1. Пользуясь материалами лекции «Психология в клинике инфекционных заболеваний» составьте таблицу «Психологические реакции на инфекционные заболевания»
Инфекционное заболевание
Психологическая реакция
На фоне выраженной интоксикации, наблюдающейся при сыпном тифе
Психические нарушения могут возникать сравнительно рано. В первые дни больные более чем обычно оживлены, много говорят, лицо гиперемировано. Они живо отвечают на вопросы, шутят, иногда ссорятся с окружающими. Помрачение сознания возникает в начале второй недели заболевания. Картина бывает типичной для делирия, но, по мнению В.А. Гиляровского, большое место могут занимать галлюцинаторные переживания, связанные с нарушением деятельности вестибулярного аппарата: больные чувствуют, что они плывут, едут, поднимаются, кружатся и др. В ряде случаев на первом месте в картине психических нарушений стоят именно вестибулярные расстройства.
Бредовые переживания ипохондрического содержания бывают связаны с сенестопатиями и болевыми ощущениями в различных участках тела. В таком состоянии больные говорят, что на их тело воздействуют каким-то образом, режут им органы, разрывают их, колют и др. Бредовые идеи нестойки, часто меняются, настроение подавленное, наблюдается двигательное возбуждение. После кризиса с упадком сил и длительного сна психотические явления проходят, но наступает глубокая астения, на фоне которой наблюдаются явления резидуального бреда.
При брюшном тифе
с самого начала болезни могут появляться признаки пониженного настроения, больные заторможены, подавлены, грустны, затем на второй неделе может возникнуть делириозное помрачение сознания, но чаще бывает состояние измененного сознания ближе к аментивному, а развивается оно не на второй неделе, а к концу заболевания. Больные становятся растерянными, с трудом понимают вопросы, с недоумением осматриваются по сторонам, обнаруживают беспомощность при простейших вопросах. Ориентировка в окружающем нарушается. Характерно появление в ночное время наплывов галлюцинаций, сопровождаемым неправильным поведением, но возбуждение не бывает выраженным, так как обычно наступает физическое истощение. Астения после выхода из психоза бывает глубокой. Из-за выраженной истощаемости больные могут производить впечатление интеллектуально сниженных, апатичных, безучастных к окружающему. Восстановление идет медленно, через этап раздражительной слабости. В это время появляется слезливость, обидчивость, повышенная раздражительность. Такие больные производят впечатление капризных, избалованных, требовательных. Наряду с указанными особенностями отчетливо выступают явления истощаемости и утомляемости.
При дизентерии
могут возникать в первые дни болезни и всегда связаны с выраженной клинической картиной основного заболевания, прежде всего интоксикацией. У некоторых больных наблюдается состояние оглушенности, когда до больного не сразу доходят вопросы, он отвечает на них односложно, с большой задержкой. Попытки врача поторопить больного с ответом, растормошить его часто заканчиваются неудачей, он отвечает медленно и односложно, но правильно. Грубая ориентировка сохранена. При легких степенях оглушенности больной производит впечатление несколько рассеянного, невнимательного, погруженного в свои переживания. Это состояние оглушенности может вечером или ночью смениться делириозным расстройством сознания с обильными зрительными и слуховыми галлюцинациями. Состояние возбуждения бывает значительным, часто с агрессией, при этом возможны нападения на обслуживающий персонал. Если состояние оглушения прошло для окружающих незамеченным, то острая психотическая симптоматика кажется неожиданной, внезапно возникшей. Обслуживающий персонал, не подготовленный к такому изменению состояния больного, может растеряться и не сразу оказать необходимую помощь. Поэтому необходимо ежедневно не только оценивать соматическое состояние, но и изменение психической деятельности больного.
У больных, как правило, имеет место амнезия на период психоза. По выходе из психоза отмечается глубокая астения.
В других случаях в начале болезни возникает тревожное опасение за свою жизнь. Такие больные в тревоге могут метаться по палате, испытывать страх. Это состояние сопровождается вегетативными нарушениями, которые увеличивают тревогу. Психотерапевтическая беседа с разъяснением причин этого может успокоить больного и облегчить его состояние.
При хроническом течении дизентерии наблюдаются так называемые поздние психозы, которые связывают с авитаминозом. При этом возникают неглубокие состояния оглушенности, которые врач должен уметь отличать от глубокой астении с истощаемостью и утомляемостью. Правильная квалификация психического статуса больного имеет большое значение для дальнейшей тактики врача, позволяющей предупредить возникновение острого психотического состояния.
Дизентерия у детей дошкольного и младшего школьного возраста может вызвать задержку не только соматического, но и психического развития. Истощаемость и утомляемость у таких детей бывает настолько выражена, что напоминает картину интеллектуальной недостаточности.
Такие дети отличаются либо медлительностью, рассеянностью,
«бестолковостью» и беспамятностью, либо, наоборот, делаются неусидчивыми, суетливыми, отвлекаемыми. Они нуждаются в отдыхе и санаторно-курортном лечении. Детскими психиатрами было показано, что в
«цепочке детских инфекций», участвующих в формировании психопатоподобного синдрома у детей младшего возраста, большое значение имеет дизентерия.
При инфекционных гепатитах
не специфичны и зависят от особенностей основного заболевания и этапа его развития. Так, в преджелтушный период наблюдаются вегетативные нарушения, расстройства сна, вялость, быстрая утомляемость, заторможенность и апатия. В этом состоянии больные редко обращаются к врачам терапевтам, а тем более к психиатрам. Об указанных расстройствах врач может узнать только при сборе анамнеза.
При развившейся желтухе появляется целая гамма аффективных нарушении — от эйфории с суетливостью и расторможенностью до тревоги и подавленности (Невзорова Т.А., 1971). Указанные расстройства непродолжительны и проходят через несколько дней. Подавленность, тоскливое настроение сопровождаются переживанием безысходности состояния, страха перед тяжелой неизлечимой болезнью. Одна больная рассказывала, что во время болезни не могла читать книги с описанием радостных, веселых событий. «Они как-то не доходили до меня», «трудно было представить, что кому-то может быть радостно». Участливая беседа врача, разъяснение причин состояния успокаивают больного. Эйфория, как правило, сопровождается двигательным беспокойством, недооценкой тяжести состояния. Возможны немотивированные приступы гневливости, во время которых больные в грубой форме разговаривают с окружающими, оскорбляют врача и медицинских сестер, незаслуженно обвиняют их в недостаточно внимательном отношении.4
Врачи должны понимать, что причина такого поведения лежит в психических нарушениях, возникших в связи с болезнью, и правильно реагировать на такое состояние больного.
При особо опасных инфекционных заболеваниях
При холере
поведение людей в это время напоминает поведение при массовых бедствиях. О холере сложилось представление как о страшном, крайне заразном смертельном заболевании. у лиц с повышенной внушаемостью в условиях эпидемии холеры так называемой психической холеры, которая по клинике похожа на обычную холеру, но обусловлена психическим воздействием. Возникают большие диагностические затруднения, если подобные состояния развиваются у медицинского персонала, который обслуживает больных холерой.
Ложное бешенство
Заболевание начинается с выраженной водобоязни, тревоги, беспокойства. В отличие от истинного бешенства, при ложном бешенстве, которое представляет собой истерическое расстройство, так же как и психическая хо- лера, эффективны психотерапия и седативные средства.
Венерические заболевания
В начале заболевания при обнаружении первых клинических признаков появляются психогенные аффективные реакции: тревожная, депрессивная, реже истерическая с отрицанием факта болезни. Затем формируется реакция личности на болезнь, в основе которой лежат механизмы психологической защиты. Несмотря на динамичность психологических сдвигов в данный период у больных преобладают нормосоматонозогнозии. Они обращаются за специализированной помощью, аккуратно выполняют все рекомендации врачей, касающиеся режима, аккуратно лечатся. Однако у части больных, особенно у личностей истероидного круга, эмоционально-неустойчивых, а также страдающих алкоголизмом и наркоманиями с выраженными изменениями личности, могут возникать диссоматонозогнозии. В таких случаях у больных наблюдается диссимуляция имеющихся клинических проявлений с целью избежать выяснения обстоятельств заражения и скрыть этот факт от близких. Некоторые из них пытаются лечиться самостоятельно или обращаясь за помощью неофициально. Встречаются случаи, когда человек, узнав, что инфицирован ВИЧ, испытывает чувства обиды и гнева («Почему это случилось со мной?») и начинает «мстить» окружающим, вступая в многочисленные половые связи с целью заразить других.
Среди гиперсоматонозогнозий наиболее часто встречаются фобическая реакция на болезнь (преимущественно у тревожно-мнительных личностей) и депрессивная реакция. После проведения диагностического исследования при отрицательном результате ситуационные реакции проходят или выраженность их значительно уменьшается. При наличии положительного результата депрессивные расстройства могут быть тяжелыми и затяжными, в том числе возможны суицидальные мысли и попытки.6
Для периода развития болезни обычно характерна адекватная оценка больными своего заболевания, но у некоторых больных может иметь место гипосоматонозогнозия. Данный тип реагирования типичен для психопатических личностей и больных алкоголизмом и наркоманиями со снижением критики к своему состоянию. Такие больные игнорируют болезнь, отказываются от лечения, проявляют злобное, агрессивное отношение к окружающим.
СПИД
характерны симптомы подострого энцефалита, среди которых наиболее часто встречаются головные боли, невропатические явления, судорожные припадки, также могут иметь место расстройства сознания и другие психотические явления, заканчивающиеся развитием деменции.