Методика обучения лексике. Аудирование. Механизмы аудирования. Упражнения для обучения аудированию. Упражнения на развитие механизмов оперативной памяти, упражнения на развитие механизма осмысливания
Методика обучения лексике. Аудирование. Механизмы аудирования. Упражнения для обучения аудированию. Упражнения на развитие механизмов оперативной памяти, упражнения на развитие механизма осмысливания. Аудирование – это процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Аудирование – это мощное средство обучения языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией:ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом.
Как средство обучения аудирование используется, например, при организации ознакомления учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.
Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда учащиеся воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, даже самую элементарную, содержательно-смысловую информацию.
Первое, что формирует у учащихся умение аудирования-эмоциональная, правильная, доступная им речь учителя на английском языке. Поэтому учителю стоит обращать самое пристальное внимание на своё речевое поведение на уроке.
Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.
Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием предполагает сформированность ряда операций:
- опознание звукового потока;
- восприятие значения аудируемых единиц;
- выявление значимой информации в аудируемом тексте.
Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и др. Успешность аудирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие.
Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки.
При отборе текста для аудирования учитываются его языковые особенности, содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке психических особенностей обучаемого учитываются его речевой слух, внимание и память, способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, уровень развития внутренней речи.
Важным условием при формировании умения аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.
Для создания мотивации важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком лёгкие тексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, и она не становится развивающим фактором в процессе обучения. Важно учитывать также интересы школьников той или иной возрастной группы. Для начальной школы можно использовать тексты, основанные на сказочных сюжетах, истории о животных, рассказы детей о своей семье, играх, любимых игрушках. Старшеклассников интересуют темы, связанные с политикой, жизнью в других странах, юмористические рассказы, детективы. Основные требования, предъявляемые к тексту для восприятия на слух – полная доступность и интересное содержание. Доступность определяется близостью темы к опыту учащихся, известным языковым материалом, простотой построения. Механизм развития сюжета должен быть предельно ясным, должны быть наглядными причинно-следственные связи, то есть должна быть ясно видна логика развития сюжета.
Для того, чтобы контекст был «прозрачным», структура его должна быть простой, действие должно развиваться прямолинейно, в одном временном плане, без экскурсов в прошлое или будущее. Желательно, чтобы в текстах было ограниченное число действующих лиц. Стилистически они должны быть очень простыми, так как, если в тексте встречаются выражения или слова, употребляемые в переносном смысле,-это очень затрудняет как их узнавание, так и понимание текста в целом.
В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различают два вида аудирования:
- с полным пониманием содержания;
- с пониманием основного содержания.
Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики. Отдельные новые слова должны легко пониматься учащимися. К ним относятся интернационализмы, слова, состоящие из известных элементов, или слова, значение которых легко выводится из контекста.
При аудировании текста с пониманием основного содержания учащиеся должны стремиться понимать текст в целом, даже если он содержит определённый процент незнакомых слов и выражений. Но эти незнакомые элементы не должны быть ключевыми в тексте.
На младшем этапе основное внимание уделяется развитию умения полностью понимать текст, основанный на знакомом материале. На этом же этапе формируется психологический механизм смыслового восприятия на слух и умения добиваться понимания вербальными средствами. На среднем этапе отрабатываются оба вида аудирования-с полным пониманием и аудирование смыслового содержания. На старшем этапе совершенствуются ранее сформированные умения и, по необходимости, корректируются.
С самого начала обучения аудированию темп речи должен быть нормальным. В слабо подготовленных классах можно давать информацию порциями, увеличивая длительность пауз между синтагмами, предложениями, абзацами для осмысления содержания. Можно увеличивать время на снятие трудностей перед восприятием текста. Продолжительность сообщения при этом не должна превышать 1,5-3 минуты (без зрительной опоры), так как по данным психологов утомляемость при аудировании наступает значительно раньше, чем при зрительном восприятии.
На понимание текста влияет его смысловая организация. Рассказ должен строиться так, чтобы легко выделялась его главная мысль, а детали примыкали к ней. Причём, если главная мысль выражена в начале сообщения, оно понимается на 100%, в конце сообщения — на 70%, в середине – на 40%.
Важен также чётко организованный контроль при аудировании. Он должен быть регулярным и охватывать всех учащихся. Нужно учитывать разную сложность приёмов контроля, начинать с более простых приёмов (ответы на общие вопросы) и постепенно переходить к более сложным (охарактеризуйте, объясните, почему), то есть от объяснения поверхностных фактов к глубинным.
С самого начала учитель вводит в употребление выражения классного обихода и постепенно их усложняет. При использовании нового выражения учитель заостряет внимание учащихся на его форме и значении. При этом может использоваться как контекстнаясемантизация, так и перевод на родной язык. Обучение и контроль понимания на начальном этапе должны проводиться регулярно в форме упражнения, в котором учащиеся выполняют разнообразные команды. На среднем и старшем этапах возможен контроль в виде перевода. Некоторое время учитель сопровождает свою речь мимикой, жестами, показом,- это контактное аудирование, при котором многое подсказывается ситуацией непосредственного контакта. Позже снимаются и эти опоры, то есть учащиеся воспринимают информацию исключительно по слуховому каналу – это дистантное аудирование.
В методике различают визуальные (изобразительные) и вербальные опоры при обучении аудированию. К визуальныи относятся карты, картинки, фотографии, схемы и другие графические материалы. К вербальным относятся ключевые слова, план, разнообразные анкеты, которые заполняются в процессе аудирования.