ББК 63.3+63.4+63.5
УДК 397+904
Т 98
Редколлегия
Громов Д.В., Губогло М.Н. (отв. ред),
Остапенко Л.В., Старченко Р.А, Чешко С.В.
Рецензенты
Доктор исторических наук В.В. Карлов
Доктор исторических наук Г.А. Комарова
Книга издается при финансовой поддержке РГНФ:
11-01-00534-а «Этногенез. Воображаемые пращуры и
реальные потомки» (Руководитель М.Н. Губогло)
Т 98
Тюркские народы. Фрагменты этнических историй / Отв.
ред. М.Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 2014. – 442 с.
ISBN 978-5-4211-0123-9
Книга посвящена историографическим и источниковедческим аспектам
изучения этногенеза некоторых тюркских народов. Особый интерес в этом
плане представляют узловые вопросы этнической истории современных га-
гаузов, казахов, киргизов, тувинцев, туркмен, уйгур, а также ряд спорных
вопросов, касающихся средневековых кипчаков.
ББК 63.3+63.4+63.5
УДК 397+904
ISBN 978-5-4211-0123-9
© Институт этнологии и антрополо-
гии РАН, 2014
© Коллектив авторов, 2014
Содержание
М.Н. Губогло
Контрапункты межэтнического синтеза
4
М.Н. Губогло
Этническое обрамление Черного моря:
времена и берега
25
Н.А. Дубова
Сложение туркменского народа
60
С.Ш. Казиев
Проблемы этногенеза и этнической истории
казахов
97
З.В. Анайбан, М.Х. Маннай-оол
Этногенез тувинцев. Историография вопроса
151
С.Ш. Казиев
Уйгуры: проблемы историографии
этнической истории
175
С.Ш. Казиев
Кыргызы: дискурсы этногенеза и этнической
истории
233
С.Ш. Казиев
Кипчаки: концепции этнической истории
282
С.С. Булгар
Гагаузы Греции и Бессарабии.
Историко-культурный сравнительный анализ
423
4
М.Н. Губогло
Контрапункты межэтнического синтеза*
В соответствии с задачами исследовательского проекта
«Этногенез: воображаемые пращуры и реальные потомки»,
поддержанного РГНФ (11-01-00534а), была сделана попытка
составить компендиум «происхождений» на примере некото-
рых тюркских народов. Наряду с содержательной стороной
(описание процесса этногенеза) одновременно возникла идея
выдвинуть теоретически актуальную и практически важную
проблему, в чем состоит суть этногенеза как длительного дина-
мического процесса, имеющего начало, продолжение и конец.
Эта задача вполне корреспондирует с размышлениями
С.А. Арутюнова, во-первых, касательно того, что «в последнее
десятилетие ХХ в. наметилась тенденция применять термин
“этногенез” лишь к такому процессу, в результате которого из
ряда существовавших этносов, этнических общностей или их
частей складывается новый этнос, осознающий себя как нечто
отличное от любых ранее существовавших групп и выражаю-
щий это самоосознание через новое самоназвание» [Арутю-
нов, 2012: 50].
Первые итоги исследований, проведенных сотрудниками
ЦИМО по плану вышеназванного проекта, нашли отражение
в нескольких ранее опубликованных статьях, были озвучены в
ряде устных выступлений на общероссийских конференциях,
международных научных симпозиумах, использованы в лекци-
ях по этносоциологии, прочитанных для студентов и аспиран-
тов Комратского государственного университета (Республика
Молдова) и Института этнологии и антропологии РАН.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ: грант 11-01-
00534а «Этногенез: воображаемые пращуры и реальные потомки» и
при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиу-
ма РАН «Традиции и инновации в истории и культуре», направление 3:
«Традиция, обычай, ритуал в истории и культуре», проект «Этносоцио-
логия гостеприимства: дрейф от солидарности к антропоцентризму».
5
Через призму этнической истории нескольких десятков
тюркских народов оказалось возможным рассмотреть, как «ра-
ботают» традиционные концепции этногенеза. При генеалоги-
ческой концепции происхождения наивно интерпретируется
путем выяснения связи между современным народом и каким-
либо легендарным родоначальником. Таким, мягко говоря,
«донаучным» способом делаются неуклюжие попытки уста-
новления некоей прямой беспрерывной связи, как, например,
между средневековым Огуз-ханом и некоторыми современны-
ми тюркскими народами, или между сельджукским султаном
Кейкавусом Изеддином II и современными гагаузами.
Наукообразный вид имеют теории выведения современного
народа из какого-либо конкретного «пранарода»: средневеко-
вого или народа древнего мира. Проблема состоит, во-первых,
в том, насколько правомерен подобный подход, во-вторых,
какие представлены серьезные аргументы, в-третьих, в какой
мере тот или иной народ является продуктом беспрерывного
однолинейного или длительного и сложного историко-культур-
ного процесса, в-четвертых, насколько перспективными или
бесперспективными выступают попытки объяснить «чистоту»
или «смешанность» этнического ядра народа и его этнополити-
ческих и этнокультурных связей с другими народами.
Для выяснения исторических связей между прошлым и на-
стоящим, между «пращурами» и потомками, между древними
и современными народами важное значение имеет еще одна
группа теорий этногенеза, суть которых сводится к поискам
прародины. Стратегия и практика исследований по логике та-
кой теории обычно сводится к анализу передвижений конкрет-
ных народов с одних на другие места обитаний и связанной с
передвижениями динамике численности народов.
При этом основное внимание уделяется пространственным
перемещениям, порой в ущерб вертикальной мобильности и в
ущерб социодинамике культурных ценностей.
Принципиальная теоретическая проблема заключается в
экспертном определении времени, пространства и причин ста-
6
новления этнической общности в качестве самостоятельной и
самодостаточной единицы. Иными словами, нужным оказыва-
ется ответ на вопрос, существует или отсутствует воображае-
мая или реальная грань между свершившимся или продолжаю-
щимся процессом становления, формирования или разрушения
и исчезновения этнической общности.
Излишне политизированными, порой граничащими с гра-
фоманством, выглядят новейшие теории этногенеза, авторы
которых озабочены поисками «арийских» истоков своего на-
рода.
Исключительная важность и актуальность изучения про-
блем этногенеза и этнических историй состоит, прежде всего,
в том, что только этнологическая наука, хотя и в необходимом
союзе с рядом других дисциплин, более, чем какая-либо другая
отрасль гуманитарного знания, создает адекватную питатель-
ную среду для становления и укрепления этнического самосо-
знания, свободного от этноцентризма и чрезмерных полити-
ческих амбиций, от попыток признания превосходства одних
народов над другими. Знание проблематики этногенеза, как
актуальная проблема, страхует политическую элиту и этниче-
ских мобилизаторов от ошибок и приближает к справедливому
решению проблем, возникающих в ходе межэтнических взаи-
моотношений.
Рост этнического самосознания в пору этнических моби-
лизаций накануне и после развала Советского Союза вызвал
к жизни ожесточенную полемику между сторонниками ми-
грационной и автохтонной теории этногенеза. Цель издания
трудов в духе автохтонной теории исходила из желания, в пер-
вую очередь, удревнять нахождение этнической территории
своего народа, легитимизировать право индигенного народа
на данную территорию, относить свой народ к числу великих
и героических, снимать претензии представителей некоторых
(не-титульных) народов на участие в политическом и админи-
стративном управлении, а также в доступе к естественным и
материальным ресурсам.
7
Конкретная цель изучения этнических историй обусловлена
поиском и объяснением этнокультурных параллелей в культуре,
менталитете и системе жизнеобеспечения конкретного тюрко-
язычного народа и его вероятных или воображаемых предков.
В соответствии с этногенетическими задачами были предпри-
няты исследования и описание использованных источников и
историографии этнографического изучения этногенеза, этапов
этнической истории, динамики численности и развития соци-
альной структуры, хозяйственных занятий, институтов социо-
нормативной культуры, амальгамы культов кочевой и оседлой
жизни, этнополитических и этнопсихологических аспектов ме-
жэтнических отношений.
Несмотря на обилие исследований этногенеза конкретных
народов, до сих пор за редким исключением нет обстоятельных
трудов, посвященных концептуальным и методологическим
вопросам [Токарев, 1949; Токарев, Чебоксаров, 1951; Алексеев,
1986; Арутюнов, 2012].
Глубокий общественный интерес к русскому, а следователь-
но, и к славянскому миру, не лишенный еще на заре XIX в. иде-
ологической и политической ангажированности, неизбежно по
аналогии актуализирует проблематику, связанную с тюркским
миром. Оправданием для реализации старых и выдвижения но-
вых теорий происхождения и этнической истории тюркских на-
родов евразийского пространства может, в частности, служить
этнокультурный синтез славянского и тюркского миров. Этот эт-
нокультурный сплав продолжался на евразийском пространстве
на протяжении многих столетий. В ходе многомерного цивили-
зационного синтеза, вступившего в активную фазу с середины
XVI в., одни народы, говорящие на тюркских языках, исчезли с
этнической и политической карты мира, другие, напротив, ро-
дились и укрепились под крышей Российской империи и Со-
ветского Союза. Историческая память об ушедших поколениях
и их связях с современниками представляет исключительный
интерес с точки зрения выявления и типологии различных по
форме, содержанию и продолжительности этногенезов.
8
Отечественной этнологии, особенно в пору ее «Золотого
века» на рубеже ХIХ–ХХ вв., принадлежит заслуженный при-
оритет в мировом гуманитарном знании в деле исследования
этногенеза и этнических историй на основе накопления зна-
чительного фактического материала об этнографических осо-
бенностях и повседневной жизни многих народов, в том чис-
ле тюркских. И подобно тому, как историю взаимоотношений
народов можно рассматривать через призму «Антропологии
движения» (А. Головнев) или «Постижения истории» (А. Тойн-
би), точно также дискурсы этногенеза и этнических историй
народов можно подвергнуть переосмыслению путем анализа
межэтнических взаимоотношений, культурных взаимопроник-
новений и смешений.
Свод «этногенезов» как долговременная программа созда-
ет условия для соотнесения возрастания или угасания обще-
ственного интереса к этой проблематике с тем или иным со-
циальным заказом в связи с ростом этнического самосознания,
активизацией этнической мобилизации, переменами в обще-
ственно-политической жизни. Научное освещение происхож-
дения народов расширяет возможность использования данных
науки для оптимизации этнической политики как в сфере эт-
ногосударственных, так в области межэтнических отношений.
В служении этой идее видится в первую очередь новизна пред-
лагаемого сборника статей.
Вернемся к проблемам этногенеза и этнических историй.
Методологическая ошибка ряда исследований, итогом кото-
рых явились многочисленные теории происхождения того или
иного тюркского народа, состояла в бесплодных попытках обя-
зательно отыскать во времени и в пространстве некое универ-
сальное и единственное этнокультурное ядро и неизменный в
веках этноним, судьбу которых можно было бы проследить на
протяжении тысячелетий на обширном пространстве от Китай-
ской стены до Карпат и Балкан, в изменчивой системе жизне-
деятельности от кочевничества до оседлости и в череде верои-
споведаний от Тенгри до Христа и атеизма.
9
Против теории «вульгарного автохтонизма», в защиту тео-
рии «синтеза» решительно выступал блестящий знаток этниче-
ских историй тюркских народов Центральной и Средней Азии
С.П. Толстов. Он, в частности, придерживался мнения, что ни
один из современных среднеазиатских народов «не восходит
непосредственно к какой бы то ни было из этнических групп
древности» [Толстов, 1947: 304; Казиев, Рукопись].
Современные достижения этнологии, в том числе конструкти-
вистской и инструменталистской парадигм в культурной антро-
пологии, позволяет если не ставить точку на затянувшихся при-
мордиалистских поисках единых корней общего пращура, как
носителя единого этнокультурного ядра, то, по крайней мере, при-
близиться к пониманию этнических историй тюркских народов.
Сегодня ситуация с проблемой этногенеза, разработанной
на основе нарративных источников, не столь безнадежна, как
она порой обрисовывается в сочинениях отдельных зарубеж-
ных исследователей и отечественных скептиков. В ее решении
большую помощь может оказать классическая теория этноге-
неза народов, созданная и успешно применяемая многими по-
колениями отечественных исследователей. В ее основу может
быть положена стратегия, сочетающая синхронно-диахронный
подход, объектом внимания которого выступают не только тек-
сты, но и вещи, явления, символы и отношения, связывающие
культуру воображаемых предков и потомков.
Именно такой подход, вытекающий из богатейшего опыта
этнологической науки, заслуживает быть взятым на вооруже-
ние. Прибегнем к метафоре, суть которой в том, что изучение
кроны позволит лучше узнать потенциал корней дерева, а ин-
теллектуальные раскопки и ретроспективное освоение корней
создает возможность для подсчета годовых колец дерева, т.е.
для преодоления информационного вакуума. С этой целью
особый интерес представляют материалы о сполохах прошлого
в современной кроне, т.е. попытка осмысления сохранившихся
до наших дней языческих культов и институтов, частично ре-
гулирующих повседневную жизнь тюрок.
10
Опираясь на внешнюю историю и на событийно-содержа-
тельную жизнь тюркоязычных народов, например, печенегов,
узов (торков), куман (половцев), некоторые авторы пытаются
проследить их следы в истории и жизни некоторых современ-
ных народов. Смысл такого подхода заключается не в проти-
вопоставлении синхронии и диахронии, не в отрицании эво-
люционного взгляда в ущерб системному, а в их сочетании и
взаимодополняемости.
В последнем десятилетии XIX в. и первом десятилетии
XX в. вопросы этногенеза в России постоянно ставились в эт-
нографических изданиях и журналах. Это было выражением
общественной востребованности этнографической науки и
одновременно показателем расширяющихся горизонтов гума-
нитарного знания. Наряду со специализированными издания-
ми Русского географического общества (РГО) – «Вестником»,
«Записками», «Известиями» – выходили тематически ориенти-
рованные «Этнографические сборники». Особое место в ряду
этнографических журналов занимали «Этнографическое обо-
зрение», «Новая старина». С 1881 по 1901 г. выходили 12 томов
«Живописная Россия». Всем им было несть числа ...
Интерес к собиранию этнографических материалов для це-
лей изучения происхождения народов поддерживался вовлече-
нием в эту деятельность широких масс русской и инородческой
интеллигенции. Именно в эту пору, отвечая на вызовы време-
ни, В.А. Мошков собрал в Бессарабии уникальные сведения по
этнографии и филологии гагаузов.
Фронтальное исследование материальной, общественной
жизни семейного быта, народных верований и знаний, устно-
го народного творчества, обычного права, народной медицины
и музыки позволило собрать в огромном количестве материа-
лы по многим народам и мобилизовать их не только для ком-
плексного изучения происхождения, но для характеристики
традиционной культуры народов. Одним из первых к изучению
этногенеза, как специфической проблемы, крайне важной для
истории и культуры народа, призывал еще в XVIII в. В.Н. Та-
11
тищев. На рубеже XIX–XX вв., в пору накопления этногра-
фического материала о народах России, особенно данных по
обычаям, обрядности, верованиям и ментальности, удалось
преодолеть заложенную В.Н. Татищевым продуктивную для
рубежа XVIII–XIX вв., но одностороннюю теорию этногенеза,
выводимую, как полагал С.А. Токарев, путем сравнительного
анализа языков («разности и согласия языков»).
В конце анкеты, составленной и разосланной В.Н. Татище-
вым в 1734 г. и состоящей в первой редакции из 92, а во второй
из 198 вопросов, приводилась принципиально важная установ-
ка: «Наипаче всего нуждно каждого народа язык знать, дабы
чрез то знать, коего они отродья суть» [Татищев, 1950: 94–95].
Отдельные фрагменты теории межэтнического синтеза
были изложены в ряде докладов и выступлений, в том числе
в публикуемой в данном сборнике статье. Здесь представляет-
ся уместным напомнить о двух сторонах этой теории, впервые
отчетливо изложенных в уже упоминавшемся трактате Н.М.
Карамзина. Суть межэтнического синтеза состоит в цементи-
ровании сохраняемого культурного наследия и успешном ос-
воении инновационного опыта. Обратимся к Н.М. Карамзину:
«Еще предки наши, – напоминал великий историк, – усердно
следовали своим обычаям, но пример начинал действовать, и
явная польза, явное превосходство одерживали верх над ста-
рым навыком в воинских уставах, в системе дипломатической,
в образе воспитания или учения, в самом светском обхождении
(т.е. в повседневной жизни – М.Г.), ибо нет сомнения, что Ев-
ропа от XIII до XIV вв. далеко опередила нас в гражданском
просвещении. Сие изменение делалось постепенно, тихо, едва
заметно, как естественное возрастание, без порывов и насилия.
Мы заимствовали, но как бы нехотя, применяя все к нашему и
новое соединяя со старым» [Карамзин, 2006: 997].
Едва ли не центральным событием этнотерриториального
расширения России стало присоединение к ней Казанского
(1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств и начало освоения
Западной Сибири. Более того, в середине XVI в. в состав
12
России вошли на востоке Башкирия и Чувашия, на юге – Ка-
барда.
В 1566 г. сибирский хан Едигер признал вассальную зависи-
мость от Москвы, но сменивший его хан Кучум отказался при-
знать власть Российского государства. В 1581 г. отряд Ермака
нанес войскам Кучума поражение и через год занял столицу
Сибирского ханства – Кашлык. Окончательно Кучум был раз-
бит в 1598 г., и Западная Сибирь с ее многочисленными мест-
ными народами окончательно вошла в состав Российского го-
сударства.
В судьбе Российского государства взятие Казани имело
огромное историческое значение. Преобладание татаро-мон-
гольских орд было поколеблено еще раньше, в XIV в. Первые
ожесточенные столкновения между христианством и исламом,
несмотря на сопротивление татарского населения, начали уга-
сать, и закончилось победой войск Российского государства.
XVI век стал, таким образом, временем, когда под крышей цен-
трализованного государства встретились славянский (точнее
восточнославянский) и тюркский мир, христианство и ислам,
оседлое население и остатки кочевых народов.
Различные группы татарского населения, вошедшие в со-
став Российского государства в XVI в., были далеко не первы-
ми тюрками, пришедшими в соприкосновение с восточносла-
вянскими народами. Еще во времена Древней Руси в ее составе
насчитывалось, по некоторым подсчетам, до 22 разноязычных
народов [История крестьянства, 1990: 18; Русские. 2005: 11].
Уже в IX–X вв. в Волго-Окском междуречье, где формиро-
валась изначальная историко-этническая территория русских,
были расселены финно-угорские имена – весь, муром, мещера,
меря, а также голядь балтского этноязыкового происхождения
[См. карту «Восточнославянские племена и Древнерусская го-
сударственность IX–X вв.», Русские: 13].
Особое место в средневековых межэтнических контактах
и в формировании населения имели контакты древнерусского
населения с исчезнувшими с исторической арены тюркоязыч-
13
ными печенегами, узами (торками), половцами (куманами),
кыпчпками [Плетнева, 1958; 1982; 1990].
Этнорегиональные корни ряда современных тюркских на-
родов Поволжья, Северного Кавказа без труда обнаруживают-
ся в этнической истории и в расселении тюркских народов в
южнорусских степях во времена средневековья.
Вхождение поволжских татар и некоторых групп тюркского
происхождения в состав русского государства активизировало
процессы расселения в государственно-этническом и этнотер-
риториальном плане. Напомним, что с середины XVI в. уси-
лились процессы складывания многоэтничного Российского
государства. Не случайно в исторических источниках получи-
ли широкое распространение со второй половины XV в. новые
терминологические категории (понятия): Россия, Российская
земля [Тихомиров, 1973: 16; Русские, 2005: 26].
Наряду с татарами и башкирами в состав русского государ-
ства в XVI в. вошли и другие поволжские народы. Несколько
забегая вперед, имеет смысл подчеркнуть, что процессы но-
вого расселения народов содействовали становлению России
как многоэтничного государства. Этот процесс продолжался в
дальнейшем на протяжении нескольких столетий и охватывал
население на территории Урала, Сибири, Казахстана и При-
черноморья, Кавказа и Средней Азии.
Достарыңызбен бөлісу: |