Языковая картина мира: доминанты ментальности



Pdf көрінісі
бет1/11
Дата17.11.2022
өлшемі468,26 Kb.
#50872
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Байланысты:
Azykovaa kartina mira dominanty mentalnosti



93
Языковая картина 
мира: доминанты 
ментальности
Т. Т. Черкашина* 
Н. С. Новикова** 
АННОТАЦИЯ: В статье дается ретро-
спективный анализ взаимосвязи 
картины мира и национальной куль-
туры; обосновывается значимость 
изучения языковой картины мира 
для понимания специфики нацио-
нального самосознания; делается 
вывод о «многомирии», «множе-
ственности» языковых картин мира; 
выявляются особенности русской 
языковой картины мира, определя-
ется ее смысловой универсум; наци-
ональный язык характеризуется как 
результат коммуникативного созна-
ния этноса; анализируется русская 
идиоматика, отражающая доминант-
ные черты русской ментальности; 
исследуются исторические, геогра-
фические, политические и рели-
гиозные факторы, повлиявшие на 
формирование русского культурного 
архетипа.
ABSTRACT: Linguistic Picture of the 
World: Dominants of Mentality. The arti-
cle offers a retrospective analysis of the 
interaction between linguistic picture of 
the world and national culture; substan-
tiates the importance of research into a 
language picture of the world for under-
standing the specifics of national identi-
ty and shows the multiplicity of linguis-
tic pictures of the world. The authors 
identify the characteristics of Russian 
linguistic picture of the world, find its 
semantic universe defining the nation-
al language as a result of cognitive 
consciousness of ethnos and analyze 
Russian idioms which reflect the domi-
nant features of the Russian mentality. 
The paper also explores the historical, 
geographical, political and religious 
factors that influenced the formation of 
the Russian cultural archetype.
Ключевые слова: языковая картина мира, национальная культура, культур-
ный архетип, русская ментальность
Keywords: linguistic picture of the world, national culture, cultural archetype, Rus-
sian mentality


94
Т. Т. Черкашина e Н. С. Новикова
М
ир человека – это мир культуры. Мен-
тально культура представлена картиной мира. 
Картина 
мира 
– это целостный образ, складывающийся в голове 
человека в процессе познавательной деятельности, но 
это не зеркальное отражение реального мира. Карти-
на мира – это реальность человеческого сознания. «Это 
гетерогенные (разнородные), гетерохронные (познава-
емые в разные отрезки времени), гетеросубстрактные 
(имеющие разную когнитивную основу) сведения о ми-
ре»
1
. Картину мира можно трактовать как ментальную 
репрезентацию культуры и, как следствие, ей во многом 
свойственны характеристики, присущие культуре как 
феномену: целостность, комплексность, историчность, 
многообразие, полиинтепретируемость, способность к 
эволюции и т.п. 
Термин 
“картина мира”
впервые был предложен Л. Вит-
генштейном в аспекте философии и логики
2
. Понятие
картина мира
, прочно войдя в разряд рабочих терми-
нов многих наук, конкретизируется дополнительными 
определениями: научная, общенаучная, частнонаучная, 
естественнонаучная, историческая, физическая, био-
логическая, языковая, национальная и др. Человек пы-
тается заменить реальный мир картиной, созданной в 
себе, т.е. в своем сознании. Особое место среди картин 
мира принадлежит языковой картине мира, покрываю-
щей все сферы человеческого знания и оказывающейся 
в системе различных картин мира наиболее долговеч-
ной, устойчивой (разумеется, лишь на том или ином 
конкретном временном срезе), стандартной, ибо «вос-
производимы» именно стандартные единицы языка, 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет