И мировая культура



Pdf көрінісі
бет1/13
Дата02.03.2017
өлшемі1,04 Mb.
#5299
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЮНОШЕСКАЯ 
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,  
ЦАРСКОЕ СЕЛО, ПУШКИН  
И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА 
 
 
15-20 октября 2012 г. 
Сборник лучших докладов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург 
ПУШКИНСКИЙ ПРОЕКТ 
2012 

 

 
 
 
 
 
 
Ответственный редактор: 
В.М. Маркович 
 
 
 
 
Санкт-Петербург,  Царское  Село,  Пушкин  и  мировая 
культура:  Материалы  Конференции.  –  СПб.:  КПО  «Пушкинский 
проект», 2012. -  147 с. 
 
 
Сборник  содержит  доклады  лауреатов  Международной 
юношеской научной Конференции «Санкт-Петербург, Царское Село, 
Пушкин и мировая культура», состоявшейся 15-20 октября 2012 года.  
 
Сборник  издаётся  при  финансовой  поддержке  Комитета  по 
науке Правительства Санкт-Петербурга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
Раздел I. 
 
Товкес Мария  (ГБОУ  лицей-интернат «Центр одаренных детей» г. Нижний 
Новгород)  
Стихии 
воды 
и 
воздуха 
в 
пейзажно-философской 
лирике 
Ф.И. 
Тютчева……………………………………………………………………………...4 
 
Иванова Анастасия (МОУ Гимназия г. Обнинска Калужской обл.)  
Качели и качание на страницах русской литературы XIX-XX веков…..............48 
 
Исмагилов  Инсаф  (МБОУ  «Татарская  гимназия  №2  им.  Ш.Марджани  при 
КФУ» г. Казань) 
Имена  существительные  со  значением  отвлеченного  признака  в  русском  и 
татарском языках……………………………………………………………….......56 
 
Кабисова  Марина  (ГБОУ  гимназия  №1514  Юго-Западный  округ  Москвы) 
Стихотворение  А.  Тарковского  «Вещи»:  пояснения  для  читателя,  анализ  и 
попытка интерпретации………………………………………………………........66 
 
Раздел II
 
Шакиров Азат (МБОУ «Татарская гимназия №2 им. Ш.Марджани при КФУ», 
г. Казань) 
Казанский знакомый поэта А.С.Пушкина К.Ф. Фукс (Виртуальный музей Карла 
Федоровича Фукса)………………………………………………….......................83 
 
Ильин Фёдор (ГБОУ 2-ая Санкт-Петербургская гимназия, 2 курс Юношеского 
Университета Петербурга СПбГДТЮ)  
Культилла – культурное гнездо Карельского перешейка (Е.С.Боткин и гости его 
усадьба: поэты, писатели, художники…………………………….........................91 
 
Кондратьев  Михаил  (Школа  им.  Гротта,  Историко-краеведческий  клуб 
«Петрополь» ГБОУ ЦО «СПБ ГДТЮ») 
История 
Бесплатной 
музыкальной 
школы 
и 
её 
петербургские 
адреса……………………………………………………………………………....104 
 
 
 
 
 
 

 

Раздел I. 
 
Товкес Мария 
 (Нижний Новгород) 
 
СТИХИИ ВОДЫ И ВОЗДУХА В ПЕЙЗАЖНО-ФИЛОСОФСКОЙ 
ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА 
 
Освоение  природы  в  русской  поэзии  к  середине  ХIХ  в.  достигло  такого 
уровня,  что  смог  появиться  великий  поэт  Ф.И.  Тютчев,  создавший  свой 
художественный мир почти всецело в образах природы. 
Ф.И. Тютчев – самый натурфилософский из всех русских поэтов: примерно 
5/6  его  творческого  наследия  составляют  стихи,  посвященные  природе. 
Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, 
заключенный  в  глубине  мироздания,  жуткая,  непостижимая  тайна,  которую 
природа  скрывает  от  человека.  Ф.И.  Тютчев  –  тайновидец  природы,  поэт  ее 
роковых,  мучительный  состояний,  перед  которыми  цепенеет  рассудок  и 
оживает в самом человеке «дикое, неразгаданное, ночное». 
Благодаря  Ф.И.  Тютчеву  в  русской  поэзии  закрепились  и  обрели 
философскую  значимость  образы  гроз,  зарниц,  ночного  ветра,  наконец,  самой 
ночи.  Ф.И.  Тютчева  (более,  чем  кого-либо  из  предшественников)  привлекает 
круговорот времени в сутках, тончайшие смещения и переходы от ночи ко дню 
и обратно, особенно поэзия вечерних сумерек. 
Ф.И.  Тютчев  –  певец  стихий  в  их  античном  понимании,  т.е.  устойчивых 
составных  частей  природы.  Стихии  воды,  ночи  воздуха  описываются  им  в 
чистом  виде  не  как  детали  окружающей  обстановки,  а  как  самостоятельные 
силы  мироздания  (что  делает  Ф.И.  Тютчева  предвозвестником  поэзии  начала 
ХХ в.). 
Данная работа посвящена исследованию стихий воды и воздуха в пейзажно-
философской лирике Ф.И. Тютчева. 
Предметом  исследования  стали  стихотворения  Ф.И.  Тютчева.  Из  283 
поэтических  текстов  были  выделены  77,  в  которых  стихии  воды  и  воздуха 
становятся  основными  (см.  Приложение).  Материал  исследования  охватывает 
лишь часть произведений поэта, поэтому логично, что примеры по исследуемой 
теме  содержатся  и  в  других  произведениях  поэта,  не  упомянутых  в  данной 
работе. Особое внимание мы уделили следующим стихотворениям: 
1.
 
«Весенние воды» (1987 г.); 
2.
 
 «Как хорошо ты, о море ночное…» (1987 г.); 
3.
 
«Смотри, как на речном просторе…» (1851 г.); 
4.
 
«Певучесть есть в морских волнах…» (1887 г.); 
5.
 
«Как неожиданно и ярко…» (1865 г.); 
6.
 
«Успокоение» (1830 г.); 
7.
 
«Ночное небо так угрюмо…» (1865 г.) 

 

8.
 
«Как весел грохот летних бурь…» (1851 г.). 
Именно  эти  тексты,  на  наш  взгляд,  являются  одними  из  показательных  в 
исследуемой теме. Она началась в ходе предыдущего исследования, в котором 
характеризовалось функционирование звукообразных средств языка (звукописи 
и  цветописи)  в  качестве  средств  художественной  выразительности  в 
поэтическом тексте с точки зрения позиции А.П. Журавлева. 
Объектами  исследования  являются  стихии  воды  и  воздуха  в  пейзажно-
философской лирике Ф.И. Тютчева.  
Цель  работы  –  исследовать  семантику  стихий  воды,  воздуха,  их 
функционирование в пейзажно-философской лирике Ф.И. Тютчева. 
Задачи: 

 
изучить 
принципы, 
закономерности 
и 
приемы 
построения 
художественной структуры текста с позиции структурно-семиотического 
подхода (концепция Ю.М. Лотмана); 

 
из  корпуса  стихотворений  Ф.И.  Тютчева  выделить  те,  в  которых  стихии 
воды и воздуха становятся основными; 

 
провести  анализ  стихотворений  Ф.И.  Тютчева,  выделив  конструктивные 
принципы  художественной  картины  мира  в  пейзажно-философской 
лирике Ф.И. Тютчева; 

 
используя  концепцию    А.П.Журавлева,  соотнести  проанализированные 
стихотворения с его теорией и «изобразить» стихотворения. 
Методы  исследования:  имманентный  анализ  и  структурно-семиотический 
подход. 
Путь исследования: от структуры к идее. 
При  исследовании  были  использованы  работы  Ю.М.  Лотмана,  Ш.О. 
Шайтанова, С.Н. Бройтмана, Б.А. Козырева и других литературоведов.   
 
1. Коннотации стихий воды и воздуха в мировой культуре 
В  мировой  мифологии  семантика  образов  воды  и  воздуха  связана  с 
несколькими  опорными  точками,  несколькими  центрами,  вокруг  которых  и 
развиваются  все сюжеты. Обзор мифологических сюжетов дан в  Приложении. 
На  основании  данных  по  мифологии  можно  восстановить  семантические 
центры, «опорные точки» стихий воды и воздуха. 
Стихия воды : 
- мудрость высшего мира и Божественное предвидение; 
- восстановление, обновление, очищение, освящение; 
- рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющая сила; 
- столп, поддерживающий все сущее; 
- одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан; 
- милосердие, очищение, жизнь; 
- текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти; 
- жизнь произошла из первородных вод. 
Стихия воздуха: 
- дух Божий, носящийся над водами; 

 

- созидающее дыхание жизни (отсюда же дар речи);  
- ураганный ветер (во многих мифологиях связан с идеей созидания);  
- космическое пространство как среда возникновения и развития жизни; 
- порождает небо и землю; 
- образ животворящего дыхания; 
- непрерывное творение мира; 
- грубые хаотические силы; 
- светоносный океан. 
Именно эти коннотации стали для нас отправной точкой исследования. 
 
2.1 Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды» 
Название стихотворения сразу же подчеркивает присутствие в поэтическом 
тексте  стихии  воды.  А  эпитет  «весенние»  в  названии  акцентирует  внимание 
читателя  на  том,  что  тема  стихотворения  –  наступление  нового  времени  года 
(весны).  
Стихотворение  строфичное.  Его  можно  разделить  на  две  смысловые  части. 
Первая строфа  – пейзажная зарисовка. Вторая и третья строфы – монолог вод. 
Таким образом, автор «рисует» два плана: землю и воду. 
Уже в начале первой строфы Ф.И. Тютчев задает противопоставление «еще» 
-  «а».  Поэту  удается  уловить  то  мимолетное  состояние  природы,  когда  в  ней 
присутствуют  одновременно  два  времени  года,  которые  абсолютно 
противоположны друг другу: 
 
Еще в полях белеет снег, 
А воды уж весной шумят – 
 
При помощи этого противопоставления выражена смена времен года: с зимы 
на весну. Скорее всего, под строкой «А воды уж весной шумят» следует читать 
ледоход, таянье льда на реке.  
Главным  приемом,  образующим  стихотворение,  является  олицетворение. 
Воды  здесь  подобны  живому  существу.  Ф.И.  Тютчев  употребляет  глаголы, 
которые обычны при описании одушевленного предмета или человека: 
 
Еще в полях белеет снег, 
А воды уж весной шумят - 
Бегут и будят сонный брег, 
Бегут, и блещут, и гласят... 
 
В  первой  строфе  преобладают  глаголы,  что  придает  поэтическому  тексту 
динамику  и  движение.  О  месте  глаголов  в  некоторых  произведениях  Ф.И. 
Тютчева 
писал 
А.Полонский: 
«Мастером 
использования 
палитры 
возможностей  глагола  для  отображения  душевного  настроя  в  мелодике  стиха, 
был  Ф.И.  Тютчев.  Его  удивительная  способность  к  концентрации  мысли  … 
предопределила  создание  в  русской  поэзии  лаконичных  композиционно-

 

завершенных малых стихотворных форм, в которых главная роль в управлении 
поэтическим  текстом  отведена  глаголу.  Развитие  действия  происходит  как 
последовательное  изменение  качественных  свойств  …»

  Многоточие  в  конце 
первой строфы свидетельствует о том, что ряд однородных глаголов-сказуемых 
может  быть  продолжен.  Анафора  в  третьей  и  четвертой  строках, 
повторяющийся  союз  «и»  в    четвертой  строке  создают  единство  и  также 
усиливают  динамику.  В  первой  части  мы  слышим  шум  воды,  быстрое 
движение, которое вызывает бурную радость. Аллитерация на [б], [ш] помогает 
передать начинающееся движение воды. Вторая и третья строфы представляют 
собой  монолог  весенних  вод.  Наступление  весны  не  показано  глазами 
лирического  героя.  Поэт  строит  стихотворение  на  приеме  олицетворения, 
наделяя  весенние  воды  речью  и  чувствами,  и  через  их  монолог  читатель 
воспринимает действительность. 
Как  и  в  предыдущей  строфе,  во  второй  и  третьей  -  обилие  глаголов  и 
повторяющихся  синтаксических  конструкций  (однородные  глаголы-сказуемые 
и  повторяющиеся  грамматические  основы:«Весна  идет,  весна  идет!»). 
Создается  приподнятое,  радостное  настроение.  Это  прослеживается 
синтаксически:  монолог  состоит  из  двух  предложений,  восклицательных  по 
интонации.  Поэт  намеренно  ставит  в  конце  монолога  многоточие, 
подразумевая,  возможно,  что  монолог  может  быть  продолжен,  а  читатель 
слышит лишь обрывок этой радостной речи: 
 
Они гласят во все концы: 
"Весна идет, весна идет, 
Мы молодой весны гонцы, 
Она нас выслала вперед! 
 
Весна идет, весна идет, 
И тихих, теплых майских дней 
Румяный, светлый хоровод 
Толпится весело за ней!.." 
 
Главными  уровнями,  образующими  это  стихотворение,  являются 
морфолого-грамматический  и лексический. Воды здесь (их монолог) являются 
своеобразным  лирическим  героем,  через  них  передается  происходящее  в 
природе.  А  характер  этого  «послания»  передается  при  помощи  однородных  и 
иногда  повторяющихся  сказуемых,  быстрый  и  динамичный.  Наличие  этих 
уровней можно выявить, сделав словарь стихотворения: 
 
Сущ. 
 
Глаголы  Прил.  
Нареч. 
Мест. 
полях   
белеет 
сонный 
весело 
они 
снег 
 
шумят 
молодой 
вперед 
все 
                                                
1
 Полонский А. О глаголах в поэзии Тютчева. http: // www/tyvtchev.ru/t.12.html 
 

 

воды 
 
бегут  
тихих  
 
 
мы 
весной            будят           теплых 
 
 
она 
брег 
 
бегут  
майских 
 
 
нас 
концы            блещут       румяных 
 
 
ней 
весна 
 
гласят 
светлый 
весна 
 
гласят 
гонцы            идет 
весна 
 
идет 
весна 
 
выслала 
дней 
 
идет 
хоровод    
идет 
 
 
          толпится 
 
В  словаре  стихотворения  преобладают  существительные  и  глаголы.  Среди 
существительных наиболее частотно употребляемым является слово «весна» (4 
р.) и форма этого слова, употребленная в Творительном падеже («весной»). Это 
значит,  что  тема  стихотворения  уже  изначально  «заложена»  в  его  словаре,  и 
главным  сюжетообразующим  элементом  является  смена  времен  года, 
наступление весны. 
Среди глаголов также присутствуют доминирующие. Это глаголы «бегут» (2 
р.), «гласят» (2 р.), «идет» (4 р.). Такая повторяемость глаголов в стихотворении 
добавляет  динамики,  строит  ее  по  восходящей  линии,  придает  поэтическому 
тексту единство, неделимость. 
На  лексическом  уровне  ярко  выражено  противопоставление  «она»  -«мы». 
Существительное  «весна»  поэт  заменяет  личным  местоимением  «она»  и 
формой  этого  местоимения  «(за)  ней»  (Тв.  п.).  Вместо  словосочетания 
«весенние воды» Ф.И. Тютчев употребляет личные местоимения «они» и «мы», 
форму этого местоимения «нас», а также обобщающее местоимение «все».  
Стихотворение  воспринимается  подвижным,  все  в  нем  движется  и  живет, 
чувствуется  приближение  весны.  Стихотворение  достигает  сильного 
художественного эффекта за счет динамизма, который формально выражается в 
повторах  слов.  Вся  композиция  строится  на  повторах.  В  поэтическом  тексте 
слово  в  стиховом  контексте,  повторяясь,  всякий  раз  выступает  в  новой  роли, 
отчасти с новым смыслом и новой энергией. Они те же и не те же. Повторяясь и 
обновляясь,  слова  («весна»,  «идет»,  «гласят»)  в  стихотворении  передают  не 
только  движение  в  природе,  но  и  сильное  движение  чувства:  весеннее 
половодье и поэзию чувств. Очень близкое к тому, что происходит со словами, 
происходит  в  стихотворении  и  со  звуками:  «Бегут  и  будят  сонный  брег  …». 
Легко  заметить  внутренне  стройную  систему  звукописи,  строгий  и  стройный 
звуковой ряд. Со звуками и словами в стихотворении происходит то же, что и с 
тютчевской природой: в них ощущается движение жизни.  
Таким  образом,  при  помощи  стихии  воды  Ф.И.  Тютчев  изображает 
наступление  весны,  вода  сопровождает  смену  времен  года.  А  весна 

 

воспринимается поэтом не только как чудесное время года, но и победа жизни 
над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению. 
 
2.2 Стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное …» 
Темой  стихотворения  являются  впечатления  об  увиденном  лирическим 
героем ночном море. Центральная и сюжетообразующая стихия стихотворения 
–  вода.  Стихотворение  строфичное.  Значит,  в  нем  есть  несколько  смысловых 
частей. 
В первой строфе лирический герой любуется и восхищается видом ночного 
моря.  Поэт  употребляет  восклицательное  слово  «как»,  которое  придает  тексту 
возвышенную интонацию. Также поэт сразу «расширяет» пространство, задавая 
контраст  «здесь»  -  «там»,  что  указывает  на  неоднородность  водной  стихии  и 
динамику  движения  там,  где  море  освещено,  оно  «лучезарно»,  а  там,  куда  не 
доходит освещение, море «сизо-темно»: 
 
Как хорошо ты, о море ночное, — 
Здесь лучезарно, тамсизо-темно... 
В лунном сиянии, словно живое, 
Ходит, и дышит, и блещет оно... 
 
В  первой  строфе  обильное  употребление  эпитетов  («хорошо»,  «ночное», 
«лунном»,  «живое»), некоторые из них  являются контрастными  («лучезарно»  - 
«сизо-темно»),  что  позволяет  более  зримо  представить  море.  Море  поэт 
представляет в слиянии, казалось бы, совершенно несочетаемых красок: «здесь 
лучезарно,  там  –  сизо-темно»  или  «тусклым  сияньем  облитое  море». 
Происходит  как  бы  наложение  оттенков,  тонов,  как  в  акварельной  технике. 
Цвет  моря  подчеркивают  звуки  [у],  [и],  [е],  которые  передают  сине-зеленые 
краски. 
Море  для  лирического  героя  –  живое  существо,  умеющее  чувствовать.  Об 
этом  свидетельствует  прямое  сравнение.    Третья  и  четвертая  строки  первой 
строфы построены на приеме олицетворения: 
 
В лунном сиянии, словноживое, 
Ходит, и дышит, и блещет оно... 
 
Употребление 
повторяющегося 
союза 
«и» 
придает 
динамику 
стихотворению, усиливает движение. Поэт прерывает восхищение лирического 
героя многоточиями, намекая, что его речь может быть продолжена. 
Во второй строфе лирический герой также восхищается природой моря. Он 
подчеркивает,  что  море  –  это  безграничная  природная  стихия,  которая 
свободна, в ней существует своя, таинственная жизнь: 
 
На бесконечном, на вольном просторе 
Блеск и движение, грохот и гром... 

 
10 
 
Разнообразие и неповторимость стихии переданы при помощи употребления 
в поэтическом тексте пар однородных подлежащих: 
 
Блеск и движение, грохот и гром… 
 
 
Настроение  второй  строфы  противоречиво.  Многоточие  в  конце  второй 
строки  несет  собой  другую  функцию,  которая  отличается  от  функции 
многоточия  первой  строфы.  Здесь  многоточие  «говорит»  о  раздумье 
лирического  героя,  который  целиком  погружен  в  свои  мысли.  Но  после  этого 
раздумья наступает озарение, и вторая часть второй строфы восклицательная по 
интонации.  Третья  строка  –  это  обращение  к  морю  и  вновь  восхищение  им,  а 
четвертая начинается с восклицательного слова «как» и передает возвышенное 
настроение героя. 
Ф.И. Тютчев подчеркивает, что прелесть моря хороша  лишь ночью, т.е. в то 
время суток, когда открывается истина: 
 
Тусклым сияньем облитое море, 
Как хорошо ты в безлюдье ночном! 
 
 Море  здесь  –  образ  полусферы,  одной  из  бездн.  Оно  создано  из  воды  и 
света.  Свет  луны  и  звезд      дает  переливы,  отражения  («тусклое  сиянье»  - 
приглушенный,  отраженный  водой  свет).  Поэт  понимал  потаенный  язык 
природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, 
шумов, сопутствующих ему («грохот» и «гром»). Благодаря аллитерации на [р], 
[гр] мы можем действительно услышать этот, похожий на раскат грома, шум. А 
в  третьей  строфе,  где  поэт  пишет  о  празднике  морском,  свист  ветра  и  грохот 
волн  передается  звуками  [з],  [с],  [гр],  [р].  Вместе  с  буйством,  динамикой 
природы, лирический герой улавливает и ее божественную умиротворенность – 
природа,  как  живое  существо,  чрезвычайно  непредсказуема  и  этим  пленит 
лирического героя.  
Третья строфа – это обращение к зыби: 
 
Зыбь ты великая, зыбь ты морская, 
Чей это праздник так празднуешь ты? 
Волны несутся, гремя и сверкая, 
Чуткие звезды глядят с высоты. 
 
Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью» - в ней и несказанный 
простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у лирического 
героя захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу 
небывалой гармоничности природного мира.  
Ф.И.  Тютчев  употребляет  инверсию  для  возвышения  стихии,  придает  ей 
значимость таким образом («зыбь великая», «зыбь морская»). 

 
11 
Интересно заметить, что в этой строфе Ф.И. Тютчев наделяет стихию воды 
свойствами  воздушной  стихии,  происходит  их  взаимопроникновение.  Волны 
здесь подобны грому и молнии: 
 
Волны несутся, гремя и сверкая… 
Также появляется образ второй бездны, небесной: 
Чуткие звезды глядят с высоты. 
 
Четвертая строфа – ощущения лирического героя: 
 
В этом волнении, в этом сиянье, 
Весь, как во сне, я потерян стою — 
О, как охотно бы в их обаянье 
Всю потопил бы я душу свою... 
 
Совместную вибрацию моря и души передает отглагольное существительное 
–  «волнение»,  которое  одновременно  выражает  физическое  движение  моря,  и 
движение переполненной восторгом души. Это состояние полного «слиянья» с 
бытием,  которого  так  жаждет  человеческая  душа  и  о  котором  упоминает  сам 
лирический  герой.  В  конце  стихотворения  -  «слияние»  автора  и  лирического 
героя: 
 
О, как охотно бы в их обаянье 
Всю потопил бы я душу свою... 
 
Многоточие 
передает 
состояние 
волнения 
лирического 
героя, 
завороженность водной стихией, свой неподвластный восторг, но вместе с тем 
и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от непонимания того, что 
тот  мир  стихии,  песни  и  красоты  все  же  недоступен  человеку,  как  и  язык 
вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ним.  
Одним из главных уровней, образующих это стихотворение, является метро-
ритмический  уровень.  Его  наличие  можно  выявить,  выполнив  разбор  этого 
стихотворения: 
/UU  /UU  /UU  /U 
/UU  /UU  UUU  U 
/UU  /UU  /UU  /U 
/UU  /UU  /UU  / 
 
Стихотворение  написано  трехстопным  дактилем.  Именно  этот  размер 
придает  интонации  поэтического  текста  напевность,  помогает  создать  образ 
набегающих  волн.  Он  позволил  передать  простор  ночного  моря,  его 
безбрежность, волнение, в котором сливаются движение моря и восторг души. 
Этому  же  способствуют  перекрестные  рифмы,  женское  и  мужское  окончания. 
Все это передает волнообразное движение. 

 
12 
Вода здесь символизирует единство моря и человеческой души. 
 
2.3 Стихотворение Ф.И. Тютчева 
 «Смотри, как на речном просторе …» 
В  стихотворении  «Смотри,  как  на  речном  просторе  …»  стихия  воды 
является  центральной.  Несмотря  на  «речной  простор»  «ожившие  воды», 
несущие  «во  всеобъемлющее  море»  за  льдиной  льдину,  солнце  и  ночь,  речь 
здесь,  конечно,  идет  не  о  весеннем  половодье,  не  о  природе  в  том  смысле,  в 
котором  мы  привыкли  ее  понимать.  В  стихотворении  звучит  важнейшая  и 
мучительная  для  поэта  проблема  личности,  в  нем  тютчевская  картина  мира, 
столкновение его пантеистического мировоззрения с его личным преклонением 
перед человеческим «я».  
В данном поэтическом тексте можно выделить две смысловые части. Первая 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет