Изучение роли религии в формировании мировоззрения, ценностных установок, социального поведения казахстанцев, в частности молодежи, особенно актуально в свете трагических событий последних лет. Череда печальных событий за последние годы в республике показывает, что казахстанское общество столкнулось с опасностью, грозящей расшатать стабильность и безопасность страны, реально ощутило все негативные последствия террористических актов и проявлений экстремизма, представляющих реальную угрозу для государства и рядовых граждан. Поиск эффективных мер противодействия таким деструктивным явлениям требует конкретизации понятийного аппарата, так как прояснение значений применяемых понятий и терминов, безусловно, предопределяет эффективность предпринимаемых практических действий. В этой связи важно уточнить содержание основных понятий, применяемых в данной статье.
Религиозность как форма духовности имеет мировоззренческое, методологическое, историко-философское, историко-культурное значение. На основе обзора научной литературы, аналитических обзоров и экспертных оценок сделаем следующие обобщения.
Под религиозностью чаще всего понимается определенное состояние индивидов, групп и общностей, верящих в сверхъестественное, «священное», поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний. Под уровнем религиозности принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных.
В отличие от уровня религиозности понятие «степень религиозности» фиксирует интенсивность проявления признака религиозности: сильная или слабая вера в Бога; постоянное или эпизодическое посещение богослужений и т. п. Ясно, что одинаковый уровень религиозности в разной социальной среде может различаться по степени ее проявления: глубине религиозных переживаний, интенсивности соблюдения религиозных предписаний.
В понятии «характер религиозности» на передний план выходит качественная характеристика явления, оно предполагает фиксацию конфессиональной определенности, национальной специфики, специфики исторического места и времени, социального контекста.
Наиболее общим понятием, характеризующим религиозность, выступает понятие «состояние религиозности». Оно синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного периода времени, фиксируемую на момент исследования.
Для раскрытия состояния религиозности в стране, в крупном регионе, как считают эксперты-социологи, нужны данные более широкого и глубокого типа, нежели результаты опросов. В этом случае нужно учитывать процессы, происходящие в массовом религиозном сознании и религиозной идеологии, а также конфессиональную структуру населения, направленность, характер и интенсивность деятельности религиозных организаций, их влияние на окружающую социальную среду. Как показывают результаты социологических исследований в Казахстане, за годы независимости неуклонно шел рост религиозности населения, а среди молодежи этот показатель указывает на значительную динамику. В 2003 г. доля респондентов, назвавших себя религиозными людьми, составила 38,7 %. В 2007 г. верующими себя назвали 77,3 % опрошенных. В 2009 г. религиозными себя назвали 83,3 % молодых казахстанцев. В целом, исследования демонстрируют активную динамику роста процента религиозности в молодежной среде.