Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж



Pdf көрінісі
бет1/12
Дата22.01.2017
өлшемі1,11 Mb.
#2447
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

 

УНИВЕРСИТЕТ КАЙНАР 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ҚАЗАҚ ӚРКЕНИЕТІ 

КАЗАХСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 

THE KAZAKH CIVILIZATION 

 

№ 1 (58). 2015 

 

1 – бӛлім 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ISSN 2226-1044 

 

 

Алматы 

2015 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

Требования к оформлению статей, публикуемых  

в «Вестнике Университета «Кайнар» и  

журнале «Казахская цивилизация» 

 

Объем  статьи  должен  быть  не  менее  5  страниц,  набранных  на  компьютере  12 



шрифтом через один интервал с соблюдением издательской рамки (поля - 3 см слева, 2 

см снизу и сверху, 1,5 см справа). Необходимы аннотация и ключевые слова на языке 

статьи,список  используемых  источников  указывается  в  конце  статьи  по  мере 

цитируемости, ниже резюме на казахском (русском), английском языках с включением 

названия статьи на соответствующем языке. Магистранты, докторанты предоставляют 

рецензию на статью. 

К  статье  прилагаются  следующие  сведения  об  авторе  (авторах):  фамилия,  имя, 

отчество;  ученая  степень  и  звание;  место  работы  и  должность  или  место  учебы; 

служебный  и  домашний  адреса;  номера  служебного  и  домашнего  телефонов, 

электронный адрес.Рукописи статей передаются в редакцию журналов лично автором, 

или нарочным, на бумажном и электронном носителях (диск). 

Ответственность  за  концептуальное  содержание  статьи  несет  автор  (авторы).  

Редакционный  Совет  оставляет  за  собой  право  публикации,  редактирования  или 

отклонения  рукописи.    Рукописи  статей  не  возвращаются,  не  рецензируются  и  не 

восстанавливаются. Ссылка при перепечатке на наше издание обязательна. 

Журналы выходят ежеквартально.  

Статьи принимаются по адресу: Сатпаева 7а.  

Справкипотел.  87077233784; e-мail: 180710@mail.ru 


Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

 

ҚАЗАҚ ӚРКЕНИЕТІ 

КАЗАХСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 

THE KAZAKH CIVILIZATION 

ISSN 2226-1044 



 

№ 1(58). 2015 

 

2001 жылдан бастап 

шығады 

Жылына 4 рет шығады 



 

Издается с 2001 года 

Выходит 4 раза в год 

 

Учредитель: университет Кайнар 



 

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: 

 

Курманалиев К.А.  –  главный редактор, доктор  филологических 

наук, чл.-корр.  НАН РК  



Еркинбекова  М.А.  –  ответственный  редактор,  кандидат 

психологических наук 



 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: 

Омаров Е.С. – профессор, академик КазНАЕН РК, председатель 

Еркинбекова  М.А.  –  кандидат  психологических  наук,  

ответственный секретарь 

Члены Совета: 

Айдаралиев  А.А.  –  академик  НАН  КР,  ректор  Международного 

Университета Кыргызстана (Республика Кыргызстан) 



Айтбаев О.А.–доктор филологических наук, академик НАН РК 

Гощенко Ж.Т. –доктор филологических наук, профессор, чл.-корр. 

РАН, гл.ред.журнала «СОЦИС» (Россия) 



Зайниева Л.Ю. – доктор политических наук, профессор 

Калюжнова  Е.  -    директор  центра  Евро-Азиатских  исследований 

Редингского университета (Великобритания) 



Кирабаев Н.С. –доктор философских наук, профессор, проректор 

Российского университета дружбы народов (Россия) 



Маер М. – профессор Тюбингенского университета (Германия) 

Нурмуратов С.Е.– доктор философских наук, профессор 

Нысанбаев А.Н. –доктор  философских наук, академик НАН РК 

Лазаревич А.А. – директор института философии (Беларусь) 

Осипов В.П. – кандидат исторических наук,профессор 

Романова Н.В. – доктор политических наук, профессор 

Сазык Т. – доктор, профессор, центр культуры Ататурка (Турция) 

Сарыбаев Ш.Ш. – доктор филологических  наук, академик НАН 

РК 


Сапарбаев  А.Д.  –  доктор  экономических  наук,  профессор, 

почетный академик НАН РК 



Тлеуов Т.Х. – доктор исторических наук, профессор 

Тогусаков  О.А.  –  доктор  филологических  наук,  профессор, 

чл.корр. НАН КР (Кыргызстан) 



Халилов  С.  –  доктор  филологических  наук,  профессор,  чл.-корр. 

НАН  Азербайджана,  гл.ред.журнала  «Филология  и  социально-

полититические науки» (Азербайджан) 

Саметова Ф.Т. – кандидат филологических наук, профессор 

 

 



Регистрационное 

свидетельство 

№693-Ж от 31 мая 1999 г.   

Выдано Министерством 

культуры, информации и 

общественного согласия  

Республики Казахстан 

 

Издательство университета 



Кайнар 

 

 

Адрес: 

г.Алматы, 

ул.Сатпаева 7а, 

тел: 255-86-72, 

87016252626 

Факс: (7272) 558366 

E-mail: 

180710@mail.ru

 

 

 



Сдано в набор 20.05.2014. 

Подписано в печать 

26.02.2015. 

Бумага офсетная. 

Гарнитура «Таймс». 

Усл.печ.л. 8,3. 

Усл.кр.отт. 8,0. 

Уч.-изд.л. 8,8. 

Тираж 500 экз. 

 

 



Отпечатано в типографии  

Университета Кайнар 

Ответственный – Бакыт Б. 



Университет Кайнар, 2014 



Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

 

МАЗМҰНЫ 

 

 

Тарих, философия, саясаттану, құқықтану 

 

НЫСАНБАЕВ  Ә.  -  ӘЛ-ФАРАБИ  МҦРАСЫ  ЖӘНЕ  ӚЗАРА  ТҤСІНУ 



ФИЛОСОФИЯСЫ 

САПАРБАЕВ А.Ж. - АДАМИ КАПИТАЛ – ӚРКЕНИЕТ НЕГІЗІ 



11 

НЫСАНБАЕВ А. – ТҤРКІ ФИЛОСОФИЯСЫНЫҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ  

 

20 


ОМАРОВА  С.Б.  –  ҚАЗАҚСТАНДЫҚ  БІЛІМ  БЕРУДІ  ӘЛЕМДІК 

СТАНДАРТТАРҒА КІРІКТІРУ МӘСЕЛЕЛЕРІ  

26 

МУРАТОВА  Б.Б.  –  ҚАРАХАН  ДӘУІРІНДЕГІ  ОРТАҒАСЫРЛАРДАҒЫ 



ЖЕТІСУ ҚАЛАЛАРЫНДАҒЫ МҦСЫЛМАН СӘУЛЕТ ЕСКЕРТКІШТЕРІ  

29 


КАДИРКУЛОВ Ш.К.  – ЕУРАЗИЯ ДАЛАСЫНДАҒЫ  ОРТА ҒАСЫРЛЫҚ 

ТҤРІКТЕРДІҢ ШАБУЫЛДЫҚ ҚАРУ-ЖАРАҚТАРЫ  

33 

МАМБЕТАЛИЕВ В.М. – ОРТА ҒАСЫРЛАРДАҒЫ МОНҒОЛ ӘСКЕРІНІҢ 



ӘСКЕРИ ҚҦРЫЛҒЫЛАРЫНЫҢ КЕЙБІР ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ   

37 


АЖИМОВ  О.В.  –  ХҤІІ  Ғ.  ЕКІНШІ  ЖАРТЫСЫ  МЕН  ХҤІІІ  Ғ.  БІРІНШІ 

ЖАРТЫСЫНДАҒЫ  ҚАЗАҚ-ЖОНҒАРЛАР  АРАСЫНДАҒЫ  ӘСКЕРИ 

ҚАТЫНАСТАР 

42 


ДОСАЛИН  В.Х.  –  ХІ  Ғ.  БІРІНШІ  ҤШТІГІНДЕ  ҚЫПШАҚТАРДЫҢ 

ОРНАЛАСУЫ  

47 

ГУЩИН  А.В.  -  АКАДЕМИК  В.В.  БАРТОЛЬДТЫҢ  «ЖЕТІСУ  ТАРИХЫ 



ТУРАЛЫ  ОЧЕРКТЕРІ»  ЖӘНЕ  ОНЫҢ  ОРТА  АЗИЯ  МЕН  ҚАЗАҚСТАН 

ТАРИХЫН ЗЕРТТЕУГЕ ҚОСҚАН ҤЛЕСІ   

51 

АХАНОВА А. – ЕҢБЕК НАРЫҒЫ ЖӘНЕ АДАМИ КАПИТАЛ 



 

54 


ҚАЛАҒАНОВ  Б.Қ.,  АХМЕТҦЛЫ  А.  -  МЕМЛЕКЕТТІК  ЖЕР 

ҚАТЫНАСТАРЫН 

РЕТТЕУ, 

ЖЕР 


РЕСУРСТАРЫН 

ТИІМДІ 


ПАЙДАЛАНУ МЕН ҚОРҒАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ 

58 


ҚАЛАҒАНОВ 

Б.Қ., 


МҦХАМЕТЖАН 

А. 


ҚАЗАҚСТАН 

РЕСПУБЛИКАСЫНДА  ҦЖЫМДЫҚ  ЕҢБЕК  ДАУЛАРЫН  ШЕШУ 

ТӘPТIБI МЕН ӘДІСТЕРІ 

61 

АПАХАЕВ  Н.Ж.,  МҦРАТҦЛЫ  А.  –  ҚАЗАҚСТАН  РЕСПУБЛИКАСЫ 



ЭНЕРГИЯ  КӚЗДЕРІН  САҚТАУ  САЛАСЫНЫҢ  ІС-ӘРЕКЕТТЕРІН 

ӘКІМШІЛІК-ҚҦҚЫҚТЫҚ РЕТТЕУ   

65 

КАЛИЕВ  С.С.  –  ҚҦНДЫЛЫҚТАР  АРНАЙЫ  НОРМАТИВТІК 



КАТЕГОРИЯ РЕТІНДЕ  

69 


САМЕТОВА  Ф.Т.,  БАЗАРБАЕВА  А.С.  –  ДІЛДІЛІК  МӘСЕЛЕСІ  ЖӘНЕ 

ҚАЗАҚ ЭТНОСЫНЫҢ ДІЛІ  

75 

САДИБЕКОВА 



Ш., 

СМАГУЛОВА 

А.С. 

– 

ФРАЗЕОЛОГИЯ 



ЛИНГВИСТИКАЛЫҚ ЗЕРТТЕУ НЫСАНЫ РЕТІНДЕ 

81 


 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

 

История, философия, политология, юриспруденция  

 

НЫСАНБАЕВ  А.  -  НАСЛЕДИЕ  АЛЬ-ФАРАБИ  И  ФИЛОСОФИЯ 



ВЗАИМОПОНИМАНИЯ  



Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

 

САПАРБАЕВ  А.Ж.  -  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  КАПИТАЛ  –  КАК  ГЛАВНЫЙ 

ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

11 


НЫСАНБАЕВ А. - ОСОБЕННОСТИ ТЮРКСКОЙ ФИЛОСОФИИ 

20 


ОМАРОВА  С.Б.  -  ПРОБЛЕМЫ  ИНТЕГРАЦИИ  КАЗАХСТАНСКОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ СТАНДАРТ 

26 

МУРАТОВА 



Б.Б. 

МУСУЛЬМАНСКИЕ 



АРХИТЕКТУРНЫЕ  

ПАМЯТНИКИ  КАРАХАНИДСКОЙ  ЭПОХИ  В  СРЕДНЕВЕКОВЫХ 

ГОРОДАХ ЖЕТЫСУ 

29 


КАДИРКУЛОВ 

Ш.К. 


НАСТУПАТЕЛЬНОЕ 

ОРУЖИЕ 

СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКОВ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ 



33 

МАМБЕТАЛИЕВ  В.М.  -  НЕКОТОРЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ВОЕННОГО 

УСТРОЙСТВА МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА 

37 


АЖИМОВ  О.В.  -  КАЗАХСКО-ДЖУНГАРСКИЕ  ВОЕННЫЕ 

– 

ОТНОШЕНИЯ  ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ  XVII  В.  -  ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЫ  



XVIII В. 

42 


ДОСАЛИН  В.Х.  - РАССЕЛЕНИЕ КИПЧАКОВ  В  ПЕРВОЙ ТРЕТИ  ХІ  В. 

(ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) 

47 

ГУЩИН  А.В.  -  ТРУД  АКАДЕМИКА  В.В.  БАРТОЛЬДА  «ОЧЕРК 



ИСТОРИИ  СЕМИРЕЧЬЯ»  И  ЕГО  ВКЛАД  В  ИЗУЧЕНИЕ  ИСТОРИИ 

СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА 

51 

АХАНОВА А. - РЫНОК ТРУДА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 



 

54 


ҚАЛАҒАНОВ  Б.Қ.,  АХМЕТҦЛЫ  А.  -  МЕМЛЕКЕТТІК  ЖЕР 

ҚАТЫНАСТАРЫН 

РЕТТЕУ, 

ЖЕР 


РЕСУРСТАРЫН 

ТИІМДІ 


ПАЙДАЛАНУ МЕН ҚОРҒАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ 

58 


ҚАЛАҒАНОВ 

Б.Қ., 


МҦХАМЕТЖАН 

А. 


ҚАЗАҚСТАН 

РЕСПУБЛИКАСЫНДА  ҦЖЫМДЫҚ  ЕҢБЕК  ДАУЛАРЫН  ШЕШУ 

ТӘPТIБI МЕН ӘДІСТЕРІ 

61 

АПАХАЕВ Н.Ж., МҦРАТҦЛЫ А. - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ 



РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ 

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

65 

КАЛИЕВ  С.С.  –  ЦЕННОСТИ  КАК  ОПРЕДЕЛЕННАЯ  НОРМАТИВНАЯ 



КАТЕГОРИЯ  

69 


САМЕТОВА  Ф.Т.,  БАЗАРБАЕВА  А.С.  –  МЕНТАЛЬНОСТЬ  И 

МЕНТАЛИТЕТ КАЗАХСКОГО ЭТНОСА 

75 

САДИБЕКОВА Ш., СМАГУЛОВА А.С. – ФРАЗЕОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТ 



ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

81 


 

CONTENTS 

 

 

History, philosophy, political science, jurisprudence 

 

NYSANBAEV  A.  -  HERITAGE  OF  AL-FARABI  AND  PHILOSOPHY 



MUTUAL UNDERSTANDING  

SAPARBAEV  A.  Zh.  -  HUMAN  CAPITAL  -  AS  A  MAJOR  FACTOR  IN 



THE DEVELOPMENT OF CIVILIZATION 

11 


NUSANBAEV A. - FEATURES OF TURKIC PHILOSOPHY 

20 


Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

OMAROVA 


S.B. 

PROBLEMS 



OF 

INTEGRATION 

OF 

THE 


KAZAKHSTAN EDUCATION INTO THE INTERNATIONAL STANDARD 

26 


MURATOVA B. B. - MUSLIM ARCHITECTURAL MONUMENTS OF THE 

KARAKHANIDSKY ERA IN THE MEDIEVAL CITIES OF ZHETYSU 

29 

KADIRKULOV  SH.  К.  -  OFFENSIVE  WEAPON  OF  MEDIEVAL  TURKIC 



PEOPLES OF THE EUROASIAN STEPPES 

33 


MAMBETALIYEV  V.  M.  -  SOME  FEATURES  OF  THE  MILITARY 

STRUCTURE OF THE MONGOLIAN ARMY IN THE MIDDLE AGES 

37 

AZHIMOV  O.  V  -  KAZAKH  AND  DZHUNGARSKY  MILITARY  –  THE 



RELATIONS  OF  THE  SECOND  HALF  OF  THE  XVII  CENTURY  -  THE 

FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY 

42 

DOSALING  V. H.  -  MOVING KIPCHAKOV  IN  THE  FIRST THIRD  ХІ OF 



CENTURY (SOURCE STUDY ANALYSIS) 

47 


GUSHCHIN  A.V.  -  WORK  OF  THE  ACADEMICIAN  V.  V.  BARTOLD 

"THE HISTORY SEMIRECHYA SKETCH" AND  ITS CONTRIBUTION TO 

STUDYING OF HISTORY OF CENTRAL ASIA AND KAZAKHSTAN 

51 


AHANOVA A. - LABOUR MARKET AND HUMAN CAPITAL 

54 


KALAGANOV  B.  К.,  AHMETULY  A.  –  SETTLEMENT  STATE  LAND 

RELATION,  WAY  OF  EFFECTIVE  USE  OF  LAND  RESOURCES  AND 

QUESTIONS OF PROTECTION 

58 


KALAGANOV  B.  К.,  MUHAMETZHAN  A.  –  WAYS  AND  METHODS  OF 

THE  DECISION  COLLECTIVE  LABOUR  CONFLICT  SITUATIONS  IN 

THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN 

61 


APAKHAYEV N. ZH., MURATULY A. - ADMINISTRATIVE AND LEGAL 

REGULATION OF ACTIVITY IN THE SPHERE OF ENERGY SAVING IN 

THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN 

65 


KALIYEV S.S. – VALUES AS A CERTAIN STANDARD CATEGORY 

69 


SAMETOVA 

F.T., 


BAZARBAYEVA 

A.S. 


–  MENTALITY  AND 

MENTALITY OF THE KAZAKH ETHNOS 

75 

SADIBEKOVA SH., SMAGULOV A.S. – PHRASEOLOGY AS OBJECT OF 



LINGUISTIC RESEARCH 

81 


 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

 

НАСЛЕДИЕ АЛЬ-ФАРАБИ И ФИЛОСОФИЯ  



ВЗАИМОПОНИМАНИЯ 

А. НЫСАНБАЕВ, 

академик НАН РК 



 

Аннотация. В статье анализируются сущность и основы теории взаимопонимания 

великого восточного мыслителя Абу Насра аль-Фараби, а также его бесценный опыт по 

созиданию  «диалоговых  мостов»  между  различными  культурами  мира  –  античной, 

тюркской,  исламской.  Наследие  аль-Фараби  вводится  в  современный  философский 

дискурс,  где  концепт  взаимопонимания  активно  обсуждается  и  восточными,  и 

западными мыслителями. 

Ключевые 

слова. 

Аль-Фараби, 

взаимопонимание, 

диалог, 

философия 

взаимопонимания, межкультурный диалог, глобализация. 

 

Диалог  есть  особая  форма  взаимодействия  –  как  интеллектуального,  так  и 



предметного.  Диалог  может  включать  ряд  промежуточных  действий,  создающих 

некоторого рода цепь,  в которой  участвуют,  по меньшей мере, две  стороны и в которой 

после  определенного  действия  одной  стороны  наступает  действие  другой.  Взаимосвязь 

указанных  действий  может  определяться  различным  образом:  в  терминах  действия  и 

противодействия,  вопроса  и  ответа,  атаки  и  обороны  или  контратаки,  доказательства  и 

опровержения  или  критики,  вызова  и  защиты  и  целого  ряда  иных  терминов.  Да  и  сам 

диалог  может  носить  конструктивный  или  деструктивный  характер,  быть  выражением 

партнерства или враждебности, обладать ярко выраженным познавательным интересом и 

определенной  целью.  Диалог  двуедин  уже  в  том,  что  сочетает  в  себе  и  форму,  которая 

выступает способом его существования и содержательную направленность. Но каковы бы 

ни  были  возможные  точки  отсчета,  нельзя  отрицать  всеобщность  диалога  как  основы 

человеческого взаимодействия, всеобщность диалогизма и диалогических отношений. 

На наш взгляд, совершенно справедливо высказывание одного из основоположников 

современной философии диалога М.М. Бахтина:  «Быть  – значит общаться диалогически. 

Когда диалог кончается, все кончается... Два голоса – минимум жизни, минимум бытия». 

Утверждая, что человека невозможно познать, если он сам не высказал себя, если он этого 

не  хочет,  и  что  единственный  путь  к  возможности  его  познания  –  это  диалог,  он пишет 

далее:  «Чужие  сознания  нельзя  созерцать,  анализировать,  определять  как  объекты,  как 

вещи, – с ними можно только диалогически общаться. Думать о них – значит, говорить с 

ними, иначе они тотчас же поворачиваются к нам своей объектной стороной: они замол-

кают,  закрываются  и  застывают  в  завершенные  объектные  образы».  М.М.  Бахтин  верно 

подчеркивает  мысль  о  том,  что  диалог  –  это  не  средство,  а  самоцель  и  самоценность. 

Предложенное мыслителем понимание гуманитарных наук и мышления формирует иной 

способ  подхода  к  различным  стилям  мышления,  лозунгом  которых  является  диалог  как 

способ  бытия  человека  в  мире,  а  вместе  с  тем  и  как  способ  познания  гуманистической, 

наполненной смыслами действительности. 

Диалог  есть  необходимое  условие  философствования.  Думается,  что  тезис  о 

сущностно  дискуссионном,  в  значит,  о  диалоговом  характере  философствования  имеет 

такую  степень  очевидности,  которая  не  требует  дополнительного  аргументирования  в 

свою  пользу.  Диалогические  отношения  служат  каркасом  философско-гуманитарного 

исследования в целом ряде областей. 

По  мнению  многих  современных  мыслителей,  политиков,  ученых,  экологические, 

антропологические,  духовно-нравственные  кризисные  ситуации  в  развитии  западной 

цивилизации,  обострившиеся  во  второй  половине  XX  в.,  поставили  под  вопрос  само 

существование  человечества.  Возникла  потребность  в  новых  стратегиях  отношения  к 

природе  и  к  человеку,  в  более  гармоничном  сочетании  всех  форм  реализации,  его 



Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

творчески созидательной и преобразовательной деятельности. Глобальные опасности для 

человечества  начала  XXI  в.  обострили  проблему  его  выживания.  Былой  пафос 

революционного  преобразования  уступает  место  обоснованию  ценностей  ненасилия  и 

терпимости к инакомыслие. 

В отличие от прежних подходов к проблеме, когда упор делался на роль конфликта и 

борьбы, а идея их примирения оценивалась негативно, современные поиски общественно-

политической  стабильности  сопровождаются  попытками  обоснования  примирения 

противоположностей,  согласия  и  ненасильственного  развития.  Интересные  суждения  об 

этике ненасилия выдвигает в своих работах академика А.А. Гусейнов. 

Импульсы  к  исследованиям  этики  ненасилия  обуславливаются  не  только 

социальным  и  политическим  развитием,  но  и  логикой  познания  в  современных 

естественных  науках  –  физике  элементарных  частиц  в  ее  связи  с  космологией,  в 

термодинамике неравновесных систем и т.д. В результате формируется новая концепция 

Вселенной  как  саморазвивающейся  системы,  в  которой  человек  не  просто  противостоит 

объекту  познания  как  чему-то  внешнему,  а  включается  своей  деятельностью  в  систему. 

При этом увеличение энергетического и силового воздействия человека на систему может 

вызвать  не  только  желательные,  но  и  нежелательные,  а  то  и  катастрофические 

последствия. 

Изучением общих закономерностей самоорганизации и реорганизации, становления 

устойчивых  структур  в  сложных  системах  занимается  синергетика.  Эта  наука,  как 

известно,  существенно  изменила  прежние  представления  о  соотношении  гармонии  и 

хаоса.  Возникнув  в  лоне  термодинамики  неравновесных  открытых  систем,  синергетика 

претендует  ныне  на  статус  общенаучной,  междисциплинарной  парадигмы,  обладающей 

большими  эвристическими  возможностями  в  области  философского  знания.  Понятие 

самоорганизации в контексте образов и идей лауреата Нобелевской премии И. Пригожина 

предполагает  личностный,  диалоговый  способ  мышления  –  открытый  будущему, 

развивающийся  во  времени  необратимый  коммуникативный  процесс.  Так,  проблема 

диалога в философии обрела особую актуальность в изучении роли несиловых взаимодей-

ствий  в  сложных  самоорганизующихся  системах.  Диалогизм  научного  метода  все  более 

определяет  динамизм  концептуальных  систем  и  современного  научного  мышления. 

Диалог  как  способ  мышления  позволяет  выдвинуть  на  первый  план  идею 

преемственности развития научного познания. 

В  настоящее  время  идея  диалога,  под  именами  диалогики  и  диалогове-дения 

продолжающая  свое  движение  вперед,  находится  в  центре  философского  внимания  и 

обсуждения.  Играя  далеко  не  последнюю  роль  в  становлении  и  развитии  философского 

мышления, диалог только в наше время «обрел собственный голос»: стал не конвой и не 

формой,  а  темой  философского  обсуждения.  Главный  принцип  подлинного 

диалогического отношения - абсолютная независимость и свобода друг от друга, и в то же 

время глубоко внутреннее, интимное единство. Диалогиэм – это не просто та часть мира, 

где ведутся диалоги. Этим термином можно охарактеризовать ту сторону мира, в которой 

постигается человек. В этом суть универсального философского значения диалога. 

В  древности  в  степях  Казахстана  исповедовались  и  мирно  сосуществовали 

различные  религии,  среди  которых  было  и  христианство,  и  буддизм,  и  зороастризм,  и 

манихейство,  а  традиции  тенгрианства  по  своей  значимости  для  простого  народа 

немногим  уступали  исламу.  Следует  особо  отметить,  что  в  евразийском  пространстве 

веками  сосуществовали  две  крупнейшие  мировые  религии  –  ислам  и  христианство, 

представляющие вероисповедания двух суперэтносов: туранского и славянского. В тот пе-

риод именно диалог религий и верований становился формой их взаимодействия. 

Сегодня  в  Казахстане  для  развертывания  диалога  как  способа  национальной  и 

гражданской  консолидации  созданы  все  необходимые  условия,  обеспечен  устойчивый  и 

динамичный  экономический  рост,  происходит  развитие  институтов  демократии  и 

гражданского 

общества, 

реализуется 

индустриально-инновационная 

стратегия, 


Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 



 

укрепляются  стабильность,  безопасность  и  независимость  молодого  государства  в 

контексте  глобализационных  процессов.  Таковы  культурно-исторические  предпосылки 

межконфессионального взаимодействия духовного согласия в Республике Казахстан

Можно  выделить  несколько  типов  диалога:  диалог  как  сумма  монологов,  когда 

собеседники  не  вовлекаются  в  суть  того,  что  говорит  каждый  –  это  только  внешний, 

формальный диалог. Может быть другая ситуация – собеседники прислушиваются друг к 

другу,  но  остаются  все-таки  при  своем  мнении.  И,  наконец,  еще  один,  самый 

предпочтительный  для  достижения  согласия  вариант  диалога:  собеседники  не  только 

прислушиваются  друг  к  другу,  но  и  взаимоизменяются,  открывая  нечто  такое,  что  было 

неизвестно им до вступления в диалог. Именно это новое содержание позволяет прийти к 

глубинному, экзистенциальному согласию сторон и их интересов, связанному с духовно-

нравственным взаимопониманием. 

Можно  описать  эти  типы  диалога  с  помощью  такого  ряда  терминов:  восприятие 

чужого как своего, чужого как чуждого и чужого как иного/другого. Первый тип согласия 

может  предполагать  либо  отрицание  инаковости  собеседника,  либо,  напротив, 

приспособление к его опыту (ассимиляцию). Второй тип имеет в виду непринятие мнения 

и  системыценностей  собеседника,  трактовку  в  негативной  тональности  «чуждого». 

Наконец, третий вариант более всего соответствует желаемому согласию: собеседники, не 

утрачивая  собственной  идентичности,  признают  непохожесть  друг  друга  и  придают  ей 

позитивный  ценностный  смысл.  Быть  другим  –  означает  иметь  особую 

привлекательность, особые ресурсы согласия. 

Мне  очень  импонирует  понимание  философии  итальянским  философом  Н. 

Аббаньяно, считавшим философию диалогом свободных людей, а путь человека в мире – 

этическим. 

Резкого противостояния философии Запада и философии Востока в метафизическом 

или онтологическом смыслах ныне не существует. Философия – это действительно диалог 

свободных  людей.  А  диалог,  подразумевающий  свободу,  приближает  к  философскому 

взаимопониманию. 

Философия  взаимопонимания  –  одно  из  основных  и  весьма  перспективных 

направлений  в  современной  казахстанской  философии.  Ее  истоки  прежде  всего  в 

традиционной  казахской  мудрости  и  учении  аль-Фараби.  Вобрав  в  свой  духовный  опыт 

эти  трансцендентные  этические  образцы,  современная  казахстанская  философия 

соединяет в себе духовный потенциал Востока и Запада, Азии и Европы. 

Первый  Учитель  Востока,  великий  аль-Фараби  заложил  основы  философии 

взаимопонимания,  следуя  принципу  толерантности  по  отношению  к  другим  культурамѐ 

религиям  и  духовным  практикам.  Он  осуществил  конструктивный  диалог  философии 

античности  и  средневековья,  ислама,  христианства  и  иудаизма  и  органично  вошел  в 

современный  дискурс  казахстанской  философии  взаимопонимания.  В  своем  учении  аль-

Фараби раскрыл неограниченные возможности интегрального коммуникативного диалога 

между  совершенно  различными  духовными  и  интеллектуальными  мирами.  Принцип 

взаимопонимания как способ освоения смыслового философского пространства античного 

наследия  позволил  ему  раскрыть  диалогическую  сущность  философии  и  понять  ее  как 

диалог  свободных,  равноправных  духовно-интеллектуальных  практик.  Через  призму 

философского  наследия  аль-Фараби  проясняется  великий  смысл  философии 

взаимопонимания – коммуникативный. 

Феномен  взаимопонимания  является  онтологическим  фундаментом  для  развития 

открытого  диалога  национальных  философий  и  современных  философских  дискурсов, 

раскрывающих уникальность мира уникальными способами философской рефлексии

Меня часто спрашивают о том, что я понимаю под философией взаимопонимания, и 

порою  искренне  удивляются,  что  такая  философия  вообще  возможна.  Я  считаю,  что 

развитие  философии  в  контексте  взаимопонимания  –  это  одно  из  тех  направлений, 

которые соединяют и содержат в себе всѐ то лучшее, что было выработано европейской и 


Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №1, 2015 ж. 

 

10 



 

восточной традициями; всѐ то, что входит в сокровищницу мировой философской мысли, 

где Восток и Запад встречаются в понимании вечного, непреходящего смысла бытия. 

Аль-Фараби и его опыт философствования уникален тем, что ему удалось раскрыть 

смысл и ценность концепта взаимопонимания между греческой и исламской философией. 

Доказать  их  влияние  друг  на  друга  не  представляется  возможным,  да  в  этом  и  нет 

необходимости. Но факт признания того, что в мире существует единое интеллектуальное 

пространство взаимопонимания и своими истоками оно пребывает в философии – вот что 

главное. Основываясь на таком опыте, мы в казахстанской философии созидаем сегодня 

полнокровную  диалогическую  философию  взаимопонимания,  необходимую  в  эпоху 

расширяющейся глобализации. 

В  современных  условиях  формирование  единого  пространства  диалога  культур  и 

цивилизаций, в котором обретается желанное и необходимое согласие, становится одной 

из приоритетных форм социального и культурного обустройства конфликтного, полного 

противоречий  мира.  Диалог  как  форма  взаимопонимания,  сотрудничества  и 

сосуществования  этносов  есть  реальная  альтернатива  насилию,  доминированию, 

господству, монополии. 

Объективная  историческая  тенденция  к  формированию  нового  многополярного, 

многополюсного человеческого сообщества встречает упорное сопротивление со стороны 

тех сил, которые не желают видеть мир децен-тризованным и согласованным, навязывая 

свои позиции и политическую волю другим странам и народам. Это, по сути, исторически 

изжившая  себя  практика  поддержания  мнимого  согласия,  псевдосвободы  и  квазидемо-

кратии путем искоренения подлинного, внутреннего согласия и демократических свобод. 

Диалог  культур  и  цивилизаций  может  стать  мощным  заслоном  к  политике  такого  рода, 

демонстрируя  возможности  и  способы  иного  структурирования  мира  и  достижения 

подлинного взаимопонимания и согласия. 

Мы  пришли  к  выводу,  что  согласие  стало  общепланетарным  императивом.  Оно 

должно  осуществляться  через  и  благодаря  различиям  индивидуального  и  этнического 

происхождения и поэтому носит не внешний характер, а является следствием внутренних 

импульсов,  глубинного  диалога  и  межкультурной  коммуникации.  Можно  возразить: 

дескать, современному сообществу еще далеко до такого согласия, ибо пока что в однопо-

лярном мире торжествуют сила и доминирование одной супердержавы. Однако это уже не 

соответствует  действительности.  Формируются  значительные  противовесы  в  лице 

Европейского  Союза,  объединяющего  25  государств,  а  также  в  лице  других 

интегративных объединений – таможенный союз Казахстана, России, Белоруссии. Кроме 

того, говоря о культуре согласия, мы имеем в виду не столько существующее положение 

вещей,  сколько  моделируем  будущее,  должное.  Именно  таково  предназначение  теории: 

прочертить вектор в будущее, откуда и будет осуществляться детерминация настоящего. 

 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет