Археологические памятники каменного века на территории Казахстана.
На территории Казахстана есть множество памятников каменного века.Так как Прошло много времени с той эпохи, большинством находок являются лишь каменные орудия труда и остатки жилищ с мест стоянок древних людей. Каменный век делится на 3 эпохи: Палеолит, Неолит и Энеолит. Так как люди со временем расселялись с юга на север, большинство стоянок времён палеолита находится на юге Казахстана. Характерной чертой памятников каменного века являются находки каменных орудий труда.
Ранний палеолит
1) Южный Казахстан: Бориказган, Танирказган, Шабакты – найдено 5 тыс. орудий из кремния; Казангап - найдено 300 орудий; Карасу – найдено 15 тыс. каменных изделий.
2) Центральный Казахстан: Семизбугы – в Северном Прибалхашье найдено 1611 каменных орудий труда; Кудайколь, Жаманайбат, Космола.
3) Восточный Казахстан: Канай – в верховьях Иртыша; Козыбай.
4) Западный Казахстан: Шабактысай, Сарытас.
Средний палеолит-
1)Ю.К.: Токалы- в районе хребта Каратау,Кызылрысбек-южнее озера Акколь; стоянка имени Чокана Уалиханова; Ушбулак
2) Ц.К.: Обалысай; Музбель ; Батпак
3) В.К.: Канай, Бодене,КЫзылсу.
4) З.К.: Онижек,Аккыр,Кумакаш;
Поздний палеолит.
1)Ю.К.: Ачисайская стоянка, Усектас, Соркуль.
2) Ц.К.: Батпак 8- найдены крупные пластины,наконечник дротика,скребло
3)З.К.:- Акыр,Шакпаката,Онижек;
4)В.К.: Шульбинка- найдено 5000 орудий труда;
Свинчатка, Пещеры;Новоникольский, Канай;
Мезолит
1)С.К.: Мичурин,,Дачная, Евгеньевка, Дузбай,Селетин, Ерейментау, Екибастуз
2) Ц.К.: Акимбек, Караганда.
Неолит
1)Ю.К.: Саксаульская - найдены кварцитовые наконечники стрел, мелкие каменные изделия, керамические сосуды;Караунгур; Каракудык,ушбулак
2) Ц.К.: Каратургай, Коскудык, Ыргыз,Батпак.
3)В.К.: Нарын,Кызылсу,Сатшыкыз.
Хозяйство и быт на территории древнего Казахстана
Палеолит - это эпоха собирательства и охота играла ведущую роль, что хорошо характеризовало их быт. После вымирания крупных животных, охотничьи орудия получили новый толчок развития для охоты на мелкую дичь, что произошло в эпоху мезолита. Социальный строй в эпоху палеолита - первобытное стадо. Естественное разделение труда получило дальнейшее развитие: мужчины - охотники; женщины - собиратели; дети и старики помогали трудоспособным сородичам. В позднем палеолите люди продолжали жить в пещерах, но на ряду с тем начали строить искусственные сооружения: наземные и землянки. В эпоху неолита у населения Казахстана существовала материнская родовая община, характерной чертой которой является коллективный труд и общественная собственность на средства производства. В эпоху энеолита матриархат исчез и остались патриархальные родовые общины. К верхнему палеолиту относятся первые захоронения людей, что говорит о зарождении религии.
Техника древнейшей металлообработки на территории Казахстана.
Использовать металлы на территории Казахстана начали в 3 тысячелетии до н.э. в эпоху энеолита. Внедрение металла в производство резко повысила производительность труда. Первым металлом была бронза, но она не встречается в природе в чистом виде. Бронза - это сплав меди и олова. Олово - это достаточно редкий металл, поэтому большинство сплавов бронзы являлись мышьяковыми. Из поколения в поколения передавались опыт и знания. Медь стала первым металлом, внедренным в производительное хозяйство. Вначале люди использовали самородную медь. Постепенно древние люди научились выплавлять из самородной меди мелкие предметы: иглы, наконечники стрел, медные пластинки. В эпоху бронзы они стали выплавлять медь из смешанной руды. Древние металлурги и рудокопы добывали руду только с богатым содержанием меди и олова. Руду добывали методом «огневой проходки» и «кайлованием», в зависимости от плотности породы. Метод «огневой проходки» использовали при разработке твердых пород руды: рудную массу разогревали костром, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, раскалывалась. «Кайлованием» пользовались, когда добывали руду из рыхлых пород и работали каменными отбойниками и молотками. После чего руду измельчали каменными топорами и затем уже плавили в специальной печи. Готовый сплав размещали в формы из камня или глины и получали необходимый предмет. В зависимости от того, для каких целей использовался получаемый предмет, делали различный количественный состав сплава меди и олова. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения
Ботайская Культура северного Казахстана
Ботайская культура - культура энеолита (3700-3100 гг до н.э) на территории северного Казахстана. Названа в честь села Ботай. Ботайцы в основном использовали камень, кости и глину в качестве материалов, занимались коневодством, охотой и рыболовством, также использовали керамическую посуду. Они имели развитую индустрию каменных орудий и резьбы по кости. Также с ботайцами связывают одомашнивание лошади 5500 лет назад. Судя по найденным черепам, они принадлежали древнеуральской расе и имели европеоидные черты лица. Ботайская культура была открыта в 1981 году вследствие экспедиции под руководством Виктора Зайберта. Они обнаружили остатки поселения из 158 жилищ площадью 15 га.
Степная зона - один из центров развития древнейшего колесного транспорта
Развитие колесного транспорта начинается с одомашнивания лошади примерно 5 тысяч лет назад. Они использовались в основным как тягловое или ездовое животное, но спустя некоторое время, на территории ближнего востока их начали запрягать в боевые колесницы.
В своем развитии колесо прошло три этапа: монолитный, который сменился трехчастным композитным, а позже появилось новое колесо со спицами. Двухколесные повозки были известны на ближнем востоке еще с 2 тысячелетия до н.э. но вопрос упряжки лошадей остается открытым. Ученые предполагают, что контакты между социальной элитой ближнего востока и кочевниками евразийской степи привело к изобретению колесницы - совмещению боевой повозки и лошади как упряжного животного. Произошло это между 23 и 20 веками до н.э. На территории южного Урала и северного Казахстана в 70-е годы 20 века были найдены 25 колесниц, датированные бронзовым веком. Позже была найдена самая древняя колесница этого времени, радиоуглеродный анализ датировал 2026 г. до н.э. Ещё одним важным свидетельством использования колесниц являются найденные псалии.
Колесницы дальше применялись в военных и ритуальных сферах. Ими продолжали пользоваться в древнем Египте, Греции, Риме, Индии.
Проблема происхождения культур эпохи бронзы на территории Казахстана
К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племен на восток и запад. Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии. Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.
Предпосылки возникновения кочевничества: природно географический и социо-культурный факторы
Существует комплекс причин, способствовавших возникновению кочевого скотоводства в евразийских степях. Полагается, что этот переход является следствием действия различных факторов. Появление кочевого скотоводческого хозяйства произошло под воздействием аридизации — природно-географического фактора, вызывающего деградацию земледелия и потребность в освоении территорий, удаленных от рек и водоемов. В евразийских степях определяющее влияние на переход к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Лошадь помогала беречь другой скот, отвоевывать его у других и даже облегчала им доступ к траве, разбивая своими копытами снежный покров. Одним из социокультурных факторов возникновения кочевничества является одомашнивание животных и развитие скотоводческого хозяйства, накопление знаний о содержании, выпасе и использовании скота.
Возрастание значения и роли скотоводства на территории Казахстана
Около трех тысяч лет назад на территории нашей страны произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима – суровой и длительной, лето – коротким и жарким. В этих условиях становилось все труднее заниматься земледелием. Урожаи не успевали созревать и люди не могли сделать необходимые запасы продуктов. Поэтому древние жители больше внимания стали уделять скотоводству. Поселения превращались в зимовки скотоводов, земледелие стало нести вспомогательную роль. Люди все больше стали держать скот, способный круглый год находиться на подножном корму, тебеневать, т. е. добывать из-под снега корм. Такими животными были лошади и овцы.
Пастушеские племена в течение многих столетий сохраняли придомное скотоводство. Земля и скот принадлежали родовым объединениям и племенным общинам. С увеличением количества стад скот быстро вытаптывал траву, тогда скотоводы, объединяясь, перегоняли его на новые места. Так развивалось полукочевое скотоводство. При нем женщины и дети жили в поселении, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбища. Осенью они возвращались. Постепенно из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству.
Взаимоотношение саков и с державой Ахеменидов
Известны войны саков с персами. В источниках, например, освещается борьба Кира с сакской царицей Томирис. С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519—518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Античный автор Полиэн пишет, что Дарий во главе огромного войска вступил в земли саков. В безводной пустыне войско едва не погибло, Дарию удалось спасти армию, но в целом поход был неудачным. Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях. Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии
Племенной союз сарматов
В состав племенного союза сарматов входили племена: роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Племенной союз сарматов занимал районы Западного Казахстана. Термин «сармат» употребляется в античных источниках с III в. до н.э. В основном сведения греческих и римских авторов — Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.
Сарматское племя — роксоланы уже в I в. до н.э. достигли границ Мидии. Вслед за ними шло другое племя аланов, населявших территорию севернее Аральского моря. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну, они достигают Испании.
В конце II в. до н.э. роксоланы выступают на стороне скифов в их войне с Диафантом, полководцем понтийского царя Митридата.
В I в. до н.э. сарматы в союзе с Митридатом ведут войну с Римом.
В 49 г. до н.э.римляне вместе с другим сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя — сираков, союзников босфорского царя.
11. Проблема происхождения и этнической истории сюнну
Восточный и западный научный мир уже более 200 лет обсуждает вопрос о том, являются ли родственными кочевая народность сюнну и кочевое племя гунны. На сегодняшний день, явно преобладают сторонники теории родственности. Но если тщательно разобраться, нетрудно обнаружить, что все соответствующие аргументы в равной степени не совсем продуманы, поэтому на их основании трудно сделать заключение о родственности сюнну и гуннов. Главный аргумент сторонников теории родственности является то, что слова «сюнну» и «гунны» звучат одинаково. К тому же еще до переселения гуннов на запад, в Европе уже использовали слова «гунны» или близкое к произношение слово сюнну, упоминаемых в китайских летописях. Например В трудах Дионисия и Плинея упоминаются созвучные названия ‘гунны’ и ‘сюны’ но является ли это точным доказательством до сих пор не известно. Потому что в данных историков того века присутствуют разногласия к примеру в истории Пления говориться что «сюнну» златовласые с голубыми глазами. Сторонники теории родственности, конечно, так же понимают, что одного лишь названия недостаточно, чтобы делать вывод о родственности сюнну и гуннов. В то же время они прилагают усилия к поиску путей, по которым шло переселение сюнну на запад. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей, они заявили, что этот путь можно местами проследить по китайским летописям. Но и в этом предположение слишком много несостыковок. Но и есть вполне обоснованные факты к примеру при раскопках в бассейне Волги, в Крыму и т. д. найдены нефритовые мечи, луки и стрелы ханьского образца, ханьские зеркала, шелк и котлы, которые были у сюнну были принесены в ходе миграции, нельзя исключать того что нефритовые мечи и прочее были принесены в Европу не гуннами, а другими племенами в процессе переселения на запад потому что по пути в Европы мигрировали не только гунны. Доказательства родства сюнну и гуннов является доказательство принадлежности их к одной расе но сюнну и гунны — это огромные объединения народностей или племен, расовый состав которых сложен. В их состав, вероятно, входили народности или племена различных рас. Поэтому когда говорят, что сюнну или гунны принадлежат к какой-то одной расе, то имеют в виду, что к этой расе принадлежал их костяк, т. е. народность или племя, занимающее в объединении ведущее место или играющее доминирующую роль. Подводя итоги я могу скачать что из всего вышесказанного следует, что хотя гунны и сюнну имеют одинаковые названия, они не обязательно родственны. Похоже, что истоки гуннов происходят из других мест. Я считаю, что гунны это, возможно, мигрировавшие на запад племена Xiahbei, включавшие также несколько племен, изначально входивших в состав сюнну. Тут появляется вопрос. Если гунны не сюнну, то почему у них одинаковые названия? Существует всего два вероятных объяснения. Первое. Сюнну захватили север пустыни и господствовали там более 300 лет. Их авторитет (молва о них?) распространился через степь повсюду. Европейцы издавна слышали, что на Монгольском плато есть кочевое племя всадников под названием сюнну. Вдруг мощная кавалерия приходит с востока, их тут же окрестили гуннами. Второе. Будучи на Монгольском плато все гуннские племена сохраняли в большей или меньшей степени политические или кровные связи с сюнну. Поэтому когда они жили в прежних местах, их часто принимали за сюнну.
12 Этнополитические объединения усуней Семиречья и Тянь-Шаня
Уйсуни, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н. э. (около 160-170-х гг. до н. э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней – Чигучен (город Красной долины) – располагалась на берегу озера Иссык-Куль. Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуни говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек), его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь, государство уйсуней, насчитывающее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Китайцы называли государство уйсунов Усунь-го. Уйсуни вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и гуннами. Название уйсун встречается в китайских источниках со II века до н. э. (в сочинениях китайского историка Сыма-Цянь). По легенде, записанной Сыма-Цянь, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов.
13. Ранний железный век в Казахстане
Широкое использование железа племенами, населявшими территорию Древнего Казахстана, началось в VIII–VII вв. до н. э. В эпоху железа произошло рост населения, дальние перекочевки со скотом привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее. Роды начали объединяться в племена, а племена – в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. В раннем железном веке завершилось формирование кочевого скотоводческого хозяйства. Одна из главных причин появления кочевого скотоводства – изменение климата. Потепление и осушение климата, учащение засух мешало земледелию. Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок. Это еще одна из причин перехода к кочевому скотоводству. Средства к существованию кочевники используя кочевое скотоводство, торговля, наемный труд и военные завоевания. Поскольку животным необходимы новые пастбища, скотоводы вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Жилища у кочевников были в виде разборных легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Юрта у кочевников была очень простой и удобной. Она была удобной для кочевания зимой кочевники жили в кирпичных или в каменных домах. В центре юрты был очаг, кочевники считали его святым и оберегали. Недалеко от поселка было родовое кладбище. Посуда была из (дерево, кожа). Одежда и обувь шились из кожи, шерсти и меха. Кочевание имело свои особенности. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Жетысу полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес оседлое земледельческое хозяйство.
14. Историко-культурное наследие Кангюй.
Кангюи III веке до н. э. жили в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау (Южный Казахстан). Столица кангюев – город Битянь – стояла на среднем течение Сырдарьи не далеко от Туркестана. Кангюи были европеоиды. Первые сведения о кангюях встречаются с III – II в. до н. э. в китайских источниках Цянь Ханьшу и («Исторические записки») Сыма Цяня. Сведения кангюев есть в книге иранцев «Авеста», где оно названо Канха . Кангюи граничили на юге с Китаем и уйсунами, на севере – с сарматами и аланами. Численность кангюев составляла около 600 тыс. человек (во время военных действий могли выставить до 120 тыс. воинов). Во главе государства - великий хан, власть передавалась по наследству. В управлении страной ему помогали три визиря, на местах – пять малых ханов. Китайские послы сообщали, что у кангюев существовали письменные сборники законов. Государство кангюев поддерживало экономические, политические и культурные отношения с Китаем, Римом, Кушанским царством. Выгодное географическое положение позволяло кангюям осуществлять контроль над Великим Шелковым путем от Ферганы до Приаралья. Доказательством разнообразных торговых связей кангюев с другими государствами являются различные монеты и изделия, обнаруженные в ходе археологических раскопок. В ходе археологических раскопок в Присырдарьинском регионе было обнаружено 1300 монет, датируемых III – IV веками. Канглы вели войны с уйсунами и гуннами и сумели подчинить себе Бухару, Хорезм и некоторые области Средней Азии. Между кангюями и уйсунами междоусобные войны начались в I в. до н. э. В 46–36 гг. до н. э. кангюи, заключив военный союз с гуннами, совместно участвовали в походах против Китая.
15. Образование, структура и политическая история Тюркского каганата.
Тюркский каганат (552-603) занимал территорию, с востока Алтая до Каспийского моря. Господство каганата распространялось на территории: Китаем до Персией (Ираном). Основное население каганата представляли тюркоязычные племена теле – общее название многих тюркских племен в состав населения Тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны. Первоначально тюрки зависели от жужаней во главе которых стоял анагуй. К 552 г во главе тюрков стоял бумын каган который смог объединить основную часть тюркоязычных племен разгромив жужаней и обрел титул "Ел хан". Тюркский каганат обретает господство в Центральной Азии (570-80)г начиная с прихода Мукана Кагана. С рассветом государства каганата ведет активную военную политику и захватывает обширные территории современной центральной азии.Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротивления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. Государство делилось на центрально, правое левое крыло, Каган(верховный правитель) из рода Ашина, заместитель кагана ябгу, улуг глава администрации, тудуны сборщики дани, беки главы родов. В 568 году был подписан торгово-дипломатический союз против Персии (Иран). Тюркский каганат соперничал с Персией за наследство эфталитов. Персия (Иран) платила дань тюркам в размере 40 тысяч золотом. Тюркский каганат, занимавший огромную территорию, не смог превратиться в единое централизованное государство. Его ослабляла постоянная жестокая междоусобная война за власть внутри государства, которая началась в 581 г. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрок. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался в 603 году на две части – Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.
16.Западно-тюркский каганат (народ ”десяти стрел”): образование, территория, этнический состав.
В 603 г Тюркский каганат в результате междоусобиц и конфликтов с соседями распался на Западный и Восточный каганаты.
Западно-тюркский каганат занимал территорию юго-востоке, начиная от рек Или и Шу на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей каганата и зимней ставкой каганата был город Суяб, расположенный на берегу реки Шу. Летняя ставка находилась в местности Мынбулак (Жамбылская область)
В 630 году различные племена, входившие в состав каганата, начали между собой борьбу за господствующее положение в государстве. В результате одной из таких междоусобиц в 634 году при поддержке племен нушиби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он ввел систему управления государством «он ок будун». В каждом владении каганата имелось десять туменов по 10 тысяч воинов. Этнический состав каганата состояли “десять племен” (он ок будун), которые проживали от восточных предгорий Каратау до Джунгарии. В их составе были: тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.
17. Арабо-китайское противостояние в Жетысу и Южном Казахстане.
В июне 751 года на реке Талас произошла битва между войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата, с одной стороны, и танского Китая – с другой. Причем столкновение сразу нескольких культур вошло в историю не только как борьба за контроль над Центральной Азией. Это сражение остановило танскую экспансию на Запад.
Исход битвы определял какая из двух культур, мусульманская или китайская(конфуцианская) будут доминировать в регионе в последующие столетия
Несмотря на сопротивление тюкских народов арабам, ислам в результате Таласской битвы все-таки утвердился в регионе Центральной Азии. И оставил свой отпечаток в развитии тюркского искусства, в частности, в городской культуре и градостроительстве.
Четверо суток никто из них не решался начать сражение. Причина была в том, что арабы ожидали подкрепления от союзных им тюрков и согдийцев, как и танский Китай ожидал конницы от других тюрков – карлуков. Гао Сяньчжи верил, что они ему помогут, поскольку буквально два года назад он взял Шаш (Ташкент) и казнил его правителя – противника карлуков. Однако события складывались не в пользу Гао.
В решительный момент конница карлуков восстала против танской армии и перешла на сторону арабов, из-за того что танский Китай, стремившийся к гегемонии в соседней Центральной Азии, стал врагом местных тюрков.
В результате китайское войско было разбито, мусульмане убили 50 000 и взяли в плен около 20 000; остальные бежали в Син.
18. Политическая история государства карлуков: образование, взаимоотношения с соседними племенами и государствами.
согласно «родословной туркмен», древние карлуки ведут свое происхождение от той части войска Огуз-хана, которое застряло в снегопаде, за что и получило прозвище карлык (гарлык) - люди в снегу. карлуки входили в число илей, которые не были прямыми потомками огуз-хана.
племена карлуков входили в состав тюркского каганата и по сути их называли древними тюрками. первоначально они занимали территории между алтаем и восточным побережьем озера балхаш. занимались кочевым скотоводством, охотой, постепенно переходили к оседлому земледелию. разговаривали на карлукско-уйгурском языке. первоначально карлукский племенной союз состоял из трех крупных племен, среди которых самым многочисленным было племя чигил. предками современных узбеков и уйгуров являются в частности и карлуки. они относились к европеоидному антропологическому типу. масуди отмечал, указывая на карлуков, что они красивые по виду, высокие ростом и приятные лицом. карлуки сыграли большую роль в судьбе народов Средней Азии, среди которых растворились в позднем средневековье, оставив целый ряд этнонимов и топонимов.возвышение племени началось после распада Тюркского каганата (тюркские правители кашгарии в 940 году захватили город баласагун и каганат был разгромлен.)
правителей карлуков называли «ябгу» или «джабгу». изначально ставка джабгу находилась в городе Суяб (на реке Чу), но в 940 году была перенесена в город Койлык в долине реки Или. в настоящее время вблизи города находится современное село Койлык, расположенное на севере нынешней Алматинской области Казахстана.
19. Государство сырдарьинских ябгу.Амирлан
Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари (XI в.), первоначально они состояли из 24 племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими привилегиями. В каждую 'из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Тесные контакты огузов с соседними тюркоя-зычными племенами и народностями — карлуками, печенегами, башкирами, кимеками, кыпчаками — способствовали все большему их сближению.
В X в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший на стыке важных
караванных путей,ведших в Среднюю Азию, Восточную Европу и Центральную Азию. Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей — кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов проводились на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши».Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с земледельческими оазисами Мавераннахра, Хорезма и Семиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправляли ко двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам.Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кипчакских племен. Значительная масса огузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками в середине XI в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи,Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов.
20. Караханиды на территории средневекового Казахстана.
В середине Х века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун.В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огузов, канлов, уйсунов и другие тюркоязычные племена.В создании государства большую роль сыграло племя карлуков.Также правители избирались из племен ягма и жикил.Главная власть(или верховная) находилась в руках кагана,она передавалась по наследству.К представителям знати относились потомки кагана-тегины,илик-ханы,беки,нукеры.Ставкой кагана называлось ордой.Система общественного строя у Караханидов была более развитой чем у предшественников,с феодальным укладом.Это видно по видам землевладения, системе сбора налогов,социальному неравноправию.Также,были разновидности землевладений и это была икта-земельный надел,земледельцев называли иктадами.Также,земельные владения с религиозными учреждениями назывались вакуфы.Основателем государства был Сатук Богра-хан(915-955 гг),который в 942 году одержал победу на родственниками,в результате чего было создано государство Караханидов.После смерти Сатук Богра-хана в 955 году к власти пришел его сын Муса.Для того чтобы укрепить свою власть он в 960 г объявил ислам государственной религией.Это было впервые что ислам стал государственной религией на территории Казахстана.Столицей стал Кашгар.Однако второй сын Сатуг Богра хана Сулейман-илик,правитель Баласагуна обьявил себя каганом.А после смерти Мусы титул каган перешел к Али Арслану(960-990 гг).И вот с этого времени власть переходило из рук в рук у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана.Государство Караханидов в 30-е годы XI в разделилось на два владения-Восточное и Западное.Территорией Восточного ханства являлось Жетысу и Восточный Казахстан,столицией был город Орда,поздее-Кашгар.К Запалному ханству относился Мавераннахр.Столицией был Узген,позднее-Самарканд.Между двумя государствами часто происходили междусобийцы.Вследствие,чего сельджукский султан Малик-шах в 1049 г захватил столицу Самарканд,а после Караханиды приняли зависимость сельджуков.В 1141 г войско Каракитаев вблизи города Самарканд разгоромили войско сельджуков и Караханидов.Государство Караханидов попало в зависимость от Каракитаев,они должны были собирать налоги и отдавать Каракитаю.В это время в 1210 г государство Каракитаев потерпело поражение от государство Хорезма.А в в 1212 г хорезм-шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов.Таким образом,Караханидское государство существовало в период с 942 по 1212 гг.
21.Распространение политической гегемонии кыпчаков на территории Казахстана. После падения Кимакского каганата власть перешла к кыпчакам. Став преемниками кимаков, кыпчаки установили свою гегемонию на территории от Иртыша до Волги. Так на территории Казахстана возникло новое сильное государство — Кыпчакское ханство. В начале XI века кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI — Хlll веках кыпчаки были самыми многочисленными племенами из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Антропологический тип кыпчаков относится к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.
Ставка кыпчакских правителей была в городе Сыгнаке. В середине XI века кыпчаки стали продвигаться на запад от Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии, и дошли до реки Днестр. Их территорию (от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере) можно условно разделить на Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги и Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра.
22. Тюркская цивилизация и Великий шелковый путь
В V-VIII веках Великий Шелковый Путь достигает своего наивысшего расцвета. В это время, во второй половине VI века тюркоязычные племена народов Алтая объединились с народами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат, который впервые в истории объединяет в рамках одного государства практически весь ареал Евразийских степей, а также области древних оседлых цивилизаций - Согд и Бухару, которые являлись ключевыми точками на трассе Великого шелкового пути. Тюрки с согдийскими купцамистановятся партнерами Византии по налаживанию прямой бесперебойной торговли от Китая к Средиземноморью. Рост городов оживил торговлю с Китаем, Ираном. Только в 627-647 годах в Китай было направлено 9 торговых посольств. Караваны шли через -Бухару-Самарканд--Исфиджаб-Суяб и дальше к оазисам Восточного Туркестана. Огромная масса шелка, бархата и других тканей, стеклянных изделий, украшений, парчи, потоком шла из Китая в Византию, оседая в Бухаре, Самарканде, Ташкенте,Кашгаре. Согдийцы открывали по всей трассе торговые колонии, строили за многие тысячи километров от своей родины города, дворцы, храмы, создавали направления в музыке, живописи и архитектуре, привносили новые религиозные воззрения. Торговые фактории и поселения согдийских купцов, ремесленников и земледельцев в VI-VIII вв. распространялись на северо-восточные районы центральной Азии, в Синьцзян, Южную Сибирь, Монголию, северный Китай, а на западе до Крыма. Третий значительный период истории Великого Шелкового Пути приходится на конец VIII – начало XIII веков. Это период от арабских завоеваний и исламизации народов Передней Азии, Ирана, Кавказа, части Восточной Европы, Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии до монгольских нашествий. Великий Шелковый путь оказал огромное влияние на развитие городов. Здесь широко развивалась и обменная торговля. По свидетельству аль-Макдиси, из Шаша (Ташкента) в другие страны вывозили высокосортные шагреневые седла, колчаны для стрел и палатки, а от тюрок поступали шкуры для обработки, из Ферганы и Испиджаба завозили белые ткани, из Тараза – козьи шкуры. Словом, в X–XII вв. торговля была главным показателем развития оседлой и городской культуры.
23. Восточный Туркестан и Семиречье: период нашествие монголов.
В. В. Бартольд, имея в виду монгольские завоевания в Средней Азии, отмечал: «Мы знаем, например, что города, которые за упорное сопротивление… подвергались особенно тяжелой участи и как бы стирались с лица земли, потом восстанавливались и продолжали жить еще несколько столетий, тогда как в местностях, где жители добровольно покорялись завоевателям и потому сохраняли свои города в неприкосновенности, городская жизнь приходила в полный упадок».
Именно так обстояло дело в Семиречье и Восточном Туркестане. В этих областях монголы не встречали сопротивления и не разрушали городов
Семиречье было занято монголами без сопротивления, так как восьмилетним владычеством население Семиречья было разорено найманским предводителем Кучлуком и его воинами и хорезмшахом Мухаммадом. Также вызывали возмущения гонения Кучлука на мусульман.
24. Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз. Амир
Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.
Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г.Джамбул), а крайним северо-восточным - г.Тюмень и Искер (близ совр. г.Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р.Камы до г.Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь. Население Орды представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные в низовьях Волги и ее протоков, со временем были затоплены водой, и жителям пришлось их покинуть.
25. Походы Амира Тимура на Золотую Орду.
Эмир Тимур(годы жизни 1336-1405 гг),он был родом из монгольского племени барлас,отцом был бек Тарагй.Когда Тимур решил выдвинуться на Мавераннахр,у них в это время были феодальные междоусобицы и войны.Территория Мавераннахра это Амударье и Сырдарьей.В 1370 году он захватил власть в Мавераннахре и правил Средней Азии на протяжении 35 лет(1370-1405 гг).Столицей был город Самарканд.Преждем чем напасть на свою главную цель-Золотую Орду,он решает сперва напасть на Ак Орду,используя Тохтамыша,который бежал к нему.Получив войска от Тимура,Тохтамыш совершает несколько походов на Ак Орду.После смерти Урус хана,в 1377 году Тимур посадил Тохтамыша на ханский трон в Сауране.Но в том же году Тохтамыш терпит поражение в Сауране от сына Урус-хана,Тимур-Малик(хан Ак-Орды).Но Тохтамыш не сдается,и получив снова войско от Тимура,предпринимает в 1380 г завоевательные походы в города,такие как:Сарай,Хаджи-Тархан,Орду Мамая,объединив под своей властью Ак Орду и Золотую Орду.И это стало угрозой для Эмира Тимура.Так и началось их ожесточенная борьба.В 1389 г Тимур предпринял набеги на Тохтамыша по землям Ак Орды.18 июня 1391 года в местности Кундузча произошло сражение,в котором Тохтамыш потерпел поражение.В 1389 году Тохтамыш восстановил свою власть в Золотой Орде.А в 1395 году в долине реки Терек,Тохтамыш вновь потерпел поражение.После,преследуя его,Тимур по дороге разрушил Сарай Берке.После этого Золотая Орда окончательно пришла в упадок.
26. Ослабление и распад Могулистана.
Ослаблению и распаду Могулистана способствовали: раздробленность страны на уделы племенной знати; распри в династии Чагатаидов; внешние войны; недовольство народных масс постоянной нестабильностью и поборами, выливавшееся в кочевой среде в массовые откочевки; завершение процесса формирования тюркских и тюркизированных племен Семиречья в Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана в казахскую народность. В начале XVI в. государство Могулистан прекратило свое существование. С 60-х гг. XV в. племена Семиречья вошли в состав Казахского ханства
27. Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира
В 20-х гг.XV в на степных пространствах Казахстана ханство Абулхаира произошло в результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов, наиболее сильное ханство стало впереди и это было ханства Шайбанида Абулхайр хана.Распри Джуидов завершилось гибелью хана Ак-Орды Барака и избранием в 1482 г Шайбанида Абулхаира.Абулхаиру удалось создать самостоятельное ханство и удержать власть в течение 40 лет на степных районах Казахстана.Территория простиралась от Урала(Яика) до Балхаша на востоке.Ханство Абулхаира разделялось на несколько улусов во главе с чингизидами и верхушкой кочевых племен.По сути весь период правления Абулхаира был заполнен усобийцы и войнами.Чтобы угодить знати кочевых племен,Абулхайр хан вел завоевательные походы в Средней Азии,на юге и юге-востоке Казахстана.В 1430 г он захватил Хорезм и разграбил Ургенч.В 1446 г Абулхаиру удалось отобрать у тимуридов ряд городов на Сырдарье и города на предгорьях Каратау-Сыгнак,Сузак,Ак-Курган и т.д. Города,которые Абулхайр захватил, он раздал их вождям племен, чтобы укрепить свой авторитет.После захвата Сыгнак и других городов.Абулхайр сделал столицей ханство Сыгнак.Также в 50-х гг Абулхайр хан совершил грабительские походы на Самарканд и Бухару.тем самым вмешиваясь во междоусобицы тимуридов Мавераннахра.В 1457 г.Абулхаир потерпел поражение под Сыгнаком от ойратов.В конце 50-х – начале 60-х гг. в Могулистан от Абулхаира откочевала часть племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем,против которых он предпринял поход в 1468 г,но по пути умер.После смерти Абулхайр-хана государство распалось.
28. Взаимоотношения Ногайской Орды с прилегающими государствами.
Наиболее полную характеристику русско-ногайским отношениям дал в XIX в. С. М. Соловьев, в трудах которого кроме летописного материала были использованы документальные источники, в том числе частично и Ногайские дела Посольского приказа. Проанализировав нюансы московской политики по отношению к заволжским кочевникам, он пришел к выводу, что установившиеся в конце XV в. дружеские отношения между Ногайской Ордой и Русским государством оставались таковыми вплоть до взятия Казани в 1552 году. С его точки зрения, открытая вражда с ногайцами в этот период была опасна для России, и поэтому московское правительство прилагало немало усилий, чтобы «замирить» Орду. Испытанным средством для этого, полагал С.М. Соловьев, была система поминок (подарков).
После присоединения Астрахани в 1556 г. политическая ситуация изменилась в пользу Москвы и ногайцы формально признали свою зависимость от нее, но в 60-х гг. они вновь вступили на путь открытого противостояния России6. Исследователь впервые обратил внимание на то обстоятельство, что для «обуздания» ногайцев русское правительство широко использовало казаков, хотя они, будучи носителями «противообщественных» начал, часто создавали серьезные проблемы для Москвы и долгое время не были ей подконтрольны.
29. Этнополитические и хозяйственные факторы образования казахских жузов
В основе происхождения и функционирования казахских жузов находилась - специфика конкретного исторического процесса, протекавшего в трех этнокультурных ареалах, возникших в связи с особенностями природно-климатических условий и спецификой организации хозяйственного цикла.
Каждое племя имело свой собственный уран, т. е. особый символ этнической принадлежности, в качестве которого обычно фигурировало имя героического предка, а также особую тамгу, т. е. знак принадлежности, символ обладания чем-либо.
Казахи Старшего жуза в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, при озерах и предгорных районах, сравнительно хорошо обеспеченных водными источниками, широко практиковалось поливное земледелие.
Казахи Среднего жуза в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах и около озерных районах широко практиковалось земледельческое хозяйство и рыболовство.
Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию всего Западного Казахстана, которые, главным образом, занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, особенно по Сырдарье, Тургаю, Тоболу, Иргизу, Уралу, земледелием и рыболовством.
30 Образование и периодизация эпохи Казахского ханства
Образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана – ханства Абулхаира и Моголистана. Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Начало казахской государственности связано с именами Жаныбека и Керея, ставших первыми казахскими ханами Казахского ханства. В 1459-1460 гг. они откочевали из ханства Абулхаира во владения Могулистана, где правил Есен - Буга.Есен-Буга не имел тогда возможности отразить набеги северных кочевников, а так же в лице Керея и Жаныбека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений.После смерти Есен - Буги политический вес Жанибека и Керея укрепился в Семиречье. Согласно сведениям Мухаммада Хайдар Дулати, время образования Казахского ханства - 1465 г.После смерти Абулхаира хана, Керей и Жанибек ханы вмешались в борьбу за власть с потомками Абулхаира хана. Они в первую очередь стремились утвердить земли Каратау и Присырдарьи. И только в XVI в. 20-годах Касым хан окончательно утвердил свое господство над казахской территории.
31. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI в.
Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.
Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.
Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.
Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе».
На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)».
Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована.
Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.
Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.
Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.
Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.
На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону.
32 Расширение территории ханства при Касым хане.
Могущества Казахское ханство достигло в первой четверти X V I века, особенно при хане Касыме. В это время границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватили предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна р. Яик. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия III (1505 - 1533 гг.). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе. Также при правлении Касыма хана население Казахского ханства достигла одного миллиона человек. Касым хан собрав и систематизировав обычное право казахов первым издал свод законов « Касым ханын каска жолы» (Светлая дорога хана Касыма). Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство не стало, однако централизованным государством. Это обнаружилось сразу после его смерти, когда остро проявился сепаратизм султанов, и начались усобицы.
33 Правление Хак-Назар хана.
Сын Касым-хана Хакназар продолжил политику отца, попытавшись укрепить Казахское ханство. Источники называют Хакназара - «ханом казахов и кыргызов». Перед его правлением,в результате междоусобных противоречий и конфликтов, ослабление верховной власти, правители Казахского ханства неоднократно терпели крупные военные поражения от узбеков-шайбанидов, моголов и ойратов. Эти поражения привели к потерям казахами части своих кочевий в Западном Семиречье, Туркестане и особенно в районе Яика, оттеснению их родов ногайцами за Яик дальше в степь на восток, гибели целых султанских фамилий, массовому обнищанию рядовых кочевников. Но в период правления Хакназара хана оно достигло некоторого подъема во внутренней и внешнеполитической жизни. Вступив на ханский престол, Хак-Назар хан боролся против ойратов и могольского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Упорная борьба развернулась в 1560 г . в Могулистане. В середине X V I в. казахи занимали не только среднее течение Сырдарьи, но и кочевье в Могулистане. Стремление Абд ар-Рашид-хана вытеснить казахов из Могулистана и послужило причиной борьбы. При Хак-Назар-хане казахско-могульские отношения были напряженными и очень часто могульские ханы получали перевес в этой борьбе. Хак-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки эта задача в целом стала невыполнимой.В середине X V I в. Хак-Назар хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. За все 42 года правления Хак-Назар хана враг ни разу не ступил на территорию Казахского ханства.В народе имя Хак-Назар-хана окружено славой. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, но даже у башкир и ногаев.
34 Возникновение Джунгарского ханства и первые казахско-джунгарские отношения.
Джунгарское ханство — ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII—XVIII веках. В результате конфликта между монгольской династией Северной Юань и ойратами в 1399 году ойраты захватили власть в Монголии и создали собственное государство Ойратское ханство. Его со-основатель Угэчи-Хашигу отменил прежнее название Юань, и учредил новое название владения Дадань. В 1468 году объединённые силы монголов во главе с Мандухай-хатун в местности Таш-Тураду нанесли поражение ойратам.В 1578 году хотогойтский Шолой Убаши попытался восстановить власть монголов над ойратами. Этим он начал длительную монголо-ойратскую войну. Впрочем, из-за несогласованности с союзником Шолой Убаши потерпел тяжелое поражение.В начале XVII века потомок Эсэна — Гумэчи, носивший титул «Хара-Хула-тайши», возглавил объединение ойратских племён, объединившихся под именем «джунгары».В 1614 году Шолой Убаши начал новую военную кампанию против ойратов, возглавив 80-тысячное войско. На этот раз она была довольно успешной.В 1620 году Шолой Убаши подчинил ойратов, кочевавших у реки Черный Иртыш.В XVII веке ойраты на основе этого государства создали Джунгарское ханство.Будущие правители Джунгарского ханства принадлежали к роду Чорос и являлись потомками ойратских тайшей Тогона и Эсэна.
Казахско-джунгарская война(XVII-XVIII вв.) — серия военных конфликтов между Казахским ханством и Джунгарским ханством.Стратегической целью джунгар являлось увеличение территорий для кочевья путём присоединения земель Казахского ханства.В 1709 – 1711 годах джунгары вторглись в Казахстан, захватив огромную территорию, угнав в плен значительное количество женщин и детей. В 1710 году казахские правители и батыры созвали съезд в Каракумах. Предводителем всеказахского ополчения был избран батыр из рода канжыгалы Богенбай, был разработан план отпора джунгарам. Ему удалось скорректировать действия военных отрядов трех жузов, и к 1713-1714 годам территория казахов было очищена от захватчиков.В 1716-1717 годах последовало новое вторжение, нанесшее значительные людские и материальные потери казахам Старшего и Среднего жузов.Осенью 1726 года, наконец, были объединены военные силы Абулхаира, Барака и Самеке. В конце 1726-начале 1727 годов в местности Орда басы на западе от Шымкента был созван всеказахский съезд. Было создано второе всеказахское ополчение во главе с Абулхаиром. Начиная с 1727 года казахское ополчение начало вытеснять джунгар со своих земель. В 1727 году в юго-западном Казахстане, у реки Буланты, в местности Карасиыр состоялась крупнейшая битва. В Булантинской битве особенно отличились батыры Тайлак и Саурык из племени ошакты. Местность эта после битвы стала называться «Калмак кырылган» - «Место гибели калмыков».Весной 1729 года в 120 км к юго-западу от озера Балхаш в местности Анракай произошла последняя крупная битва, закрепившая успех казахского ополчения.
35. Рост влияния батыров и биев в казахском обществе XVIII-XIX вв.Амирлан
Кто такие бии и их роль в общественной жизни С древнетюркского слово «бий» переводится как ‘знать, править’. Существовали бии рода, племени, региона, аула. Чтобы получить звание, человеку нужно было показать перед народом свои правовые знания и ораторский талант. Ученые отмечают, что бии были вторыми после ханов, а правители прислушивались к их мнениям. Бии заботились о простых людях, поэтому народ высоко ценил их деятельность. Их знания, основанные на мусульманских традициях и житейском опыте, передавались из поколения в поколение. Бии имели высокий авторитет в народе за умения предотвратить разногласия и преступления. Их приговоры были всегда справедливыми, поэтому не подвергались сомнениям. В решении политических проблем участвовали ханы и султаны, но решающим было слово биев. Дети биев с юных лет перенимали юридический опыт от отцов. Но в наследство звание не передавалось. В истории казахов есть бии, предки которых никогда не имели этого титула. Они стали судьями только благодаря природным способностям и заслуженной репутации.
Великие казахские бии: имена Казахская степь помнит имена многих великих биев, которые прославились в разные времена судебной и политической деятельностью. Эти великие люди Казахстана защищали интересы целых жузов. Понятия батыров в классическом казахском обществе стало употребляться с образованием казахского ханства, а казахское ханство образовалась во второй половине 15 века. Батыры это тюрское монгольское слово (бахатур-батыр)- воин выходящий на единоборство с врагом, показывающий чудеса храбрости в единоборстве. В дальнейшем это термин бахатур начали использовать и применять к людям которые проявили полководные способности. Выходы боевых. успешных действий. За это они получали титул батыра. Получить титул батыра было почетно. Значимость батыров была разная, но в любом случае это уважаемый человек и гордость рода.
В казахских трех жузов насчитывалось порядка 44 родов. И в каждом в своем роду был свой батыр, батыр в данном случае шел как военно начальник как профессиональный воин. Потому что у казахов не было как такового армии. Казахи по мере необходимости собирались защищать свою землю.
Таким образом, роль, влияние и авторитет батыров усилились в период освободительной борьбы казахского народа против джунгар в XVIII в. Батыры в борьбе с врагом проявили такие качества как доблесть, мужество и отвагу, прославились как храбрые воины и отважные защитники своей страны. Подвиг батыров и простых воинов сохранился в героическом эпосе и в народной памяти. За сохранение самостоятельности Казахского государства боролись батыры из самых разных казахских родов и племён – представители всех трёх жузов, среди которых были выходцы, как из народа, так и отважные и талантливые представители «белой кости». Самыми известными батырами из среды казахской аристократической элиты были хан Абулхаир и хан Абылай, чья известность была предопределена, одержанными ими крупными победами в борьбе с джунгарскими завоевателями.
36. Устная историософия, ее особенности и значение.
Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.
Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»
37. Годы «Актабан шубырынды», «Алкакол сулама».
К 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменились к худшему. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места.Тогда-то и родилась старинная казахская песня-плачь «Елимай» , как символ народной скорби об этой трагедии.С казахской стороны в сражении участвовали представители всех трёх жузов в количестве до 30 тыс. человек.Индивидуальное вооружение казахских конников состояло из лука со стрелами, сабли, боевого ножа, копья, боевого топора , плетки-камшы, дубины-соил и орудия для ловли лошадей и противника – курык. Применялось и огнестрельное оружие.Казахи потеряли на поле битвы около 100 тыс. воинов, количество жертв среди мирного населения было во много раз больше. В годы Великого бедствия казахи утратили богатые пастбища Семиречья, нарушились традиционные маршруты перекочёвок, пришли в упадок торговля, ремесленные центры, резко сократилось количество скота. Ослаблением казахов воспользовались другие соседи , которые ещё более усугубили трудное положение казахов. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа. Решающая битва казахов и джунгар состоялась у подножья горы Анракай. В этой битве участвовали все известные батыры казахской земли , бии, султаны, родоначальники – представители всех трех жузов –Толе би, Казыбек би, Айтеке би и другие. Общее руководство казахскими силами в этом сражении было доверено Абулхайр Хану – Хану Младшего Жуза, талантливому полководцу. Главнокомандующим армиями трех жузов являлся Богенбай батыр, выходец из рода канжыгалы, племени аргын.Анракайская битва стала решающей битвой в истории казахско-джунгарских войн, а её итогом стало сохранение целостности казахских земель. После этого поражения Джунгария потеряла политическое единство как государство и среди ойратских племён начались междоусобицы, которые впоследствии привели к значительному ослаблению Джунгарии как военно-политической силы в регионе Центральной Азии.
38. Съезды в Орда Басы - путь к взаимному согласию и сохранению территориальной целостности.
В 1726 г. в местности Ордабасы близ г. Туркестан состоялось собрание представителей казахских жузов, которые приняли решение об организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхайр-хан.
Благодаря трем мудрецам Казыбек би, Толе би и Айтеке би, сумевшие объединить в одно целое разрозненные роды, племена и жузы в борьбе с джунгарским ополчением, казахский народ не прекратил свое существование как этнос. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Адам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар. Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, их называли «Орда би».
Именно здесь, на холме Ордабасы, разрозненные многочисленные казахские племена объединились, преодолев все разногласия, чтобы противостоять мощнейшему и опаснейшему захватчику. Это событие давно стало символом возрождения нации и духовного единения народов.
Сейчас на холме открыт монумент «Ордабасы», а возвышенность с тех пор называют не иначе как Горой согласия.
39 Военное искусство казахов и джунгар: сопоставительный анализ.
Военное искусство казахов отличалось от всех своей креативностью то есть их тактики благодаря чему они выигрывали в разных битвах даже в тех случаях когда были в маленьком составе, хотя у джунгар была большая армия и они были полностью вооружены. Были такие тактики:
«Захват луны»
При многочисленных стычках с джунгарами казахи применяли так называемый метод «Захват луны». Тактика заключалась в окружении противника с дальнего расстояния и постепенном сжимании данного кольца.
«Разбить строй врага»
На открытом поле при встрече с врагом первыми в бой вступали легковооруженные лучники. Их задача состояла в максимальном нанесении урона противнику: уничтожение воинов, лошадей, ослабление строя противника. Таким образом, облегчался дальнейший ход сражения. Такую тактику монголы называли «тулумча». Далее вступали в бой сгруппированные на несколько подразделений тяжеловооруженные бойцы, меченосцы, воины с топорами и палицами. Они разрывали строй противников.
40. Обострение отношений Абулхаира с Оренбургской администрацией.
С обострением джунгаро-русских отношений совпал указ императрицы от 30 сентября 1742 г. "О запрещении киргизам кочевать близ реки Яик", по которому казахам категорически запрещалось кочевать на правобережье Яика. Этот шаг царских властей вызвал огромное возмущение кочевников. В результате этого отношения Абулхаира и оренбургской администрации обострились. Оренбургский губернатор И. Неплюев попытался усмирить хана и уменьшить его влияние в степи. Для этих целей был задержан в аманатах сын Абулхаира султан Кожахмет. Неплюев надеялся в лице Абулхаира найти послушного проводника российской политики в степи, тогда как хан, обладая определенным честолюбием и амбициями, предполагал в лице российской администрации найти опору собственного влияния в степи. Абулхаир давно уже вступил в соперничество с ханской династией Среднего жуза, в частности, с султаном Бараком. Зная это, оренбургская администрация всячески пыталась противодействовать усилению того или иного степного правителя. И. Неплюев косвенно подталкивал различных казахских владельцев к конкурентной борьбе, рассчитывая еще более укрепить позиции России в степи.
Абулхаир в период охлаждения отношений с российской администрацией в Оренбурге устроил несколько набегов против башкир, волжских калмыков и русских поселений.
В 1747 г. к Абулхаиру был послан с дипломатической миссией его давний знакомый А. Тевкелев. Посол при встрече с ханом должен был прежде всего добиться прекращения нападения казахов на пограничные районы России и возвращения российских пленных.
Встреча хана Младшего жуза с Тевкелевым произошла в Орской крепости в июле 1748 г. Абулхаир прибыл со всем своим семейством и приближенными, демонстрируя тем самым верность России. В целом произошла нормализация отношений Абулхаира с российской администрацией.
Сама по себе противоречивая фигура хана Абулхаира оказалась на перекрестке исторических путей в глубине Евразии. В хане Абулхаире сочетались и искусство полководца, и талант дипломата.
41. Отношения Абылая с Джунгарией, Китаем и Россией.
Положение Казахстана, находившегося в тисках двух империй – Российской и Цинской – было очень сложным. Главная цель Абылай хана состояла в обеспечении независимости Казахского ханства. Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал энергичные усилия для возвращения казахских земель, временно оккупированных Джунгарией во время еѐ военно-политического могущества. Даже после ликвидации Джунгарии, как самостоятельного государства, маньчжуро-цинские власти не прекращали заявлять о своих претензиях на земли в этом стратегически важном районе. Проблема задевала и государственные интересы России, которая постоянно выражала готовность защищать рудники и горнодобывающие предприятия, возникшие здесь еще в 20-х гг. XVIII в. В 1757 – 1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Одновременное принятие наряду с присягой России китайского подданства следует рассматривать как дипломатический ход Абылая. В 1765 г. он заключает договор с Россией, но он не воспринимает как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул великого хана. Абылай считал, что его ханом избрал народ и потому он не обязан клясться в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет казахского ханства - такова была позиция Абылая. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Caйрамом, Чимкентом и Ташкентом. Россия признала в нѐм одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени. Абылай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Как говорят исторические источники, Абылай хан видел гарантию независимости в соблюдении баланса интересов Китая и России. Для этого правитель Казахского ханства проявлял лояльность двум державам и при этом сохранял политическую самостоятельность от них. Такое поведение позволяло ему переключиться на главную угрозу независимости - джунгар.
42) Национально-освободительное движение под руководством Сырым Датулы.
Достарыңызбен бөлісу: |