Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов триз для детей старшего дошкольного возраста Санкт-Петербург



Pdf көрінісі
бет1/9
Дата06.01.2017
өлшемі4,47 Mb.
#1322
түріКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Б И Б Л И О Т Е К А   П Р О Г Р А М М Ы   « Д Е Т С Т В О »
Л.Е. Белоусова
Конспекты занятий по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ для детей
старшего дошкольного возраста
Санкт-Петербург
«Детство-пресс»
2003

ББК 74.102
УДК 373.3
Б43
Белоусова Л.
Б.
Б43 Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с
использованием 
элементов 
ТРИЗ 
для 
детей 
старшего
дошкольного
возраста/ 
Под 
редакцией 
Б. 
Б. 
Фин-
келынтейн.— СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2003 — 128  с.
(Библиотека программы «Детство»)
В 
пособии 
представлены 
конспекты 
занятий,
направленных 
на 
формирование 
творческой 
речевой
деятельности 
и 
выразительности 
речи, 
развитие
индивидуальных способностей детей.
Для педагогов ДОУ, студентов педагогических вузов и кол-
леджей, родителей.
ISBN~ 5-89814-086-7
ББК 74.102
© Л. Е. Белоусова; 19?9
© Л. Е. Белоусова, 2-е изд., допол-
ненное и перераб., 2000
ISBN 5-89814-086-7
© Оформление. «Детство-пресс», 2000

4
Введение
Гениальный лингвист — ребенок к 2,5 годам в основном осваивает
закономерности  родной  речи.  Совершенствование  речи  детей —
развитие  связной  речи,  речевого  творчества, выразительности  речи —
главные направления в работе по развитию речи старшего дошкольного
возраста 
во 
всех 
современных 
образовательных 
вариативных
программах.
Какие  же  условия  должен  создать  воспитатель  для  эффективного
развития  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста?  Автор книги,  Л.
Е.  Белоусова,  показывает,  как  можно  творчески  организовать  речевую
деятельность  детей,  чтобы  она  была  радостной  и  желанной  и
обеспечивала  «психологический  .фундамент  для  подготовки  детей  к
развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов).
В  книге  приведены  конспекты  занятий,  направленные  на
формирование  родовых  и  видовых  понятий:  посуда  (чайная,  столовая,
кухонная),  животные  (домашние  и  дикие)  и  т.д.  Большое  внимание  в
занятиях  уделяется  словарной  работе,  обучению  вести  диалог,
развитию выразительности речи, подготовке к обучению грамоте.
В каждом конспекте автор использует богатую палитру приемов —
это  и  художественное  слово  (сказки,  загадки),  и  словесные
дидактические  игры,  и  моделирование,  и  элементы  театрализованной
деятельности и т. п.

5
Своеобразие опыта работы Л. Е. Белоусовой заключается в том, что
ее  подход  к  построению  заданий  позволяет  любому  ребенку  занимать
на занятиях позицию активного творца, созидателя. Наиболее ярко этот
метод выявляется на примере придуманной ею игры «Чудесные вещи»,
по  условиям  которой  дети  самостоятельно  придумывают  необычную
посуду,  удивительные  автомобили,  чудесных  животных  и  пр.  Это
хорошо  развивает  не  только  речевое  творчество  и  креативность
маленького  человека,  но  и  способствует  его  психологическому  рас-
крепощению, 
устраняет 
боязнь 
неправильного 
высказывания,
вырабатывает смелость в фантазии.
В  этой  игре  используются  модели,  отражающие  способы
передвижения,  материалы,  запахи,  звуки.  На  основе  моделирования
дети  придумывают необыкновенные  предметы,  сочиняют  сказки,
рисуют.
Используя  на  своих  занятиях  элементы  ТРИЗ,  Л.  Е.  Белоусова
реализует  главное  кредо  тризовцев:  «Каждый  ребенок  изначально
талантлив  и  даже  гениален,  но  его  надо  научить  ориентироваться  в
современном 
мире, 
чтобы 
при 
минимуме 
затрат 
достичь
максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер).
Б. Б. Финкелыитейн,
старший   преподаватель   кафедры
дошкольного и начального школьного
образования   ЛОИРО   (Санкт-Пе-
тербург).
Словарь терминов
Изделие — предмет  или явление,  над  которым  совершается
действие.
Инструмент — приспособление  или  явление,  которое  выполняет
главное действие.
Метод  фокальных  объектов — перенесение  свойства  одного  или
нескольких объектов на другой объект.

6
Методика  маленьких  человечков — моделирование  процессов,
происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.
Мозговой  штурм

разрешение  противоречий  при  групповом
обсуждении проблемы.
Морфологический 
анализ

анализ 
различных 
вариантов
взаимодействий горизонтальных и вертикальных показателей системы.
Синектика  (греч.) — объединение  разнородных  элементов.  (Автор
приема — американский исследователь Уильям Гордон.)
Операции синектики:
эмпатия — принятие на себя образа природных, рукотворных объектов,
а также их частей;
фантастическая  аналогия — представление  объекта  в  фантастической
ситуации;
прямая  аналогия — мыслительные  действия  по  переносу  свойств,
функций одного объекта на другой;
символическая  аналогия

выделение
символов  для  образной
характеристики объекта (использование метафор, сравнения, олицетворения
и т.д.).
Система

некоторое  множество  взаимосвязанных  элементов,
обладающих  свойствами,  не  сводящимися  к  свойствам  отдельных
элементов.
Подсистема — часть системы.
Надсистема

более 
сложная 
система, 
в 
которую 
входит
рассматриваемая система.
Антисистема — система,  главная  функция  которой  противоположна
функции рассматриваемой системы.
Системный  оператор — «Волшебный  телевизор» — рассматривание
объекта  и  его  частей,  функций  объекта,  временных  и  пространственных
связей объекта со средой.
Теория — система  многих  методов  и  приемов,  предусматривающих
целенаправленное  управление  процессом  решения  задач  на  основе  законов
развития объективной действительности.
ТРИЗ — Теория  Решения  Изобретательских  Задач — теория,  которая,
основываясь  на  относительной  независимости  процессов  создания  новых
систем от желания

человека, 
разрабатывает 
пути 
целенаправленного 
решения
изобретательских задач.
Основной  постулат  ТРИЗ:  технические  системы  развиваются  по
объективным  законам,  которые  можно  изучить  и  применить  для
синтезирования новых систем.
От автора
Определяя,  какую  программу  взять  за  основу  в  своей  работе,  я
остановилась  на  программе «Детство»,  так  как  мне  и  моим  коллегам
близки  ее  принципы,  она  органично  вытекает  из  «Типовой  программы
воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  возраста»,  которой  мы
пользовались,  в  ней  четко  определены  уровни  диагностики  детей.  Эта
программа 
предполагает 
творческое 
отношение 
воспитателя 
к
планированию:  педагог  самостоятельно  выбирает  из  предложенного
содержания  то,  что  может  быть  реализовано  через  самостоятельную
детскую  деятельность,  через  совместную  деятельность  педагога  с
детьми, а также то, что считает целесообразным включить в содержание
игр, занятий, вечеров досуга, развлечений.
Для  успешной  реализации  программы  в  любом  детском  саду
необходимо  создать  соответствующую  развивающую  среду,  а  также
спокойную,  доброжелательную  атмосферу.  Предлагаемые  конспекты
можно использовать, работая и по другим программам.
Очень  удобно,  когда  в  группе  есть  комплект  дидактических,
развивающих  игр,  картинок,  книг,  которые  постоянно  используются  на
занятиях  по  всем  темам.  Это  позволяет  осуществить  предварительную
подготовку  материала  к  занятиям.  Также  желательно  иметь  в  группе
магнитофон,  проигрыватель,  серию  аудиокассет,  различные  пластинки,
разные  виды  театров,  пособия  для  развития  моторики,  изготовленные
фабричным  способом  или  самодельные,  картотеку  загадок, пословиц,
небылиц, скороговорок, стихов, физкультминуток, этюдов, пальчиковых
гимнастик.  В  группе  должно  быть  много  цветов,  комнатных  и
искусственных,

8
игрушечных  и  плоскостных  деревьев  (с  кроной,  соответствующей
сезонам).  Из  них  прямо  на  занятии  или  перед  ним  можно  создать
обстановку,  согласующуюся  с  характером  занятия,  местом  его
проведения  (лес,  поляна,  джунгли,  пустыня).  А  игрушки  и  куклы,  в
которые  любят  играть  дети,  и  куклы-гости  (фея,  Золушка,  Незнайка,
Буратино,  Мальвина,  Карлсон)  помогают  детям  справиться  с
трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия.
Дети очень любят всякие чудеса. Поэтому на некоторых занятиях я
использую аппарат «Смехотрон», который «оживляет» детские рисунки
и превращает их в различные предметы. Сделать его просто. Это ящик
с  двойным  дном,  оклеенный  яркой  бумагой,  пленкой,  украшенный
смешной  рожицей.  В  него  можно  положить  музыкальную  открытку:
когда  крышка  открывается

звучит  музыка.  Можно  просто
использовать  любую  коробку,  в  которую  кладутся  рисунки  детей  под
картонку, а сверху — предмет, который необходимо достать.
Для  проведения  большинства  занятий  не  нужно  специального
оборудования.  Самое  главное — это  желание  играть  и  немного
фантазии, и тогда все, что вас окружает — мебель, посуда, камешки и
листики,— превращается в какие угодно сказочные элементы.
Готовясь  к  каждому  занятию,  следует  проводить  с  детьми
предварительную  работу:  чтение  книг  по  теме  и  рассматривание
иллюстраций,  открыток,  альбомов,  создание  выставок.  В  течение
недели  на  занятиях  по  изобразительной  деятельности  и  в  свободное
время детьми изготавливаются различные поделки способами оригами,
аппликации из бросового материала, различных конструкторов. Итогом
планомерной работы является не только получение детьми знаний, но и
опыт  разыгрывания  сценок,  сказок,  различных  историй.  Играя  в
сюжетно-ролевые  игры,  дети  используют  накопленные  знания  и  по
данной теме, и по всем пройденным.
Самое  главное — вызвать  у  детей  интерес  к  занятию,  пробудить
мотив  к  творческой  деятельности.  Придумать  сюжет  непросто  не
только  для  ребенка,  но  и  для  взрослого.  Многие  сюжеты  нам
подсказывают в первую

9
очередь сказки, различные книги, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они
были  близки  и  понятны  детям,  пробуждали  в  них творческую
активность,  воспитывали  положительные  качества  личности  и
помогали сориентироваться в мире знаний. Например, мы часто играем
в путешествия и походы:
V
поход  в  сказочный  лес,  где  дети  могут  превратиться  в  лесных
зверят,  стать  ожившими  деревьями, повстречаться  с  Лесовичком,
Мальчишкой—Еловой  шишкой,  королем  Боровиком,  Кикиморой,
Бабой Ягой и др.;
V
путешествие  по  разным  сказкам  («Гуси-лебеди»,  «Колобок»,
«Зимовье зверей», «Теремок» и т, д.);
путешествие  на  сказочном  транспорте:  на ковре-самолете,  на
воздушном шаре, на машине времени, на сказочном корабле и пр.
Главный итог, ради которого совершаются все эти путешествия, —
попасть  в  страну  знаний,  понять,  что  знания — это  и  есть  главное
богатство. Важно заострить внимание детей на нравственной стороне, в
совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и
что  такое  плохо.  Не  надо  допускать  чисто  развлекательного  характера
игры  на  занятии,  необходимо  разъяснить  смысл  каждого  события,
спрашивать детей о том, как они его понимают.
Прежде" чем провести занятие, следует продумать его цель и задачи
в  соответствии  с  программой,  уровнем  подготовки  детей.  Одной  из
главных  задач  в  проведении  любого  из  предложенных  мною  занятий,
является  формирование  таких  качеств  мышления, как  системность  и
диалектичность.  Под  системностью  мышления  подразумевается
способность  воспринимать  любой  предмет,  проблему  всесторонне,  во
всем многообразии связей, а диалектичность мышления — способность
видеть  в  любых  системах  противоречия  и  разрешать  их.  Для  развития
этих  качеств  на  занятиях  используются  различные  приемы,  среди
которых:  мозговой  штурм,  эмпатия,  метод  фокальных  объектов,
морфологический  анализ,  методика  моделирования  маленькими
человечками.

10
Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач, но прежде
всего — это  развитие  речи  ребенка.  Главное — научить  его  четко
излагать  свои  мысли.  Особое  значение  в  реализации  этой  задачи
придается  обогащению  лексики  (словарного  состава  языка),  не  только
количественно,  но  и  качественно:  увеличению  лексического  запаса
разными частями речи, словами, сходными по значению (синонимами) и
противоположными (антонимами).
Важнейшим 
этапом 
речевого 
развития 
является 
усвоение
грамматической системы языка:
— составление простых распространенных предложений;
— критическое отношение к грамматическим ошибкам;
— умение контролировать свою речь;
— составление связных рассказов и т. д. Формируя основы
культуры личности дошкольника,
надо дать детям понятия добра и зла, научить их отличать прекрасное от
безобразного,  постичь  истинные  глубины  культуры,  пробудить  в  детях
добрые  начала.  Для  воспитания  коммуникативной  культуры  детей
используются следующие приемы.
1. Разыгрывание с детьми на занятиях и вне их различных сценок с
использованием  кукол.  Это  снимает  у  детей  психическое  напряжение,
переносит  внимание  с  собственного  «Я»  на  другой  объект — куклу.
Например,  дети  с  куклами  бибабо  или  обыкновенными  разыгрывают
различные сценки из жизни семьи, домашних животных, лесных зверей:
приветствуют  друг  друга,  спрашивают  о  здоровье,  поздравляют  с  днем
рождения  и  дарят  подарки,  ищут  выход  из  необычных  ситуаций,
прощаются.
2. Разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям
предлагается  войти  в  образ  какого-либо  сказочного  персонажа
(Буратино,  Незнайки,  Колобка,  Лисы),  поздороваться,  поговорить  о
погоде, о жизни в детском саду, обо всем интересном и новом.
3. Проведение  игр  на  импровизацию  диалогов,  например,  детям
предлагается:

11
 придумать  разговор  двух  сказочных  героев  в  соответствии  с
имеющимися у каждого ребенка карточками или масками;
 сочинить разговор двух героев по телефону;
 придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой
(по  предложению  воспитателя  или  по  самостоятельному  выбору
ребенка) другому.
4.  Проведение  игр  с  предметами  быта.  Например,  детям
предлагается:
 выбрать  любой  приглянувшийся  предмет  и  рассмотреть  его,
подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был
этот предмет и где он находился; определить, какой у него характер,
какое у него настроение в данный момент;
 сочинить  и  рассказать  небольшую  историю  о  данном  предмете
(Предмет — башмак.  Дети  сочиняют  историю  про  него:  где  он
находился,  кто  его  нашел,  что  было  дальше,  чем  все  это
закончилось.);
 придумать беседу  между  выбранными  предметами  (листик,
камень, прищепка и другие предметы беседуют, например, о погоде).
Включение  пантомимики  помогает  ребенку  понять  внутреннее
состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Все
это 
является 
своеобразным 
тренингом 
эмоций, 
творческого
воображения, образного мышления и развития речи ребенка.
Все эти задачи помогает реализовать игра «Чудесные вещи». Ребята
полюбили эту игру, она дает им возможность и посмеяться, и подумать,
и  придумать  что-то  свое,  свой  вариант  решения  проблемы,  которым
можно гордиться.
В  этой  игре  четыре  серии  карточек:  «движение»,  «материал»,
«звук», «запах». На «рубашках» карточек соответственно изображения:
колесо, Лошарик из разных материалов, заячьи ушки, букет цветов, а с
другой 
стороны 
карточек

различные 
предметы, 
которые
показывают,

12
как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет
пахнуть и как звучать.
Картинки,  включенные  в  игру, — не  догма,  их  можно  заменить
любыми  другими,  например,  в  серию  «движение»  можно  добавить
карточки  с  рисунком  лягушки,  змеи,  тюленя,  рыбки  и  т.д.;  в  серию
«материал» — воду,  огонь,  железо,  космическую  пластмассу;  в  серию
«звук» — льва, медведя, обезьяну, часы, птицу; в серию «запах» — бен-
зин, нафталин, пирожок, елку.
Кстати,  серий  может  быть  и  больше.  Например,  «размер» — от
микроба... до небоскреба; «температура» — от айсберга... до солнца и т.
д.
Все карточки располагаются на столе картинками вниз, «рубашкой»
вверх. Детям предлагается вытащить поочередно по одной карточке из
серии  (по  одному  человеку).  Все  вместе  (группой)  дети  обсуждают,
какой  получился  предмет,  что  в  нем  хорошего,  что  плохого  и  как  это
плохое  можно  изменить,  сделать  хорошим.  Идет  продуктивная
деятельность детей на основе полученных данных-связок.
Действуя  с  этими  или  другими  моделями,  дети  придумывают
необыкновенные,  волшебные  предметы,  сочиняют  про  них  истории,
сказки, рисуют их, отправляют чудесные предметы в лес, в пустыню, на
север,  в  космос...  Иногда  даже  нельзя  предугадать,  куда  выведет  нас
свободный  полет  фантазии.  Когда  дети  вместе  со  мной  освоили  игру
«Чудесные  вещи»,  я  стала  побуждать  их  действовать  самостоятельно.
Для  этого  вложила  в  каждую  серию  по  одной  пустой  карточке,  эти
карточки  обозначают,  что  можно  самому  придумать,  как  этот  предмет
будет  двигаться,  из  чего  он  будет  сделан,  чем  пахнет  и  какие  издает
звуки.  Таким  образом,  дети  учатся  нестандартно  мыслить,  создают
собственные творения, развивают свою фантазию и речь.
В книге представлены конспекты для одного-двух и более занятий.
Как  же  разделить  их  на  отдельные  занятия?  Необходимо  дойти  до
сознания  каждого  ребенка,  неоднократно  выслушать  его.  Для  этого  я
делю детей на подгруппы, используя материалы диагностики. В начале
года  проводится  обследование  детей,  устанавливается  контакт  с
каждым ребенком с целью создания благоприятного

13
психологического  климата  в  группе.  При  этом  выявляются  уровень
развития  каждого  ребенка,  уровень  его  знаний  по  программе,
выясняются  психические  возможности.  Обследование  проводится  два
раза  в  год,  чтобы  убедиться,  есть  ли  динамика.  Затем  следует
продумать,  как  можно  разделить  материал  на  части  в  зависимости  от
уровня подготовки детей.
Используя  предложенный  материал,  каждый  воспитатель  может
ввести  свои  дидактические  и  развивающие  игры  в  любой  конспект,
изменить 
некоторые 
части 
занятия, 
выбрав 
что-либо 
из
дополнительного 
материала 
(стихи, 
загадки, 
считалки,
физкультминутки).  Эти  конспекты — лишь  модель,  образец  для
воспитателей.  В  каждый  из  них  можно  включить  что-то  свое,
развивающее самостоятельность детей. Например, на занятии, «Платье
для  Золушки»  по  теме  «Одежда»  используется  готовая  схема
моделирования  платья.  Может  быть,  будет интересно и полезно эту
схему составить с детьми прямо на занятии?
В  нескольких конспектах  используются  различные  схемы-модели.
Эти схемы помогут детям преодолеть различные затруднения:
— самостоятельно  определить  при  рассматривании  предмета  его
главные свойства и признаки;
— установить 
последовательность 
изложения 
выявленных
признаков;
— удержать  в  памяти  эту  последовательность,  которая  является
планом рассказа-описания.
Схему 
можно 
использовать 
для 
придумывания 
загадок
описательного характера.
Конечно,  работа  ведется  в  тесном  контакте  всех  взрослых,
работающих  с  этой  группой  детей,  и  родителями.  С  этой  целью  для
родителей целесообразно проводить:
© ежедневные индивидуальные консультации,
© групповые консультации и родительские собрания,
© открытые занятия,
© дни открытых дверей.

Полезно  также  привлекать  родителей  к  оформлению  группы,
участка, изготовлению пособий и оборудования.
И  еще  немного  о  ТРИЗе. Многие  взрослые  воспринимают
мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему
поучиться у детей.
Дети,  играя  в  ТРИЗ,  видят  мир  во  всем  его  многоцветий,
многогранности,  многообразии.  ТРИЗ  учит  детей  находить
позитивные 
решения 
возникающих 
проблем, 
что 
очень
пригодится  ребенку  и  в  школе,  и  во  взрослой  жизни.  Не  надо
плакать  и  огорчаться,  если  тебе  достался  кислый  лимон, —
сделай  из  него  лимонад.  И может  быть,  тогда  в  мире  станет  на
одного  несчастного  человека  меньше  и  на  одного  счастливого
больше.
Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл
на  сам  ТРИЗ.  Что  в  нем  хорошо,  мы  уже  знаем.  А  что  в  нем
плохо?  Известно,  что  в  современном  жестоком  мире  творческой
личности  жить  не  очень  легко.  Как  это  исправить?  Пусть
творческих  людей  станет  как  можно  больше,  творец  всегда
поймет творца. И мир изменится к лучшему.
Решая  различные  проблемы  вместе  с  детьми,  мы  при-
ближаемся к миру более гармоничному и совершенному.
Выражаю сердечную благодарность коллективу я/сада №2013
г. Сертолово за помощь и поддержку при создании книги, также
лично  заведующей  я/садом  О.  М.  Королевой  и  методисту  О.  В.
Плотниковой.
Я  желаю  всем  читателям  моей  книги  больших творческих
удач  в  деле  воспитания  подрастающего  поколения  XXI  века.
Удачи вам!


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет