Ипк пр по северо-казахстанской области



Pdf көрінісі
бет1/19
Дата07.02.2017
өлшемі2,86 Mb.
#3585
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӚРЛЕУ» 
 
ФИЛИАЛ АО «НЦПК «ӚРЛЕУ»  
ИПК ПР ПО СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мағжан Жҧмабаев пен Михаил Лермонтов: 
кӛркем сӛзбен ӛрнектелген әлем 
Халықаралық коллоквиум материалдары 
 
II том 
 
Магжан Жумабаев и Михаил Лермонтов: 
художественная картина мира 
Материалы Международного коллоквиума 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Петропавловск 
2014
 
 


 
ББК 83.3 (5 Каз)+83.3 (2) 
С 23 
 
 
Составители:   О. Медведева –  ст. преподаватель   кафедры   филиала   АО    
«НЦПК «Ӛрлеу» «ИПК ПР по СКО»;  
С.  Байкенова  –    ст.  преподаватель  кафедры  филиала  АО 
«НЦПК «Ӛрлеу» «ИПК ПР по СКО»; 
ГМунжасарова –  ст. преподаватель кафедры филиала АО 
«НЦПК «Ӛрлеу» «ИПК ПР по СКО» 
 
 
С 23   Сборник  материалов  Международного  коллоквиума  «Магжан 
Жумабаев и Михаил Лермонтов: художественная картина мира». IІ том. 
–  Петропавловск:  филиал  АО  «НЦПК  «Ӛрлеу»  ИПК  ПР  по  СКО»,  2014г.  – 
184 с. 
 
 
Жинақта  М.Жҧмабаев  пен  М.Ю.Лермонтовтың  поэзиялық  және 
прозалық  шығармаларын  талдау  жолдары  мен  әдіснамалық  амалдары 
қарастырылған.  Ақындар  шығармашылығын  кеңінен  зерттеу  Қазақстан  мен 
Ресейдегі  әдеби  ҥрдістің  даму  заңдылығын  кӛрсетеді.  Жинақ  авторлары  – 
Қазақстан,  Ресей  Федерациясы,  Украинаның  тҥрлі  қалаларының  ғалымдары 
мен практиктері. 
Жинақ  материалдарындағы  зерттеулер  тҥрлі  тақырыбы,  әдістемесі  мен 
тілдік  ерекшеліктері  тҧрғысынан  М.Жҧмабаев  пен  М.Ю.Лермонтовтың 
шығармашылығын тереңірек оқуға мҥмкіндік береді. 
Мақалалар  қазақ  және  орыс  әдебиетін  зерделеуге    кәсіби  тҧрғыдан 
қызығушылық танытқан тҧлғалар ҥшін маңызды болмақ. 
 
В  сборнике  представлены  методологические  подходы  к  анализу  и 
интерпретации  поэтических  и  прозаических  произведений  М.Жумабаева  и 
М.Ю.Лермонтова.  Широкий  спектр  исследований  творчества  поэтов 
отражает  закономерности  развития  литературного  процесса  в  Казахстане  и 
России.  Авторы  сборника  –  ученые  и  практики  из  разных  городов 
Российской Федерации, Украины и Казахстана.  
Разнообразные по тематике, методике исследования и стилю материалы 
сборника  послужат  стимулом  для  дальнейшего  изучения  творчества 
М.Жумабаева и М.Ю.Лермонтова. 
Материалы  сборника  предсталяют  интерес  для  студентов,  педагогов, 
ученых и начинающих исследователей. 
 
 
Рекомендовано  к  печати  решением  экспертной  комиссии  филиала  АО 
«НЦПК «Ӛрлеу» «ИПК ПР по СКО». Протокол № 86 от «27» ноября 2014 г.
 
 


 
Содержание 
 
ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО  ДИРЕКТОРА  ФИЛИАЛА  АО  «НЦПК  «ӚРЛЕУ»  
«ИПК ПР по СКО» МУРЗАЛИНОВОЙ А.Ж............................................................... 
9
6 
 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ И АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ 
ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И М.ЖУМАБАЕВА 
ВЗГЛЯДЫ ЧИТАТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 
Р.Б. Айтуганова………………………………………………………………………………... 
2

МАҒЖАН 
ЖҦМАБАЕВТЫҢ 
ТАҒЫЛЫМДЫҚ 
МҦРАЛАРЫНДАҒЫ 
ЭТНОПЕДАГОГИКАЛЫҚ ИДЕЯЛАР 
А. Қ. Дүйсенбаев ……………………………………………………………........................... 
2
12 
ОБРАЗНЫЕ МИРЫ ПОЭТОВ (М.Ю. ЛЕРМОНТОВ И М.ЖУМАБАЕВ)  
(мастер-класс) 
Ш.К.Амержанова, Г.Т. Калина…………………………………………………………….. 
2
16 
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ ПЕН МАҒЖАН ЖҦМАБАЕВ  ӚЛЕҢДЕРІНДЕГІ ҤНДЕСТІК 
Ж.М.Сакенова, Г.Ф.Тушанова………………………………………………………………. 
 
20 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ И АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ 
ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (мастер-класс) 
И.В.Дорошенко…………………………………………………………………………………. 
2
24 
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ 
АНАЛИЗ 
СТИХОТВОРЕНИЯ 
«РОДИНА» 
В 
ТВОРЧЕСТВЕ
 
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (сценарный план урока) 
О.И.Гекова……………………………………………………………………………………….. 
 
27 
ТЕХНОЛОГИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  МАСТЕРСКОЙ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  ТЕМЫ 
«МОЛИТВА КАК «ЖАНР» В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА» (мастер-класс) 
А.С. Сатыбалдина……………………………………………………………………………... 
5
32 
"МЕН ЕЛІМДІ СҤЙЕМІН..." 
Б.К. Тасмагамбетова, Л.К. Искакова……………………………………………………... 
2
37 
ОСОБЕННОСТИ 
ОСЕНИ, 
ПРИВЛЕКАЮЩИЕ 
ВНИМАНИЕ 
ПОЭТА…(СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ 
АНАЛИЗ 
СТИХОТВОРЕНИЙ 
М. ЖУМАБАЕВА «ОСЕНЬ» И М. ЛЕРМОНТОВА «ОСЕНЬ») (мастер-класс) 
С.Н.Аубакирова…………………………………………………………………………………. 
2
42 
ЖАЖДА  БОРЬБЫ  И  СВОБОДЫ  –  ОСНОВНОЙ  МОТИВ  СТИХОТВОРЕНИЯ 
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС» (мастер-класс) 
И.С. Ильина……………………………………………………………………………………... 
2
45 
АКТУАЛЬНОСТЬ  СОВРЕМЕННЫХ  ПОДХОДОВ  В  ИЗУЧЕНИИ  И  АНАЛИЗЕ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА  НА  ОСНОВЕ 
ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 
(мастер-класс) 
Ж.А. Жануспаева……………………………………………………………………………….. 
2
50 
СЫРЛЫ СЕЗІМ ҤНДЕСТІГІ (шеберлік сыныбы) 
Л.С.Жолдогарина………………………………………………………………………………. 
2
53 
СУДЬБА  ПОКОЛЕНИЯ  В  ЛИРИКЕ  М.  ЛЕРМОНТОВА  И  М.  ЖУМАБАЕВА 
(мастер-класс) 
И. А. Баум, К.К. Молдыбаева……………………………………………………………...... 
2
56 
МАҒЖАН ЖҦМАБАЕВТЫҢ ПОЭЗИЯ ӘЛЕМІНДЕГІ ОРНЫ (мастер-класс) 
Д. М. Жумажанова…………………………………………………………………………….. 
2
64 
 
 
 
 
 


 
М.ЖҦМАБАЕВ 
ПЕН 
М.ЛЕРМОНТОВ 
ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ 
САБАҚТАСТЫҚ  («БАТЫР  БАЯН»  ЖӘНЕ  «ПЕСНЯ  ПРО  ЦАРЯ  ИВАНА 
ВАСИЛЬЕВИЧА, 
МОЛОДОГО 
ОПРИЧНИКА 
И 
УДАЛОГО 
КУПЦА  
КАЛАШНИКОВА») 
М.Р.Казезова, О.Т.Сейтмагамбетова ………………………………………………….... 
 
 
 
 
67 
М.ЖҦМАБАЕВ  ПЕН  М.Ю.ЛЕРМОНТОВТЫҢ  КӚРКЕМ  ШЫҒАРМАЛАРЫН 
ОҚУ МЕН ТАЛДАУДАҒЫ ҚАЗІРГІ АМАЛДАР 
К.А.Жанбулатова………………………………………………………………………………. 
2
72 
МАҒЖАН ЖҦМАБАЕВ «СҤЙЕМІН» ӚЛЕҢІ 
С.М. Журина, Ж.С. Ғазизова………………………………………………………………… 
3
75 
М.ЖҦМАБАЕВ  ПЕН  М.  Ю.ЛЕРМОНТОВТЫҢ  КӚРКЕМ  ШЫҒАРМАЛАРЫН 
САЛЫСТЫРМАЛЫ ТҤРДЕ ТАЛДАУ (шеберлік сыныбы) 
Б.С. Мұхамеджанова…………………………………………………………………………. 
 
79 
М.  ЖҦМАБАЕВТЫҢ  «СҤЙЕМІН»,    М.  ЛЕРМОНТОВТЫҢ  «РОДИНА»    
ӚЛЕҢДЕРІН САЛЫСТЫРА ТАЛДАУ. ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІ, 8-СЫНЫП 
Қ. Т. Бейсенова…………………………………………………………………………………..
 
3
81 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    НОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  И  АНАЛИЗЕ 
ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И М.Б. ЖУМАБАЕВА 
Р.М.Уразбекова ………………………………………………………………………………... 
 
86 
МАҒЖАН – МӘҢГІЛІК ЕЛ ЖЫРШЫСЫ (сабақ жоспары) 
С.А. Кажикенова………………………………………………………………………………. 
3
90 
ПЕВЦЫ  ЛИЧНОСТИ И СВОБОДЫ (сценарный план урока)
 
Г. И. Капланская……………………………………………………………………………….. 
3
92 
 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУР КАК ПРЕДМЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО 
ОСМЫСЛЕНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ 
МАҒЖАН ЖҦМАБАЕВТЫҢ АУДАРМАШЫЛЫҒЫ ТУРАЛЫ БІРЕР СӚЗ 
А. Х. Мухтаров ………………………………………………………………………………… 
3
97 
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ 
СВЯЗИ 
ЛИРИКИ 
М.Ю. 
ЛЕРМОНТОВА 
И 
Г.В. АДАМОВИЧА В АСПЕКТЕ ТЕМЫ РОДИНЫ 
А.Ю. Леонтьева………………………………………………………………………………. 
 
100 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ЛИТЕРАТУР  КАК  ПРЕДМЕТ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО 
ОСМЫСЛЕНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ. 
 (ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И М.ЖУМАБАЕВА) 
Е.В.Моргунова…………………………………………………………………………………... 
3
105 
ВОПЛОЩЕНИЕ  РОМАНТИЧЕСКИХ  ТРАДИЦИЙ  В  ПОЭЗИИ  «ЗОЛОТОГО»  И 
«СЕРЕБРЯНОГО»  ВЕКОВ  НА  МАТЕРИАЛЕ  ЛИРИКИ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА  И 
МАГЖАНА ЖУМАБАЕВА 
Н.А.Бурик, Г.С. Исамалинова………………………………………………………………. 
 
110 
КӚПМӘДЕНИЕТТІ  ТҦЛҒАНЫ  ҚАЛЫРТАСТЫРУДАҒЫ  ӘДЕБИЕТТІҢ  ОРНЫН 
М.ЖҦМАБАЕВ ШЫҒАРМАЛАРЫМЕН БАЙЛАНЫСТЫРУ 
М. Шайзадақызы......................................................................................................... 
3
115 
СОПОСТАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВ  ЛИРИЧЕСКОГО  ГЕРОЯ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА  И 
МАГЖАНА ЖУМАБАЕВА 
Т.А.Бакай…………………………………………………………………………………………
 
3
119 
СИМВОЛИКА  ОБРАЗА  ЖИЗНИ  В  ПОЭТИКЕ  МАГЖАНА  ЖУМАБАЕВА    И  ПОЭТОВ 
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 
С.Ш. Омарова…………………………………………………………………………………… 
3
123 
ПРОБЛЕМЫ 
ИЗУЧЕНИЯ 
И 
ПРЕПОДАВАНИЯ 
ЛИТЕРАТУРЫ 
В 
СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (тренинг-семинар) 
А.К.Дюсенова, Г.С.Холодова ………………………………………………………………...
 
5
125 
 
 


 
ЖЫРЫМЕН ЖҦРТЫН ОЯТҚАН 
А.Д. Каментикова……………………………………………………………………………. 
3
129 
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
 
Г.О. Аубакирова………………………………………………………………………………… 
3
132 
МЫСЛЬ О СВОБОДЕ (ПО ЛИРИКЕ М.ЖУМАБАЕВА И М.ЛЕРМОНТОВА) 
А.А. Исатаева…………………………………………………………………………………... 
3
136 
ПОЭЗИЯ ӘЛЕМІНДЕГІ ҚОС ЖАРЫҚ ЖҦЛДЫЗ 
Р.Т.Сұлтанаева………………………………………………………………………………… 
3
139 
М.  ЖҦМАБАЕВ  ПЕН  М.Ю.  ЛЕРМОНТОВТЫҢ  ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ 
ПАТРИОТИЗМ РУХЫНДАҒЫ АДАМГЕРШІЛІК 
А.А. Алинова…………………………………………………………………………………….. 
3
144 
 
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА 
ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ 
РЕГИОНАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА  КАК  СРЕДСТВО  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО 
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
В. А. Москвина…………………………………………………………………………………..
 
 
150 
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ 
ВОСПИТАНИЕ 
ОБУЧАЮЩИХСЯ 
ЧЕРЕЗ 
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖУМАБАЕВА И ЛЕРМОНТОВА 
А.А. Мухамеджанов…………………………………………………………………………. 
 
155 
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 
Н.Т.Ауелова……………………………………………………………………………………… 
3
158 
ӘДЕБИЕТ САБАҚТАРЫНДА КӚПМӘДЕНИЕТТІ ТҦЛҒА ҚАЛЫПТАСТЫРУ 
А. А.Нургожина, Г.С.Сагнаева……………………………………………………………… 
3
162 
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 
В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ 
А.В.Горохводацкая…………………………………………………………………………….. 
3
166 
КӚПТІЛДІЛІКТІ 
ДАМЫТА 
ОТЫРЫП, 
КӚПМӘДЕНИЕТТІ 
ТҦЛҒАНЫ 
ҚАЛЫПТАСТЫРУ  
А. А. Жапарова………………………………………………………………………………….. 
3
170 
РОЛЬ  УРОКОВ  ЛИТЕРАТУРЫ  ПО  ТВОРЧЕСТВУ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА  В 
ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ 
Л.М.Васильева, Ш.К. Жекебатырова ……………………………………………………. 
 
174 
МАГЖАН ЖУМАБАЕВ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК 
М.К.Исмагулова ………………………………………………………………………………..
 
4
179 
 
 


 
Уважаемые участники Международного коллоквиума! 
 
Сегодня мы говорим о творчестве двух великих, и в то же время самых загадочных 
поэтов  –  Магажана  Жумабаева  и  Михаила  Юрьевича  Лермонтова.  Имя  Жумабаева  и 
Лермонтова навечно вошло в поэтическую плеяду, плеяду гениальных стихотворцев. 
Для чего приходят Гении на Землю? Гении  приходят в этот  мир, чтобы подарить 
человечеству прекрасную частицу себя, оставить людям свои неповторимые поэтические 
и  художественные  творения,  открыть  доселе  неизвестные  красоты  мира.  Они  приходят, 
чтобы научить нас видеть и понимать сущность жизни. Такими гениями были и остаются 
Лермонтов  и  Жумабаев,  в  этом  и  заключается  идейное  и  духовное  родство  двух 
высочайших мыслителей 19 и 20 веков. 
Как стремителен и беспощаден бег времени! Уже 200 лет отделяют нас от времени 
Лермонтова, 120 – от Жумабаева. Но мы вновь и вновь обращаемся к их творчеству, к их 
чувствам,  мыслям,  раздумьям.  Ищем  и  находим  в  них  близкое  и  нужное  нам,  людям 
бурного XXI века. 
Пронзительные строки Жумабаева и Лермонтова трогают наши сердца и будоражат 
наши души и сегодня. 
Их  творения  пронизаны  философией  преодоления  зла,  умиротворяющим  светом 
человеческой красоты и родной природы.  
Поэзии  Жумабаева  и  Лермонтова  присущи  гордая  отчужденность  от  земного 
бытия,  презрительное  отношение  к  обыденной  жизни,  тяготение  к  вечности,  к  Богу.  В 
стремлении  к  вечности  Жумабаева  и  Лермонтова  посещало  чувство  радостного 
успокоения и нравственной гармонии. 
Те высокие вершины, которых достиг Жумабаев и Лермонтов в своем творчестве, 
являются образцом в отображении казахской и русской разносторонней действительности 
и являются источником духовной подпитки читателя. 
Одаренные  и  бескомпромиссные  в  вопросах  чести  –  Жумабаев  и  Лермонтов  
прожили  недолгие,  яркие,  полные  испытаний  жизни.  Оставив  после  себя  огромное 
наследие, эти прекрасные поэты стали символами своих эпох и народов.  
«Из числа всех нынешних писателей только слово Магжана устремлено в будущее 
и  достойно  останется  в  памяти  грядущих  поколений…»,  -  писал  Мухтар  Ауэзов.  И  не 
согласиться с ним довольно трудно. Масштабность мышления поэта, его деятельность и 
творчество поражает. Личность Магжана  Жумабаева сложная, многогранная и внутренне 
богатая. Вся его жизнь – это борьба за Добро и Справедливость. Его поэзия – негаснущий 
во времени свет жизни. 
Через  всю  жизнь,  со  школьной  скамьи,  проносим  мы  в  душе  образ  молодого 
человека  —  грустного  и  строгого,  нежного  и  властного,  смелого  и  благородного, 
язвительного  и  мечтательного,  застенчивого  и  насмешливого,  наделѐнного  могучими 
страстями и огромной волей, проницательным умом и многими талантами, беспощадного 
к пошлости и пассивному жизнесозерцанию. Это образ Михаила Юрьевича Лермонтова. 
В  рождении  и  во  всей  трагической  жизни  Михаила  Юрьевича  Лермонтова  была 
тайна,  которую  историки  до  сегодняшних  дней  пытаются  разгадать,  проводя  глубокие 
исследования творчества поэта. 
Лермонтов  –  «явление  русской  мистической  действительности»,  полагал 
Александр Блок. Если так – никакие сенсационные открытия «лермонтоведения» не могут 
лишить личность поэта ореола загадочности. «Остаѐтся «провидеть» Лермонтова» – как и 
предлагал более ста лет назад Блок.  
Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, но  успев  создать такие шедевры, которые 
дали ему право войти в число великих писателей.  
Порядка  трех  десятков  поэм,  четыре  сотни  стихотворений,  ряд  прозаических  и 
драматических  произведений  составляют  неприкосновенный  запас  русской  культуры. 
Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, 


 
более  пятидесяти  акварельных  работ,  свыше  трехсот  рисунков.  Он  был  одарен 
удивительной музыкальностью  – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку 
на собственные стихи. Он был и гениальным математиком. 
Творения двух великих поэтов – это духовная сила, которая заставляют думать нас, 
представителей современного поколения, о вечном - о душе. В Созвучии их бессмертных 
произведений проявляется духовное родство двух народов – Казахстана и России.  Диалог 
русской и казахской литератур служит неиссякаемым источником укрепления духовного 
единства двух культур. 
Такие  поэты,  как  Жумабаев  и  Лермонтов,  рождаются  только  раз,  чтобы  стать 
вечной звездой для человечества. Их творчество показывает нам, что человеческая жизнь, 
человеческое предназначение – это очень серьѐзно. 
Наш  Международный  коллоквиум  -  это  насыщенный  творческий  форум, 
направленный на сохранение культурного наследия казахских и русских классиков. 
Международный 
коллоквиум 
посвящен 
новым 
аспектам 
в 
изучении 
художественных  произведений  Жумабаева  и  Лермонтова,  поискам  инновационных 
подходов  к  популяризации  их  творчества.  Предлагая  площадку  для  обсуждения  данной 
проблематики, мы исходили из того, что она представляется существенной не только нам.  
Отрадно отметить, что тема Международного коллоквиума вызвала живой интерес 
у  педагогической  общественности.  Более  100  человек  откликнулись  и  приняли  активное 
участие в проведении данного мероприятия. 
Участниками коллоквиума стали ученые, доктора и кандидаты наук, преподаватели 
вузов,  институтов  повышения  квалификации  и  колледжей,  учителя  школы  из  Украины, 
России и Казахстана.  
Мы благодарим всех участников коллоквиума, проявивших инициативу и желание 
поделиться 
своим  научными 
изысканиями 
в 
изучении  магжановедения  и 
лермонтоведения.  
Убеждены,  что  вопросы,  которые  предстоит  обсудить  на  коллоквиуме,  имеют 
исключительно  важное  значение  для  развития  современного  казахстанского 
литературоведения. Предлагаем еще раз прикоснуться  к сокровищнице нашей культуры, 
перечитать и проникнуться словами великих поэтов, чтобы осмыслить их творения! 
 
Хочется  верить,  что  сегодняшнее  мероприятие  даст  новый  импульс  к 
исследованию  классики,  внесет  вклад  в  развитие  общекультурных  контактов  между 
Россией и Казахстаном.   
  
Желаю  в  ходе  работы  коллоквиума  плодотворных  дискуссий  и  новых 
достижений!!! 
 
директор филиала АО «НЦПК «Ӛрлеу»  
ИПК ПР по СКО», д.п.н., профессор  
А. Ж. Мурзалинова  
 
 
 


 
 
Қазақ
 
өлеңінің
 
Абайдан
 
кейінгі 
алыптарының,
 
айтулы
 
алтын
 
діңгектерінің 
бірі
 
ғана
 
емес,
 
бірегейі
 

 
Мағжан
 
Жұмабаев. 
Зейнолла Қабдолов
 
 
 
Современные подходы  
в изучении и анализе 
художественных 
произведений  
М.Ю. Лермонтова и 
М.Жумабаева 
 
 
Есть сердца, что бьются для грядущего, 
Их любовь чиста и высока. 
 
 
 
 
Леонтьев Б
.
 
 
 


 
ВЗГЛЯДЫ ЧИТАТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 
 
Р.Б. Айтуганова, учитель  
МКОУ «Сегизбайская ООШ»  
Азовского района  
Омской области 
 
          У  каждого  человека  есть  свой  любимый  поэт,  стихи  которого  могут  поддержать  в 
трудные  минуты,  помочь  преодолеть  в  себе  слабость,  ободрить,  подсказать.  Для  меня 
таким  поэтом  является  М.  Ю.  Лермонтов.  Именно  он  умеет  найти  слова,  помогающие 
лучше  понять,  что  же  творится  у  меня  в  душе,  что  происходит  вокруг  и  как  мне 
поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными. 
Как часто бывает грустно и тоскливо от мысли, что нет рядом ни одного человека, 
который мог и хотел бы понять тебя, принять таким, какой ты есть. Но читаешь стихи М. 
Ю. Лермонтова - и вас становится уже двое, а значит, есть еще люди, умеющие понять и 
разделить твое состояние, просто ты их не замечаешь. Значит, все дело не в окружающих, 
а в тебе самом
Когда  я  беру  в  руки  книгу  стихотворений  М.  Ю.  Лермонтова,  я  погружаюсь  в 
совершенно  особый  мир,  волнующий  и  зовущий.  Это  происходит  потому,  что 
произведения  поэта  не  поучают,  не  успокаивают,  а  пробуждают  все  чувства. 
Герои  произведений  М.  Ю.  Лермонтова  сильны,  целеустремленны,  обладают  сильной 
волей и верны своим идеалам. Мне бы хотелось, чтобы мои воспитанники выработали в 
себе  эти  качества,  чтобы  не  бояться  нового  и  трудностей,  чтобы  искать  и  находить, 
бороться за достижение целей.  
          Михаил  Юрьевич  Лермонтов  по  праву  вошел  в  число  великих  русских  поэтов. 
Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все 
новых и новых поколений людей. 
Но  у  каждого  человека  есть  свой,  любимый  и  близкий  именно  ему  Лермонтов. 
Одни  видят  в  нем  прежде  всего  певца  родины,  прославляющего  «ее  степей  холодное 
молчанье,  ее  лесов  безбрежных  колыханье,  разливы  рек  ее  подобные  морям».  Другие 
воспринимают  поэта  как  юношу,  печально  и  задумчиво  смотрящего  вдаль,  которому 
«некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов - 
мятежный  автор  «Паруса»,  который,  как  и  его  лирический  герой,  сам  просит  бури, 
бесстрашно  рвется  навстречу  бушующей  стихии.  И  все  они  правы.  В  стихотворениях 
поэта  звучат  мужество  и  грусть,  жажда  свободы  и  ощущение  ее  недостижимости, 
предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны 
по  тематике, настроению,  жанрам.  Однако  все  они  объединены  особым  голосом,  особой 
интонацией  и  мелодикой,  отличающей  Лермонтова  от  других  поэтов.  Автор  словно 
вовлекает  читателя  в  свои  размышления,  раскрывает  перед  ним  самое  заветное  из  того, 
что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует 
нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир. 
Мне  более  всего  близок  Лермонтов  -  певец  прекрасной  природы.  Его 
стихотворения,  посвященные  природе,  также  различаются  между  собой.  Мы  видим  мир 
природы  во  всех  его  проявлениях,  в  его  движении  и  изменении,  мир,  живущий 
собственной,  интересной  и  загадочной  жизнью.  Это  идеальный  мир,  созданный  мечтой 
поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник 
прекрасного,  воплощение  гармонии  и  красоты.  И  в  то  же  время  автор  наполняет  свои 
пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни. 
В  пейзажной  лирике  Лермонтова  мы  встречаем  различные,  постоянно 
изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его 
радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим 
«пожелтевшие  листья»,  и  «мрачную  зелень  елей»,  и  «тусклый  месяц»,  проглядывающий 

10 
 
сквозь туман. В глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя 
о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже 
«свежий  лес  шумит  при  звуке  ветерка»,  и  «ландыш  серебристый  приветливо  кивает 
головой», и «студеный ключ играет по оврагу». И совсем другие чувства охватывают нас. 
Вместо  грусти  приходит  радость  от  созерцания  окружающей  красоты,  забываются  все 
тревоги и волнения. 
Различны  и  сами  пейзажи,  которые  рисует  перед  нами  Лермонтов.  Мы  словно 
видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие 
свои особенные черты. Вот «вокруг лесистых гор» Кавказа «дикой пеленой» вьется туман 
и  «река  журчит  одна».  Или  предстает  перед  нами  одиноко  растущая  на  диком  севере 
сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. И мечтает она о «крае, где солнца восход». В 
пустынных  степях  Аравии,  под  знойными  лучами  палящего  солнца,  стоят  «три  гордые 
пальмы». И под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. 
А  вот,  посреди  голубой  глади,  «в  тумане  моря»  белеет  одинокий  парус,  под  золотым 
лучем солнца стремящийся к неведомой стране. 
Трудно  передать  те  чувства,  которые  испытываешь,  читая  стихотворения  поэта. 
Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они 
наполнены.  Можно  „  долго  спорить  о  том,  какой  же  он  на  самом  деле  -  великий 
Лермонтов.  И  трудно  найти  однозначный  ответ.  Ведь  для  каждого  человека  он  свой  - 
любимый  и  близкий  именно  ему,  волнующий  и  неповторимый.  И  это,  мне  кажется, 
главная  особенность  лирики  Лермонтова  -  передавать  минутные  настроения,  и  глубокие 
размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, 
но всегда говорить правду о том, что на душе. 
           Я хочу взглянуть на творчество Лермонтова с другой стороны, читая и перечитывая 
произведения  великого  поэта  и  прозаика,  хочется  сказать,  что  Лермонтов  указал  на 
многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. 
Творчество  Лермонтова  —  это  история  поколения  30-х  годов  XIX  века,  поколения, 
которому  досталась  тяжелая  судьба  людей  эпохи  ―безвременья‖,  когда  все  лучшее  в 
людях  терялось,  ибо  они  не  могли  найти  применения  своим  ―силам  необъятным‖.  Но 
можем  ли  мы  сказать,  что  это  трагедия  только  современников  Лермонтова?    Так  ли  уж 
отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?  
           Исследуя  проблему  взаимоотношений  личности  и  общества,  Лермонтов 
подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, 
которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо 
и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, 
что  делает  большинство  моих  современников,  они  делают  для  себя.      Люди  нашего 
поколения стали индивидуалистами, у них  на второй план отходят представления о добре 
и  зле,  о  чести,  о  взаимопомощи.  Мы  привыкли  к  тому,  что  полагаться  в  жизни  можно 
лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, 
к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний 
индивидуализм: ―Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо 
свет  и  пружины  общества,  я  стал  искусен  в  науке  жизни...‖  Герой  романа  Лермонтова 
научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, 
по  его  же  словам,  нравственным  калекой.  Лермонтов  анализирует  проблему 
нравственности 
и 
приходит 
к 
убедительному 
выводу, 
что 
осмысленное 
противопоставление  себя  другим  людям  ведет  к  тому,  что  человек  перестает  ощущать 
границу,  за  которой  начинается  вседозволенность,  ведущая  к  гибели  всего,  с  чем 
соприкасается тот, кто возомнил себя ―сверхчеловеком‖. Нечто подобное мы наблюдаем и 
сейчас.  Правда,  Печорин  ощущает  свое  превосходство  над  людьми  потому,  что  он 
способен  более  глубоко  осмыслить  все,  что  происходит  вокруг,  а  в  наше  время 
―сверхлюдьми‖,  которым  доступно  и  позволено  все,  начинают  считать  себя  грубые  и 
невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по 

11 
 
крайней  мере  для  меня,  очень  существенна.  Так  же,  как  и  во  времена  Лермонтова, 
настоящую 
трагедию 
переживает 
сейчас 
именно 
личность 
мыслящая.  
           Что  же  ей  остается?  Один  из  возможных  вариантов  —  уйти  в  мир  дум, 
воспоминаний,  фантазий.  Лирика  Лермонтова  подсказывает  нам  путь  излечения  душ, 
состоящий  в  поиске  гармонии  с  природой,  с  вечным.  Мое  любимое  стихотворение 
Лермонтова — ―Выхожу один я на дорогу...‖. Внять голосу Бога, ―забыться и заснуть‖ — 
вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между 
людьми,  человека,  который  ничего  не  ждет  от  жизни  и  не  хочет  жалеть  о  прошлом.  
           Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее 
актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности 
одиночество  в  любви  и  дружбе.  Как  хочется,  чтобы  люди  перестали  жить  по  законам 
индивидуализма  и  обратились  к  тому,  без  чего  гармоничное  существование  человека  в 
мире  невозможно.Вспомним,  к  какому  выводу  приходит  Печорин,  которого  я  считаю 
человеком, воплотившим крайний индивидуализм: ―Я говорил правду — мне не верили: я 
начал  обманывать;  узнав  хорошо  свет  и  пружины  общества,  я  стал  искусен  в  науке 
жизни...‖  Герой  романа  Лермонтова  научился  быть  скрытным,  злопамятным,  желчным, 
честолюбивым,  но  сделался  при  этом,  по  его  же  словам,  нравственным  калекой. 
Лермонтов  анализирует  проблему  нравственности  и  приходит  к  убедительному  выводу, 
что  осмысленное  противопоставление  себя  другим  людям  ведет  к  тому,  что  человек 
перестает  ощущать  границу,  за  которой  начинается  вседозволенность,  ведущая  к  гибели 
всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя ―сверхчеловеком‖. Нечто подобное мы 
наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, 
что  он  способен  более  глубоко  осмыслить  все,  что  происходит  вокруг,  а  в  наше  время 
―сверхлюдьми‖,  которым  доступно  и  позволено  все,  начинают  считать  себя  грубые  и 
невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по 
крайней  мере  для  меня,  очень  существенна.  Так  же,  как  и  во  времена  Лермонтова, 
настоящую 
трагедию 
переживает 
сейчас 
именно 
личность 
мыслящая.  
           Что  же  ей  остается?  Один  из  возможных  вариантов  —  уйти  в  мир  дум, 
воспоминаний,  фантазий.  Лирика  Лермонтова  подсказывает  нам  путь  излечения  душ, 
состоящий  в  поиске  гармонии  с  природой,  с  вечным.  Мое  любимое  стихотворение 
Лермонтова — ―Выхожу один я на дорогу...‖. Внять голосу Бога, ―забыться и заснуть‖ — 
вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между 
людьми,  человека,  который  ничего  не  ждет  от  жизни  и  не  хочет  жалеть  о  прошлом.  
           Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее 
актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности 
одиночество  в  любви  и  дружбе.  Как  хочется,  чтобы  люди  перестали  жить  по  законам 
индивидуализма  и  обратились  к  тому,  без  чего  гармоничное  существование  человека  в 
мире невозможно. 
 
Список литературы 
1.
 
Афанасьев В. Лермонтов. М., 1991. (Жизнь замечательных людей). 
2.
 
Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 2005 (Биографии и мемуары). 
3.
 
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 
 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет