борьбой классов за средства производсгва и эта борьба должна привести к созданию бесклассового общества, в котором отсутствует частная собственность на средства производства и торжествует социальная справедливость. Социологическая теория английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) позволила ему заложить фундамент тидо- огизации обществ, принципиально отличающийся от марксистского и в основе которого находятся не социоэкономические, этические положения. В теории Г. Спенсера обосновывался тезис о том, что развитие общества не должно поглощать отдельную личность и что, по его убеждению, может произойти при реализации социалистических и коммунистических идей. Находясь под влиянием дарвинизма, Г. Спенсер считал эволюцию универсальным, всеохватывающим процессом, которому подвержено и общество. Вместе с тем Г. Спенсер полемизировал с теми, кто проводил прямую аналогию между обществом и биологическим организмом, но допускал, что «естественный отбор» так же прогрессивен по своей сути и в человеческом обществе, стимулируя социальную активность людей, способствуя его переходу в новое состояние, меняя в нем системы управления и власти. Становление социологии как науки тесно связано и с именем французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Он обосновал особое место социологии среди других наук об обществе; стремился к ее автономии, к более полному и ясному определению того, что она должна изучать. Утверждая, что общество как предмет исследования это объективная реальность, Дюркгейм понимал его как совокупность социальных фактов, и задача социологии - иметь дело с самими социальными явлениями, а не с представлениями о них. Поэтому Э. Дюркгейм считал, что социологическое знание должно быть свободно от субъективных впечатлений, представлений ученого, а также от его идеологических пристрастий. Он ставил перед собой, как исследователем, такие вопросы как взаимоотношение между индивидами и коллективом; при каких условиях индивид в ходе общественного существования достигает соглашения (консенсуса), какая совокупность индивидов может составлять общество? Таким образом, в середине ХЕХ начале XX вв. социология выделилась в самостоятельную отрасль научного знания. Если лидером первого поколения социологов можно считать О. Конта (30-40 гг. XIX в.), а лидером второго поколения Г. Спенсера (60- 80 гг. ХЕК в.), то к третьему поколению можно отнести М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др. Французская социология формально начинается с О.Конта (конец 30-х гг. XIX в.), но реально с Э. Дюркгейма (90-е годы ХЕХ в.)
Какие основные направления формируются в российской социологии конца XIX века? В чем их суть?
Как и в Европе, в России вплоть до 1890-х гг. в социологии преобладала позитивистская традиция. Позднее, когда позитивизм вышел на стадию методологического кризиса, вперед стал выдвигаться антипозитивизм. Поэтому, анализируя этапы развития отечественной социологической мысли, в первую очередь рассмотрим направления и школы позитивистской традиции, затем неокантианство как форму антипозитивизма и бихевиоризм, представляющий собой вариант преобразованного позитивизма, и менуемого неопозитивизмом. Географическое направление. Приверженцы данного подхода в социологии пытались обосновать своеобразие социально-культурного развития географическими факторами: климатом, почвой, рельефом местности, системой рек и т.п. Представители этого направления считали, что географическая среда обусловливает характер деятельности общества, общественную психологию, социальные отношения, характер государственного устройства. По их мнению, природный фактор есть историческая сила в процессе борьбы человека со стихией окружающего мира. Идеи гео- графизма занимали важное место во взглядах российских историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, но наибольший вклад в развитие данного направления внес географ, социолог и публицист Лев Ильич Мечников (1838— 1888). Его основной труд, изданный в Париже в 1889 г., носил характерное для географизма название — «Цивилизация и великие исторические реки». Главным двигателем цивилизации он считал гидрологический фактор, т.е. реки, моря и океаны. В мировой истории Мечников обозначил три эпохи, или цивилизации: 1) эпоха речная; 2) эпоха морская; 3) эпоха океаническая, или всемирная. Ученый пытался вскрыть механизм влияния природы на социальное устройство. Например, причину прогресса древнего мира он видел исключительно в реках. Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ за короткий срок могли сделать плодородными огромные пространства, занося на них во время разлива ил, необходимый для роста сельскохозяйственных культур, но могли и уничтожить плоды труда тысяч людей, оставив их без средств существования. Чтобы усмирить столь своенравные реки, нужны были дамбы, каналы и другие ирригационные сооружения, а для этого было необходимо кооперирование людских масс. Вот почему в долинах великих рек возникли крупнейшие цивилизации древности. Другие реки, даже более могущественные, но создающие людям слишком благоприятные условия для жизни, не стали очагами цивилизаций, так как в их долинах у людей не было необходимости объединять свои усилия. Выясняя объективные причины возникновения деспотических режимов в долинах крупных рек, он пришел к выводу, что деспотии понадобились для объединения масс. В противном случае в столь суровых природных условиях люди оказались бы беспомощными перед стихией и просто не выжили бы.
Определите особенности русского позитивизма.
Ученые предлагают следующую периодизацию эволюции социологического позитивизма в России:
- первый этап: со времени появления позитивизма в России (60-е годы XIX в.) до конца первого десятилетия XX века (в 1912 г. вышла в свет статья Е.В. де Роберти «Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии»);
- второй этап: с десятых годов XX века до конца двадцатых годов.
С содержательной стороны первый этап включает в себя зарождение позитивистской социологии в России и формирование «классических» позитивистских концепций. К первому этапу мы относим и кризис «первого» позитивизма - теорий «одного фактора» и органицистских моделей общества в духе Г. Спенсера. Кроме этого, хронологически к первому этапу относится и формирование социологических позитивистских теорий, которые можно назвать переходными к неопозитивизму. Это социологические теории М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти1. Второй этап начинается с того момента, когда критика отдельных недостатков в классических позитивистских концепциях самими позитивистами переросла в осознание того, что в недрах их теории формируется нечто новое, что и получило название «неопозитивизм». Этот этап совпадает с усилением критики с непозитивистских позиций и с формированием неопозитивистских теорий. Можно назвать этот этап неопозитивистским, хотя точнее было бы считать его временем формирования неопозитивизма в русской социологической мысли как преодолении кризиса позитивизма. На первом этапе своего становления, хронологические рамки которого ученые определяют 60 – 80-ми годами XIX в., социология в России развивалась в рамках позитивистического направления. Позитивизм, который являлся главенствующим направлением русской мысли в период 60-70 гг., разделялся на два основных направления: классический позитивизм, как философская система Конта и позитивизм, как антиметафизическое направление. До этого, по свидетельству Н.И. Кареева - первого крупного историографа русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными. Как отмечают специалисты, позитивизм, сделавший немалые завоевания на западе, благодаря историческим условиям, при которых возник, не остался без последователей и в России. Из истории социологии следует, что ни одно направление не было так популярно и долговечно в России, как позитивизм. Позитивизм, как уверяли его последователи, выступил со знаменем служения человечеству в его самых настоятельных нуждах, самых живых интересах; он обещал построить человеческое счастье на прочном фундаменте, какой представляла его наука – социология. Знакомство образованных русских людей с доктриной Конта осуществлялось несколькими путями. Часть интеллигенции сразу же после публикации во Франции шести томов «Курса позитивной философии», благодаря хорошему знанию французского языка смогла ознакомиться с ней в оригинале. Кроме того, среди первых слушателей социологического курса Конта в Париже были и русские - Н.М Сатин, Н.Г. Фролов, В.П. Боткин и другие. О своих впечатлениях они сообщили Н.П. Огареву, а тот в свою очередь - А.И. Герцену и В.Г. Белинскому.
Новую науку в России именовали по-разному: «философией общества», «общественной философией», «общей теорией общественной жизни», но только не «социологией». Обсуждая новую доктрину, люди приходили к выводу, что «философия общества, то есть наука, исследующая все элементы общественной жизни в их взаимном отношении не только возможна, но и необходима». Через три года после выпуска заключительного тома «Курса позитивной философии» (1842 г.) в российской печати появляются первые упоминания имени и идей Конта, а в журнале «Финский вестник» в 1847 г. В.А. Милютин предпринял попытку подробно изложить систему Конта. Однако, цензурные условия, созданные в России после революционных событий 1848 года в странах Западной Европы стали помехой дальнейшему распространению идей Конта. Русское правительство усилило наблюдение за преподаванием гуманитарных наук, изъяло из государственных библиотек сочинения Конта, философия была признана опасной наукой и с 1849 г. ее исключили из университетского преподавания. Только при правлении Александра II пришло время расширения в России гражданских свобод и снятия некоторых запретов на распространение западноевропейских идей и в 60-х годах XIX в. «позитивизм широкой волной влился в русскую литературу». Интерес к новой науке в пореформенной России стимулировал переход России к капиталистическому пути развития, который вызывал существенные изменения в структуре общества. Происходил бурный рост городских сословий, появилось много новых профессий, изменялись старые культурные стереотипы. Позитивизм проникал в российскую среду и через естественнонаучную литературу, поскольку многие ученые-естествоиспытатели были приверженцами позитивистской доктрины. Так, например, А. Гумбольдт — немецкий ученый «широкого профиля» (естествоиспытатель, культуролог, лингвист, географ и путешественник) вел пропаганду идей позитивизма в своем журнале «Космос», который активно читали и в России. Однако, цензура препятствовала изданию работ отечественных социологов. Очерк Э.К. Ватсона «Огюст Конт и позитивная философия», написанный в начале 60-х годов, был опубликован только после смерти автора в 1892 г., П.Л. Лаврову после политической эмиграции в 1870 г. все статьи пришлось печатать в России под многочисленными псевдонимами или вообще без подписи и т.д. Но это не означало, что на Западе вообще не было известно о русских социологах. В основном, благодаря личному общению, западноевропейские ученые узнавали о научной жизни в России. Например, там хорошо были известны длительное время жившие и печатавшие свои работы в Европе Е.В. Де Роберти, Л.И. Мечников, Я.А. Новиков, М.М. Ковалевский. В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи.
Какие идеи относительно общественного устройства и общественного развития высказывали казахские мыслители 19 - начала 20 веков?
В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах. Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед своим народом. Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения своему народу, путь к созиданию и знаниям. Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей обще- ственной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагающих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятельность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа. В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах.
Существенное влияние на передовую тюркоязычную мысль оказала деятельность крупнейшего ученого-энциклопедиста, «Второго учителя» (после Аристотеля) Абу Насра аль-Фараби Ему принадлежат социально-политические трактаты, в которых он рассуждает о важности знания об обществе для того, чтобы достигать благонравного поведения и добродетельной жизни. В работе «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби попытался соединить греческий политический идеал города - государства с мусульманской моралью и традициями. Развивая мысли Платона и Аристотеля, ученый писал, что государство возникает как объединение людей для удовлетворения их потребностей. Усилия мыслителя были направлены на выражение универсальной теории образцового государства, которое может реализовать основную цель жизни каждого человека и общества в целом как достижение счастья и осуществление нравственного идеала гражданского типа. Только «через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по природе». Аль-Фараби уже в далекие средние века обозначал основные принципы социального государств, в его представлении добродетельным является такое государство, деятельность которого направлена на заботу обо всех гражданах и на создание атмосферы помощи друг другу.
Назовите основные направления современной социологии, их представителей, определите круг интересов каждого направления?
Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. ... В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф его интеграции и изменениям. Каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими. ... Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма. В социологической науке, которая в основном сложилась в XX в., можно выделить ряд направлений. Социальная философия. Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.
В этом направлении социологической мысли работали видные ученые, в том числе Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Николай Данилевский, Питирим Сорокин. В основной своей работе «Закат Европы» немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал гибель европейской цивилизации. В известной мере он подготовил почву для национал-социалистического мировоззрения. Цивилизацию он поделил на восемь основных типов: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя, русско-сибирскую. Развитие культуры подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределах общего цикла выделяются два главных этапа: восхождение — собственно культура и этапы ее нисхождения — цивилизация. По мере развития любой культуры происходит ее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессах «омассовления», символы которого — скопление людей в мегаполисах вместо деревень и небольших городов, глобализация всех форм жизни - хозяйства, политики, техники, науки. Свое концентрированное выражение эти процессы находят в мировых войнах, цель которых — господство государств, народов-победителей над миром, в появлении фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело место во всех культурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату, гибели культур, О. Шпенглер относился к такой перспективе с мрачным воодушевлением. Нет более высокого смысла для человека, чем участие в таких войнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в известной мере идеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культ личности и др.), позволяющих утверждать, что некоторые шпенглеровские идеи отразились и на нашей истории. Вглядываясь в трагедию последних лет — распад великой державы, — поневоле задумываешься: может, потому и возникли проблемы СССР, что различные культурно-исторические типы — славянский, еврейский, арабский, романо-германский — Россия попыталась соединить в едином государстве. Видимо, народы, представляющие их, могут сосуществовать вместе до известного предела. В нашем случае разные культурно-исторические типы соединялись в силу вынужденных обстоятельств. Однако исчезла опасность внешней угрозы, и на определенном уровне национального самосознания стал разваливаться общий дом. Главная роль принадлежала интеллигенции как выразителю специфики культурно-исторического типа. Но в этом безудержном разрушительстве явно перестарались. Белоруссия, Украина, Россия (если не считать небольших вкраплений типа католической Западной Украины) — единый культурно-исторический тип, у него было достаточно оснований для совместного государственного строительства, скажем, в виде славянской федерации.
Достарыңызбен бөлісу: |