Общая характеристика археологической фиксации



бет1/7
Дата08.07.2022
өлшемі34,29 Kb.
#37547
  1   2   3   4   5   6   7

Задание ответить на вопросы
-написать археологические чертежи
- Описать вспомогательные элементы графической фиксации
- что такое Фотограмметрия

Стратиграфия. Фиксация объектов. Археологическая карта. Полевые чертежи. Рабочий рисунок. Проведение археологических разведок на местности.


Общая характеристика археологической фиксации Чтобы иметь возможность изучать и обобщать археологические источники, получаемую в поле и при кабинетной обработке информацию о них необходимо преобразовать в доступные текстовые и визуальные материалы. Любая фиксация (от лат. fixus – прочный, закрепленный) подразумевает собой закрепление чего-либо в определенном положении, в каком-либо виде сведений. В нашем случае тщательная фиксация выявленных в процессе раскопок объектов и артефактов с целью последующего использования их для исторических построений составляет одну из задач полевой археологии. Качественное описание, графика (чертежи, зарисовки) и фотографирование должны отражать закономерности образования, процессы и свойства сообщаемых им данных. Все это при последующей камеральной и кабинетной работе облегчает систематизацию и классификацию источников. Описательная форма фиксации информации исторически является самой старой и сравнительно самой простой, что делает ее практически общедоступной. Приемы ее осуществления – словесно-письменная форма (запись от руки, компьютерный набор), возможна и аудиозапись. Различают непосредственное и опосредствованное описание. Наиболее точным является непосредственное описание, которое археолог осуществляет для протоколирования в процессе непосредственного исследования. Только при этом 20 описание может быть полным, когда сразу же фиксируются все необходимые признаки объекта или явления. Опосредствованное описание, являясь вторым этапом, может представлять собой итоги работы за день. Полнота и точность описания процесса археологического исследования и выявляемых при нем объектов при речевом выражении зависит от таких факторов, как глубина познания объекта, его назначение, признаки; степень речевой культуры субъекта, размеры и состав его словарного запаса, образность и точность речевых формулировок. Даже при наличии богатого словарного и понятийного аппарата не всегда удается в полной мере передать все подробности содержащиеся в археологическом объекте. Следующим методом полевой фиксации в археологии является графическая форма фиксации, которая заключается в закреплении получаемой информации путем зарисовки объектов или исполнения графических знаков, выражающих условленным образом фиксируемую информацию. Материальным выражением этой формы фиксации являются рисунки, карты, планы, схемы, чертежи, эскизы и др. Зарисовка как прием фиксации исторически предшествовала применению в этих целях технических средств (фото- и киносъемки, слепочных масс). В тот период, когда не было иных возможностей наглядно выразить объект фиксации, с тем чтобы дать образное представление о нем и о тех его элементах, которые затруднительно, а иногда и невозможно достаточно точно дать в описании, зарисовка практиковалась сравнительно широко. Наиболее распространенными, в то же время обязательными формами графической фиксации в археологии являются составление планов, профилей, сечений. Планы могут быть изготовлены как руководителем исследований, так и специалистом-чертежником. Графическая фиксация имеет ряд минусов, так как, во-первых, занимает довольно продолжительное время, что играет роль при производстве спасательных исследований. Во-вторых, относительную точность и выразительность изображения объекта. В-третьих, применительно к относительно 21 трудным для зарисовки объектам, требует наличия специальных навыков рисования, которыми обладает далеко не каждый. Еще одним методом археологической фиксации является фотофиксация. С помощью этого метода археолог получает возможность отображать фактуру (характер поверхности) выявляемых материалов. Важной является роль фотографии при передаче формы и расположения различных элементов, а также обстановки и чувства присутствия археологических материалов. Графическая и фотофиксация дополняют друг друга. Основной проблемой при фотографировании является зависимость от освещения. Недостатком фотографии также является искажение форм и размеров фиксируемых археологических объектов. Использование специальных приспособлений и постоянное улучшение возможностей современной электронной аппаратуры позволяет снизить зависимость от света, а во втором случае проводить ортотрансформирование для получения эффекта объема. Постепенное внедрение на раскопах ежедневной тахеометрической и ортофотосъемки уже при последующей камеральной обработке позволяет проводить трансформацию и прорисовку фотографий и вводить базы данных по находкам. К недостаткам этого относительно нового метода относятся высокая стоимость оборудования и необходимость серьезной технической подготовки персонала. Помимо владения современными методами полевых работ и фиксации, руководитель археологических исследований обязан в форме научного отчета сводить их итоги. Исходя из вышесказанного, мы увидели, что лишь комплексная фиксация всех этапов археологических работ позволяет во всей полноте сохранить и передать получаемые сведения. Этот принцип комплексной фиксации процесса археологического исследования жестко закрепляется в «Положении о порядке проведения археологических полевых работ…». 22 Основываясь на сказанном, можно следующим образом представить путь движения информации при фиксации: восприятие получаемой информации  перенос воспринятого (запечатление): •в описание путем преобразования визуальных образов в словеснописьменную форму •в изображение на плоскости путем преобразования визуальных образов в графическую форму •в изображение при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере  передача информации об объекте описания  воспроизведение в отчете  восприятие и анализ



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет