Чешские народные песни



Дата03.12.2023
өлшемі32,7 Kb.
#133576

Чешские народные песни
Истоки чешской музыкальной культуры уходят далеко в прошлое. Её судьба складывалась сложно, в связи с политическим положением. С XI века немецкие рыцари начали захват территории Чехии, поэтому древняя чешская культура отличается своей религиозностью и героическим по духу содержанием. О чешской музыке в ту далёкую эпоху почти не сохранилось исторических сведений, но её характерные традиции, сложившиеся и живущие в народном творчестве в течение нескольких столетий, говорят об общности их с песенной культурой южных и восточных славян.
Чешские народные песни близки русским народным песням, они так же связаны с крестьянским бытом, основаны на различных видах тетрахордов. Чешские песни преимущественно одноголосные. Большую роль в них играет танцевальный элемент, полечный ритм (2-х дольный, с ярковыраженной синкопой). Полька – это чешский танец, легкого скачкообразного движения, в быстром темпе. Песен на основе ритма польки очень много. Среди протяжных, певучих песен много красивых, задумчивых мелодий. Синкопированный ритм и ярко выраженная танцевальность сближают чешскую народную песню с польской народной песней, а протяжность, задушевность и певучесть мелодий – с русской народной песней, это закономерно, т.к. все эти народы относятся к единой славянской группе.
Чешская народная песня легла в основу творчества многих композиторов, например: в опере Сметаны «Проданная невеста» в хоре крестьян «Как же нам не веселиться» - ярко выражен чешский национальный колорит, а сама мелодия полечного характера. Среди чешских композиторов-классиков много выдающихся имен: Б. Сметана, А. Доржак, Й. Мысливичек, З. Фибих, Л. Яначек и другие.

Произведение «Камышинка» переложено для хора Н.Можайским.


Николай Николаевич Можайский (6 декабря 1865 — 1920) — русский общественный деятель и политик, член IV Государственной думы от Подольской губернии. Из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии. Крупный землевладелец Брацлавского уезда Подольской губернии (3400 десятин).
Окончил Киевскую 1-ю гимназию и естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1891 году поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский его величества полк.
В 1897 году вышел в запас в чине поручика гвардейской кавалерии. Занимался сельским хозяйством и общественной деятельностью: состоял почетным мировым судьей Брацлавского округа, предводителем дворянства Брацлавского уезда (1897—1899, 1909—1917), председателем Брацлавской уездной земской управы (1911—1912). Кроме того, был почетным попечителем Брацлавской гимназии. Дослужился до чина действительного статского советника (1914), имел придворный чин камергера (1911). Был действительным членом Киевского клуба русских националистов.
В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Подольской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — в группу сторонников П. Н. Балашова. Состоял членом комиссий: по народному образованию, по местному самоуправлению, финансовой и о путях сообщения.
Во время Первой мировой войны состоял членом Юго-Западного земского комитета по оказанию помощи больным и раненым воинам и уполномоченным Красного Креста Юго-Западного района.
Умер в 1920 году.
Награды
Орден Святого Станислава 2-й степени (1908)
медаль «В память царствования императора Александра III»
медаль «В память коронации Императора Николая II»
медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913)
Одним из наиболее популярных произведений чешского фольклора является песня «Камышинка». Лирическая протяжная песня о грусти, печали девушки в разлуке с её возлюбленным. Поэтический народный язык сравнивает юную девушку с камышинкой:
Камышинку клонит, ветер у ручья.
Горько плачет, стонет, милая моя.
Песня проникнута светлой печалью, грустью, но в ней говориться с надеждой о новой встрече, её возлюбленный как бы успокаивает на расстоянии, чтобы она не печалилась.
Ждет нас снова, знаю, счастье и любовь,
Не горюй, родная, все вернется вновь.
•Жанр произведения – хоровая миниатюра, написана в куплетной форме (2 куплета), и заключительное построение (кода).
•Каждый куплет по форме - период, состоящий из предложений не повторного строения.
1-е предложение начинает петь женский хор в высоком регистре. Плавное волнообразное и нисходящее движение к концу 1-ой фразы.
•тональность - d-moll.
• размер - ¾.
•темп - «не спеша».
Далее вступает мужской хор, очень тихо, мягко. Ниспадающий рисунок мелодии в пределах децимы, в сочетании со спокойным ритмическим рисунком создаёт грустный, задумчивый колорит звучания. Заканчивается на Т6. Вторая фраза целиком повторяет первую.

2-е предложение звучит в новой тональной окраске (F-dur - признак переменного лада). Более активное, яркое звучание создается благодаря восходящей линии мелодии (в сексту у S и T). На фоне подголосков А и Б: «Плачет что пригожа…», обращает на себя внимание активная мелодия баса - квартовые интонации «Одна…».


•Кульминация расположена в самом конце произведения, в заключительном построении, где автор нам подчеркивает основную мысль «Не горюй!…».

Постепенно, очень тихо начинается подход к кульминации. Кульминация расположена в самом конце произведения, в заключительном построении, где автор нам подчеркивает основную мысль «Не горюй!…».
Женский хор в низком регистре начинает первую фразу: «Не горюй родная», затем присоединяется мужской хор во 2-й фразе и затем, в 3-ей фразе наступает кульминация. Все построение идет мелодически снизу вверх, охватывая все больше диапазоны звучания, хор разрастается и динамически-яркая линия Creshendo и Forte на слова «Не горюй…», подчеркнутых ферматой на К 4/6, затем лирическая партия сопрано «Все вернется вновь…» и общее звучание завершает каденцию всего произведения.
Произведение написано в жанре хоровой миниатюры для смешанного 4-хголосного хора «a-capрella» с «divisi» в партии сопрано. Лишь на последнем аккорде в партии басов возможно использование баса «profundo». Форма произведения – куплетная с кодой. Куплет делится на 2 периода, которые делятся на 2 предложения. В каждом предложении 4 такта.
Диапазон общий:
Диапазон S:
Диапазон А:
Диапазон Т:
Диапазон Б:
Тесситура голосов - средняя. Некоторую сложность может вызвать исполнение высоких звуков в начале 1-го и 2-го предложения.
Звуковедение – Legato, дыхание берется по фразам, внутри фразы дыхание цепное. В 1-ом предложении фактура преимущественно гомофонно-гармоническая, Во 2-ом большая роль подголосков, здесь фактура подголосочная. Этот принцип изложения сохраняется и в заключительном построении. Голоса постепенно «расходятся», «разветвляются». Последние аккорды каденции - гомофонно-гармонической фактуры.

В произведении встречаются всевозможные исполнительские трудности: интонационные, ансамблевые, вокальные, агогические, динамические, дикционные.


Наиболее простым является ритмический рисунок, он довольно прост. Определенное ритмическое чередование лежит в основе обоих куплетов и изменяется лишь в коде.

Интонационные трудности


Интонационные трудности горизонтального строя встречаются в каждой хоровой партии. Наиболее существенная у S, вводная ступень в мелодии.
Хроматизм во втором предложении.
Поступенные широкие ходы в восходящем движении на Б в заключительном построении
В партии S часто повторяющиеся звуки в мелодии, требующие точной интонации.
В партии А тоже есть вводная ступень, восходящие б2, повторяющиеся звуки в мелодии. Особенно важно обратить внимание на интонирование ум4 в конце 2-го предложения.
Еще одно трудное место – начало коды. Здесь у А три б2 вверх подряд.
В партии Т часто встречаются повторяющиеся звуки (надо петь устойчиво), трудный ход во 2-ой фразе 2-го предложения.
Партия Б наиболее удобна в интонационном отношении. Здесь есть скачки на ч4↓, ч8↓, ч4↑, но это традиционно для басового голоса в хоровом произведении.

Ансамблевые трудности


Трудности ритмического ансамбля – (различный ритмический рисунок)
Трудности дикционного ансамбля – (различная подтекстовка)
Трудности тесситурного ансамбля – (различные тесситурные условия)

Вокальные трудности


Встречаются распевы слогов в различных партиях хора
В партии S высокая тесситура иногда сочетается с нюансом p, это трудно.
Динамические трудности включают различные нюансовые сочетания. В основном куплете звучность p, но начало 2-го предложения на mf. Особенно сложна в динамическом отношении кода, где нужно постепенно усиливать звучность от p до f. Динамическое сопоставление f-mf (после кульминации)/

Агогические трудности


Агогические трудности заключаются в основном в кульминационной зоне, где отступление от основного темпа. Фермата здесь снимаемая, после неё берется дыхание в партии S, затем в слове «не горюй» еще, на слог - «го» - неснимаемая, и «рюй» - снимаемая.

Дикционные трудности


Сложные слогосочетания, например:
«плачет что»
«ждет нас снова»
«камышинку клонит ветер»
«горько плачет стонет милая»
Необходимо петь красивым вокальным звуком, прикрыто, но не сухо, стараться придать голосу эмоциональную окраску, задушевность, тонкость звучания. В кульминации развить звук до f, но не кричать, не форсировать, сливаться с другими голосами в аккордах, слушать себя в ансамбле голосов.

Несмотря на простоту и небольшое количество разнообразных средств музыкальной выразительности, особого внимания может потребовать глубокое эмоционально-проникновенное исполнение этого произведения. Недопустимо равнодушие и бессердечное пение.


Задача дирижёра
Сохранять интерес и эмоциональную отзывчивость коллектива на музыку. В этом и есть основная сложность при исполнении этой хоровой партитуры.

Аннотация


на хоровое произведение

Чешская народная песня
«Камышинка»
Обработка Н.Можайского


Студентка 1 курса
Шистерова Варвара
Преподаватель Сергеева Л.В.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет