Совет молодых ученых инновационное развитие и востребованность науки в современном казахстане



жүктеу 5.01 Kb.

бет1/27
Дата07.01.2017
өлшемі5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

ФОНД ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
 
 
 
 
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ 
НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ
IV Международная научная конференция
Сборник статей
(часть 1)
Общественные и гуманитарные науки
Алматы
2010

УДК 001
ББК 72
И 66
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: 
МУХАМЕДЖАНОВ Б.Г. – 
Исполнительный директор ОФ «Фонд Первого Президента Республики Казахстан»
ТОМАНОВ М.М. – 
кандидат экономических наук, доцент Международного Университета Информационных 
Технологий (МУИТ)
И 66   Инновационное развитие и востребованность науки в современном Казахстане. 
 
Сб. статей Межд. Науч. Конф. (г. Алматы, 26-27 нояб. 2010 г.). – Алматы, 2010. – 
242 с. – Каз., рус.
Ч. 1: Общественные и гуманитарные науки. – 242 с.
 
ISBN 978-601-7079-26-0
В  настоящий  сборник  вошли  материалы  IV  Международной  научной  конференции 
«Инновационное  развитие  и  востребованность  науки  в  современном  Казахстане»   
(г. Алматы, 26-27 ноября 2010 года). 
Материалы  предназначены  для  молодых  ученых,  исследователей,  преподавателей, 
студентов и аспирантов, интересующихся проблемами развития современного общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УДК 001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ББК 72
 
  
 
  
ISBN 978-601-7079-26-0 (Ч. 1) 
 
 
 
© «Фонд Первого Президента 
ISBN 978-601-7079-25-3 
 
 
 
 
Республики Казахстан», 2010      

3
Абдирайымова Г.С. – доктор социологических наук, профессор
Кучинская Ю.В. – кандидат социологических наук
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА
(по результатам социологического исследования)
В  последние  годы  серьезно  переосмысливаются  подходы  к  содержанию  и  ор-
ганизации образования, определению критериев его качества, поиску и широкому 
внедрению образовательных технологий. Успех социально-экономической и поли-
тической модернизации и обеспечение устойчивого развития Казахстана определя-
ется во многом расширением ресурсов и перспектив для профессиональной реали-
зации молодежи: от полученных знаний зависит уровень профессиональной ком-
петентности  и  востребованности  специалистов.  Сегодня  университетское  обра-
зование  дают  студенту  возможность  выбора  путей  профессионального  самоопре-
деления,  гибкость  обучения,  возможность  получения  практического  опыта  в  ходе 
научно-производственной практики, а также через неполную занятость в компани-
ях и других профессиональных организациях.
Важной проблемой выступает качество образования, отвечающее современным 
требованиям рынка труда, которые предъявляются к конкретным умениям и навы-
кам  молодежи.  В  вузах  важно  прививать  студентам  такие  качества  как  компетен-
ция,  умение  самостоятельно  добывать  и  эффективно  использовать  информацию 
для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Это и 
есть та система показателей, без которой молодому специалисту невозможно адап-
тироваться и интегрироваться в трудовой процесс. 
О том какие проблемы существуют сегодня в системе образования и как студен-
ческая молодежь г. Алматы оценивает реформы, происходящие в образовании по-
казывают результаты социологического опроса, проведенного среди студенческой 
молодежи в сентябре-октябре 2009 года Ассоциацией социологов Казахстана по за-
казу Управления внутренней политики Акимата города Алматы. 
Сегодня студенческое мнение склоняется к тому, что реформы в системе образо-
вания идут больше в правильном направлении. Хотя, абсолютно уверенных в этом, 
относительно  немного  –  18,5  %  респондентов.  Большинство  предпочитает  рассу-
ждать об этом в умеренной тональности, отмечая ответ «скорее правильно, чем не-
правильно» – 54,1 %. Общая масса несогласных студентов с политикой в системе 
образования достигает 13,1 %, но лишь шестую часть из них составляют те, кто вы-
ступает откровенно против реформ в системе образования. Если к доле несогласных 
с реформами в образовании добавить тех, кто затруднился ответить, то получится, 
что более четверти студентов не могут положительно сказать о развитии системы об-
разования (таблица 1).

4
Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, 
реформы в системе высшего образования  в Казахстане движутся в правильном направлении 
или они в значительной степени пошли по неправильному пути?
По всему 
массиву
Казахи
Русские
Другие
В правильном
18, 5
18, 1
20, 2
17, 3
Скорее в правильном
54, 1
53, 1
56, 3
54, 9
Скорее не в правильном 
10, 4
12, 0
8, 9
6, 8
В неправильном
2, 7
2, 4
3, 3
3, 0
Затрудняюсь ответить
14, 2
14, 4
11, 3
18, 0
Чаще  о  том,  что  образовательные  реформы  продвигаются  правильно,  говорят 
те, кто одновременно учится и работает – 75,8 %. Причем полностью правильными 
преобразования в системе обучения считает почти 22 % занятых студентов. Среди 
просто учащихся доля одобряющих реформы в образовании составляет 71,9 %, в том 
числе 17,7 % полностью поддерживают. Доля противников реформ среди учащихся 
на освобожденной основе достигает 12,8 %, среди учащихся и работающих – 14,3 %. 
Затруднились ответить 15,3 % учащихся и 9,8 % работающих студентов (таблица 2).
Таблица 2 – Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, реформы в системе высшего образова-
ния  в Казахстане движутся в правильном направлении или они в значительной степени пошли по непра-
вильному пути? (занятость и тип ВУЗа – %)
Только 
учатся
Учатся и 
работают
Государственные 
ВУЗы
Частные ВУЗы
В правильном
17, 7
21, 8
21, 0
15, 6
Скорее в правильном
54, 2
54, 0
54, 4
53, 9
Скорее не в правильном 
10, 3
10, 9
9, 8
11, 2
В неправильном
2, 5
3, 4
3, 8
1, 5
Затрудняюсь ответить
15, 3
9, 8
11, 0
17, 8
В государственных ВУЗах с большим пониманием относятся к реформам в си-
стеме  образования.  Среди  студентов  здесь  поддерживают  преобразования  75,4  % 
опрошенных, в том числе 21 % полностью одобряют. Соответственно 13,6 % не под-
держивают, а 11 % затрудняются ответить. 
В частных ВУЗах доля одобряющих реформы заметно уступает – 69,5 % и при-
чем  за  счет  полностью  поддерживающих  –  15,6  %.  Однако,  число  отрицательных 
оценок у студентов частных ВУЗов не больше – 12,7 %. Зато больше затруднивших-
ся ответить – 17,8 %. Можно сделать вывод, что учащиеся в частных ВУЗах не столь-
ко меньше поддерживают, сколько меньше могут сказать о реформах в системе об-
разования. 
При оценках реформ в системе образования более критичны те, кто учится на 
платной основе. Это и понятно, ведь они платят за учебу из своего кармана, и они 
заинтересованы в эффективности обучения. По данным опроса полностью поддер-
живают образовательные преобразования 17 % платников и 20,1 % бюджетников. 
В сумме полной и условной поддержки платники составили 68 %, бесплатники –  
76,6 %. 
Судя по характеру оценок респондентов по реформам в сфере образования пока 
больше продвинулись меры внешнего характера, а качественных и содержательных 
сторон они еще не так сильно коснулись. Более 60 % опрошенных полагают, что в 
принципе в стране и ВУЗах имеются необходимые условия для освоения образова-

5
тельных  программ.  Другими  словами  у  учащихся  имеются  необходимые  помеще-
ния, приняты нужные образовательные стандарты, в принципе есть необходимый 
профессорско-преподавательский корпус, оборудование, питание, функционируют 
библиотеки. Все это есть в той или иной степени. Проводятся капитальный или те-
кущий ремонт, строятся новые здания университетов, например, в КазНУ им. аль-
Фараби.  Но  это  можно  сказать  базовый  уровень,  без  которого  собственно  невоз-
можно давать какое-либо образование. 
Второе, что удается в целом в стране и в Алматы – это расширение международ-
ных образовательных связей и информатизация образования. Об этом сказали со-
ответственно 54,3 % и 54,8 % опрошенных. То есть, это уже второй этап, когда наша 
система образования поступательно интегрируется в мировое образовательное про-
странство.  Это  заключается  как  в  научных  контактах,  привлечении  иностранных 
преподавателей, так и в компьютеризации университетов, внедрении Интернет. В 
этом  плане  выдвигается  еще  одно  успешное  направление  –  это  внедрение  новых 
технологий обучения – 51,4 %. Уже не является чем-то из ряда вон выходящим ис-
пользование на лекциях интерактивных досок, дистанционное обучение, интерак-
тивные уроки. 
На этом фоне образовательные реформы пока еще не привели к достаточному 
эффекту  в  плане  воспитания  действительно  интеллектуальной,  культурной,  науч-
ной,  политической  элиты  общества.  Наименее  удовлетворительным  следует  при-
знать уровень воспитания гражданственности и патриотизма, а также систему пе-
реквалификации, повышения квалификации специалистов – около 44 % респон-
дентов. Только 45 % студентов довольны возможностями ВУЗов раскрывать и раз-
вивать творческие, духовные и даже физические возможности личности. О том, что 
реформы в образовании способствуют подготовке квалифицированных специали-
стов, говорят тоже недостаточное число опрошенных (46 %). Приобщение к ценно-
стям культуры выделяют в качестве результата реформ 47 % респондентов. 
Как показывают результаты исследования, студенческая молодежь в большин-
стве случаев обеспечивается чаще только образовательной нагрузкой (таблица 3).
Таблица 3 – Распределение ответов на вопрос: Реформы, проводимые в системе высшего образования
направлены на решение ряда стратегических задач, пожалуйста, отметьте, какие из приоритетных 
задач в системе образования реализуются, а какие нет (по всему массиву, национальность – %).
Да
в том числе
Нет
Затрудня-
юсь 
ответить
Казахи
Русские
Другие
Создание условий для освоения образо-
вательных программ
60, 6
58, 7
65, 3
60, 9
17, 1
22, 2
Развитие творческих, духовных и физи-
ческих возможностей личности
45, 1
42, 1
47, 4
53, 4
31, 6
23, 4
Воспитание гражданственности и па-
триотизма
44, 2
41, 9
52, 6
39, 8
32, 5
23, 4
Приобщение к достижениям культуры
47, 2
44, 7
55, 9
43, 6
31, 0
21, 8
Расширение международных связей
54, 3
50, 8
62, 0
55, 6
21, 5
24, 3
Внедрение новых технологий обучения
51, 4
49, 2
59, 2
48, 1
27, 1
21, 5
Информатизация образования
54, 8
52, 1
61, 0
55, 6
21, 5
23, 7
Подготовка квалифицированных спе-
циалистов
46, 1
43, 7
48, 4
51, 9
29, 4
24, 5
Переобучение и переподготовка кадров
44, 0
41, 5
48, 8
46, 6
28, 3
27, 7

6
Если говорить о национальных закономерностях, то получается следующая кар-
тина. Казахи составляют группу респондентов, которая относительно реже, практи-
чески по всем позициям, проявляет удовлетворенность эффектом реформ в образо-
вании. Здесь значатся не только общие вопросы, касающиеся возможностей освое-
ния образовательных программ – 58,7 %, но даже воспитания гражданственности и 
патриотизма – 41,9 %. Ниже среднего значения у таких направлений как развитие 
творческих, духовных и физических возможностей личности – 42,1 %, приобщение 
к  достижениям  культуры  –  44,7  %  опрошенных  казахов.  Характерно,  что  именно 
среди казахов ниже не только среднего значения, но и отметки в 50 % направления, 
касающиеся внедрения новых технологий обучения – 49,2 %. 
Что касается русских, то у них уровень удовлетворения по всем направлениям 
выше среднего значения по городу. Особо это выражено по созданию условий для 
освоения  образовательных  программ  (65,3  %),  расширения  международных  свя-
зей (62 %), информатизации образования (61 %). Среди русских студентов доля тех, 
кто говорит об эффекте внедрения новых технологий обучения составляет 59 %, что 
почти на 8 % превосходит среднее значение по городу и на 10 % по казахской группе. 
Это  проявление  структуры  студенчества  по  типу  обретаемого  образования.  Неко-
ренные национальности, в особенности русские и славянские группы, чаще полу-
чают инженерные, программистские, технологические специальности, от того они 
чаще имеют с этим дело. Одновременно у русских доля тех, кто удовлетворен тем, 
как  наша  система  готовит  квалифицированных  специалистов  всего  на  2  %  выше 
среднего значения по городу. Из этого следует, что пока основная часть студенче-
ства, как в лице казахов, так и русских не проявляют особого удовлетворения каче-
ством образования. 
Что  касается  других  национальностей,  то  здесь  не  такие  линейные  значения, 
как у казахов, где все показатели ниже среднего значения по городу или у русских, 
у которых, наоборот, все показатели выше. Выше чем значения казахов и русских 
по другим национальностям прослеживается по таким направлениям как развитие 
творческих и иных возможностей – 53,4 %, подготовка квалифицированных специ-
алистов – 51,9 %. Ниже всех у них показатель по воспитанию гражданственности и 
патриотизма – 39,8 %, приобщению к достижениям культуры – 43,6 %, внедрению 
новых технологий обучения – 48,1 %. 
Говоря о различиях в позициях между неработающими и работающими студен-
тами, можно отметить, что последние в целом лучше оценивают те возможности, 
которые предоставляет обучение. Те же, кто учится на освобожденной основе, бо-
лее критичны. 
Так, самые лучшие показатели у работающих студентов по оценке условий для 
освоения образовательных программ – 74,1 % отвечавших. Далее идет информати-
зация образования – 63,2 % и внедрение новых технологий обучения – 62,6 % сту-
дентов  рассматриваемой  категории.  У  обучающихся  студентов  на  освобожденной 
основе все эти показатели заметно ниже: по образовательным программам почти на 
четверть – 57,3 %, по информатизации – примерно на пятую часть – 52,8 %, по тех-
нологиям обучения – на четверть – 48,7 %. 
Значительные расхождения мы можем наблюдать практически по всем показа-
телям. Развитие творческих, духовных и физических возможностей отметили 50,6 
% работающих студентов и 43,7 % неработающих. По воспитанию гражданственно-
сти – соответственно 47 % и 43 %, приобщению к достижениям культуры – 56 % и 44 
%, расширению международных связей – 59% и 53%, подготовке квалифицирован-
ных кадров – 54 % и 44 %, переобучению и переподготовке кадров – 48 % и 42 % сту-

7
дентов. Получается, что в принципе, и та, и другая категория студентов сходится во 
мнении, что хуже всего у нас обстоят дела с культурно-гуманитарным и патриоти-
ческим воспитанием в ВУЗах. В остальных направлениях удается сделать что-либо в 
большей или меньшей степени (таблица 4).
Если говорить о мнении студентов в зависимости от того, где они обучаются, то 
здесь также наблюдается некоторая специфика. Среди учащихся государственных 
ВУЗов чаще оценивают условия для освоения образовательных программ – 63,5 %, 
приобщение к достижениям культуры – 50 %, расширение международных связей – 
55 %. Студенты же частных ВУЗов чаще выделяли возможности образования в пла-
не информатизации учебного процесса – 57 %, внедрения новых технологий – 52 %, 
подготовки и переподготовки специалистов (46 %). Следовательно, в частных ВУ-
Зах материальная база лучше, чем в государственных. В силу этого подготовка спе-
циалистов в частном секторе может быть эффективней. В частных ВУЗах лучше об-
стоят дела с информационными средствами, новыми технологиями. Однако в госу-
дарственных ВУЗах все же учебный процесс заострен на содержательной стороне и 
здесь лучше поставлен воспитательный блок.
Таблица 4 – Распределение ответов на вопрос: Реформы, проводимые в системе высшего образования, 
направлены на решение ряда стратегических задач, пожалуйста, отметьте, какие из приоритетных 
задач в системе образования реализуются, а какие нет (занятость, тип ВУЗа – %)
Только 
учатся
Учатся и 
работают
Государствен-
ные ВУЗы
Частные 
ВУЗы
Создание условий для освоения об-
разовательных программ
57, 3
74, 1
63, 5
57, 3
Развитие творческих, духовных и 
физических возможностей личности
43, 7
50, 6
45, 6
44, 4
Воспитание гражданственности и 
патриотизма
43, 4
47, 1
43, 1
45, 4
Приобщение к достижениям куль-
туры
44, 8
56, 9
50, 5
43, 4
Расширение международных связей
53, 0
59, 2
55, 4
52, 9
Внедрение новых технологий обу-
чения
48, 7
62, 6
50, 1
52, 9
Информатизация образования
52, 8
63, 2
52, 7
57, 3
Подготовка квалифицированных 
специалистов
44, 1
54, 0
45, 9
46, 3
Переобучение и переподготовка ка-
дров
42, 9
48, 9
42, 3
46, 1
Таким  образом,  среди  студенческой  молодежи  высшее  образование  представ-
ляется как один из базовых ресурсов, который призван обеспечить дорогу в жизнь. 
Образование само по себе представляет ценность для молодежи и наблюдающийся 
в настоящее время образовательный бум тому подтверждение. У студенческой мо-
лодежи присутствует «культ образования». 
Реформы в образовании во многом имеют внешний эффект и не достигли пока 
внутреннего качества. Менее пятой части опрошенных высказали полную удовлет-
воренность теми реформами и преобразованиями, которые осуществляются в сфе-
ре  образования.  Есть  основные  атрибуты  зарубежного  образования  –  переход  на 
трехступенчатую  систему  подготовки  специалистов,  внедрение  кредитной  систе-
мы, международная аккредитация и интерактивные методы обучения и др. Однако 
собственно качество специалистов намного отстает от желаемого. Это и отметили 

8
респонденты в ходе опроса. В особенности в государственных вузах они отмечают 
проблемы  перегруженности  преподавателей,  нехватки  литературы  и  социально-
бытовые проблемы.
Следует  отметить,  что  алматинские  студенты  отличаются  повышенным  спро-
сом и критичностью в отношении образования. Студенчество сегодня ориентиро-
вано  на получение качественного образования и как, показывают результаты опро-
са среди молодежи, возрастает спрос на духовность (соблюдение национальных тра-
диций, отношение к религии и др.). Молодежь становится носителем возрождаю-
щегося религиозного и национального сознания – более чем три четверти студен-
тов Алматы относит себя к верующим. Поэтому важным на повестке дня остается 
вопрос об укреплении элементов духовно-культурного капитала и в условиях суще-
ствующей реальности в общественном и экономическом устройстве казахстанско-
го общества следует акцентировать внимание на воспитательную сторону образова-
тельного процесса в стране, обеспечивая подрастающему поколению равные стар-
товые возможности для его успешной социализации. 
Абдрахманова Ботакоз Жетписбаевна
Әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық Университеті
Философия және Саясаттану факультетінің магистранты
АДАМНЫҢ ҚҰНДЫЛЫҚТЫҚ БАҒДАРЛАРЫ ЖҮЙЕСІНДЕГІ РУХАНИ 
ҚҰНДЫЛЫҚТАРДЫҢ ОРНЫ
Әлемдегі,  әлеуметтік  шындықтағы  құбылыстардың  ішкі  Мәнін  анықтауда 
философиялық концепциялар көптеп кездеседі. «Адам мен Әлем» арасындағы қарым 
–  қатынастың  белгілі  бір  деңгейі,  сапасы  қалыптасуы  керек.  Сонда  ғана  Субъект 
пен Объектінің, Субъект пен Субъектінің арасында, басқаша айтсақ, Адам әлемінде 
құндылықтар  жүйесі  толыққанды  қалыптаса  бастайды.  Бұл  үрдіс  Субъектінің, 
яғни  адамның  құбылысты  өзінің  жеке  Мендік  тұрғысынан  бағалауынан  бастала-
ды.  Ал  бағалау  деңгейінен  жетпестен  бұрын  әрбір  жеке  Мен  біршама  сатыларды 
басынан  өткереді,  яғни  қалыптасу,  даму  сатыларын  айтуға  болады.  Осылайша,  ол 
өз тұжырымдарын белгілі бір өлшемдер, ұғымдар, ойлар түрінде жеткізу деңгейіне 
жетеді. Сол арқылы әрбір зат та құбылыс та өзінің сипаттамасына ие болады, таны-
лады, әлеуметтенеді.
Ал, енді философия тарихында құндылықтарды анықтаудың барысында көрініс 
тапқан  бірнеше  ағымдардың  методологиялық  негіздеріне  тоқталып  көрелік.  Мы-
салы,  рационалистік  және  иррационалистік  көзқарастағы  философтардың  бұл 
мәселені түсіндіру, қарастыру деңгейін талдауға тырысып көрелік.
Белгілі иррационалист А. Шопенгауер дүниенің, құндылықтардың терең мәнін 
тек интуиция арқылы ашуға болады, ал сыртқы қатынастардың сырын түсіну үшін 
ақылдың мүмкіндігімен шектелуге болады деген пікірді білдірген [1].
Ф.  Ницше  өзінің  «өмір  философиясында»  адамның  әлемге  жеке  қатынасына 
үлкен мән бере отырып, әлем туралы түсінік – ол субъектінің әлемді интерпретаци-
ялауы деген тұжырымдар жасайды. Оның ойынша дүниенің әр алуан мағынасы мен 
түсіндірмесі бар. Сондықтан да адамзат мистикалық интуиция, миф және адам иллю-
зиясынсыз мәнді (құндылықтарды да) толық қамти алмайды деген ойды ұсынады [2].

9
Ал бұл философтардың методологиялық негіздерімен түбегейлі келіспеген атақты 
немістің ойшылы Г.В.Ф. Гегель өзінің «Рух феноменологиясы» атты шығармасында 
ақиқатты,  яғни  құндылықтарды  интуитивиястік  тұрғыдан  қамтудың  кейбір 
кемшіліктеріне тоқталады. Гегельдін пікірі бойынша, « бұл білімнің жақтаушылары 
өзіндік  сананың  тұманымен  тұмшаланып,  пайымнан  бас  тартып,  оларға  құдай 
тек  түсінде  даналық  жіберетіндей  елестетеді.  Сөйтіп,  олар  іс  жүзінде  оны  ұйқыда 
қабылдайды, жасайды, сондықтан түс көрумен шектеледі» [3].
Әрине  әрбір  философтың  өзі  құдірет  ететін  принциптері  мен  әдістері  болады. 
Гегельдің  рационалистік  негіздегі  дүниетанымы  әлемнің  бәрін  абсолютті  рухқа 
бағындыра  отырып,  материалды  болмыс  пен  рухани  дамудың  жігін  ажыратпай-
ды, оларды бір ғана біртұтас дүниенің екі қыры деп қана алады. Рационалистік әдіс 
–  тәсілмен  қаруланған  зерттеуші  негізінен  зерденің  қабілеті  мен  мүмкіндіктеріне 
сүйенеді. Ал зерде болса өмірде адам үшін ненің пайдалы не болмаса зиян екенін, 
ненін  теріс  немесе  оң  екендігін  саралаумен  болады.Алайда  бұндай  саралаудың 
ауқымы  тар,  шамасы  шектеулі  екенін  аңғарамыз.  Егер  рационалистік  негіз  − 
барлық мәселелердің даусыз шешімін тауып беріп, адамдар тек осыған арқа сүйеп 
өмір  сүретін  болса,  онда  адамзаттың  тарихы  мүлдем  өзге  пішінде  болар  еді  деген 
пікірдемін.Сондықтан  да,  дүниедегі  құндылықтарды  анықтауда  тек  қана  зерделік, 
пайымдық  мүмкіндіктермен  шектеулуге  болмайды,  адамның  шексіз  потенциясы 
болып есептелетін интуицияның да күш-қуатын пайдаланғанымаз да орынды болар 
деп ойлаймын. Ғаламдық ырғақпен үйлесімді болуды көксеген тақуалық тәжірибе 
де сыңаржақты болып келеді. Өйткені, адамының шынайы рухани дамуы қоғамдық 
орта мен әлеуметтік қатынастарда. Ал жеке, оңаша тіршілікті дамуға жетелейді деп 
айту қиын.
Дегенмен де құндылықтар әлеміне методологиялық негіз бола алатын принципті, 
әдісті философия тарихындағы бір ағыммен ғана байланыстыра алмаймыз. Себебі 
көптеген бағыттар бөл мақсатта өзіндік талпыныс, әрекеттер жасаған болатын. Мы-
салы,  герменевтикалық  әдіс  «тарихи  оқиғалардың,  құбылыстардың,  мәтіндердің 
мағынасын қазіргі кезеңге сай концептуалды − сыни тұрғыдан ашуға тырысу керек» 
– деген тұжырымға сүйенеді [4]. Бұл жерде герменевтиканың өзіндік ұмтылысы – 
өткен мен қазіргі кезеңді біртұтас дүние ретінде қарастыруында болып тұр.
Гадамер  герменевтиканы  қазіргі  заманның  универсальды  (әмбебеп)  филосо-
фиясы деп атайды. Бізді қоршаған ортаны қалай түсінуге болады? Болмыс ақиқаты 
қандай  түрде  көрініс  береді?  Осылайша,  осы  мәселелерге  философия  жауап  бере 
алатын  болса,  онда  ол  құндылықтар  болмысына,  табиғатына  жауап  бере  ала-
ды.  Гадамердің  пайымдауы  бойынша,  құндылықтарды  түсіну  үшін,  жеке  адамды, 
халықты, мемлекетті түсініп, олардың қалыптасу тарихына үңілу қажет. Сонда ғана 
Ақиқаттың сырын ашудың кілтін, яғни тиімді әдісін табамыз.Гадамердің филосо-
фиясында ғылым мен білім утилитарлық, пайда мен тиімділікті көздеу деңгейінде 
қалмау керек делінген. Сондықтан да, адам рухани тіршілік иесі болғандықтан жал-
пы адамзатқа тән құндылықтар мен мүдделер, мақсаттар мен бағдарлар ауқымында 
қызмет  етуі  тиіс,  сол  адамзатқа  ортақ  мәселелердің  шешімін  табу  жайлы  ойлануы 
керек.  Гадамердің  ойынша,  тек  қана  философия  адамзаттың  алдында  моральді 
және әлеуметтік тұрғыда жауапты. Ал М. Хайдеггер өзінің «Болмыс пен уақыт» де-
ген  шығармасында  болмысты  (ондағы  құндылықтарды),  ақиқатты  және  тарихты 
(ондағы  құндылықтарды)  абсолюттік  уақыт  тұрғысынан  қарастырады.  Ол  бәріне 
(ақиқатқа да, болмысқа да) уақыт төреші дегенді білдіреді. [5].
Кеңестік философияда құндылықтар мәселесін зерттеуде өзінің орасан зор үлесін 
грузин  мектебі  қосты  леп  айта  аламыз  (Н.З.  Чавчакадзе  жән  т.б.).  Олар  негізінен 
өздерінің  құндылықтарды  зерттеудегі  методологиясын  философиялық  антрополо-

10
гия  және  мәдениет  философиясы  арқылы  қалыптастырды.Олар  құндылықтардың 
әлеуметтік болмыста бар екенін мойындап қана қоймай, олардың арасында өзіндік 
иерерхия орнайтындығын және оларды бір – бірімен салыстыруға болатындығына 
назар аударады.
«Мәдениет  философиясының  мақсаты,  –  дейді  Н.З.  Чавчакадзе,  –  адам 
қалыптасуы  үшін  мәдениеттің  мағынасын,  маңызын  және  құндылығын  түсіну» 
[6].  Бұл  жерде  философ  негізінен  аксиологиялық  жүйеде  адам  негізгі  субъект  бо-
лып  қалатынына  меңзейді.  Әрине,  адамның  негізгі  рөлді  тек  қана  тарихта  ғана 
емес,  құндылықтар  әлемінде  де  атқаратынына  күмән  жоқ.  Мысалы,  сол  рөлді 
ол  субъект  ретінде  қалай  атқаруы  керек?  Жалпы  «  Өмір  деген  не?»  «Ақиқат  деген 
не?» деген сұрақтар ғасырдан ғасырға жалғасып келеді. Бұл философияның негізгі 
проблемаларының қатарындағы нәрселер.
«Ақиқат,  –  деп  жазады  Қ.  Әбішев,  –  адамның  әлеммен  тек  керек  зат,  пай-
далы  зат  ретінде  қатынас  жасамай,  әлемді  өзінің  өмірлік  аясындай,  өзінің  туған 
бірлігін,  сәйкестігін,  сол  сәйкестіктің  жаңа  бір  формаларын  жасауға  бағытталған 
қызметінде ғана оның тек дүниенің бейнесі ғана емес, сол дүниедегі адаманың өмір 
кешу жолы, оның жүру жолы болады. Бұл ақиқат онда бар нәрсенің қандай екенін 
ғана көрсетпейді, сонымен қатар болуға тиістіні де көрсетеді.Болуға тиісті нәрсе − 
тәртіп,  қатынас,  болмыстық  формалар.  Олардың  ақиқттылығы  өзінің  көрсететін 
объектісімен сәйкестілік жағынан ғана емес, ең алдымен, ең бастысы, ақиқат өмір 
жолы болу, әлемнің ішкі сәйкестігін бұзбау, соны қайта жандандырып, егер бұзылып 
жатса, қалпына келтіріп, нығайтып, бекітіп отыру.» [7].
Әрбір  құбылыстың  өзіндік  құрылымы  басқа  болмыстың  элменттерімен  байла-
нысы, қатынасы болады. Осы тұрғыдын алғанда құндылықтар жүйесіне де әр түрлі 
сипаттамалар  беріліп,  оның  құрылымдық  негіздерін  анықтауға  түрлі  талпыны-
стар  жасалынуда.  Олардың  ішінде  қайсысы  Ақиқатқа  сәйкес  келетіндігін  әлемдік 
тәжірибе көрсете жатар.
Кант  алғашқылардың  бірі  болып  философияның  нағыз  айналысатын  мәселесі 
құндылықтар екенін атап өткен болатын. Сөйтіп, И. Кант құндылықтарды − ерік пен 
жігерге бағынған талаптар; адам алдындағы мақсаттар деп түсінеді. Ал Гегель болса 
құндылықтарды екі үлкен топқа бөледі − экономикалық және рухани құндылықтар 
деп.  Бірінші  құндылықтарға  негізінен  тауарларды  жатқызады.  Ал  тауарлардың 
маңыздылығы олардың құндылығында, ерекшк қасиеттерінде емес, ол адамдардың 
сұраныстары мен қажеттіліктеріне байланысты анықталады, яғни үнемі салыстыр-
малы қасиетке ие құбылымтар деп бағалайды [8]. 
Екінші  топқа  жатқызған  құндылықтарды  рухтың  еркіндігімен  бірге  байланы-
стырады. Ол «барлық құндылық пен маңыздылыққа ие болған нәрселер өз табиғаты 
бойынша рухани», – болып есептеледі деген ойды келтіреді [9].
Жалпы әлемдегі құбылыстарға адамның құндылықтық қатынасы екі түрлі фор-
мада  көрініс  береді  деуге  болады  −  «нәрселік  құндылықтар»  және  «субъектілік 
құндылықтар».  Алғашқы  айтылған  құндылықтарға  адамды  қоршаған  табиға  орта-
сы  мен  өз  қолымен  жасаған  туындылары  (  материалдық  және  рухани)  жата-
ды.  «Субъектілік  құндылықтарға»  −  әртүрлі  нормаларды  танытатын  принцип-
тер,  ұстанымдар,  талаптар,  бағалаулар,  шектеулер,  ділдік  ерекшеліктер  және  т.б. 
жатқызамыз.
Құндылықтар  негізінен  адам  арқылы  анықталатындықтан  және  олар  адам 
үшін,  оның  дамуы,  жетілуі  үшін  қажет  болғандықтан  әлеуметтік  сипатқа  ие  бола-
ды. Сондықтан да, адамның әрекетінсіз, әлеуметтік практикасынсыз ешбір құбылыс 
құндылықтық  маңызға  дейін  көтеріле  алмайды.  «Талғам  туралы  таласпайды»,  – 
дейді  ғой,  осы  сөзден  –  ақ  құндылықтар  жүйесін,  иерархиясын  қалыптастыруда 

11
адамдардың сан алуан түрге бөлінетіндігін көреміз. Сондықтан да, әрбір субъектінің 
өзіндік  құндылықтар  жүйесі  болғандығы  жалпы  ғаламның  көптүрлілігіне  сәйкес 
келеді  және  еркіндік  заңдылығының  адам  үшін  маңыздылығын  танытады.  «Қарға 
баласын  аппағым»,  –  дейді,  «Кірпі  баласын  жұмсағым»  –  дейді.  Ләйліні  тек 
Мәжнүннің көзімен көріп қана жүрегімен шынайы сүйе білуге болады (естен танып, 
құлап қалардай).
Ақиқатқа деген ұмтылыс, даналыққа деген құштарлық −  әрбір тарихи дәуірде 
алып  тұлғаларды  туғызды.  «Дәуір  алыптарды  қажет  етті,  сондықтан  алытар  апй-
да  болды»-  деген  екен  ойшылдар.  Дегенмен  де,  кез  келген  ойшылдың  мүмкіндігі, 
еркіндігі оның өз дәуірінің көкжиегімен, жеке басының рухани дамуының деңгейімен 
шектеліп отырғандығын ескеріп отыру да қажет шығар деген пікірге қосыламын.
Рухани құндылықтардың ұғымдары көп. Айта кететін жайт, бұл құбылыстардың 
қайнар  көздері  «жан»,  «мәдениет»,  «адам»  деген  сияқты  категориялармен  аста-
сып  жатады.Сондықтан  рухани  құбылыстарды  −  адамның  шынайы  болмысының 
нығаюына игілікті түрде әсер ететін, оның тұлғалық дамуына зор үлес беретін, оның 
шығармашылығын паш ететін мүмкіндіктерін ашатын Ақиқаттың бір ерекше нұрлы 
құбылысы деп айтуға әбден болады деп санаймын. Рухани құндылықтардың матери-
алды құндылықтардан бір айырмашылығы әрбір жанның ішкі потенциалын ашуға 
көмектеседі, жалпы рухани үйлесімділікке қызмет етеді. Ол әлеуметтік дүниедегі бо-
латын әділетсіздік пен үйлесімсіздікті күшпен емес, ыстық ықыласпен, жүрек жы-
луымен түзеуге тырысады. Сондықтан оларды Зердемен, Логикамен түсіндіріп беру 
мүмкін емес /10/.
Жер  бетіндегі  адамдарды  біріктіруші  күш  ретінде  қызмет  атқаратын  жоғарғы 
рухани  құндылық  −  Махаббат  деп  аталады.  Аталмыш  құндылықтың  негізінде  жас 
жұбайлар отбасын құрып жатса, бұл оның табиғи деңгейін құрайды. Адамның ба-
ласына, ата- анасына, бауырлары мен қандастарына деген махаббаты туысқандық 
деңейін білдіреді. Ал рухани махаббатқа адамның жалпы Әлемге, тіршілік Иелерінің 
бәріне, Табиғатқа, өзінің таза іс-әрекетіне, еңбегіне деген ықыласы жатады. Міне бұл 
деңгей − рухани дамудың биігіне көтерілген, Үміт пен Сенімді рухани құндылықтар 
еткен адамдарға ғана тән нәрсе [11].
Жалпы  ұлттық  қауіпсіздіктің  қайнар  көзі  болатын  Қазақтан  халқының  рухани 
бірлігі мәселесі осы рухани құндылықтар құбылысымен астасып жатады.Сондықтан 
да әлеуметтік дамудың әр түрлі сатысында халықтар болса да, біріктіретін бір кере-
мет күш руханилық болып қала бермек.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал