Введение 4
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ, ДОПОЛНЕННОЙ И СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: РАЗМЕРЫ РЫНКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 7
1.1. Проекты виртуальной, дополненной и смешанной реальности 7
1.2. Техническое обеспечение создания виртуальной и дополненной реальности 10
1.3. Сферы применения AR/VR-технологий 13
1.4. Общие положения и проблемы развития в сфере образования 17
1.5. Преимущества AR в учебном процессе 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ, ДОПОЛНЕННОЙ И СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Применение виртуальной реальности в учебном процессе 21
2.2. Использование технологий AR/VR для организации школьных мероприятий 22
2.3. Применение технологий виртуальной реальности для обучения и исследований с помощью VE 3D ieCenter 24
2.4. Применение виртуальной реальности в образовании на уроках биологии 27
2.5. Применение виртуальной реальности по курсу химии с использованием системы распознавания жестов 29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ, ДОПОЛНЕННОЙ И СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 32
3.1. Основные проблемы развития современной дополненной реальности и пути их решения 32
3.2. Перспективы развития AR и VR в сфере образования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
Введение
В наши дни значительного развития достигли многие инновационные технологии, среди которых технологии дополненной реальности (Augmented Reality). Они фактически идут впереди внедрения AR во всех отраслях жизни общества.
Стоит констатировать, что AR пока воспринимается больше как что-то несерьезное, уловка маркетологов, которая пришла на смену вкладыванию в глянцевые журналы рекламным 3D-очкам.
Дополненная реальность имеет большой потенциал для развития и совершенствования. Эта технология может в будущем перевернуть весь мир, сделать его намного удобнее, интерактивнее и безопаснее. В направлении развития технологии дополненной реальности работает много компаний. Многие из них сосредоточены на внедрения данной технологии в образовательную сферу – от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. Данная технология представляет собой некое связывающее звено между двумя мирами – реальным и виртуальным. В этом главное преимущество технологии AR перед технологией полной виртуальной реальности (VR).
Технологии полной виртуальной реальности вызывают у родителей ряд обоснованных угроз, ведь уже были случаи, когда ребенок с головой окунался в виртуальный выдуманный мир. Технологии дополненной реальности по своей природе контактируют с реальностью, но не заменяют, а дополняют ее. Такое положение дает возможность устранить возможные психологические угрозы применения этой технологии в образовательной сфере, начиная с дошкольного возраста — даже если пользователь системы дополненной реальности еще не умеет читать.
Актуальность. Технологии дополненной и виртуальной реальности постоянно обсуждаются. Уже сегодня, данные технологии обещают свои пользователям многое. В первую очередь, это обеспечение персонала необходимой информацией в настоящем времени, проведение виртуальных совещаний, так будто участники совещания находятся за одним рабочим столом и многое другое.
Развитие данных технологий находится на стадии становления и развития. При этом, эксперты уверяют, что виртуальная и дополненная реальность имеют широкие перспективы для развития.
Методологические предпосылки исследования. Поскольку индустрия развивается, а технологии совершенствуются, смешанная реальность вполне может пересечься с новыми трендами вроде машинного обучения и искусственного интеллекта, или приложениями для IoT. И тогда нас ждет совершенно новая, высокотехнологичная экосистема интеллектуальных продуктов.
Объектами исследования данной работы являются сфера образования и технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальностей
Предметом исследования выступает применение технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в сфере образования.
Цель данной работы проанализировать модели использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в сфере образования
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть проекты виртуальной, дополненной и смешанной реальности;
изучить техническое обеспечение для создания виртуальной и дополненной реальности;
изучить сферы применения AR/VR-технологий;
изучить общие положения и проблемы развития в сфере образования;
рассмотреть преимущества AR в учебном процессе;
исследовать применение виртуальной реальности в учебном процессе;
рассмотреть использование технологий AR/VR для организации школьных мероприятий;
рассмотреть применение технологий виртуальной реальности для обучения и исследований с помощью VE 3D ieCenter;
рассмотреть применение виртуальной реальности в образовании на уроках биологии;
рассмотреть применение виртуальной реальности по курсу химии с использованием системы распознавания жестов;
выявить основные проблемы развития современной дополненной реальности и пути их решения;
выделить основные перспективы развития AR и VR в сфере образования.
Теоретическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в направлении использования технологий дополнительной, виртуальной и смешанной реальности в сфере образования, среди которых стоит выделить Бокачева Е.А., Елесина С.С., Фещенко А.В., Околелова О.П., Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковского Ю.М., Черноризова А.М., Войскунского А.Е.
Данная работа состоит из введения трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, описаны методологические предпосылки исследования, определены объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе рассмотрено применение виртуальной, дополненной и смешанной реальности: размеры рынка и проблемы развития.
Во второй главе описано практическое применение виртуальной, дополненной и смешанной реальности в сфере образования.
В третьей главе описаны проблемы и перспективы развития виртуальной, дополненной и смешанной реальности.
В заключении сделаны выводы обобщающего характера.