Тест за 04 модо ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. Аль-Фараби



Дата08.12.2023
өлшемі9,34 Kb.
#135048

Тест за 04 модо ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. Аль-Фараби

Тест за 8.04 МОДО

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.

Аль-Фараби
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Умер в 950 году.
Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как «Отрарская катастрофа». Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей.
В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей «Бейт аль-хикма», переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель. Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся в виду Аристотель.
И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к «общепринятому мнению», к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии.
Он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук». Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности. (349 сл)


1. Утверждения, не соответствующие тексту
1. Багдад – политический и культурный центр арийского халифата.
2. Фараб стал именоваться Отраром.
3. Аль-Фараби изучал и переводил греческих авторов.
4. Стремился систематизировать знания своего времени.
5. Аристотеля и Тимура сближает широта и разносторонность научных интересов.
А)1,4,5
В)1,3,5

С)1,3,4
Д)2,4,5

Е)1,2,3
2.Определи стиль речи.
А)научный стиль
В)публицистический стиль
С)официально-деловой стиль
Д)разговорный стиль
Е)художественный стиль

3. Цель второго абзаца
А) представить земляков ученого
В) узнать происхождение фамилии
С) подчеркнуть культурное значение родины
Д) выразить интерес к истории современной науки
Е) показать общие знания о поэте


4. Последовательность событий
1. в Багдаде пополняет свои знания
2. Его философские воззрения противоречили общественному мнению
3. Аль-Фараби был реформатором наук
4. родился в семье знатного тюркского военачальника
5. юношей покинул свой родной город
А)4,5,1,2,3
В)4,2,5,3,1
С)3,1,5,2,4
Д)3,1,2,4,5
Е)2,4,3,5,1
5.Определи тип речи
А)повествование
В)рассуждение с элементами описания
С)повествование с элементами описания
Д)описание
Е)описание с элементами повествования
6. Выражение «близость к общепринятому мнению» в контексте подразумевает
А)авторитаризм
В)консерватизм
С)прагматизм
Д)реализм
Е)романтизм
7. Аль-Фараби присвоили титул «Второй учитель» за
А) самостоятельный вклад в науку логики
В) нравственную высоту и силу мысли
С) философское понимание бытия и человека
Д)реформы в науке
Е)знатное происхождение
8. Ученого не волновали вопросы
А) реформы в педагогике
В) материальное благосостояние народа
С) развитие человечности
Д) просвещение и систематизация наук
Е) сближение традиций и нравственности
9.Изучал труды
А) "Отрарская катастрофа"
В) «Жизни Аристотеля»
С) «Бейт аль-хикма»
Д) «Муаллим- ассана
Е) «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
10. Почетное прозвище его -
А) Фараб
В) Тигр

С) Второй учитель


Д) Аристотель


Е) Тимур
http://emirsaba.org

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет