1
Тема.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Орфоэпия –
совокупность
правил
нормативного
литературного
произношения. Орфоэпические нормы
включают нормы произношения
звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).
Акцентологические нормы (нормы ударения)
Ударение – выделение слога в
слове различными средствами:
интенсивностью (например, в чешском языке), длительностью (в
новогреческом языке), движением тона (во вьетнамском и других тональных
языках). В русском языке ударный гласный в слоге выделяется
длительностью, интенсивностью и движением тона.
Русское ударение
является разноместным, так как может падать на любой слог (например, на
первый –
правило, на второй –
стена, на третий –
красота и т.д.), и
подвижным, потому что при изменении слова
может меняться и ударение
(
стрела–
стрелы).
В
пределах литературной нормы имеется значительное количество
вариантов ударения. Существуют, например:
1) равноправные варианты (взаимозаменяемые во
всех случаях,
независимо
от
стиля,
времени
и
т.д.):
ржаветь и
ржаветь,
творог и
творог,
баржа и
баржа;
2) неравноправные:
а) семантические (различаются по значению):
острота (лезвия)
и
острота (остроумное выражение);
б) стилистические (относятся к разным языковым стилям), в частности
книжные
и
разговорные
(
баловать и
баловать,
договор и
договор),
общеупотребительные
и
профессиональные
(
компас и
компас,
атомный и
атомный) и др.;
в) нормативно-хронологические (проявляются во
времени их
употребления),
например
современные
и
устаревшие:
апартаменты и
апартаменты,
украинский и
украинский.
Определенную трудность представляет постановка ударения в
производных
формах слов. Здесь следует руководствоваться некоторыми правилами.