Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Программа дисциплины
Психология креативности
Автор программы:
Яголковский С.Р., кандидат психологических наук, доцент,
syagolkovsky@hse.ru
Москва, 2016
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями универ-
ситета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
1
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к
знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа разработана в соответствии c Образовательным стандартом Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального об-
разования НИУ ВШЭ.
2
Цели освоения дисциплины
Основными целями освоения дисциплины "Психология креативности" являются:
формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и
формах проявления;
формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с ко-
торыми специалист встретится в своей профессиональной деятельности;
ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности;
формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов по-
вышения эффективности профессиональной деятельности.
3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисци-
плины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные закономерности протекания творческих процессов, иметь представление
об основных отечественных и зарубежных теориях и моделях творчества, а также мето-
дах развития и диагностики креативности, ориентироваться в литературе по указанной
проблематике;
Уметь описывать и исследовать творческую деятельность как на индивидуальном, так и
на групповом уровнях, находить нестандартные и оригинальные решения научных, бы-
товых и профессиональных задач и проблем;
Иметь навыки (приобрести опыт) использования основных приёмов диагностики и раз-
вития креативности, а также применения имеющихся знаний об этом в практике реше-
ния конкретных задач и проблемных ситуаций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
Код
по ФГОС/
НИУ
Дескрипторы – основные
признаки освоения (показатели до-
стижения результата)
Формы и методы
обучения, способствую-
щие формированию и
развитию компетенции
Способен пред-
лагать модели, изобре-
тать и апробировать
способы и инструмен-
ты профессиональной
деятельности
СК-2
Демонстрирует знание ос-
новных моделей и теорий креатив-
ности, позволяющей быстро нахо-
дить или разрабатывать адекватные
поставленным задачам оригиналь-
ные и нестандартные
способы и
инструменты профессиональной
деятельности
Лекции, семинар-
ские занятия, эссе, до-
машнее задание
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
3
Способен орга-
низовать самостоя-
тельную проектную,
научную, исследова-
тельскую, консульта-
ционную и приклад-
ную деятельность на
основе правовых и
профессиональных
норм и обязанностей.
ИК-
М1.2п/н/и/
к/пр_6.1
Может спланировать и гра-
мотно осуществить психологическое
исследование креативности с ис-
пользованием различных методиче-
ских приёмов. Обладает навыками
интерпретации и анализа получен-
ных эмпирических данных.
Семинарские за-
нятия, домашнее зада-
ние, эссе
Способен ис-
пользовать конкретные
концепции, модели,
методы, способы и ин-
струменты работы для
решения комплексных
задач
ИК-
М7.1_7.7
Использует психологиче-
ские модели для проектирования
процесса принятия решений и
решения проблем.
Семинарские за-
нятия, домашнее задание
Способен
участвовать в разре-
шении мировоззренче-
ских, социальных и
личностно значимых
проблем
СЛК-М6
Показывает способность эф-
фективно использовать свой творче-
ский потенциал для индивидуально-
го и совместного решения проблем
из разных сфер жизнедеятельности
Семинарские за-
нятия, домашнее зада-
ние, эссе
4
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Психология внутреннего согласия» входит в общеуниверситет-
ский пул дисциплин по выбору МАГоЛЕГО.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и
компетенциями:
Иметь представление об основных психологических теориях, моделях и методо-
логических подходах;
Ориентироваться в основных теориях личности, иметь базовые представления о
психических процессах;
Уметь вести анализ психологических факторов в профессиональной деятельности
суьъекта;
5
Тематический план учебной дисциплины
№
Название раздела
Всего
часов
Аудиторные часы
Самостоя-
тельная
работа
Лек-
ции
Семи-
нары
Практи-
ческие
занятия
1
Общее представление о креативно-
сти. Основные подходы к её определению,
описанию и исследованию. Роль креатив-
18
4
2
12
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
4
ности в профессиональной деятельности
субъекта
2
Диагностика креативности. Основ-
ные достижения и проблемы. Методы диа-
гностики креативности
24
4
6
14
3
Проблема стимуляции креативно-
сти. Когнитивный, эмоциональный и мо-
тивационный уровни.
20
4
2
14
4
Групповое творчество. Его недо-
статки и достоинства. Концепция мозго-
вого штурма.
.
24
4
4
16
5
Роль метафор и аналогий в творче-
ском процессе. Метод синектики
12
2
2
8
6
Комбинаторные методы развития
креативности. Морфологический анализ.
Развитие способности к нешаблонному
мышлению.
16
2
4
10
Итого:
114
20
20
74
6
Формы контроля знаний студентов
Тип кон-
троля
Форма контроля
1 год
Параметры
3
Текущий
(неделя)
Домашнее
задание
Письменная работа (10-12 знаков)
Итоговый
Экзамен
Тест 45мин
6.1
Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль включает оценку степени конструктивной активности студентов на
занятиях.
Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:
выступление с докладом на выбранную тему
активность в обсуждении различных тем
активное участие в выполнении упражнений
активность в дискуссиях и сессиях творческой работы
правильность решения задач
полноту выступлений
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
5
6.2
Порядок формирования оценок по дисциплине
Итоговый контроль осуществляется в устной форме.
Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях.
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в
рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и
практических занятиях определяется перед итоговым контролем - О
аудиторная
.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:
правильность выполнения домашней работы
качество и оригинальность решения задач, данных для самостоятельного выполнения.
Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведо-
мость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется
перед итоговым контролем – О
сам. Работа
О
накопленная
= 0.5* О
ауд
+ 0.5* О
сам.работа
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например,
оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или ра-
боту на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставле-
на оценка.
В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или само-
стоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена
болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения), допус-
кается сдача форм контроля не позднее двух недель с момента окончания действия справки. В
случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».
Условия пересдач.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл
для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем,
отвечающим за чтение дисциплины на факультете. Вторая пересдача проводится в присутствии
комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей
оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную
работу:
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формиру-
ется по следующей формуле:
О
результ
= 0.6*О
накопл
+ 0.4*О
итоговый
Способ округления результирующей оценки арифметический (например, оценка 4,4
округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке
она равна результирующей.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
6
7
Содержание дисциплины
Раздел 1. Общее представление о креативности. Основные подходы к её определе-
нию, описанию и исследованию. Роль креативности в профессиональной деятельности
субъекта
Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды кре-
ативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях
жизнедеятельности, знания и бизнеса. Роль креативности в профессиональной деятельности
журналиста Новейшие разработки в исследованиях креативности. Проблема взаимрсвязи между
креативностью и интеллектом.
Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креа-
тивности. Ассоцианистский подход. Понимание творчества в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и
др.). Изучение творчества в рамках гештальт-психологии (К. Дункер, М. Вертхаймер). Когни-
тивный подход к исследованию креативности (Ньюэлл, Саймон, М. Боден и др.). Возможности
моделирования творческого мышления. Экономически ориентированные модели креативности
(Р.Стернберг, М. Ранко). Системный подход к изучению креативности (М. Чиксентмихайи).
Модель творческого процесса по Г.Уоллесу. Концепции нешаблонного, латерального мышле-
ния (Де Боно).
Отечественные исследования креативности. Изучение творчества в рамках социокуль-
турной парадигмы (Л. Выготский). Походы Я.А. Пономарёва, О.К. Тихомирова, Д. Б. Богояв-
ленской, В.А.Петровского.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лек-
ции, семинары, общегрупповая дискуссия.
Основная литература
1.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 1. С. 23-26, 38-43; Глава 2, С. 68-92; Глава 4,
С. 140-145, 180-184, 200-201.
2.
Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Глава 1, с.11-18.
3.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7.
С. 156-168, 171-182, 196-199.
4.
Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. С. 115-123.
5.
Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-
М.: Академия, 2002. Глава 10. С. 247-271.
6.
Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9.
С. 395-399; Глава 10. С. 448-460.
7.
Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1,
стр. 14-58
Дополнительная литература
1.
Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.
2.
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское,
1990.
3.
Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
7
4.
Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.
5.
Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо-Пресс, 1998.
6.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: изд-во Московского психолого-
социального института, 2003.
7.
Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука,
1975.
8.
Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.
9.
Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.
10.
Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.
11.
Acar, S., & Runco, M. A. Thinking in multiple directions: Hyperspace categories in divergent
thinking. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2015, 9(1), 41-53.
12.
Amabile T.M. Attributions of creativity: what are the consequences? //Creativity Research
Journal, 1995, 8, pp. 423-426.
13.
Boden M.A. (Ed.) Dimensions of Creativity. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.
14.
Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Stern-
berg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.
15.
Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper
Collins Publishers, NY, 1996.
16.
Csikszentmihalyi M. Implications of a systems perspective for the study of creativity// Hand-
book of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp.
313-335.
17.
Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.
18.
Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.
19.
Runco M. A. Insight for creativity, expression for impact// Creativity Research Journal, 1995,
8, pp. 377-391.
20.
Stein B.S. Memory and creativity// Handbook of creativity/ J.A. Glover, R.R.Ronning,
C.R.Reynolds (Eds.). NY: Plenum Press, 1989, pp.163-176.
21.
Sternberg J. R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms// Handbook of
creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 3-16.
Раздел 2. Диагностика креативности.
Основные достижения и проблемы. Методы диагностики креативности
Проблема выделения критериев креативности. Основные подходы к её диагностике. До-
стоинства и недостатки психометрических методов, их критика. Концепция дивергентного и
конвергентного мышления Дж. Гилфорда. Диагностика дивергентного мышления. Критика ди-
вергентности как критерия креативности. Проблема соотношения интеллекта и творческих
способностей. Экспертные методы в диагностике креативности. Их преимущества и недостат-
ки. Применение компьютерных методик в диагностике творческих способностей.
Наиболее популярные методики диагностики креативности. Диагностика вербальной и
невербальной креативности. Выделение различных параметров в процессе диагностики креа-
тивности, их значение. Наиболее популярные тестовые методики: тест невербальной креатив-
ности Э. Торренса, тесты вербальной креативности Дж. Гилфорда и С. Медника. Использова-
ние метода “Креативное поле” для диагностики творческих способностей. Уровни интеллекту-
альной активности, критерии их выделения.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лек-
ции, семинарские/практические занятия, общегрупповая дискуссия, тестирование.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология креативности»
8
Основная литература
1.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 2. С. 63-93; Глава 4. С.227-229.
2.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7.
С. 168-171, 183-184, 186, 188-189.
3.
Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-
М.: Издательский центр “Академия”, 2002. Глава 10. С. 254-255.
4.
Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 10.
С. 462.
5.
Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1,
стр. 37-38.
Дополнительная литература
1.
Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления “ необычное
использование “. М.: Соборъ, 1996.
2.
Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Тор-
ренса// Психологическая диагностика, 2004, № 1, c. 21- 40.
3.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во
Ростовского университета, 1983.
4.
Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.
5.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.
6.
Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фун-
дамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Бо-
гоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.
7.
Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. С.- Петербург: Питер,
2001.
8.
Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая
диагностика, 2004, № 11, С. 3-20.
9.
Щебланова
Е.
И.,
Аверина
И.
С.,
Хеллер
К.
А.,
Перлет
К.
Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования разви-
тия одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 с. 97-107.
10.
Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.),
Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.
11.
Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.
12.
Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper,
1959, pp. 142-161.
13.
Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Bo-
den (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.
14.
Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook
of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.
15.
Rubenson, D.L., Runco, M. A. The psychoeconomic approach to creativity// New Ideas in Psy-
chology, 1992, 10(2), pp. 131-147.
16.
Runco, M. A., & Jaeger, G. J. The standard definition of creativity. Creativity Research
Journal, 2012, 24(1), 92-96
17.
Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel
press, 1974.
Достарыңызбен бөлісу: |