Агафонова
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КИНО
И ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ФИЛЬМА
«Тесей»
2008
УДК 791.43.01
ББК 85.37
А23
Рецензенты:
доктор искусствоведения, профессор
А.В.
доктор искусствоведения, профессор
А.В. Соболевский
Агафонова, Н.А.
А23 Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафо
нова.
Минск : Тесей, 2008. — 392 с.
ISBN 978-985-463-256-8.
В книге рассматривается специфика кино как вида искусства, осо
бенности его образной речи. На примере более чем двадцати кинопроиз
ведений различных периодов, школ и течений автором апробируется це
лостный, компаративный и контекстуальный методы анализа фильма.
Предлагаемый материал является результатом разработки и внедре
ния курсов «Основы теории кино», «Анализ памятников художествен
ной культуры (раздел киноискусство)» и может быть полезен студен
там и преподавателям творческих вузов, учителям по предмету
«Отечественная и мировая художественная культура», а также всем
знатокам и любителям кино.
УДК
ББК 85.37
978-985-463-256-8 © Агафонова Н.А, 2008
&
ООО «Тесей», 2008
Посвящаю своим родителям
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
— Простите, магистр, вы что-то сказали?
— ...мы обсуждали сокращение средств, выделяемых гумани
тарным
В течение, по меньшей мере, ближайших двух лет
мы будем испытывать недостаток в средствах, что не позволит при
нимать новых исследователей на отделение гуманитарных наук.
— Ах, как это печально, — произнес
— Вас не тревожит судьба вашего отделения?
—
Моего
отделения? Мое отделение занимается английским
языком, магистр.
— Вот и я о том же.
— Какое же отношение имеет английский язык к «гуманитар
ным наукам», что бы те собою не представляли? Я занимаюсь нау
кой точной — филологией. А мои коллеги —
другой точной наукой,
анализом литературы
(курсив наш. —
— Там считают, — сказал президент, — что ваши выпускники
не обладают компетентностью и эрудицией, которые способны при
нести пользу стране. Результаты исследований в ботанике или гене
тике — или даже в моей сфере, в экономике, — представляют для
мира ощутимую ценность... На вас и ваших коллег взирают как на
все более и более нестерпимое бремя налогоплательщика. Вы не
можете открыть ничего интересного, не можете предложить вашим
аспирантам что-либо, способное сделать их полезными для про
мышленности или рентабельного хозяйства. Вы знаете, это не мои
воззрения... Общество больше не может позволить себе содержать
всех этих шутов... Мир устал от избытка занимающихся ерундой
гуманитариев, от их высокомерия и бесполезности в реальной
жизни. Пора вам порастрясти жирок.
— Вы правы, конечно, — согласился Трефузис.
Отрывок из романа S. Fry «The Liar» («Лжец»)
Эта книга — попытка придать статус точной науки киноведению.
1. КИНО КАК ВИД ИСКУССТВА
Кино в системе традиционных искусств
Киноискусство — дитя новой художественной эпохи, которую
мы обозначаем как модернизм. Эпоха модернизма, по нашему
убеждению, берет свое начало в 30-е годы XIX в. с возникновения
фотографии и завершается в 50-е годы XX в. повсеместным
распространением телевидения. Если появление кинематографа в
конце XIX в. ознаменовало генезис экранной культуры — первой ее
фазы, то общедоступное телевещание предопределило начало вто
рой фазы: формирование медийной экранной культуры. Ее
развитие совпало с иной — постмодернистской эпохой.
Эпоха модернизма характеризуется двумя главными мегатенден-
циями, манифестировавшимися в художественной культуре. Первая
органично связана с «семейством» традиционных классических
искусств (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) и
выражена мощной субъективацией творчества: авторское внутреннее
чувство, авторское переживание, авторское впечатление, авторское
мироощущение превращаются в определяющие эстетические факто
ры. Другими словами, более важным становится не отражение объ
ективной реальности в произведениях, но выражение реальности
субъективной. Камертоном такой трансформации не случайно
выступает романтизм. А сфера традиционных искусств буквально
«взрывается» многообразием художественных приемов, географи
чески локальных стилей и направлений: импрессионизм, экспресси
онизм, символизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и др. Исто
рия культуры до сих пор не знала такого эстетического феерверка.
Вторая синхронная тенденция — это формирование нового «се
мейства» техногенных искусств (фото, кино, телевидение и др.). Па
тент на изобретение фотографии Жаком Манде Дагерра от 1839 г.
может рассматриваться как точка отсчета новой траектории разви
тия художественной культуры (кстати, первую фотосъемку
«Накрытый стол» — осуществил Нисефор Ниепс около 1823 г.).
Искусство постепенно впитывает преобразующее воздействие
4
технологии, научные открытия (прежде всего естествознания) сти
мулируют новый образный язык.
Кино, как особый вид искусства, органично взаимосвязано с обои
ми «семействами» — традиционных и техногенных искусств. Именно
кино явилось «точкой» пересечения этих двух художественных
систем, что обусловило его специфическую двуединую природу.
Рассматривая кино как вид в системе традиционных (так назы
ваемых классических) искусств, ограничимся представительством
четырех основных — литература, музыка, изобразительное искус
ство и театр. Очевидно, возникнув в конце XIX в., кино унаследова
ло определенные видовые признаки своих предшественников. Что
бы ответить на вопрос «Какие именно?», проанализируем характер
взаимосвязи кино с каждым из обозначенных искусств. При первом
приближении к поставленной задаче ответ не кажется трудным в
силу широко распространенного поверхностного взгляда. Мол, ли
тература и кино связаны на сценарном уровне: фильму, как прави
ло, предшествует сценарий, исполненный по законам литературно
го творчества. Музыка входит в кинопроизведение в качестве
дополняющего художественного элемента. От театра кино за
имствует мастерство режиссуры и актерскую игру, а от ИЗО — язык
визуально-пластической образности. При таком подходе смешива
ются разные категории: этап работы над фильмом, слагаемое звуко
вой образности, элементы пластических выразительных средств.
Нам же следует установить своеобразный «генотип» каждого из ви
дов в синтетической природе кино. Другими словами, определить
Достарыңызбен бөлісу: |