№4(40)/2005 Серия филология



жүктеу 5.01 Kb.

бет1/16
Дата15.03.2017
өлшемі5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

 
Қ АР АҒ АН Д Ы    
У Н И В Е Р С И Т Е Т I Н I Ң  
ÕÀÁÀÐØÛÑÛ 
ÂÅÑÒÍÈÊ 
К АР АГ АН Д И Н С К О Г О    
У Н И В Е Р С И Т Е Т А
 
ISSN 0142-0843 
 
ФИЛОЛОГИЯ сериясы 
№ 4(40)/2005 
Серия ФИЛОЛОГИЯ 
 
Қазан–қараша–желтоқсан 
1996 жылдан бастап шығады 
Жылына 4 рет шығады 
 
Октябрь–ноябрь–декабрь 
Издается с 1996 года 
Выходит 4 раза в год 
Собственник РГКП Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова 
Бас редакторы — Главный редактор 
Кубеев Е.К., д-р юрид. наук, профессор 
 
Зам. главного редактора  
М.Ж.Буркеев, д-р хим. наук
 
Ответственный секретарь
   З.Г.Сактаганова, д-р ист. наук
 
Редакция алқасы — Редакционная коллегия 
Ж.Н.Жунусова, 
редактор д-р филол. наук; 
М.Х.Хамзин, 
д-р филол. наук; 
Х.М.Нурмуханов, 
д-р филол. наук; 
З.Т.Жумагали, 
д-р филол. наук; 
Ж.А.Жакупов, 
д-р филол. наук; 
Т.Т.Савченко, 
д-р филол. наук; 
Н.И.Букетова, 
д-р филол. наук; 
Б.Шалабай, 
д-р филол. наук; 
М.К.Исаев, 
д-р филол. наук; 
Н.Ж.Шаймерденова,  д-р филол. наук; 
С.А.Матяш, 
д-р филол. наук; 
М.Д.Джусупов, 
д-р филол. наук; 
Б.С.Рахимов, 
д-р филол. наук; 
А.Золтан, 
канд. филол. наук; 
Ж.Д.Рапишева, 
ответственный секретарь 
 
канд. филол. наук 
 
 
Адрес редакции: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28 
Тел.: (3212) 77-03-69 (внутр. 1026); факс: (3212) 77-03-84.   
E-mail: vestnik_ksu@ksu.kz 

 
 
 
 
Редакторы Ж.Т.Нұрмұханова  
Редактор И.Д.Рожнова 
Техн. редактор В.В.Бутяйкин 
Издательство Карагандинского  
государственного университета  
им. Е.А.Букетова 
100012, г. Караганды,  
ул. Гоголя, 38,  
тел.: (3212) 51-38-20 
e-mail: izd_kargu@mail.ru 
 
Басуға 19.12.2005 ж. қол қойылды. 
Пiшiмi 60
×84 1/8.  
Кiтап-журнал қағазы.  
Көлемi 15,0 б.т.  
Таралымы 300 дана.  
Бағасы келiсiм бойынша.  
Тапсырыс № 765. 
 
Подписано в печать 19.12.2005 г.  
Формат 60
×84 1/8. 
Бумага книжно-журнальная. 
Объем 15,0 п.л. Тираж 300 экз. 
Цена договорная. Заказ № 765. 
 
Отпечатано в типографии  
издательства КарГУ  
им. Е.А.Букетова 
© Карагандинский государственный университет, 2005 
Зарегистрирован Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан. 
Регистрационное свидетельство № 1131–Ж от 10.03.2000 г.
 


М А З М Ұ Н Ы  
 
С О Д Е Р Ж А Н И Е  
ЖАЛПЫ  ЖƏНЕ  ОРЫС  ТІЛ  БІЛІМІ 
 
ОБЩЕЕ  И  РУССКОЕ  ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
Ахатова Б.Ə. «Сана» мен «тілдік сана» ұғым-
дарының арақатынасы ........................................ 4
 
Ахатова Б.А. О соотношении понятий «созна-
ние» и «языковое сознание» ..............................  4
Оқышева К.Қ. Рефлексияның лингвистикалық 
аспектілері ........................................................... 8
 
Окушева К.К.  Лингвистические  аспекты  реф-
лексии...................................................................  8
Аманбаева З.Ж.  Қазақша  газет  мəтінінде  қол-
данылатын  эмотивті-экспрессивті  пунктуация-
лық белгілердің прагматикалық аспектісі .......... 14
 
Аманбаева З.Ж.  Прагматический  аспект  эмо-
тивно-экспрессивных  пунктуационных  прие-
мов, используемых в казахском газетном тек-
сте .........................................................................  14
Смағұлова А.Б.  Орта  ғасырлық  орыс  фразео-
логиясындағы  фразеосемантикалық  өрістер-
дің ұлттық-мəдени маңыздылығы ..................... 18
 
Смагулова А.Б.  Национально-культурная  зна-
чимость  фразеосемантических  полей  в  сред-
невековой русской библейской фразеологии ...  18
Шингарева М.Ю.  «Əлем  бейнесі»  лингвоко-
гнитивтік феномен ретінде................................. 23
 
Шингарева М.Ю. «Картина мира» как лингво-
когнитивный феномен ........................................  23
ОРЫС  ЖƏНЕ  ШЕТЕЛ  ƏДЕБИЕТІ 
 
РУССКАЯ  И  ЗАРУБЕЖНАЯ  ЛИТЕРАТУРА 
Əбішева Ұ.Қ. Ф.Ницшенің  «Так говорил Зара-
тустра»  шығармасы  көркем  мəтіннің  мəдени-
философиялық жұмбақ белгісі ретінде (Б.Зай-
цевтің  «Студент  Бенедиктов»  жəне  Л.Андре-
евтің «Рассказ о Сергее Петровиче») ................ 27
 
Абишева У.К.  «Так  говорил  Заратустра» 
Ф.Ницше как культурно-философский код ху-
дожественного  текста («Студент  Бенедиктов» 
Б.Зайцева  и  «Рассказ  о  Сергее  Петровиче» 
Л.Андреева) .........................................................  27
ЖАҢА  ДƏУІРДІҢ  ЖАҢА ƏДЕБИЕТІ 
 
НОВАЯ  ЛИТЕРАТУРА  НОВОГО  ВРЕМЕНИ 
Редакциядан......................................................... 34  
От редакции.........................................................  34
Савченко Т.Т.  И.Бродскийдің  «Разговор  с  не-
божителем»  өлеңіндегі  постмодернизм  эсте-
тикасы................................................................... 35
 
Савченко Т.Т.  Эстетика  постмодернизма  в 
стихотворении И.Бродского «Разговор с небо-
жителем»..............................................................  35
Горбунова Г.З. Виктор Ерофеевтің «Дети Пуш-
кина» атты пьесасындағы Пушкин образы......... 40
 
Горбунова Г.З. Образ Пушкина в пьесе Викто-
ра Ерофеева «Дети Пушкина» ...........................  40
Бралина С.Ж. Postfolklore  қазіргі  мəдениетке 
тəн феномен ретінде............................................ 44
 
Бралина С.Ж. Postfolklore как феномен совре-
менной культуры.................................................  44
Харитонова Л.М.,  Задорожнева О.В.  Постмо-
дернизмдегі субъектінің кейіпсізденуі.............. 46
 
Харитонова Л.М.,  Задорожнева О.В.  Депер-
сонализация субъекта в постмодернизме .........  46
Тряпочкина В.Р.  Б.Кенжеевтің  «Иван  Безуг-
лов» романындағы деконструкция  нысандары 
мен тəсілдері........................................................ 50
 
Тряпочкина В.Р.  Объекты  и  приемы  декон-
струкции  в  романе  Б.Кенжеева  «Иван  Безуг-
лов» ......................................................................  50
Филимонова А.П.  Джон  Фаулздың  «Женщина 
французского  лейтенанта»  романындағы  те-
атрландырылған көркем əлем ............................ 55
 
Филимонова А.П.  Театральность  в  романе 
Джона  Фаулза  «Женщина  французского  лей-
тенанта» ...............................................................  55
ҚАЗАҚ  ТІЛ  БІЛІМІ 
 
КАЗАХСКОЕ  ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
Жақыпов Ж.А. Күрделі синтаксистік бірліктің 
шекарасын межелеу мəселесіне ......................... 60
 
Жакупов Ж.А.  К  вопросу  о  делимитации 
сложного синтаксического единства.................  60
Рапишева Ж.Д.  Морфологиялық  тұлға-тəсіл-
дердің  алғашқы  ғылыми-көпшілік  əдебиетте 
қолданылу ерекшеліктері ................................... 64
 
Рапишева Ж.Д.  Морфологические  особенно-
сти  применения  первых  образцов  в  научно-
популярной литературе ......................................  64
Ескеева М.Қ.  Тіл  дамуындағы  тұлға  мен  маз-
мұн тұтастығы ..................................................... 71
 
Ескеева М.К. Единство формы и содержания в 
динамике языковой системы..............................  71
Тілеубердиев Б.  Қазақ  жеріндегі  су  көздерін 
сипаттайтын  егін  шаруашылығына  қатысты 
географиялық атаулар мен этномаркерлер ....... 74
 
Тлеубердиев Б. Географические названия и эт-
номаркеры,  характеризующие  казахские  вод-
ные источники и земледелие .............................  74


Шадыкенов Ə.Қ.  Экзотикалық  лексика  тари-
хынан.................................................................... 78
 
Шадыкенов А.К.  Из  истории  экзотической 
лексики.................................................................  78
Кенжеғалиев С.А. Ділдік лексикон мəселесі .... 81  
Кенжегалиев С.А. Проблема ментального лек-
сикона...................................................................  81
САЛҒАСТЫРМАЛЫ  ТІЛ  БІЛІМІ 
 
СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ  ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
Жүнісова Ж.Н.  Қостілділік  сөздіктердің  сал-
ғастырмалы-типологиялық аспектіде қарасты-
рылуы ................................................................... 85
 
Жунусова Ж.Н.  Билингвальные  словари  в  со-
поставительно-типологическом аспекте...........  85
Лю Чжимэй. «Нөлдік» формадағы қаратпа сөз 88  
Лю Чжимэй. Нулевое обращение .....................  88
ҚАЗАҚ  ƏДЕБИЕТІ   
ЖƏНЕ  ФОЛЬКЛОРТАНУ 
 
КАЗАХСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  
И  ФОЛЬКЛОРИСТИКА 
Жұмағұлов С.Б. Ғұмар Қараштың көсемсөзде-
рі ........................................................................... 93
 
Жумагулов С.Б.  Публицистика  Гумара  Кара-
ша .........................................................................  93
Жарылғапов Ж.Ж.  Д.Исабековтің  «Сүйекші» 
повесіндегі экзистенциалистік таным ............... 100
 
Жарылгапов Ж.Ж.  Экзистенциальное  позна-
ние в повести Д.Исабекова «Сүйекші» .............  100
Əміренов Ə.Д.  Мақыш  Қалтаевтың  татар  тілі-
нен аударған кітаптары жайында ...................... 103
 
Амренов А.Д. Переводы татарской литературы 
М.Калтаева ..........................................................  103
ХРОНИКА 
 
ХРОНИКА 
Бралина С.Ж.  Белгородтағы  кездесулер  (Бел-
город  мемлекеттік  университетінде  өткен  ха-
лықаралық ғылыми конференция туралы)........ 109
 
Бралина С.Ж.  Белгородские  встречи  (О  меж-
дународной  научной  конференции  в  Бел-
городском государственном университете) .....  109
АВТОРЛАР  ТУРАЛЫ  МƏЛІМЕТТЕР ........... 112  
СВЕДЕНИЯ  ОБ  АВТОРАХ .............................  112
2005  жылғы  «Қарағанды  университетінің  ха-
баршысында»  жарияланған  мақалалардың 
көрсеткіші. «Филология» сериясы..................... 114
 
Указатель  статей,  опубликованных  в  «Вест-
нике  Карагандинского  университета»  в 2005 
году. Серия «Филология»...................................  114
 


ЖАЛПЫ  ЖƏНЕ  ОРЫС  ТІЛ  БІЛІМІ 
ОБЩЕЕ  И  РУССКОЕ  ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
УДК  81’ 
Б.А.Ахатова  
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Алматы 
О  СООТНОШЕНИИ  ПОНЯТИЙ  «СОЗНАНИЕ»  И  «ЯЗЫКОВОЕ  СОЗНАНИЕ» 
Мақалада «сана», «тілдік сана» ұғымдарының мазмұны көрсетілген. Автор «сана» ұғымының 
көптеген  ғылымдарда  қарастырылу  ерекшеліктерін  талқылап, «адам  санасында  тілдік  бол-
мыс болып қалыптасқан болмыс жайлы» көрініс беретін тілдік сананың мəнін ашады. 
This article devotes the structure of means as «mind» and «language mind». The author have ana-
lyzed specialties of visions of means like «mind» by many sciences (philosophy, psychology, sociol-
ogy, psycholinguistic) and showed the mean of «language mind» like showing of nature in mind of 
person as language nature. 
 
Сознание представляет собой форму отражения действительности человеком, является продук-
том деятельности его мозга. Сознание выступает в индивидуальной и общественной формах. По сути, 
сознание  всегда  является  индивидуальным,  т.е.  сознанием  реального  человека.  Индивидуальное  со-
знание специфично и неповторимо, поскольку отражает своеобразные черты определенной личности. 
Но вместе с тем индивидуальное сознание избирательно отмечает и изменяет общественные и соци-
альные инварианты сознания. Общественное сознание существует опосредованно в образах культу-
ры, в управленческих документах, в деятельности социальных институтов. Несмотря на то, что обще-
ственное сознание воплощается во множестве индивидуальных сознаний, оно не может быть сведено 
просто  к  их  сумме.  Общественное  сознание  способно  влиять  на  развитие  личности,  формирование 
мировоззрения  и  мировосприятия  индивида.  Между  общественным  и  индивидуальным  сознанием 
существует неразрывная связь. Причины изменения в общественном сознании находятся в изменени-
ях в индивидуальном сознании, так как общественное сознание создается людьми
1
.  
Понятие «сознание» рассматривается многими науками, каждая из которых вносит свою специ-
фику в исследование этого сложного феномена.  
Сознание является одним из базовых понятий философии, психологии, социологии и характери-
зуется как свойство человеческой психики. Мир чувств, идей, взглядов, отношений не воспринимает-
ся непосредственно перцептивно и не может стать объектом предметно-практической деятельности 
человека.  Сознание  представляет  собой  «идеальное»,  субъективную  реальность, «субъективный  об-
раз объективного мира».  
В психологии понятие «сознание» трактуется как «свойственный человеку способ отношения к 
объективной  действительности,  опосредованный  всеобщими  формами  общественно-исторической 
деятельности людей. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерно-
стей,  свойств  и  возможностей. ... Сознание,  впитав  в  себя  исторический  опыт,  знания  и  мышления, 
выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом но-
вые  цели  и  задачи,  направляя  всю  практическую  деятельность  человека.  Сознание  формируется  в 
деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её»
2
.  
В психологии сознание рассматривается как высшая психическая деятельность, как способность 
человека  выделять  себя  из  окружающего  мира,  анализировать,  прогнозировать  и  управлять  своим 
поведением.  
В философии сознание рассматривается как особенность высокоорганизованной субстанции, от-
ражающей действительность в психике человека.  


Вопрос  об  отношении  сознания  бытия,  о  соотношении  идеального  и  материального  является 
центральным  вопросом философии.  Сознание  представляет собой  объективную  реальность,  так  как 
преломляет объект отражения через призму жизненного опыта, социальной позиции и сформирован-
ных установок и убеждений. Субъективность — это уже неполное отражение действительности. Ре-
зультатом  процесса  познания  является  знание.  Сознание  представляет  собой  познавательную  дея-
тельность, которая включает в себя разные уровни отражения действительности — от чувственного 
отражения  до  теоретического  мышления.  Важной  частью  сознания  является  самосознание,  т.е.  осо-
знание и оценивание человеком себя как личности.  
Исследование сознания предполагает исследование не самого сознания как такового, а гранич-
ных явлений, т.е. потенциального возможного сознания. «И что бы мы ни сказали о сознании, не ис-
черпывает его всего, и оно никогда не есть это сознание, а всегда что-то еще. Сознание существует 
для объективного наблюдателя, исследователя только на границе»
3
. «Всякий, кто глубоко занимается 
сознанием, входит в сферу парадоксальности, к которой невозможно привыкнуть»
4
.  
Сознание в социологии рассматривается с позиции формирования и реализации представлений и 
интересов социальных групп в обществе (общественное сознание).  
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека. Взаимодейст-
вие всех психических функций предполагает появление у человека внутреннего отражения внешней 
действительности, субъективного образа объективной реальности, который оказывает влияние на по-
ведение  человека.  Деятельность  человека  обусловливает  и  предопределяет  развитие  его  сознания. 
Сознание составляет внутреннюю программу деятельности человека, а деятельность улучшает адап-
тацию  человека  к  внешнему  миру
5
.  Сознание  как  внутренний  мир  чувств,  образов,  мыслей,  идей, 
представлений, переживаний способно переживать представляемое будущее и прошлое как действи-
тельное, настоящее.  
Сознание влияет на поведение, определяя мысленный план действий, предвидя возможные по-
следствия и необходимость использования новых тактик и стратегий поведения. Память, мышление, 
восприятие, речь, эмоции являются составляющими сознания. Важную роль в организации внутрен-
него  плана  играет  язык,  посредством  которого  происходит  вербальная  коммуникация  и  познание  
окружающего  мира.  Умение  человека  общаться  с  самим  собой  способствует  развитию  сознания
Язык является формой выражения отраженной действительности и хранителем общественного опы-
та. «Человек имеет двойной мир, в который входит и мир образов, объектов, отношений и качеств, 
которые  обозначаются  словами.  Таким  образом,  слово — особая  форма  отражения  действительно-
сти»
6
. В процессе познания язык накапливает (аккумулятивная функция языка) и передает знания от 
поколения к поколению (гносеологическая функция языка).  
Сознание может проявляться в четырех формах: орудийно-предметной, языково-речевой, кине-
зико-проксемической и семиотической
7
. В них сознание реализуется в индивидуальный, групповой и 
этнический вербальный и невербальный опыт.  
Факторами, оказывающими влияние на сознание, являются национальная, половая, возрастная и 
социально-профессиональная принадлежность человека. Значимость каждого из этих факторов в со-
держательных слоях индивидуального сознания неодинакова.  
Концепция  модели  сознания,  предложенная  А.Н.Леонтьевым,  представляет  собой  деятельност-
ный  подход  к  анализу  сознания.  Согласно  этой  концепции  анализируемый  объект  реального  мира 
рассматривается в структуре деятельности: «…сознание, как одна из способностей личности форми-
ровать и использовать ментальные образы в деятельности и общении, существует в деятельностной 
форме и во внешней форме продуктов этой деятельности, т.е. в форме культурных предметов. Внеш-
ние формы существования сознания — предметная и деятельностная — доступны для внешнего на-
блюдения и анализа и могут служить способом анализа ментальных образов, доступных только для 
интроспекции»
8
. Следовательно, вербальное описание деятельности и предметной реальности позво-
ляет исследовать сознание.  
Процесс восприятия осуществляется благодаря сенсорным возможностям органов чувств чело-
века, т.е. в сознании человека происходит «непосредственное чувственное отражение действительно-
сти», в результате чего возникает чувственная ткань образа (психический образ) отражаемого объекта 
реальной действительности. Чувственная ткань представляет собой субъективное отражение мира в 
сознании человека. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают 
реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, что, иначе говоря, именно благо-
даря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в созна-
нии,  а  вне  его  сознания — как объективное  «поле»  и  объект  его  деятельности»
9
.  На  формирование 


психического  образа  влияют  жизненные,  социальные,  практические  связи  человека  с  предметным 
миром. Личностный смысл способствует восприятию чувственной ткани образа.  
Чувственный образ и личностный смысл являются составляющими индивидуального сознания и 
становятся  доступными для  наблюдения  при  помощи  общественно  закрепленных  значений — важ-
нейших «образующих» человеческого сознания.  
«Хотя на первоначальных этапах формирования сознания значения выступают слитно с лично-
стными смыслами, однако в этой слитности имплицитно уже содержится их несовпадение, которое 
далее неизбежно приобретает и свои открытые, эксплицированные формы. Последнее и делает необ-
ходимым выделять в анализе личностный смысл в качестве еще одной образующей систему индиви-
дуального сознания. Они-то и создают тот «утаенный», по выражению Л.С.Выготского, план созна-
ния,  который  столь  часто  интерпретируется  в  психологии  не  как  формирующийся  в  деятельности 
субъектов, в развитии ее мотивации, а как якобы непосредственно выражающий изначально заклю-
ченные в самой природе человека внутренние движущие им силы»
10
.  
За  значениями  стоят  знания,  т.е.  значения  представляют  собой  знания,  то  существенное,  что 
культура  закрепила  за  знаниями.  Значения  «транслируют»  образы  родной  культуры.  Смысл — это 
наш  неповторимый  опыт,  отношение  к  многовековому  опыту  предыдущих  поколений,  который  за-
креплен в содержании родной культуры.  
Согласно концепции А.Н.Леонтьева, в процессе восприятия объекта реальной действительности 
участвуют чувственная ткань образа, личностный смысл и значение: при восприятии в сознании воз-
никает чувственная ткань образа отражаемого объекта реальной действительности, которая осмысли-
вается  (личностный  смысл)  и  означивается  при  помощи  общественно  закрепленных  знаний  (значе-
ний). Значения, через них и образы сознания (чувственная ткань и личностный смысл), смогут вос-
приниматься при условии ассоциативной связи с другим означающимся предметом (телом знака).  
В.П.Зинченко предложил новую схему структуры сознания, в соответствии с которой чувствен-
ная ткань возникает в результате «биодинамической ткани действия», которая формируется на основе 
динамических, темпоральных и силовых характеристик живого движения и предметного действия
11

Структура сознания состоит из двух пластов: рефлексивного и бытийного, имеющих один источник 
возникновения — предметное и социальное действие. Смысл и значения относятся к рефлексивному 
слою сознания, биодинамическая ткань деятельности и действия и чувственная ткань — к бытийному 
слою сознания. И именно это действие («предметное» и «социальное») является тем источником, ко-
торый формирует сознание.  
В  настоящее  время  исследования  языкового  сознания  проводятся  в  основном  в  соответствии с 
концепцией деятельностного подхода А.Н.Леонтьева.  
Языковое сознание понимается как совокупность законов, правил языка на уровне умений, вы-
ражающихся  в  умении  правильно  выбрать  и  использовать  языковые  средства  в  процессе  общения. 
Языковое сознание характеризуется присутствием аксиологического фактора — критических устано-
вок к несоответствию принятым языковым нормам. Языковое сознание является рефлексией харак-
терной языковой структуры в подсознании носителей языка.  
А.А.Залевская  считает,  что  необходимо  четко  разделять  понятия  «универсального»  сознания  и 
частного по отношению к нему понятия — понятия «языкового» сознания. Определение «языкового 
сознания» является, по мнению А.А.Залевской, трудной задачей из-за сложности как самого феноме-
на, так и определения путей его исследования
12
.  
В обществе с гомогенным языковым сознанием оценочный, критический фактор проявляется в 
отношении к другим языкам или подъязыку, или к диалекту, или же к языку определенных языковых 
групп. Гомогенность языкового сознания нарушается при распаде традиционной культуры, привыч-
ного уклада жизни, социальных потрясений, что приводит к появлению различных инвариантов язы-
кового сознания. Эти инварианты, соответствуя идеалам и нормам разных социальных групп, могут 
противоречить друг другу. Также на такую ситуацию могут влиять специальные сферы общения, об-
служиваемые специфическими подъязыками.  
А.И.Фефилов отмечает, что язык одновременно выступает как инструмент и как результат дея-
тельности сознания. С одной стороны, язык — это «зафиксированное на различных этапах развитие 
сознания и воплощенное в языковых единицах и языковых отношениях самосознание и миропонима-
ние человека, а с другой стороны, язык — это фиксирующееся на современном этапе развития созна-
ния и выражаемое с помощью языковых единиц и взаимоотношений самосознание и миропонимание. 
Взаимодействие  же  воплощенных  в  языке  мыслительных  понятий,  т.е.  ставших  языковыми  мысли-


тельных категорий, и выражаемой с помощью языка мыслительной концептуализации субъективного 
и объективного мира и создает феномен языка»
13
.  
Н.В.Уфимцева включает в языковое сознание те знания, которые овнешняются при помощи ре-
чевых проявлений, т.е. это «сознание человека, зафиксированное с помощью языка». Язык — это со-
циальный код, при помощи которого мы можем выразить наши мысли.  
Значения являются важнейшими образующими сознания, которые «производятся обществом, но 
функционируют  в  деятельности  и  сознании  конкретного  индивида,  мы  можем  искать  особенности 
мироощущения и самооценки представителя той или иной культуры… Языковое сознание не может 
быть объектом анализа в момент протекания процессов, реализующих его, оно может быть объектом 
анализа  только  в  своих  превращенных,  отчужденных  от  субъекта  сознания  формах  (культурных 
предметах и квазипредметах). Мы рассматриваем язык и сознание как два соотносящихся вида реф-
лексивного бытия человека»
14
.  
Языковое сознание, таким образом, является проявлением отражения действительности в созна-
нии человека и представляет собой языковую действительность.  
Ф.Тарасов подчеркивает, что язык участвует в формировании сознания, обобщая образы созна-
ния, возникающие в деятельности. Языковое сознание — это «совокупность образов сознания, фор-
мируемых и овнешняемых при помощи языковых средств — слов, свободных и устойчивых словосо-
четаний, предложений, текстов и ассоциативных полей»
15
.  
Язык обеспечивает взаимодействие человека и внешнего мира. Действительность отражается в 
сознании.  Сознание,  отражая  действительность,  оперирует  не  только  знаниями,  но  и  убеждениями, 
оценками. В сознании, таким образом, формируется картина мира, которая оказывает влияние на по-
ведение человека, предопределяя его коммуникативное поведение. Языковое сознание является про-
явлением отражения действительности в сознании человека и представляет собой языковую действи-
тельность. Языковое сознание проявляется в речевом поведении, которое реализуется в коммуника-
тивной ситуации. Образы сознания, ассоциируемые со словами, дают возможность понять представ-
ления коммуникантов об окружающей действительности.  
 
 
Список литературы 
1.  Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб. пособие для студентов. — М.: Ин-т практ. психол., 1996. — С. 52. 
2.  Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Педагогика-Пресс, 
1996. — С. 361, 362. 
3.  Мамардашвили М.К. Парадоксы сознания // Тайны  сознательного и бессознательного: Хрестоматия / Сост.  К.В.Сель-
ченок. — Мн.: Харвест, 1998. — С. 17.  
4.  Там же. — С. 30. 
5.  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — 
М.: АН СССР, 1957. — 328 с.  
6.  Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979. — С. 37. 
7.  Сорокин Ю.А. Формы сознания и его многослойность // Языковое сознание: Тез. IX Всесоюз. симп. по психол. и теории 
коммуникации. — М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1988. 
8.  Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 10. 
9.  Там же. — С. 91. 
10.  Там же. — С. 111. 
11.  Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. — 1991. — № 2.  
12.  Залевская А.А. Слово как опорный элемент сознания // Языковое сознание: Тез. IX Всесоюз. симп. по психол. и теории 
коммуникации. — М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1988. — С. 68–69.  
13.  Фефилов А.И. Язык как результат и как средство деятельности сознания // Языковое сознание: Тез. IX Всесоюз. симп. 
по психол. и теории коммуникации. — М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1988. — С. 183–184.  
14.  Уфимцева Н.В. Русские глазами русских. // Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. — М., 1995. — С. 243.  
15.  Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира. — М.: Ин-т язы-
кознания РАН, 2000. — С. 24–32.  
 
 
 
 
 


УДК  811,161.1´367.335.2  
К.К.Окушева 
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева, Усть-Каменогорск 


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал