Исследование системы исламских финансовых институтов как среды повышения эффективности основные особенности деятельности исламских финансовых институтов в современных условиях



бет1/8
Дата24.06.2023
өлшемі218,07 Kb.
#103287
түріИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8



1 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ КАК СРЕДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ





    1. Основные особенности деятельности исламских финансовых институтов в современных условиях

Главным элементом финансовых систем всех стран являются финансовые институты, которые представляют собой учреждения, занимающиеся перемещением денежных средств, реализацией кредитных продуктов, инвестированием и др. Финансовые институты являются посредниками между инвесторами (депонентами), имеющими денежные средства и желающими их инвестировать, и нуждающимися в денежных средствах государственными структурами, предпринимателями, компаниями, домохозяйствами и др.


Финансовые институты представляют собой учреждения, основная задача которых заключается в накоплении денег и последующей передаче их эффективным пользователям. Среди целей деятельности финансовых институтов можно назвать:

      1. сбережение финансов;

      2. осуществление посредничества между инвесторами (депонентами) и заемщиками;

      3. совершение трансформаций финансов, перевод краткосрочных активов в долгосрочные;

      4. передача и распределение рисков;

      5. организация валютных операций и т.д.

По способам участия в процессе распределения фондов денежных средств мы предлагаем выделять следующие типы финансовых институтов (рисунок 1):

  1. коммерческие банки – распределяют купленные ресурсы;

  2. небанковские организации – распределяют ресурсы своих участников;

  3. инвестиционные институты – оказывают содействие в поиске ресурсов.

Исламские финансовые институты – это финансовые компании, использующие в своей деятельности исламскую финансовую модель, которая представляет собой комплекс методов, механизмов и инструментов финансирования, позволяющих осуществлять финансовую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в исламском праве – шариате. В исламской финансовой системе существуют следующие ключевые компоненты:

  1. исламские банки и финансовые компании;

  2. операторы рынка такафул (страховые компании);

  3. фонды;

  4. операторы рынка сукук (сертификатов долевого участия, облигаций);

  5. регулирующие органы.

Исламская финансовая система, с одной стороны, является сегментом национальной финансовой системы страны, а с другой – составной частью исламской экономики. Исламские финансовые институты строго соблюдают законы шариата. Современные исламские финансы основаны на ряде запретов, которые не всегда являются незаконными в странах, где действуют исламские финансовые институты:

  1. уплата или начисление процентов. Ислам рассматривает кредитование с выплатой процентов как эксплуататорскую практику, которая благоприятствует кредитору за счет заемщика. Согласно законам шариата, проценты – это ростовщичество (риба), которое строго запрещено;

  2. инвестирование в предприятия, занимающиеся запрещенной деятельностью. Некоторые виды деятельности, такие как производство и продажа алкоголя или свинины, запрещены в Исламе. Эти действия считаются харамом, или запрещенными. Поэтому инвестиции в такую деятельность также запрещены;

  3. спекуляция (маісір). Шариат строго запрещает любую форму спекуляции или азартных игр, которая называется майсир. Следовательно, исламские финансовые институты не могут участвовать в контрактах, когда право собственности на товары зависит от неопределенного события в будущем;

  4. неопределенность и риск (гарар). Правила исламского финансирования запрещают участие в контрактах с чрезмерным риском и/или неопределенностью. Термин гарар измеряет законность риска или неопределенности в инвестициях. Гарар сопутствует производным контрактам и коротким продажам, которые запрещены в исламских финансах.

Помимо вышеперечисленных запретов, исламское финансирование основано на двух других важнейших принципах:

  1. материальная завершенность сделки, т.е., каждая сделка должна быть связана с реальной базовой экономической сделкой;

  2. доля прибыли/убытка, т.е., стороны, заключающие контракты в сфере исламского финансирования, делятся прибылью/убытком и рисками, связанными со сделкой. Никто не может извлечь из сделки больше выгоды, чем другая сторона.

Таким образом, фундаментальные различия между исламскими и традиционными финансами заключаются в принципах регулирования рынка и функциях денег. Традиционные банки работают в соответствии с принципами рыночной экономики, которая со временем приводит к спекулятивному поведению ее участников, деривативным транзакциям, финансовым пирамидам, спекулятивным играм, ростовщическому проценту, нерегулируемой и безудержной максимизации прибыли и прочим неэтическим практикам, которые негативно воздействуют на социальное, политическое и экономическое благополучие общества.
Исламские финансы и экономика регулируются божественными предписаниями, запрещающими ростовщические проценты, спекулятивное поведение, высокую неопределенность, монополизацию рынка, спекулятивные игры, торговлю запрещенными в исламе товарами и услугами. Все это, в свою очередь, ведет к установлению справедливой и стабильной экономической системы.
Деньги в традиционных финансах рассматриваются как товар, имеющий внутреннюю полезность и ценность, а традиционные финансовые транзакции основаны на ростовщическом проценте и бумажных деньгах, с помощью которых зарабатывается прибыль. В исламских финансах деньги являются лишь средством обмена, а исламские финансовые транзакции основаны на товарах и услугах. Прибыль зарабатывается за счет обмена товаров на деньги.
Ростовщический процент влечет за собой искусственное предложение денег, не обеспеченных активами или услугами, что приводит к увеличению волатильности, инфляции, бедные становятся еще беднее, а богатые еще более богатыми. Тем самым рыночная экономика играет значительную роль в увеличении экономической несправедливости и финансового притеснения. Поскольку исламское финансирование основано на нескольких ограничениях и
принципах, которые не существуют в обычном банковском деле, были разработаны специальные типы финансовых механизмов:

  1. партнерство по совместному использованию прибылей и убытков (мудараба), или соглашение о долевом участии в прибылях и убытках, в котором один партнер (финансист, или раб-ул-мал) предоставляет капитал другому партнеру (поставщику рабочей силы, или мударибу), который отвечает за управление и инвестирование капитала. Прибыль распределяется между сторонами в соответствии с заранее согласованным соотношением;


  1. совместное предприятие по разделению прибылей и убытков (мушарака), или форма совместного предприятия, в котором все партнеры вносят свой капитал и делят прибыль и убыток пропорционально. Основными видами таких совместных предприятий являются:

  • уменьшающееся партнерство – этот тип предприятия обычно используется для приобретения недвижимости. Банк и инвестор совместно приобретают недвижимость. Впоследствии банк постепенно передает инвестору свою часть капитала в собственность в обмен на платежи;

  • постоянный мушарка – этот тип совместного предприятия не имеет конкретной даты окончания и продолжает функционировать до тех пор, пока участвующие стороны соглашаются продолжать свою деятельность. Как правило, он используется для финансирования долгосрочных проектов;

  • лизинг (иджара), при таком типе финансирования арендодатель сдает принадлежащее ему имущество в аренду арендатору в обмен на поток арендных и покупных платежей, заканчивающихся передачей права собственности на имущество арендатору;

  • инвестиционные компании, из-за ряда запретов, установленных шариатом, многие традиционные инвестиционные инструменты, такие как облигации, опционы и деривативы, запрещены в исламских финансах.

Двумя основными инвестиционными инструментами в исламских финансах являются:

  1. акции: шариат допускает инвестиции в акции компаний, однако компании не должны участвовать в деятельности, запрещенной исламскими законами, такой как кредитование под проценты, азартные игры, производство алкоголя или свинины. Исламские финансы также допускают инвестиции в частные акции;

  2. инструменты с фиксированным доходом: поскольку кредитование с выплатой процентов запрещено шариатом, в исламских финансах нет обычных облигаций. Однако существует эквивалент облигаций, называемых сукук, или

облигации, соответствующие шариату, которые представляют собой частичное владение активом, а не долговое обязательство.
Страховой исламский институт также принципиально отличается от традиционного страхования. Основная особенность исламского страхования заключается в том, что страхователи выступают совладельцами такафул-фонда. Участники фонда отдают взносы страховщику путем дарения или добровольного пожертвования, а при наступлении страхового случая используют эти средства. Часть взносов поступает в накопительный фонд, средства которого тратятся на выплаты прибыли участникам в соответствии с указанной в контракте долей (рисунок 2).

Еще одним распространенным финансовым институтом являются исламские инвестиционные фонды, которые могут быть государственными и частными. Управление исламскими инвестиционными фондами осуществляется в соответствии с исламскими финансовыми принципами и контролируется шариатским советом. В исламских инвестиционных фондах заранее не может быть определен возврат инвестиций, поскольку он определяется на основании прибыли, полученной фондом. Важным компонентом исламской финансовой системы являются инфраструктурные финансовые институты, куда входят:



  1. платежная система;

  2. организации, обеспечивающие экономическую безопасность и поддержание ликвидности;

  3. органы регулирования финансовой системы;

  4. органы, контролирующие соблюдение стандартов финансовой отчетности;

  5. рейтинговые агентства;

  6. службы статистики;

  7. образовательные и научные организации.

Роль инфраструктурных организаций заключается в обеспечении стабильного развития исламских финансовых институтов. Их функционирование позволяет защитить клиентов и гарантировать стабильность деятельности исламских финансовых институтов.
Исламские финансовые институты развиваются по так называемой исламской модели, которая основана на том, что инвестор должен разделять риски деятельности своего клиента и вытекающие из нее прибыли и убытки, деньги считаются лишь мерилом стоимости, а не капиталом, финансовым активом они могут стать легитимно только после инвестирования их в торговые операции и производство.
Философия и цели деятельности исламских финансовых институтов согласовываются с принципами исламского бизнеса, закрепленного в Коране и
Хадисах. Согласно данным учениям, исламские предприниматели должны быть вовлечены только в легитимные виды деятельности, а все их операции должны быть построены на принципах честности, справедливости и равенства. Полученное богатство должно направляться на помощь тем, кто в нем нуждается. Соответственно общая концепция эффективности исламских финансовых институтов может быть представлена в виде многоуровневой схемы, распределяющей усилия по определенным уровням административного, экономического, политического, социального и религиозного влияния на
общество (рисунок 3).
На первом и втором уровнях оценивается так называемая внешняя эффективность – отношение результата взаимодействия исламского финансового института с внешней средой, например, в процессе регулирования деятельности, международного развития, реализации продуктов. На третьем уровне оценивается внутренняя эффективность исламского финансового института, охватывающая качество использования имеющихся ресурсов и внутренних операций.
Под результатом (эффектом для целей расчета эффективности) мы понимаем не только прибыль исламского финансового института. Также, в зависимости от целей управления, может рассматриваться социальных эффект, например, в форме сокращения количества бедных (нуждающихся). Хотя исламские финансовые институты могут иметь очень разные структуры, типы клиентов и цели, все они подчиняются одному правилу – они должны соблюдать правила шариата. Выделим основные элементы финансовой исламской системы.

  1. Исламские банки. Исламские банки имеют много функций, которые отражают функции традиционных банков, но они должны выполнять эти функции в соответствии с шариатом. Поэтому продукты, доступные в исламском банке, сильно отличаются от продуктов, доступных в обычном коммерческом банке, и способы, которыми исламский банк инвестирует свои средства, также существенно отличаются.

  2. Участники исламского рынка капитала. Исламский рынок капитала – то место, где совершаются сделки с финансовыми активами, соответствующими шариату. Частные лица и учреждения, участвующие в исламском рынке капитала, работают параллельно с теми, кто работает на обычном рынке капитала, и они помогают инвесторам найти соответствующие шариату инвестиционные возможности. Исламский рынок капитала открыт для любых инвесторов, включая немусульманских клиентов. Участниками рынка капитала являются управляющие исламскими инвестиционными фондами, эмитенты сукук (включая правительства и крупные корпорации), состоятельные физические лица, нуждающиеся в соответствующих шариату продуктах для инвестирования своих денег, а также любое другое физическое или юридическое лицо, которое ищет соответствующие шариату и/или социально ответственные инвестиционные инструменты. Поскольку этот рынок капитала очень молод, он, вероятно, будет расти и включать в себя больше видов финансовых продуктов по мере созревания исламской финансовой индустрии.

  3. Продукты, которые покупаются и продаются на исламском рынке капитала, включают исламские фонды; сукук, или исламские облигации; исламские межбанковские фонды денежного рынка.

  4. Исламские поставщики индексов. Когда исламские инвестиционные фонды только создавались, их инвестиционные показатели сравнивались с известными традиционными индексами. Но это сравнение было ошибочным, потому что исламские фонды не могут инвестировать в такое большое количество отраслей, представленных этими индексами. В результате появились исламские индексы, которые в настоящее время служат более подходящими ориентирами для оценки деятельности исламских инвестиционных фондов. Ключевые поставщики индексов, предлагающие исламские индексы, включают индексы Дов Жонес, С*Р, ФТСЕ и МССІ.

Исламские банки, страховые компании, финансовые организации являются по сути такими же финансовыми посредниками, что и традиционные контрагенты. Общая задача приблизительно схожая – привлечь инвестиции, вложить их в приносящие прибыль проекты, получить прибыль, разделив ее с партнерами, вкладчиками и владельцами. Но есть и принципиальные различия между традиционной и исламской финансовой моделью: это присутствие четырех основных абсолютных запретов, базирующихся на исламских принципах, имеющихся в основном религиозном законе – шариате1.
Именно данные особенности позволяют провести декомпозицию эффективности системы исламских финансовых институтов в современных условиях (рисунок 4). По нашему мнению, на верхнем уровне отношений – на уровне исламского мира, который устанавливает базовые требования к функционированию именно исламских финансовых институтов – основные показатели эффективности системы исламских финансовых институтов разбиваются на две группы.
Во-первых, эффективность наднационального и национального надзора и регулирования, определяющая соотношение получаемых эффектов и затрат на осуществление контрольных мероприятий по соблюдению принципов Шариата. Во-вторых, эффективность межгосударственного и внутристранового взаимодействия исламских финансовых институтов, находящихся в разных странах, позволяющая оценить отношение получаемых эффектов и затрат на осуществление взаимодействия между финансовыми системами разных стран.
В соответствии с общепринятыми определениями под развитием понимается процесс перехода из одного качественного состояния в другое, более сложное. Развитие финансовых институтов мы понимаем как целенаправленный процесс перехода от единичных случаев реализации финансовых продуктов, соответствующих шариату, к созданию эффективной системы привлечения исламских финансов в российскую экономику. Формирование финансовых институтов предоставляет государству возможность создания условий для субъектов финансовой системы, заставляющих их действовать в направлении достижения общественно значимых целей.
Как следует из рисунка, помимо классических инструментов национального финансового надзора в исламской финансовой системе также присутствует наднациональный надзор, а также нефинансовый контроль, в том числе на соответствие принципам исламской модели отношений. Ведущие мусульманские правоведы и экономисты Маулана Маудуди, Найеем Сиддикви, Мухаммед Хамидиулла в 1940–1950-е годы разработали соответствующие шариату инструменты, которые могут быть эффективно использованы для получения прибыли для исламских финансовых институтов.
При этом основным принципом взаимодействия между инвестором и реципиентом финансовых ресурсов был предложен принцип партнерства и разделения прибыли и рисков (мудараба), когда одна сторона является инвестором, а другая – принимает финансовые ресурсы и вкладывает их в определенный проект, добавляя свои активы, в том числе знания и умения1. Несмотря на то, что понятие исламской финансовой системы появилось сравнительно недавно, в последние годы оно стало привычным в лексиконе финансистов во многих странах, не только мусульманских. Этот финансовый институт в современном мире играет все более важную роль. Ведь число граждан в разных странах, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, значительно выросло.
Развитию исламской финансовой модели способствовали прежде всего процессы освобождения мусульманских стран о колониальной зависимости и, соответственно, рост религиозной идентичности и самосознания. Одним из ярких примеров может служить исламская революция в Иране, на долгие десятилетия определившая вектор развития этой крупнейшей исламской экономики. Вторым фактором роста стала благоприятная конъюнктура на сырьевые товары – основные источники экспортной прибыли и поступления свободных денежных ресурсов в иностранной валюте в экономику стран, именно переизбыток
свободных ликвидных финансовых ресурсов способствовал развитию исламской финансовой системы.
Исламские финансы являются конкурентоспособной и устойчивой формой финансового посредничества. Исламское финансирование предлагает широкий спектр инновационных и высококачественных финансовых продуктов и услуг, таких как потребительское финансирование, управление благосостоянием и широкий спектр продуктов из индустрии такафул и исламских рынков капитала. Они также обладают потенциалом для содействия проектному финансированию и долгосрочным структурированным продуктам для финансирования крупномасштабных проектов и развития инфраструктуры. Учитывая, что исламские финансовые инструменты отражают основную экономическую деятельность и что такие инструменты по своей сути обладают потенциалом для обеспечения ощутимой отдачи инвесторам, они, таким образом, создали значительный спрос на соответствующие+ шариату финансовые продукты.
Важным аспектом, посредством которого исламское финансирование способствует сбалансированному росту и развитию, является его становление в качестве все более важного канала укрепления международных финансовых
связей, что подтверждается расширением международного измерения исламского финансирования в последнее десятилетие.
Интернационализация исламских финансов формирует новые глобальные модели финансовых и торговых потоков. Этому также способствует постепенная либерализация развивающихся экономик в последнее десятилетие. В настоящее время наблюдается расширение присутствия исламских финансовых институтов за пределами внутренних границ и расширение иностранного участия на исламских внутренних финансовых рынках. Волна интернационализации исламских финансов, которая не ослабевала несмотря на недавний глобальный кризис, способствовала усилению инвестиционных и финансовых потоков между Азией и Ближним Востоком, создавая взаимно усиливающиеся перспективы роста для обоих регионов.




    1. Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет