1 |
С т р
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН: ОСМЫСЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ТРАДИЦИЙ И СБЛИЖЕНИЕ КУЛЬТУР
НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на казахском, английском и русском языках
Авторы несут ответственность за выбор и представление фактов, содержащихся в
данной публикации, а также за высказанные в ней мнения, которые не обязательно
совпадают с точкой зрения ЮНЕСКО и не компрометируют Организацию
Руководитель проекта
Исимбаева Г.И., Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Аязбаев С.К., художник-дизайнер
Елеманова С.А., музыковед, канд.искусствоведения
Есенова Х.А., культуролог
Жумабекова Д.Ж., канд.искусствоведения, доцент
Коренчук В.Д., фотожурналист, искусствовед
Мадина Р.Е., филолог, педагог-новатор
Евфрат Б. Имамбек, социокультуролог, канд. пед. наук
Мамбетова Л.А., доктор искусствоведения
Музафаров Р.Р. (ответственный координатор)
Муратаев К.К., канд.искусствоведения, этнодизайнер
Мягкова Е.Н., искусствовед, канд.филологии
Наурзбаева А.Б., профессор, доктор философии, культуролог
Сагат А.М., композитор, музыковед
Сапарова Ю.А., канд. пед. наук, доцент
Солодовиченко Л.Н., канд. пед. наук, доцент
Уморбеков Б.Е., проф., Председатель Союза художников Республики Казахстан
Уразбекова Л.С., канд.искусствоведения, Президент Академии Художеств
Республики Казахстан
Подготовлено в рамках пилотного проекта ЮНЕСКО и МФГС
"Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в
XXI веке"
Редактор: Р.Р.Музафаров
Художник Л.Н.Солодовиченко
Художественный редактор и компьютерная верстка А.А.Пименова
Языковые версии: А.Кайназарова (казахский язык), М.Агаева (английский язык)
ISBN 978-601-80091-0-5
© Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2010
© Бюро ЮНЕСКО в Алматы, 2010
© Казахстанская Национальная Федерация Клубов ЮНЕСКО, 2010
2 |
С т р
Выражение признательности
Данная публикация подготовлена группой экспертов в области художественного
образования в сотрудничестве с Национальной Комиссией Республики Казахстан по
делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Алматы и Москве. Составители хотели бы
выразить особую благодарность за оказанную поддержку и предоставленную
информацию Министерству образования и науки Республики Казахстан, Министерству
культуры Республики Казахстан и Секретариату Казахстанской Национальной
Федерации Клубов ЮНЕСКО, оказывавшему повседневную административную и
техническую поддержку.
ЮНЕСКО и МФГС оказали финансовую поддержку, которая способствовала изданию
доклада и проведению экспертных круглых столов. В этой связи хотелось бы выразить
особую благодарность Сергею Лазареву, Любаве Моревой и Юрию Пешкову от
ЮНЕСКО, и Асель Утегеновой от Национальной Комиссии.
Многие преподаватели и исследователи способствовали разработке отдельных
разделов доклада, в частности: Шайзада Байкенова, Садыбек Бейсенбаев, Кудайберген
Болатбаев, Куляш Болсанбек, Карлыгаш Букенова, Светлана Бурцева, Наталья Герусова,
Лариса Золотарева, Эльвира Каримова, Раухан Касенова, Сериккали Мырзатаев,
Надежда Николенко, Жумабек Резин, Наталья Руденко, Елена Тагильцева, Василий
Шахгулари и Оксана Языджы.
3 |
С т р
Содержание
Введение ................................................................................................................................................ 5
1
Диалог культур на Шелковом пути: Ретроспектива.................................................................... 7
1.1
Образование и искусство Великой степи ............................................................................ 7
1.2
Казахстан в период вхождения в состав Российской Империи .................................. 10
1.3
Казахстан в составе Союза ССР ....................................................................................... 12
2
Государственная политика в области художественного образования в Республике
Казахстан .............................................................................................................................................. 15
2.1 Приниципы
государственной
политики
в художественном образовании .................... 16
2.2 Законодательное
обеспечение
художественного образования ..................................... 18
3 Система
художественного
образования в Республике Казахстан .......................................... 19
3.1 Дошкольное воспитание и обучение ....................................................................................... 20
3.2 Среднее образование ............................................................................................................... 22
3.2.1 Общее среднее образование ............................................................................................ 22
3.2.2 Дополнительное образование .......................................................................................... 24
3.2.3 Внешкольное воспитание и обучение .............................................................................. 27
3.2.4 Профессиональное среднее художественное образование .......................................... 28
3.3 Высшее образование ................................................................................................................ 29
3.3.1 Профессиональное высшее художественное образование ........................................... 31
3.3.2 Художественное образование в университетах и институтах Казахстана ..................... 31
3.3.3 Магистратура и докторантура художественного образования ...................................... 32
3.4 Повышение квалификации и переподготовка кадров художественного образования ..... 33
4 Художественно-эстетическое образование и этическое воспитание ......................................... 34
4.1 Презентация культурного наследия через сеть музеев, библиотек и СМИ ......................... 34
4.2 Этнокультурное воспитание ..................................................................................................... 36
5 Художественное образование в Республике Казахстан в аспекте отдельных видов искусств 36
5.1 Искусствоведение ...................................................................................................................... 37
5. 2 Изобразительное искусство ..................................................................................................... 38
5.3 Музыкальное искусство ............................................................................................................ 39
5.4 Хореографическое искусство .................................................................................................... 41
5.5 Театральное искусство ............................................................................................................ 422
5.6 Дизайн ........................................................................................................................................ 42
4 |
С т р
5.7 Искусство фотографии ............................................................................................................... 43
5.8 Киноискусство ............................................................................................................................ 44
5.9 Декоративно-прикладное искусство ....................................................................................... 46
5.10 Устное народное творчество и народные традиции ............................................................ 47
5.11 Медиа ....................................................................................................................................... 47
Заключение .......................................................................................................................................... 49
Рекомендации ..................................................................................................................................... 50
Приложения ......................................................................................................................................... 53
5 |
С т р
Введение
Мы живем во все более многообразном мире, состоящем из многих культур, склонных
рассматривать свои культурные, этнические, религиозные и языковые ценности как священные
и неприкосновенные. Однако мы все живем на одной планете и представляем собой единое
человечество. Как определить для систем образования некоторые основополагающие цели,
которые помогли бы нам жить в условиях терпимости и мира, уважая культурные особенности
и индивидуальные качества других людей? Этнокультурная идентичность народа складывается
в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным
ценностям, почитания национальных героев. Знание истории народов, населявших страну,
истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней,
ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов, живущих бок о бок многие
годы и века. Представляется маловероятным создать какой-либо "международный шаблон"
для конкретных компонентов национальной учебной программы. Тем не менее, можно с
полным основанием утверждать, что в современном обществе, стремящемся к развитию
международного и межкультурного взаимопонимания, любая система образования должна
основываться на осознании ценности разнообразия культур и быть проникнута принципами
приверженности миру, терпимости и состраданию. Художественное образование уже по
определению содержит набор основополагающих установок, критериев и ключевых идей,
которые должны служить полезным и действенным подспорьем для любой
преподавательской группы, школы и другой учебной организации, нацеленной на развитие
гуманистического и интернационального аспекта обучения образования. Наряду с
информацией, учебной методикой и средствами познания, важной составляющей учебного
плана должно стать внедрение ценностного образования, основанного на уважении
многообразия и стремлении к достижению консенсуса.
Уникальность этнокультурного многообразия Казахстана обусловлена исторически
сложившимся полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В таких
условиях важно создание возможностей для возрождения и развития этнических культур,
взаимодействия между ними в интересах общенационального единства. Принятие идеи
этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и
воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей
мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с
традиционными культурными ценностями. Именно образование формирует причастность
личности к исторической и культурной традиции.
Одним из позитивных следствий глобализации является свободное движение информации,
интеллектуальной продукции и идей. Молодое поколение открыто новым идеям, мыслит
глобально и думает категориями будущего. Благоприятная среда, созданная в Казахстане для
свободного выражения мысли и межкультурного обмена, способствует развитию потенциала
личности, воплощению творческих замыслов и реализации инновационных проектов. Все это
является предпосылками создания прогрессивной системы художественного образования,
которая будет максимально отвечать интересам и требованиям нации.
Каждая школа является проявлением особой культуры индивидуумов, а также наглядной
моделью более широкого общества, в котором она существует. Школы, подобно обществу,
зависят от поведения в духе сотрудничества. Действия каждого отдельного гражданина по
6 |
С т р
отношению к другим наглядно олицетворяют собой результаты системы образования. Школы
должны отвечать потребностям в области образования и стремиться оказывать учащимся
помощь как в плане индивидуального, так и социального развития, позволяя им тем самым
перенести свой школьный опыт на жизнь в обществе в целом.
Учащиеся и учителя общаются не только в школьной среде, но и принимают также более
или менее активное участие в жизни многих других общественных групп: семейных,
религиозных, общественных, политических и привносят в школу свой опыт пребывания в этих
группах. Поэтому школа, как и все социальные группы, постоянно находится в состоянии
перемен. Поскольку общество становится все более многообразным, а значит, и
подверженным внутренним противоречиям, необходимо уделять особое внимание роли
школы. Конечная цель должна заключаться в формировании высокообразованного,
творческого человека XXI века, свободно ориентирующегося в различных сферах знания и
культуры, социально ответственного и глубоко духовного.
Центральное место в этом развитии занимают ценности и воззрения, а также те культурные
и социальные механизмы, благодаря которым они устанавливаются и распространяются.
Многообразный мир, в котором мы живем, зависит от нашего сотрудничества и
взаимопонимания. На школах лежит фундаментальная обязанность содействовать
распространению этих идей. Исторически сложившиеся традиции художественного
образования выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения
национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за
будущее процветание своей страны.
Концептуально-аналитический документ "Художественное образование в Республике
Казахстан: осмысление национальной идентичности и сближение культур" разработан в
рамках проекта "Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих
возможностей в XXI веке", реализуемого при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ
(МФГС) совместно с Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы. Этот проект является компонентом
дополнительной программы ЮНЕСКО "Устойчивое развитие художественного образования для
поощрения разнообразия форм культурного самовыражения" и направлен на анализ
существующих систем художественного образования, актуальных программ и направлений
развития, и выработку рекомендаций для национальных правительств на основе тесного
сотрудничества с соответствующими государственными учреждениями культуры и
образования, включая Министерства культуры, Министерства образования, государственные
университеты и институты культуры и искусств, творческие союзы, школы художественного
образования и другие заинтересованные организации гражданского общества. Исследования
основаны на сборе информации по актуальным проблемам и подходам в сфере
художественного образования на основе методик и рекомендаций ЮНЕСКО. Методики
продолжают развитие принципов, зафиксированных "Дорожной картой художественного
образования", принятой Всемирной конференцией ЮНЕСКО по образованию в области
искусств (Лиссабон, 6-9 марта 2006 г.). Проект имеет отношение к национальным программам
реформирования и развития системы образования в странах кластера и призван содействовать
развитию новых национальных стратегий в сфере художественного образования. Доклад и
рекомендации были представлены на Второй Всемирной конференции ЮНЕСКО по
художественному образованию (Сеул, Республика Корея, 25-28 мая 2010 г.).
7 |
С т р
1 Диалог культур на Шелковом пути: Ретроспектива
Более чем две с половиной тысячи лет тому назад на территории
нынешнего Казахстана существовали государства саков. Это - далекие
предки казахов, создавшие свою уникальную цивилизацию,
прекрасное искусство звериного стиля. Они уже знали письменность,
и ими была создана первая государственная территория нашей
страны. Это были племена, которые занимались ремеслами,
земледелием, жили в поселениях, кочевали по просторам Великой
степи. В становлении этой цивилизации сыграло большую роль величайшее событие
технического прогресса человечества начала I тысячелетия до н.э. – прототюркские племена
Алтая, покорив огонь и железную руду, изобрели изделия из железа. Новая динамичная сила –
конно-кочевая цивилизация - стремительно помчалась навстречу неведомому ей миру великих
древних оседлых цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Египта, Вавилона, тем самым,
предопределив невиданный ранее поворот в истории межцивилизационного диалога Евразии.
С этого взаимодействия оседлой и кочевой цивилизаций начиналась эпоха становления
мировых религий, философии, появления великих пророков. Что же касается своеобразных
форм культуры, связанных с кочевым укладом жизни, надо признать, что кочевничество
никогда не было герметически замкнутым жизненным пространством, а напротив, находилось
в тесном взаимообогащающем контакте с оседлыми культурами и народами, перенимая и
передавая взамен им целый ряд культурных ценностей. В древнем эпосе казахов запечатлено
жизненное кредо кочевника: "одолеть семь хребтов и узнать языки семи народов". Можно
утверждать, что самобытная культура Казахстана представляется неким культурным "ядром",
из которого устремляются потоки, пронизывающие встречные культурные течения
передневосточного, центрально-азиатского и восточноазиатского, а также европейского
регионов.
На безграничных просторах Великой степи оставили свой след разные
государственные формирования номадов – гуннские державы, тюркские
каганаты, Золотая Орда и ранние Казахские ханства. Империя древних
тюрок – это первая евразийская держава, которая занимала территорию от
Тихого океана до Крыма и Черного моря. Столица этого государства
находилась на территории современного Казахстана. Способность
интегрировать и
осваивать все новое делали Тюркские империи
масштабными и мегаконтинентальными, представлявшими собой
гармоничные модели объединения разных культур и разных цивилизаций,
разных языков и разных религий. Образование осуществлялось в древних
городах на базе религиозных духовно-научных центров и академий, а
также цехов-мастерских ремесленников. В семьях и кочевьях секреты
ремесла передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью.
Открытость миру и способность воспринимать, взаимодействовать и
делиться своим опытом обогащали не только саму кочевую культуру, но
тех, с кем она вступала в диалог.
1.1
Образование и искусство Великой степи
Древнейшая культура Великой степи, пользовавшаяся с давних пор своей письменностью
(древнетюркской, рунической, орхоно-енисейской, в средневековье – арабской графикой),
8 |
С т р
сложилась, как живой организм, в виде
института функционирования и распространения
устного поэтического, музыкального, художественного творчества и наследия. Основные черты
национальной культуры казахского народа ведут преемственность от цивилизаций
Центральной Азии, а именно древнейшей прототюркской (Алтай) и тюркской (Дешт-и-Кипчак).
Великий Шелковый путь - это сеть
многочисленных караванных дорог,
прорезавших самые плодородные,
густонаселенные регионы Центральной и
Передней Азии. Караваны, идущие с Востока
на Запад и обратно, через два-три дня
беспрерывного движения останавливались
на отдых там, где обнаруживался водопой и
травостой. Очень быстро в таких местах
появлялись населенные пункты, города. С
караванами двигались послы, ученые,
путешественники, дервиши, священники,
поэты. Поэтому места отдыха, караван-сараи, превращались в своего рода дома оживленной
беседы, бойкой торговли, слушания сказок, отправления религиозных обрядов.
Путешественники являлись носителями своей культуры, традиций, обычаев, характерного
бытового уклада. Шелковый путь улучшил взаимообмен культур между дальними странами и
народами Востока и Запада. Эта дорога жизни активно функционировала вплоть до начала XV
века, когда упадок великих мировых цивилизаций Востока превратил Центральную Азию на
долгие десятилетия в культурное захолустье.
В теоретическом осмыслении, обобщении различных видов искусства, литературы и
выработке прогрессивного эстетического мышления народов Востока особую роль сыграл Аль-
Фараби
- выдающийся арабо-мусульманский учёный-энциклопедист, философ и логик. Он
вошёл в историю музыкознания как создатель фундаментальной музыкально-теоретической
концепции в трактате "Китаб ал-мусика ал-кабир" ("Большая книга музыки").
Это по существу первый трактат на Ближнем и Среднем Востоке, в котором теория музыки
получила комплексное освещение. В нём сведены и глубоко исследованы вопросы
музыкальной науки, в основном, составлявшие ранее темы отдельных сочинений
- анализ
ладовой и
ритмической сторон музицирования, связей ритма с арабским стихосложением,
описание звуковысотных шкал средневекового восточного инструментария. По мнению Аль-
Фараби, различные виды науки и искусства (поэзия, музыка, живопись, архитектура, танцы)
являются различными формами познания действительности. Между тем, в формировании
эстетического мышления самого аль-Фараби сыграли большую роль тюркское
изобразительное искусство и могучий фольклор его соотечественников.
Культура кочевников, при том, что ее структура и составляющие универсальны, обладает
особенностями, диктуемыми климатическими, географическими и, соответственно,
хозяйственными факторами. Основными ценностями этой культуры являются "подвижные"
ценности. Приоритетами кочевой культуры являются так называемые "мусические" искусства
(музыка, поэзия, прозаические фольклорные жанры и речи ораторов-шешенов, шаманский
комплекс - баксылык), а также декоративно-прикладное творчество (убранство юрты, одежда,
ювелирное искусство). Доминантой кочевой культуры является человек и его социализация,
понимаемая как гуманизация. Отсюда и антропоцентрическая направленность всех культурных
Достарыңызбен бөлісу: |